к делу № 2-1528/2021
23RS0012-01-2021-001671-66
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Горячий Ключ 24 сентября 2021 год
Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Щербаковой А.А.,
при секретаре Роденко Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации МО г.Горячий Ключ о признании объекта капитального строительства нежилым зданием в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка и регистрации изменений в ЕГРН,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации МО г.Горячий Ключ о признании объекта капитального строительства с кадастровым номером №«...», расположенного по адресу: <адрес>, нежилым зданием, предназначенным для размещения объектов торговли продовольственными и непродовольственными товарами, что соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №«...», на котором он расположен, а также разъяснить, что данное решение суда является основанием для Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю для внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН в отношении объекта капитального строительства с кадастровым номером №«...», расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование своих требований истец указал, что согласно выпискам из ЕГРН от 26.05.2021 года ФИО1 является единственным собственником земельного участка с кадастровым номером №«...», площадью 498+/- 8 кв. м., вид разрешенного использования «Обслуживание жилой застройки – 2.7», а также жилого дома с кадастровым номером №«...», общей площадью 949,9 кв.м,, количество этажей 4, в том числе подземных этажей 1; расположенных по адресу: <адрес>. Постановлением администрации МО г. Горячий Ключ от 24.04.2014 года №«...» изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №«...» с «для индивидуального жилищного строительства» на испрашиваемый вид «для размещения гостиниц», 28.01.2020 года внесены соответствующие изменения в сведения ЕГРН. Предыдущим собственником 24.07.2014 года получены технические условия на подключение данного объекта недвижимости, обозначенного как «гостинично-торговый комплекс по <адрес>», к водоснабжению и водоотведению (канализование).
Данный объект недвижимости фактически никогда не являлся жилым домом, по данному адресу никто и никогда не прописывался (регистрировался), предыдущими собственниками изначально строился под гостиницу и магазин (что следует так же из первоначального и единственного проекта на строительство), не пригоден для проживания в нем людей, на момент его приобретения в 2019 году ФИО4 здание не было завершено строительством: были возведены стены, крыша, окна (коробка).
Данный объект недвижимости введен в гражданский оборот (узаконен) в упрощенном порядке в 2010 году. Право собственности на данный объект, как на жилой дом, на законных основаниях неоднократно переходило от одних физических лиц к другим. Данные переходы права собственности зарегистрированы в ЕГРП, никем не оспариваются. Предыдущие собственники открыто и правомерно в течение десятилетий владели, пользовались и распоряжались данным имуществом, оплачивали за него налоги.
За период 2019-2020 годов здание подключено к городским коммуникациям: свет, вода, центральная канализация, газ и другие, заключены соответствующие договоры.
При устном обращении в «Росреестр» с заявлением о внесении в сведения ЕГРН изменений в части вида (назначения) объекта недвижимости с кадастровым номером №«...» с жилого дома (которым он фактически никогда не являлся) на нежилое здание, представителю истца отказали, сославшись на то обстоятельство, что действующим законодательством органы «Росреестра» самостоятельным правом внесения в ЕГРН сведений об изменении вида (назначения) объектов недвижимости не наделены.
22.09.2020 года правопредшественник истца обратился в администрацию МО г. Горячий Ключ с заявлением о переводе жилого дома в нежилое здание, подав для этого все необходимые документы, предусмотренные ст. ст. 22-24 ЖК РФ и «Административным регламентом предоставления администрацией МО г. Горячий Ключ услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение», утвержденным постановлением администрации МО г. Горячий Ключ от 28.08.2017 г. № 1917.
Постановлением администрации МО г. Горячий Ключ от 16.02.2021 г. № 436 «Предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования «обслуживание жилой застройки – 2.7» земельного участка площадью 498 кв.м, с кадастровым номером №«...», расположенного по адресу: <адрес> и объекта капитального строительства с кадастровым номером №«...», расположенного на нем».
Данным постановлением, по мнению истца, фактически осуществлен перевод жилого дома в нежилое здание. Однако, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в марте 2021 г. внесли изменения в сведения ЕГРН только сведения об основных характеристиках земельного участка, указав вид разрешенного использования «обслуживание жилой застройки-2.7». В отношении здания с кадастровым номером №«...» устно затребовали решение межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда МО г. Горячий Ключ.
29.04.2021 года состоялось заседание межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда МО г. Горячий Ключ, на котором рассмотрено заявление о переводе жилого помещения в нежилое. Заключением комиссии от 29.04.2021 г. № 04 установлено «несоответствие помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, в связи с несоблюдением условий перевода нежилого помещения в жилое помещение, а именно не соблюдение требований Жилищного кодекса РФ и законодательства о градостроительной деятельности: не соблюдены, установленные градостроительным регламентом территориальной зоны Ж-1Б требования, содержащиеся в «Правилах землепользования и застройки МО г. Горячий Ключ», утвержденных решением Совета МО г. Горячий Ключ от 06.02.2015 г. № 373, отсутствуют парковочные места для клиентов магазинов, расположенных в здании».
Постановлением администрации МО г. Горячий Ключ от 29.06.2021 г. № 1350, на основании заключения межведомственной комиссии от 29.04.2021 г. № 04, отказано в переводе жилого помещения - жилого дома в нежилое помещение - нежилое здание.
Истец не согласен с данным решением администрации МО г. Горячий Ключ от 29.06.2021 г. № 1350, вынесенным на основании заключения межведомственной комиссии от 29.04.2021 г. № 04, об отказе в переводе названного объекта в нежилое помещение - нежилое здание, считает данное решение не обоснованным и не соответствующим ст. ст. 22-24 ЖК РФ и «Административным регламентом предоставления администрацией МО г. Горячий Ключ услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение», утвержденным постановлением администрации МО г. Горячий Ключ от 28.08.2017 г. № 1917, на перевод жилого помещения - жилого дома в нежилое помещение – нежилое здание.
Нормами ст.ст. 22-24 Жилищного кодекса РФ, регулирующими вопросы перевода жилых помещений в нежилые, не предусмотрены указанные в обжалуемых решениях основания для отказа в удовлетворении заявления правопредшественника истца от 22.09.2020 года.
Истец полагает, что при таких обстоятельствах у администрации МО г. Горячий Ключ и межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда МО г. Горячий Ключ не имелось законных оснований для отказа в удовлетворении заявления о переводе жилого помещения - жилого дома в нежилое помещение – нежилое здание.
В связи с чем, обратился в суд с данным иском.
Истец ФИО1 в судебном заседании настаивал на заявленных требованиях, просил иск удовлетворить по изложенным основаниям.
Предстаивтель ответчика – администрации МО г.Горячий Ключ, действующая на основании доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против иска, просила в удовлетворении исковых требований отказать. В письменном отзыве на иск указала, что 29.04.2021 года состоялось заседание межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда МО г. Горячий Ключ, на котором рассмотрено заявление о переводе жилого помещения в нежилое. Заключением комиссии от 29.04.2021 г. № 04 установлено «несоответствие помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, в связи с несоблюдением условий перевода нежилого помещения в жилое помещение, а именно: превышено максимальное количество надземных этажей; несоответствие минимальных отступов от границ смежных земельных участков, установленных правилами землепользования и застройки МО город Горячий Ключ, утвержденных решением Совета муниципального образования город Горячий Ключ Краснодарского края от 6 февраля 2015 года №373; в границах участка отсутствуют парковочные места для клиентов магазина, расположенных в здании.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, представленные доказательства, дав оценку доводам сторон, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом по делу установлено и представленными материалами подтверждено, что объект недвижимости с кадастровым номером №«...» построен на основании разрешения на строительство №«...» от 08.07.2009 года со сроком действия до 08.07.2019 года, согласно градостроительному плану земельного участка площадью 0,0498 га с кадастровым номером №«...», до принятия «Правил землепользования и застройки МО г. Горячий Ключ», утвержденных решением Совета МО г. Горячий Ключ от 06.02.2015 г. № 373.
Данные объекты недвижимости обременений не имеют, прав третьих лиц на данные объекты нет.
Правила перевода из жилого помещения в нежилое и из нежилого в жилое регламентируются нормами статей 22-24 ЖК РФ.
В соответствии с законодательством РФ, регулирующим отношения, связанные с нежилыми помещениями, нежилым помещением (зданием) является объект недвижимости, предназначенный для бытовых, торговых и иных нужд непроизводственного характера, не предназначенный для проживания людей, изолированный, соответствующий строительным, противопожарным и техническим нормам, не имеющий обременений, на который не имеется прав третьих лиц.
Статьей 22 ЖК РФ предусмотрено, что не допускается перевод жилого помещения в наемном доме социального использования в нежилое помещение, а также не допускается перевод жилого помещения в нежилое помещение в целях осуществления религиозной деятельности не допускается.
Как установлено материалами дела, спорный объект недвижимости под указанные критерии отказа перевода жилого помещения в нежилое не подпадает.
Вместе с тем основания, послужившие отказом в переводе здания из жилого в нежилое, не основаны на законе ввиду следующего.
Градостроительным регламентом территориальной зоны Ж-1Б в отношении земельных участков с видом разрешенного использования “обслуживание жилой застройки” установлено максимальное количество надземных этажей зданий - 3 этажа (включая мансардный этаж).
Согласно выписки из ЕГРН в отношении здания с кадастровым номером №«...» в характеристиках указано, что количество этажей 4, в том числе подземных этажей 1.
Инструкцией Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которая была утверждена в августе 1998 года, под №«...» предусмотрено, что в части определения этажности дома мансарду считают этажом.
В свою очередь, согласно техническому паспорту ОКС с кадастровым номером №«...» в разделе “поэтажный план” 3 этаж здания является мансардным, что и нашло свое подтверждение в выписке из ЕГРН.
Таким образом, при указании количества этажей «4» и количества подземных этажей «1» этажность здания будет определяться как разница данных показателей – «3».
В ходе судебного разбирательства было установлено, что здание с кадастровым номером №«...» возведено в соответствии Градостроительным регламентом территориальной зоны Ж-1Б.
В соответствии со статьей 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Таким образом, параметры застройки, установленные в Правилах землепользования и застройки территории МО г. Горячий Ключ не применимы к объекту исследования, так как были введены в действие после возведения рассматриваемого объекта, на основании Решения Совета МО г. Горячий Ключ № 373 от 06.02.2015 года.
Нормативы градостроительного проектирования МО Горячий Ключ в части обеспечения парковочными местами, утвержденные решением совета МО Горячий Ключ от 30.11.2017 года №273, согласно ч. 2 ст. 20 данных нормативов применяются при подготовке, согласовании, экспертизе и реализации градостроительной документации, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
Строение с кадастровым номером №«...», расположенное по адресу: <адрес> построено в 2009 году. С 2009 года по настоящее время реконструкция данного строения также не проводилась.
Суд считает правильным обратить внимание на то обстоятельство, что 12.05.2020 года управлением жизнеобеспечения городского хозяйства администрации МО г. Горячий Ключ выданы технические условия на благоустройство примыкающей к «торгово-офисному зданию» территории площадью 468,5 кв.м к земельному участку с кадастровым номером №«...». Предыдущим собственником здания выполнены работы по благоустройству: в частности заасфальтирована и размечена парковка на 13 мест, включая специально обозначенное дорожным знаком парковочное место для людей с ограниченными возможностями.
Таким образом, у межведомственной комиссии отсутствовали законные основания в отказе изменения назначения объекта с кадастровым номером №«...», расположенное по адресу: <адрес> с жилого на нежилое.
Согласно ч. 4 ст. 23 ЖК РФ решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В материалы дела истцом было представлено заключение специалиста № Э-2021-07-05, согласно которому установлено, что целевое назначение объекта капитального строительства с кадастровым номером №«...», расположенного по адресу: <адрес> - нежилое здание, предназначенное для размещения объектов торговли продовольственными и непродовольственными товарами, что соответствует виду разрешенного использования земельного участка с к/н №«...», на котором он расположен; в результате выполненных исследований специалист определил, что объект капитального строительства с кадастровым номером №«...», расположенный по адресу: <адрес>, соответствует требованиям градостроительных, строительных, санитарно-эпидемиологических и противопожарных норм и правил; объект капитального строительства с кадастровым номером №«...», расположенный по адресу: <адрес>, не создает угрозу для жизни и здоровья граждан.
Суд, дав оценку представленному заключению, приходит к выводу, о том, что данное заключение, выполнено с применением соответствующих методик, экспертом – специалистом, имеющим соответствующую квалификацию, поэтому данное заключение у суда сомнений не вызывает.
Ответчиком по делу названное заключение не оспаривается.
Частью 1 ст. 12 ГПК РФ предусмотрено, что правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Вместе с тем представителем ответчика ходатайство о проведении судебной экспертизы не заявлялось, выводы, указанные в заключении специалиста № Э-2021-07-05 также не оспаривались.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 2 пункта 28 Приказа Росреестра от 01.06.2021 N П/0241 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" предусмотрено, что в записи кадастра недвижимости о здании указываются следующие дополнительные сведения: адрес объекта недвижимости (при его наличии) в структурированном в соответствии с ФИАС виде либо местоположение объекта недвижимости (при отсутствии присвоенного адреса или в случае, если такие сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости до вступления в силу Федерального закона); назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение, садовый дом).
Пунктом 169 Приказ Росреестра от 01.06.2021 N П/0241 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" предусмотрена возможность внесения изменений в отдельные записи кадастра недвижимости об объекте недвижимости на основании судебного акта.
Суд, анализируя изложенное, дав оценку доводам сторон, представленным доказательствам, установленным фактам и обстоятельствам в их совокупности приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к администрации МО г.Горячий Ключ о признании объекта капитального строительства нежилым зданием в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка и регистрации изменений в ЕГРН, удовлетворить.
Признать объект капитального строительства, с кадастровым номером №«...», по адресу: <адрес>, зданием, назначение – нежилое, наименование - магазин, количество этажей 4, в том числе подземных – 1, год постройки – 2009, материал стен – из прочих материалов, расположенное на земельном участке, с кадастровым номером №«...», вид разрешенного использования – обслуживание жилой застройки, категория земель – земли населенных пунктов, площадью 498 кв.м., по адресу: <адрес>.
Данное решение суда является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю изменений в сведения ЕГРН в отношении здания, с кадастровым номером №«...» назначение – нежилое, наименование - магазин, количество этажей 4, в том числе подземных – 1, год постройки – 2009, материал стен – из прочих материалов, по адресу: <адрес>, расположенное на земельном участке, с кадастровым номером №«...», вид разрешенного использования – обслуживание жилой застройки, категория земель – земли населенных пунктов, площадью 498 кв.м., по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение месяца.
Председательствующий - подпись