ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-152/2017 от 09.06.2017 Пинежского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2-152/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2017 года село Карпогоры

Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Першиной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Худяковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Карпогорская средняя школа № 118» муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о возложении обязанности назначить компенсацию родительской платы, взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в Пинежский районный суд Архангельской области с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Карпогорская средняя школа № 118» муниципального образования «Пинежский муниципальный район» (далее МБОУ «ФИО2 № 118») о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда.

В обоснование истец указала, что в 2016 году она заключила договор с ответчиком об оплате за посещение ребенком детского сада сроком на 1 год за счёт материнского капитала. Из договора следует, что сумма неизрасходованных средств будет возвращена, но по истечении этого года денежные средства не возвратились. Школа мотивирует это тем, что у них разные бюджеты, а по закону им как многодетной семье полагается 70% от суммы, которую они заплатили. В связи с чем просит взыскать 70% от уплаченной суммы за детский сад, а также компенсацию морального вреда.

В ходе судебного разбирательства ФИО1 уточнила заявленные требования, просила обязать ответчика назначить ей с 1 января 2016 года компенсацию в размере 70% платы, взимаемой за присмотр и уход за ее дочерью Ч., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в детском саду МБОУ «ФИО2 № 118» и перечислить ей в почтовое отделение связи.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, надлежащим образом извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивает.

Представитель ответчика МБОУ «Карпогорская средняя школа № 118» ФИО3 в ходе судебного заседания исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, поскольку для получения компенсации родитель (законный представитель) должен подтвердить факт несения семьей расходов на содержание ребенка в образовательном учреждении, истцом же такие расходы не понесены, так как плата внесена за счет средств материнского капитала.

Представитель третьего лица - Управления образования администрации МО «Пинежский муниципальный район» - ФИО4 в судебном заседании полагал в удовлетворении исковых требований отказать, пояснив, что п. 8(1) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществления иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 926, предусмотрена возможность направления средств на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования. Истец данной возможностью воспользовалась, произвела оплату присмотра и ухода за счет материнского капитала. В соответствии ч. 5 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Однако такой компенсации подлежат только собственные средства родителей (законных представителей), потраченные ими на содержание ребенка в образовательном учреждении. Отнести средства материнского (семейного) капитала к личной собственности лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал нормы Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не позволяют. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала не уменьшает имущественную массу семьи, вследствие чего компенсироваться по установленным федеральным законодательством основаниям в целях государственной материальной поддержки граждан такие расходы не должны.

Представитель третьего лица Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Пинежском районе Архангельской области ФИО5 в судебном заседании пояснила, что на основании п. 8(1) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 926, по заявлению ФИО1 с приложением договора и дополнительного соглашения с образовательным учреждением, часть средств предназначенного ей материнского капитала в размере 23520 рублей была направлена на оплату содержания ее ребенка Ч. в МБОУ «Карпогорская средняя школа № 118» путем зачисления денежных средств на счет образовательного учреждения. Выплата компенсации, то есть перечисление части денежных средств, внесенных за счет материнского капитала, на счет родителей, повлечет их обналичивание, что недопустимо по закону. Возврат неизрасходованных средств предусмотрен только на счет пенсионного фонда в случае расторжения договора.

Третье лицо - Министерство образования и науки Архангельской области, извещено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представитель не явился, направил отзыв, из которого следует, что ФИО1 в 2016 году направлены средства материнского (семейного) капитала на оплату содержания своей дочери Ч. и присмотра и ухода за ней в МБОУ «ФИО2 № 118» в соответствии с Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 926. Законодательством предусмотрена выплата компенсации части родительской платы непосредственно родителю (законному представителю), а не иным организациям или лицам. Поэтому выплата компенсации за счет средств областного бюджета возможна лишь в случае, если оставшуюся часть родительской платы, которая не обеспечивается средствами материнского (семейного) капитала, родитель (законный представитель) самостоятельно вносит в образовательную организацию, реализующую образовательные программы дошкольного образования.

Заслушав представителя ответчика ФИО3, представителей третьих лиц ФИО5 и ФИО4, суд пришёл к следующему.

Истец ФИО1 является матерью Ч., ДД.ММ.ГГГГ рождения, что подтверждается копией свидетельства о рождении ребенка. Также копиями свидетельств о рождении детей подтверждается, что Ч. является четвертым ребенком в семье ФИО1

Между ФИО1 и МОУ «Карпогорская средняя общеобразовательная школа №118», структурным подразделением «Детский сад №***», 5 сентября 2014 года заключен договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования.

3 октября 2014 года ФИО1 обратилась к директору образовательного учреждения с заявлением о назначении компенсации части родительской платы на содержание четвертого ребенка Ч. за посещение детского сада.

Как следует из объяснений сторон, указанная компенсация выплачивалась ФИО1 до 1 января 2016 года.

15 января 2016 года между ФИО1 и МБОУ «ФИО2 № 118» заключено дополнительное соглашение о внесении платы за содержание ребенка Ч. в структурном подразделении «Детский сад №***» «...» за период с 11 января 2016 года по 31 декабря 2016 года из средств материнского капитала в размере 23520 руб. При этом в соглашении указано, что в случае, если сумма перечисленных средств превысит фактически понесенные образовательным учреждением расходы, сумма неизрасходованных средств будет возвращена образовательным учреждением на счет Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области.

На основании заявления ФИО1 о распоряжении частью средств материнского капитала от 20 января 2016 года на расходы связанные с образованием, Государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда РФ в Пинежском районе Архангельской области 19 февраля 2016 года принято решение о перечислении 23520 руб. на счет образовательного учреждения.

Платежным поручением №*** от 11 марта 2016 года указанная сумма перечислена на счет МБОУ «Карпогорская СОШ № 118».

Как следует из справки МБОУ «ФИО2 № 118» от 10 мая 2017 года за период посещения ребенком Ч. детского сада с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года начислено 17115 руб. (за 163 дня). Также средства материнского капитала направлены на оплату долга, составлявшего на 01 января 2016 года 4604 рубля. Остаток средств на 1 января 2017 года составил 1801 рубль. За дни посещения с 1 января 2017 года по 31 марта 2017 года начислено 3960 рублей. Задолженность на 1 апреля 2017 года составляет 2159 рублей.

Согласно Конституции Российской Федерации политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. ст. 7, 38).

Приведенным выше положениям Конституции Российской Федерации, корреспондируют требования Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), которая, исходя из приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни, обязывает подписавшие ее государства принимать все законодательные и административные меры к тому, чтобы обеспечить детям необходимые для их благополучия защиту и заботу, принимая во внимание права и обязанности родителей, опекунов и других лиц, несущих за них ответственность по закону (п. 2 ст. 3), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, который требуется для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (п. 1 ст. 27), с учетом того, что родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за создание в пределах своих способностей и финансовых возможностей необходимых для этого условий (п. 2 ст. 27).

Присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по своему существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях. Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (часть 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. N 5-П).

С учетом этого за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено Федеральным законом (часть 2 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Под присмотром и уходом за детьми в Федеральном законе понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона). Присмотр и уход за детьми осуществляется организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.

Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений, в частности в сфере социальной защиты и государственной поддержки граждан (семей), имеющих детей, является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В соответствии ч. 5 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Министерства образования и науки Архангельской области от 27.08.2013 N 07 утвержден Порядок обращения за получением компенсации платы, взимаемой с родителей (иных законных представителей) за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, а также ее выплаты, в Архангельской области (далее – Порядок).

На основании п. 3 Порядка родителю (законному представителю) за счет средств областного бюджета выплачивается компенсация:

- на первого ребенка в размере 20 процентов среднего размера родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных организациях на территории Архангельской области, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее - средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях);

- на второго ребенка - в размере 50 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях;

- на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях.

В соответствии с п. 4 Порядка образовательная организация в трехдневный срок со дня обращения родителя (законного представителя) за назначением компенсации принимает решение о назначении компенсации и о включении его в реестр получателей компенсации (далее - реестр) либо об отказе в назначении компенсации и извещает родителя (законного представителя) о принятом решении в течение трех дней со дня принятия решения.

Согласно п. 6 Порядка образовательная организация:

ведет реестр по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку;

производит операции по начислению компенсации;

не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, перечисляет компенсации на счет родителя (законного представителя), который открыт в отделениях кредитных организаций, или через организации почтовой связи, а также производит выплаты компенсации наличными денежными средствами;

При этом в силу Примечания к данному Порядку компенсация за присмотр и уход за ребенком в образовательных организациях за счет средств областного бюджета выплачивается исходя из размера фактически внесенных родителем (законным представителем) денежных средств.

Таким образом, указанная компенсация имеет характер возмещения расходов, понесенных родителями (законными представителями) из личных средств – компенсация именно родительской платы.

Между тем, установлено, что с 1 января 2016 года плата за содержание ребенка Ч. в структурном подразделении «Детский сад №***» «...» за период с 11 января 2016 года по 31 декабря 2016 года на основании дополнительного соглашения внесена полностью из средств материнского капитала.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

В ст. 11 Федерального закона N 256-ФЗ закреплено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой образовательной организации на территории РФ, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг. Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг, оказываемых по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам; на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством РФ.

Согласно п. 8(1) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 926, средства могут быть направлены на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.

При этом средства материнского (семейного) капитала к личной собственности лица, получившего государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, нормы Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не относят.

Так, статьей 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ прямо установлено, что материнский (семейный) капитал представляет собой средства федерального бюджета, а сертификат лишь подтверждает право его держателя на дополнительные меры государственной поддержки.

Таким образом, средства, внесенные за присмотр и уход за детьми в образовательном учреждении за счет средств материнского капитала, не являются родительской платой, поскольку не внесены за счет личных средств родителей (законных представителей) и не подлежат компенсации в соответствии с действующим в Архангельской области Порядком.

Согласно части 7 статьи 65 Федерального закона № 273-ФЗ финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации родительской платы, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В связи с этим право устанавливать размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям), внесшим родительскую плату, делегировано федеральным законом субъектам Российской Федерации, которые обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 5 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Порядок обращения за получением компенсации платы, взимаемой с родителей (иных законных представителей) за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, а также ее выплаты, в Архангельской области не предусматривает возможность компенсации платы за присмотр и уход за детьми в образовательном учреждении, внесенной из средств материнского капитала.

Кроме того, заявленное ФИО1 требование о перечислении компенсации через почтовое отделение, равно как и другими способами, предусмотренными Порядком, приведет к обналичиванию средств материнского капитала, что недопустимо.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено два вида мер материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям):

- из средств федерального бюджета за счет материнского капитала в размере до 100% платы за присмотр и уход за детьми в образовательных учреждениях;

- из средств областного бюджета – от 20 до 70 процентов родительской платы, внесенной непосредственно родителями из личных средств.

Право выбора соответствующих мер материальной поддержки принадлежит родителям.

Учитывая, что ФИО1 по ее заявлению избран способ получения мер материальной поддержки воспитания и обучения ее ребенка Ч. на оплату содержания ребенка в образовательной организации за счет средств материнского капитала, что нельзя считать родительской платой, поскольку личные средства семьи на указанную плату не направлялись, оснований для назначения истцу компенсации, предусмотренной Порядком, утвержденным постановлением Министерства образования и науки Архангельской области от 27.08.2013 N 07, не имеется.

Возможность возврата образовательным учреждением в территориальные органы ПФР неиспользованных средств предусмотрена лишь по основаниям, указанным в п.п. 12 и 13 этих Правил - в случае прекращения получения ребенком (детьми) образовательных услуг до истечения срока действия договора об оказании платных образовательных услуг в связи с отчислением из образовательной организации по основаниям, установленным частью 2 статьи 61 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также в связи со смертью ребенка (детей).

Таких оснований в судебном заседании не установлено, неиспользованные за период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2016 года средства материнского капитала законно направлены на погашение задолженности за посещение ребенком Ч. детского сада.

Поскольку требование истца ФИО1 о компенсации морального вреда производно от требования о назначении компенсации и взыскании денежных средств, которое не подлежит удовлетворению, каких-либо нарушений личных неимущественных прав истца со стороны ответчика не установлено, оснований для удовлетворения требования о компенсации морального вреда также не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении иска ФИО1 к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Карпогорская средняя школа № 118» муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о возложении обязанности назначить компенсацию родительской платы, взыскании денежных средств и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда путем подачи жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме 14 июня 2017 года.

Судья Е. А. Першина