Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 мая 2014г. Кировский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Тимофеевой А.М., при секретаре Дацковой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1529/2014 по заявлению ФИО1 о признании решения межведомственной комиссии по признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции незаконным, обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод путем рассмотрения заявления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с заявлением о признании решения межведомственной комиссии по признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (далее Межведомственная комиссия) незаконным, обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод путем рассмотрения заявления о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. он обратился в Межведомственную комиссию с заявлением о признании жилого дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. На указанное обращение последовал ответ за № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в рассмотрении заявления по мотиву того, что представленное строительно-техническое экспертное исследование № не соответствует требованиям закона, т.к. по мнению Межведомственной комиссии представленное строительно-техническое экспертное исследование № ООО «<данные изъяты>» составлено не специализированной организацией, что и послужило основанием для отказа в его требованиях. Указанное решение Межведомственной комиссии нарушает его права и свободы.
Заявитель указывает, что Межведомственная комиссия ссылается на главу 6 Градостроительного кодекса РФ, где речь идет о видах работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации (п. 2 ст. 47 ГрК РФ). Виды работ определены главой 11 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009г. № 624 «Виды работ по подготовке проектной документации». Понятие проектной документации приведено в п. 2 ст. 48 ГрК РФ. В рассматриваемом случае строительно-техническое экспертное исследование № не подпадает под понятие «проектная документация», т.к. не содержит в себе материалов, определяющих какие-либо решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства. В связи с указанным, ссылка на то, что ООО «<данные изъяты>», подготовивший экспертное исследование № должно иметь свидетельство о допуске к работам, является незаконной.
Просит суд признать решение Межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции № от ДД.ММ.ГГГГ. - незаконным, обязать устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод путем рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ о признании многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В судебном заседании заявитель ФИО1, его представитель по заявлению ФИО2, заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, настаивали на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель Администрации г. Иркутска – ФИО3, Т.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. за №, заявленные требования не признала, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суду пояснила, что оспариваемое письмо от ДД.ММ.ГГГГ. за № не является решением Межведомственной комиссии, т.к. данное письмо носит информационный характер и не содержит какого-либо властного волеизъявления, затрагивающего права и свободы ФИО1 Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Порядок производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, определяются главой 25 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Обстоятельства, на которых основаны требования, представляют собой юридические факты, с которыми закон либо иной правовой акт связывает возникновение материально правовой обязанности.
Таким образом, для того, чтобы признать заявление о признании незаконным решения органа государственной власти, органа местного самоуправления обоснованным, оспариваемое решение должно обладать следующими признаками:
оспариваемое решение принято в нарушение норм закона;
оспариваемое решение выходит за пределы компетенции совершившего его органа местного самоуправления;
в результате принятия оспариваемого решения нарушены права или свободы гражданина, либо созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Основанием для принятия решения суда о признании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих недействительным являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Заявитель должен не только конкретизировать предмет судебной проверки (действия или решения, которые заявитель просит признать незаконными), но и доказать, какие конкретно права и свободы нарушаются оспариваемым действием (бездействием) или актами; созданы препятствия к осуществлению его прав и свобод; на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности, на что также указано в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».
Следовательно, в предмет судебного исследования входит вопрос о соответствии принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим указанных выше распоряжений и решений закону или иному нормативному правовому акту, а также о нарушении данными решениями прав и законных интересов заявителя.
К решениям по смыслу главы 25 ГПК РФ относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
Согласно ч. 3 ст. 246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. N 2).
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся в том числе признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно ч. 3,4 ст. 15 ЖК РФ порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. При этом не указано, что это касается только муниципального и государственного жилищного фонда.
Единственным нормативным правовым актом, принятым по данному вопросу Правительством Российской Федерации, является Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. N 47 (далее также Положение).
Настоящее Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Разделом IV Положения установлена процедура признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в том числе указаны субъекты, имеющие право обращаться в Межведомственную комиссию, перечень документов, которые должен представить заявитель в Межведомственную комиссию, сроки рассмотрения Межведомственной комиссией указанных документов и проведения ею обследования многоквартирного дома, а также виды решений Межведомственной комиссии, принимаемых ею по результатам обследования, сроки извещения заявителя о результатах обследования и порядок взаимодействия Межведомственной комиссии с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 42 Положения Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения; заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абз. 3 п. 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
Заявитель вправе представить заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе лично или посредством почтового отправления с уведомлением о вручении либо в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", регионального портала государственных и муниципальных услуг (при его наличии) или посредством многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 45 Положения).
Из представленного в материалы дела заявления ФИО1 на имя председателя межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ. вх. № следует, что заявитель просит признать многоквартирный дом по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Приложение к заявлению отсутствует.
На указанное обращение Межведомственная комиссия направляет в адрес ФИО1 письмо за № от ДД.ММ.ГГГГ в котором со ссылкой на п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. N 47, сообщается, что под специализированной организацией понимается индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которое вправе выполнять работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. В ланом случае организация должна иметь свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в частности на работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, в соответствии с главой 6 Градостроительного кодекса РФ «Саморегулирование в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства». В письме приведен перечень саморегулируемых организаций в <адрес>, и указано, что для заключения договора на проведение обследования многоквартирного дома, необходимо обратиться в одну из указанных саморегулируемых организаций, где будут даны рекомендации в отношении организаций, имеющих допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В случае предоставления требуемых документов, комиссия рассмотрит поступившее заявление и по результатам рассмотрения будет принято решение.
Данный ответ заявитель считает решением об отказе в удовлетворении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ о признании многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, что и явилось основанием для обращения в суд.
В силу ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежат оспариваемые либо нарушенные права.
Как указано выше, в силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2
- к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властноеволеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций;
- к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
Оспариваемый ответ Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. носит информационный и разъяснительный характер, поскольку не содержит каких либо властных предписаний, решений, требований и не подлежит обжалованию в порядке глав 23, 25 ГПК РФ.
Доказательств того, что органом, решение которого оспаривается, было нарушено право ФИО1, суду не представлено.
В связи с указанным, отсутствуют правовые основания для судебной защиты прав заявителя.
При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований нет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199,254 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО1 о признании решения межведомственной комиссии по признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции № от ДД.ММ.ГГГГ. - незаконным, обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод путем рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ. о признании многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.М. Тимофеева
Мотивированный текст решения изготовлен 16.05.2014г. Судья.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>