Дело № 2-152/2019
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2019 года город Брянск
Фокинский районный суд города Брянска в составе
председательствующего судьи Маковеевой Г.П.,
при секретаре Писаревой Е.А.,
с участием истца ФИО1 и ее представителя ФИО5,
представителя ответчиков Фокинской районной администрации г. Брянска и Брянской городской администрации ФИО6, третьего лица ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Фокинской районной администрации о признании незаконным распоряжения в постановке на жилищный учет, признании нуждающимися в улучшении жилищных условий с постановкой на учет,
установил:
ФИО1, с учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований, обратилась в Фокинский районный суд г. Брянска с иском, ссылаясь на то, что распоряжением Фокинской районной администрации г. Брянска № 220-р от 23 августа 2018 г. «О постановке на жилищный учет граждан Фокинского района г. Брянска и внесении изменений в учетные дела граждан, состоящих на жилищном учете» ей отказано в постановке на жилищный учет со ссылкой на нормы ст. 53 ЖК РФ в связи с преднамеренным ухудшением жилищных условий.
Как следует из распоряжения комиссии, семья ФИО1 была обеспечена нормой жилой площади, утвержденной на территории города Брянска, поскольку истец в период времени с <дата> по <дата> проживала как член семьи собственника индивидуального домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м. Ее <...> ФИО7 в период времени с <дата> по <дата> проживал как член семьи собственника индивидуального домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м.
Ссылаясь на необоснованность принятого решения, а также положения Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ст. 53 ЖК РФ истец просит суд:
- признать незаконным и отменить п. 3 распоряжения Фокинской районной администрации г. Брянска от <дата> № 220-р «О постановке на жилищный учет граждан Фокинского района г. Брянска и внесении изменений в учетные дела граждан, состоящих на жилищном учете»,
- обязать Фокинскую районную администрацию города Брянска поставить ФИО1 на жилищный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на состав семьи из пяти человек, как лицо, подвергшееся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
- взыскать с Фокинской районной администрации города Брянска расходы по оплате госпошлины в размере <...>
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО5 требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчиков Фокинской районной администрации г. Брянска и Брянской городской администрации ФИО6 исковые требования не признала, суду пояснила, что истец и ее супруг были обеспечены жилой площадью более учетной нормы. Снявшись с регистрационного учета и зарегистрировавшись вновь в городе Брянске истец намеренно совершила действия по ухудшению жилищных условий. Ссылаясь на положения ст. 53 Жилищного кодекса РФ полагала в иске отказать.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО7 считает исковые требования ФИО1 законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Департамента строительства и архитектуры Брянской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец ФИО1 имеет удостоверение, выданное Департаментом строительства и архитектуры Брянской области от <дата>, согласно которому истец является гражданином, выехавшим добровольно из зоны проживания с правом на отселение.
Следовательно, ФИО1 в соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяются положения законодательства о мерах социальной поддержки.
Меры социальной поддержки таких граждан установлены ст.17 Закона.
В соответствии с п. 7 ст. 17 Закона, таким гражданам гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, один раз.
Нуждаемость в улучшении жилищных условий определяется в соответствии с положениями ст. 51 Жилищного кодекса РФ, где гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе, граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 153 от 21 марта 2006 г. (в редакции от 20 ноября 2018 г.) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1050 от 17 декабря 2010 г. (в редакции от 30 января 2019 г.) «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждены особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы», в соответствии с которыми право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют следующие категории граждан Российской Федерации, в том числе граждане, подвергшиеся радиационному воздействию, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как следует из указанных положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий
Истец ФИО1 обратилась в Фокинскую районную администрацию гор. Брянска с заявлением о постановке на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях составом семьи 5 человек, указав в заявлении в качестве оснований нуждаемости обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи ниже учетной нормы.
Распоряжением Фокинской районной администрации г. Брянска № 220-р от 23 августа 2018 г. «О постановке на жилищный учет граждан Фокинского района г. Брянска и внесении изменений в учетные дела граждан, состоящих на жилищном учете» ей отказано в постановке на жилищный учет со ссылкой на нормы ст. 53 ЖК РФ в связи с преднамеренным ухудшением жилищных условий.
Как следует из распоряжения комиссии, семья ФИО1 была обеспечена нормой жилой площади, утвержденной на территории города Брянска, поскольку истец в период времени с <дата> по <дата> проживала как член семьи собственника индивидуального домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м. Ее <...> ФИО7 в период времени с <дата> по <дата> проживал как член семьи собственника индивидуального домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м
Проверяя законность и обоснованность принятого решения, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ не истечение пятилетнего срока, предусмотренного ст. 53 Жилищного кодекса РФ, является основанием для отказа гражданину в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из материалов гражданского дела и пояснений лиц, участвующих в деле, истец проживала и была зарегистрирована вместе с ее детьми: <...>ФИО2, <дата> рождения, <...>ФИО3, <дата> рождения, <...>ФИО4, <дата> рождения, в доме своей <...>ФИО4 по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м. <...> ФИО7 проживал и был зарегистрирован в доме, принадлежащем его родителям, расположенном в <адрес>.
С <дата> истец вместе со своей семьей в количестве пяти человек проживает и зарегистрирована в квартире, принадлежащей с <дата> ее супругу по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 8 октября 2015 г. N 1074 «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» <адрес> относится к зоне проживания с правом на отселение.
Таким образом, выехав из <адрес>, истец ФИО1 воспользовалась своим правом на выезд из зоны радиоактивного загрязнения в чистую зону.
Доводы представителя ответчика о том, что, выехав из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, истец намеренно совершила действия по ухудшению жилищных условий, суд находит несостоятельными, поскольку право на выезд из зоны проживания с правом на отселение является правом, предусмотренным вышеуказанным законодательством, а потому не может являться ухудшением жилищных условий.
Согласно постановлению Брянской городской администрации от 25 мая 2005 г. № 1824-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории г. Брянска» учетная норма площади жилого помещения на территории г. Брянска установлена в размере 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Площадь квартиры, в которой в настоящее время проживает истец со своей семьей, составляет <...> кв.м.
Таким образом, площадь жилого помещения, приходящегося на одного человека, с учетом общей площади квартиры, в которой проживает семья истца составом 5 человек, составляет менее установленной учетной нормы площади жилого помещения.(37,1 : 5 = 7,4 кв.м.)
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истец ФИО1 является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Доводы представителя Брянской городской администрации о том, что при передаче в <дата> дома <адрес> в собственность ФИО4, ФИО1 отказалась от приватизации, тем самым, ухудшив свои жилищные условия, суд во внимание не принимает, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судом установлено, что ФИО1 отказалась от своего права на участие в приватизации жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <дата>; указанный дом передан в собственность ФИО4<дата>. С заявлением о постановке на жилищный учет ФИО1 обратилась <дата>, т.е. спустя более 5-ти лет
Установив данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что п. 3 распоряжения Фокинской районного администрации г. Брянска от 23 августа 2018 г. № 220-р «О постановке на жилищный учет граждан Фокинского района г. Брянска и внесении изменений в учетные дела граждан, состоящих на жилищном учете» нельзя признать обоснованным, а потому требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Фокинской районной администрации о признании незаконным распоряжения в постановке на жилищный учет, признании нуждающимися в улучшении жилищных условий с постановкой на учет – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить п. 3 распоряжения Фокинской районного администрации г. Брянска от 23 августа 2018 г. № 220-р «О постановке на жилищный учет граждан Фокинского района г. Брянска и внесении изменений в учетные дела граждан, состоящих на жилищном учете».
Обязать Фокинскую районную администрацию города Брянска признать ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий с постановкой на жилищный учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с составом семьи из пяти человек, по основаниям, указанным в заявлении от <дата>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Г.П. Маковеева
Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2019 года.