Дело № 2 – 152/2013РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара
в составе председательствующего судьи Арефьевой Т.Ю.,
при секретаре Казариновой Н.Б.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара Коданевой И.И.,
представителя ответчика ФГУП «РТПС» и третьего лица РПЦ РК, Шихова Ю.И., по доверенности,
представителя третьего лица ОАО «Газпром газораспределение Сыктывкара» Шестопалова Е.Г., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 14 марта 2013 года гражданское дело по заявлению прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара к ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» об обязании принятия в собственность опасного производственного объект, принятии мер по постановке объекта в реестр федеральной собственности и на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязании заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (далее – ФГУП «РТРС) о понуждении к совершению определенных действий.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения хозяйствующими субъектами законодательства об экологической и промышленной безопасности опасных производственных объектов в деятельности филиала ФГУП «РТРС» «Радиотелевизионный передающий центр Республики Коми» (далее – РПЦ РК), установлено, что газоснабжение жилых домов №... в м. ... осуществляется из резервуарной установки (регистрационный номер ..., дата регистрации **.**.**.). Жилыми домами №... в м. ... владеет на правах хозяйственного ведения филиал РПЦ РК. В перечень передаваемого филиалу федерального имущества не вошел вышеуказанный опасный производственный объект – установка резервуарная в м. ..., вследствие чего данный объект не был закреплен за ответчиком. В реестре федерального имущества сведения о данном объекте недвижимости отсутствуют. На данный момент собственник указанного опасного производственного объекта не установлен. В связи с тем, что заказчиком газификации жилых домов №... в м. ... являлся Сыктывкарский Радиострой (филиал ФГУП «ВГТРК», от которого переданы жилые дома ФГУП «РТРС»), до настоящего времени указанными жилыми домами владеет на правах хозяйственного ведения РПЦ РК, то он является фактическим собственником опасного производственного объекта. Отсутствие собственника, ненадлежащего контроля опасного производственного объекта-установки резервуарной, может вызвать наступление тяжелых последствий – разрушение газовых сетей и как следствие, возникновение чрезвычайных ситуаций, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, причинение ущерба здоровью людей и окружающей среде. Просит обязать ФГУП «РТРС» признать право собственности на опасный производственный объект- установку резервуарную, обязать ответчика принять меры по постановке объекта в реестр федеральной собственности, а также на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязать заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности от причинения вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, взрывоопасного производственного объекта.
В ходе рассмотрения дела основное требование прокурора было уточнено на обязание ФГУП «РТРС» принять в собственность опасный производственный объект, в остальном требования оставлены без изменения.
В судебном заседании представитель заявителя –помощник прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара Коданева И.И. уточненное заявление поддержала по изложенным в нем доводам.
Представитель ответчика ФГУП «РТРС» и третьего лица РПЦ РК Шихов Ю.И. требования не признал, ссылаясь на доводы возражений.
Представитель третьего лица администрации Эжвинского района г. Сыктывкара Брызгунова О.Ф. поддержала заявление прокурора.
Представитель привлеченного судом в качестве третьего лица ОАО «Газпром газораспределение Сыктывкара» (переименованного с ОАО «Комигаз») Шестопалова Е.Г. исковые требования поддержала.
Представители третьих лиц Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми, Печорского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ООО «СГснаб» при надлежащем извещении в судебном заседании участия не принимали.
С учетом мнения участвующих в деле лиц суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Проверив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон и третьих лиц, суд приходит к следующему.
В силу ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (ч. 2).
В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом (ч. 3).
Согласно ч. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу ч. 2 ст. 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: 1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237); 2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238); 3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239); 4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241); 5) реквизиция (статья 242); 6) конфискация (статья 243); 7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282,285,293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 настоящего Кодекса; 8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы.
Согласно ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона №122-ФЗ государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
В силу ст. 5 Федерального закона №122-ФЗ участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, - с другой.
Согласно ч. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" возлагает на владельцев опасных производственных объектов, расположенных на территории Российской Федерации, осуществлять их обязательное страхование и регистрацию в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов (ст.ст. 2,4,5).
Материалами дела установлено следующее.
На основании Решения исполкома ... от **.**.**. №... Управлению связи ... был предоставлен земельный участок площадью ... га под площадку №... радиоцентра, для трассы автодорог, ЛЭП и инженерных коммуникаций, в районе .... Согласно постановлению СовМина ... от **.**.**. №... Управлению связи ... дополнительно отведено ... га земли на указанные цели.
**.**.**. в ... округе Госгортехнадзора ... был зарегистрирован подземный резервуар для жидкого газа (сосуд заводской №..., регистрационный №..., сосуд заводской №..., регистрационный №...), работающий под давлением, установленный в м. ... г. ... для обеспечения газоснабжения жилых домов №...
Заказчиком газификации домов являлся Сыктывкарский радиоцентр, что подтверждается актом о готовности газопровода к эксплуатации от **.**.** года, актом приемки газового оборудования от **.**.** года, а также актом приемки газопровода в эксплуатацию от **.**.**.
Приказом начальника производственно-технического управления связи ... от **.**.** года №... Сыктывкарский радиоцентр был ликвидирован как самостоятельное предприятие, с передачей технических средств радиоцентра на баланс и обслуживание Сыктывкарской радиотелевизионной передающей станции (РПС)
Опасный производственный объект – установка резервуарная ... (подземный резервуар) был зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» Печорским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору **.**.**., о чем ОАО «Комигаз», осуществлявшему техническое обслуживание установки резервуарной по договору с РТПЦ РК, выдано свидетельство о регистрации ... от **.**.**.
Приказом Государственного комитета РФ по связи и информатизации от **.**.**. №... в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от **.**.**. №... создано государственное унитарное предприятие «Радиотелевизионный передающий центр Республики Коми», путем выделения из состава ОАО «Связь ...», с закреплением за ним на праве хозяйственного ведения имущества, относящегося к федеральной собственности и находящегося в пользовании ОАО «Связь ...».
ФГУП «РТРС» создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от **.**.**. №... «О создании федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» и является правопреемником федеральных государственных унитарных предприятий «Главный центр радиовещания и телевидения» и «Главный центр управления сетями радиовещания и магистральной радиосвязи» в соответствии с передаточным актом, а также федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» в отношении имущественных прав и обязанностей, в соответствии с деятельностью по распространению радиосигнала, в соответствии с разделительным балансом.
Радиотелевизионный передающий центр Республики Коми является филиалом ФГУП «РТРС».
Распоряжением Правительства РФ от **.**.**. №... утвержден Разделительный баланс, составленный по состоянию на **.**.**. для государственной регистрации ФГУП «РТРС».
Согласно сводному перечню имущества, имущественных прав и обязанностей, передаваемых в ФГУП «РТРС» путем выделения из ВГТРК, передаточному акту от **.**.**. на баланс ФГУПС РРТПЦ Республики Коми переданы жилые 12-квартирные дома №... в м. ...
На основании решения Арбитражного суда Республики Коми от **.**.**. №... в муниципальную собственность Эжвинского района г. Сыктывкара передан жилой дом №... в м. .... Принятие дома в муниципальную собственность по решению суда закреплено постановлением главы администрации МО «Эжвинский район Сыктывкара» от **.**.**№....
Согласно письму Федерального Агентства по управлению государственным имуществом, в реестре федерального имущества, формируемом в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от **.**.**. №..., отсутствуют сведения об установке резервуарной, установленной в м. .... Однако, отсутствие сведений об объекте недвижимого имущества в реестре федерального имущества не означает отсутствие права федеральной собственности на вышеуказанный объект.
Оценивая исследованные судом доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора об обязании ФГУП «РТПС» принять в собственность опасный производственный объект противоречат нормам гражданского права, предусматривающим основания приобретения имущества.
Выводы суда основаны на том, что установка резервуарная предназначена для газоснабжения жилых домов №... в м. ..., при этом жилой дом №... находится в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений Верховных Советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Доказательства того, что опасный производственный объект в установленном законодательством порядке выбыл из состава федеральной собственности, и возникшее в силу закона право федеральной собственности на него прекратилось, в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в судебном порядке возможно признание права федеральной собственности на имущество и признание права хозяйственного ведения за предприятием. При этом регистрация права хозяйственного ведения на объект недвижимости производится с одновременной регистрацией права федеральной собственности.
В силу ст. 196 ч. 3 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявления прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара к ФГУП «РТПС» о понуждении к выполнению определенных действий, не имеется в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ судебные расходы следует отнести на счет федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара к ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» об обязании принять в собственность опасный производственный объект – установку резервуарную (регистрационный номер №..., дата регистрации **.**.**.), принять меры по постановке указанного объекта в реестр федеральной собственности и на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязании заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности, отказать.
Судебные расходы отнести на счет федерального бюджета.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 19 марта 2013 года.
Судья Т.Ю. Арефьева