ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-152/19 от 10.06.2019 Мокшанского районного суда (Пензенская область)

Дело № 2 - 152/2019

Решение

Именем Российской Федерации

10 июня 2019 года р.п. Мокшан

Мокшанский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Устименковой О.В., при секретаре судебного заседания Гордеевой В.В., с участием истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, представителей ответчиков администрации Мокшанского района Пензенской области ФИО4, администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области ФИО5, третьего лица ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Мокшанского районного суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО7, ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО3, ФИО9 к администрации Нечаевского сельского совета Мокшанского района Пензенской области, Комитету местного самоуправления Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, администрации Мокшанского района Пензенской области о понуждении внесения в учредительные документы администрации Нечаевского сельского совета дополнительного вида деятельности «распределение воды для питьевых и промышленных нужд», обязании к собиранию денежных средств с жителей с. Нечаевка за поставленную воду работником, уполномоченным приказом главы администрации Нечаевского сельского совета в соответствии с Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» с последующим переводом расчетов с населением в безналичную форму, с обязанием учитывать наличные денежные средства с соблюдением БК РФ,

установил:

истцы ФИО7, ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО3, ФИО9 обратились в Мокшанский районный суд Пензенской области с исковым заявлением к администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области. Исковое заявление мотивированно тем, что на протяжении последних 3-х лет (2016, 2017, 2018 годы) администрация Нечаевского сельсовета фактически обеспечивает население с. Нечаевка и бюджетные организации (школу, детсад, лечебный пункт, клуб) водой из водопроводной сети. Ввиду длительного отсутствия воды в половине села 25 июня 2018 года сходом населения было принято решение выяснить причины. Для этого обратились в прокуратуру Мокшанского района, из ответа которой следует, что в ходе проверки установлено, что на территории Нечаевского сельсовета Мокшанского района имеется четыре артезианские скважины, один каптаж, три водонапорные башни, а также водопроводные сети протяженностью около 9 км, права владения и (или) пользования данными объектами третьим лицам не переданы, договоры долгосрочной аренды не заключались. На протяжении 3-х последних лет ФИО7 неоднократно обращалась с жалобами на плохую подачу воды в Управление ЖКХ и ГЗН Пензенской области и в администрацию Мокшанского района Пензенской области. В соответствии с Уставом администрация Нечаевского Сельсовета является муниципальным казенным учреждением. Наличные денежные средства с населения за потребление воды принимаются в помещении администрации Нечаевского сельсовета. Принимать наличные денежные средства от населения за полученную воду собрание граждан села Нечаевка доверило жительнице села Нечаевка ФИО6 На общем совместном собрании депутатов, главы администрации и инициативной группы от населения 16.07.2018 рассматривался вопрос учета денежных средств от населения за воду и составление отчета по движению денежных средств у ФИО6 Согласно представленному отчету за период с февраля 2016 года по первое полугодие 2018 года с населения собрано 1992708 рублей. Собранными наличными денежными средствами фактически распоряжался глава администрации Нечаевского сельсовета. На совместном собрании 16.07.2018 в помещении администрации Нечаевского сельсовета, где присутствовали депутаты, инициативная группа от населения и глава администрации ФИО5 рассматривали вопрос сбора денежных средств, как с населения, так и с организаций за поставленную воду. Там же принято решение направить депутатский запрос на имя главы администрации Мокшанского района ФИО10 о возможности использовать банковские счета администрации Нечаевского сельсовета для безналичного расчета. В соответствии с ответом главы казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. В связи с вышеизложенным и для законной оплаты гражданами села Нечаевка и муниципальными организациями за поставленную воду по водопроводной сети истцы вынуждены обратиться в суд с иском о понуждении администрации Нечаевского сельсовета внести дополнение ОКВЭДа. Истцы просят суд обязать администрацию Нечаевского сельсовета внести изменения в учредительные документы по дополнительному виду деятельности ОКВЭД «распределение воды для питьевых и промышленных нужд» и зарегистрировать дополнения в ИФНС; обязать собирать наличные денежные средства с населения села Нечаевка за поставленную воду работником, уполномоченным приказом главы администрации Нечаевского сельсовета и от лица администрации Нечаевского сельсовета села Нечаевка в соответствии с 54 ФЗ РФ «О применении контрольно-кассовой техники», с последующим переводом расчетов с населением в безналичную форму; обязать учитывать наличные денежные средства с соблюдением Бюджетного законодательства РФ.

Определениями суда от 11 апреля 2019 года и от 06 мая 2019 года в качестве соответчиков привлечены Комитет местного самоуправления Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области и администрация Мокшанского района Пензенской области.

В судебном заседании истцы ФИО3, ФИО1, ФИО2 исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить. ФИО3 суду пояснила, что жители села Нечаевка в летний период длительное время остаются без воды. Это связано с тем, что не все оплачивают денежные средства за пользование водой. Наличные денежные средства с населения за потребление воды принимаются в помещении администрации Нечаевского сельсовета ФИО6, на счет администрации не поступают. Они обратились в суд для того, чтобы узаконить сбор денежных средств, сделать систему прозрачной. Полагают, что надо создать внебюджетный счет, на который все граждане и юридически лица осуществляли платежи за пользование водой.

Истцы ФИО7, ФИО8, ФИО9 в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются их заявления с просьбой рассмотреть дело без их участия.

Представитель ответчика администрации Нечаевского сельского совета Мокшанского района ФИО5 возражал в удовлетворении исковых требований. В настоящее время на уровне района решается вопрос о создании организации, обеспечивающей обслуживание системы холодного водоснабжения муниципального образования «Нечаевский сельсовет». Администрация не вправе вносить изменения в Устав, которые связаны с осуществлением коммерческой деятельности, это противоречит закону.

Представитель ответчика администрации Мокшанского района ФИО4 в удовлетворении иска просила отказать, указав на следующее. Администрация Мокшанского района Пензенской области является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому делу. Внесение изменений в учредительные документы администрацией, как района, так и администрацией поселения невозможно, так как учредительным документом является Устав муниципального образования, а согласно пункта 1 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие Устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений относиться к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Администрация Нечаевского сельсовета не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, так как согласно правовой позиции Конституционного суда один и тот же субъект не может совмещать властную деятельность в сфере государственного и муниципального управления и предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, участие муниципальных образований в гражданском обороте, как и состав объектов муниципальной собственности может быть связан только с осуществлением властных функций и решением задач, возложенных на местное самоуправление. Согласно части 3 статьи 161 Бюджетного кодекса казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Необходимо также учитывать, что согласно ч. 3 ст. 120 ГК РФ особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. В связи с этим по общему правилу казенное учреждение, созданное от имени муниципального образования местной администрацией, в соответствии с его учредительным документом может осуществлять приносящую доходы деятельность, в том числе оказывать платные муниципальные услуги и работы. При этом такая деятельность этих учреждений должна служить достижению целей, ради которых они созданы, и соответствовать этим целям. Органы местного самоуправления (как имеющие, так и не имеющие статус муниципального учреждения) по общему правилу не вправе осуществлять приносящую доход деятельность, в том числе оказывать платные услуги, поскольку они как органы публичной власти создаются исключительно для осуществления публичных функций. Указанная деятельность не согласуется с публичными функциями органов власти. Предоставление таких услуг органами местного самоуправления возможно только в исключительных случаях, непосредственно установленных федеральным законодательством. Что касается органов местной администрации (как имеющих, так и не имеющих статус муниципального учреждения), то они, являясь лишь структурными подразделениями местной администрации, могут действовать только в пределах ее полномочий, выполнять отдельные управленческие функции лишь в целях реализации таких полномочий. Поэтому они тем более не могут осуществлять предпринимательскую деятельность и являться хозяйствующими субъектами.

Третье лицо ФИО6 разрешение заявленных требований оставила на усмотрение суда. Суду пояснила, что на основании схода граждан она является уполномоченным лицом по сбору с населения с. Нечаевка денежных средств за водоснабжение. Сбор денежных средств она осуществляет с 2016 года, принимает с населения платежи за воду, ведет учет денежных средств в ведомостях, которые затем сдает главе администрации Нечаевского сельсовета.

Представитель ответчика комитета местного самоуправления Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом

Суд, заслушав объяснения истцов, представителей ответчиков, третье лицо, исследовав материалы дела, оценив представленные и исследованные доказательства, учитывая положение ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, ч. 2 ст. 56 ГПК РФ, в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, приходит к следующему.

Статьей 10 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и независимы. По смыслу приведенной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130 Конституции Российской Федерации). В силу части первой статья 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями. Порядок составления, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Положениями ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ч. 1).

Частью 10 ст. 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из Устава Нечаевского сельсовета, принятого решением КМС № 23358/5 от 13.09.2011, муниципальное образование - Нечаевской сельсовет Мокшанского района Пензенской области обладает статусом сельского поселения. К вопросам местного значения Нечаевского сельсовета относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета Нечаевского сельсовета и контроль за исполнением данного бюджета; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Нечаевского сельсовета; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления Нечаевского сельсовета осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета Нечаевского сельсовета. В исключительной компетенции комитета местного самоуправления находится: принятие Устава Нечаевского сельсовета и внесение в него изменений и дополнений; утверждение бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Нечаевского сельсовета полномочий по решению вопросов местного значения. Администрация Нечаевского сельсовета создает в порядке, предусмотренном решением комитета местного самоуправления, муниципальные предприятия; определяет порядок создания муниципальных учреждений; осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета Нечаевского сельсовета в случаях и порядке, установленных бюджетным законодательством; разрабатывает проект бюджета Нечаевского сельсовета и исполняет его. Устав Нечаевского сельсовета, решения комитета местного самоуправления о внесении изменений и дополнений в него принимаются комитетом местного самоуправления. Нечаевский сельсовет имеет собственный бюджет (местный бюджет)(статьи 1, 4, 19, 20, 23, 30, 38).

Таким образом, заявленные истцами требования о понуждении администрации Нечаевского сельсовета внести дополнение ОКВЭДа, кК следует из Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава Нечаевского сельсовета, не относятся к вопросам местного значения сельского поселения (статья 4 Устава). По сути требования истцов направлены на внесение изменений в бюджет Нечаевского сельсовета. Внесение предложений о формировании бюджета на следующий год или внесении изменений уже в утвержденный бюджет, является правотворческой инициативой. Вмешательство суда в бюджетный процесс не предусмотрено в рамках гражданского процессуального законодательства.

Кроме того, решением Мокшанского районного суда от 17 августа 2018 года по делу № 2а - 395/2018 постановлено: «Признать незаконным бездействие администрации Нечаевского сельского совета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по определению гарантирующей организации, обеспечивающей обслуживание системы холодного водоснабжения муниципального образования «Нечаевский сельсовет». Обязать администрацию Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области определить гарантирующую организацию, обеспечивающую обслуживание системы водоснабжения в муниципальном образовании «Нечаевский сельсовет», установить зоны деятельности гарантирующей организации в срок до 02 декабря 2018 года. Решение вступило в законную силу и в настоящее время находится на стадии исполнения. Рассрочка либо отсрочка администрации Нечаевского сельского совета не представлялась».

Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Аналогичное положение предусмотрено частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступившего в силу с 15 сентября 2015 года.

Исполнение решения суда по создание организации, обеспечивающей обслуживание системы холодного водоснабжения муниципального образования «Нечаевский сельсовет», позволит решить все вопросы, связанные с водоснабжением и оплатой услуг за водоснабжение.

Кроме этого, 16 апреля 2019 года между администрацией Мокшанского района Пензенской области дано согласие на принятие осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе Нечаевского сельсовета Мокшанского района, по организации в границах поселения централизованного водоснабжения населения; определения гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения поселения и зоны её деятельности.

Таким образом, возложение на ответчиков в соответствии с положениями ст. 12 ГК РФ гражданско-правовой обязанности по совершению действий, направленных на понуждение внесения в учредительные документы администрации Нечаевского сельского совета дополнительного вида деятельности «распределение воды для питьевых и промышленных нужд», на собирание денежных средств с жителей с. Нечаевка за поставленную воду работником, уполномоченным приказом главы администрации Нечаевского сельского совета в соответствии с Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» с последующим переводом расчетов с населением в безналичную форму, на обязание учитывать наличные денежные средства с соблюдением БК РФ, не может быть признано законным и обоснованным, поскольку по делу не представлено доказательств нарушения прав истцов и виновное бездействие ответчиков. Кроме того, это является вмешательством в деятельность муниципального образования. В силу ст. 12 и ст. 132 Конституции Российской Федерации решение вопросов формирования, утверждения, исполнения бюджета муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Вмешательство в указанную деятельность исключается.

Таким образом, требования истцов удовлетворению не подлежат, поскольку вмешательство органов судебной власти в деятельность органов местного самоуправления, понуждение к решению вопросов местного значения иным, чем определено муниципальным образованием, способом, недопустимо, иное нарушит принципы разделения властей и самостоятельности органов местного самоуправления.

Системное толкование приведенных норм права в совокупности с обстоятельствами настоящего дела позволяют суду прийти к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО7, ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО3, ФИО9 к администрации Нечаевского сельского совета Мокшанского района Пензенской области, Комитету местного самоуправления Нечаевского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, администрации Мокшанского района Пензенской области о понуждении внесения в учредительные документы администрации Нечаевского сельского совета дополнительного вида деятельности «распределение воды для питьевых и промышленных нужд», обязании к собиранию денежных средств с жителей с. Нечаевка за поставленную воду работником, уполномоченным приказом главы администрации Нечаевского сельского совета в соответствии с Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» с последующим переводом расчетов с населением в безналичную форму, с обязанием учитывать наличные денежные средства с соблюдением БК РФ, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Мокшанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.В. Устименкова

Мотивированное решение составлено 14.06.2019.

Судья О.В. Устименкова