ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-152/2017 от 19.07.2017 Эльбрусского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)


Дело
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ19 июля 2017 года г.п. Тырныауз

Эльбрусский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

председательствующего – Кафоевой З.Р.,

с участием: истца – ФИО2 и представителя третьего лица АО «Курорты Северного Кавказа» – ФИО4, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре – Тебердиевой З.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР о признании недействительным отказа в согласовании границ земельного участка и возложении обязанности их установлению,

установил:

ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением, с последующими уточнениями от ДД.ММ.ГГГГ, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР о признании недействительным отказа в согласовании границ земельного участка и возложении обязанности по установлению границ земельного участка с кадастровым номером , находящегося у него на праве постоянного (бессрочного) пользования, расположенного по адресу: <адрес>, по межевому плану по характерным точкам без согласования с Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино- Балкарской Республике, аргументируя свои требования следующим.

Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу был выделен земельный участок площадью <данные изъяты> га. <адрес>» под строительство коттеджа гостиничного типа.

В установленном порядке участок был сформирован и границы его определены.

ДД.ММ.ГГГГ была проведена регистрация права на указанный участок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ согласно Выписке из ЕГРПН Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике участок состоит на кадастровом учете. Ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано. Чертеж границ земельного участка по адресу: <адрес>» содержит каталог координат, что подтверждает его индивидуальную определенность.

Согласно данным кадастрового паспорта земельный участок с кадастровым номером был внесен в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.

Каких-либо претензий со стороны третьих лиц в отношении выделенного истцу участка не предъявляется.

По мнению истца, отказ в проведении уточнения границ ранее выделенного и поставленного на кадастровый учет земельного участка нарушает его конституционные права, поскольку лишает его возможности в соответствии с требованиями действующего законодательства не только реализовать свои права относительно находящегося в пользовании земельного участка, но и исполнить свои обязанности по надлежащей регистрации прав на недвижимое имущество.

В судебном заседании истец ФИО2 свои исковые требования поддержал по основаниям указанным в иске и уточнении к нему, просил об удовлетворении в полном объеме.

Представитель ответчика Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, от него поступило заявление о рассмотрении дела без его участия и возражение на исковое заявление, из которого следует, что исковые требования истца считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку требование о согласовании границ с заинтересованными лицами и необходимость их извещения о проведении землеустройства направлены на обеспечение информированности и защиты их интересов, а не на принуждение такого согласования. Считает, что действующим законодательством не предусмотрен заявленный истцом способ защиты, поскольку гражданское, земельное законодательство не содержат положений, предусматривающих обязанность землепользователя, землевладельца, арендатора, залогодержателя исходного земельного участка давать согласие на образование земельного участка. Согласование границ земельного участка предполагает совершение его в добровольном порядке и является правом, а не обязанностью лица.

Представитель третьего лицаАО «Курорты Северного Кавказа»ФИО4просил в удовлетворении исковых требований отказать, считая их необоснованными, при этом в своем письменном возражении указал, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ на территории Северо-Кавказского федерального округа созданы особые экономические зоны туристско-рекреационного типа (далее - ОЭЗ) объединенные в туристический кластер, в том числе ОЭЗ создана на территориях Чегемского, Черекского и Эльбрусского муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики.

Согласно статье 7 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и указа Президента РФ от 5 октября 2009 г. № 1107, управление ОЭЗ возложено на Министерство экономического развития Российской Федерации.

Между Минэкономразвития России, Правительством Кабардино- Балкарской Республики и администрациями Чегемского, Черекского, Эльбрусского муниципальных районов подписано Соглашение о создании на территории указанных муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики туристско-рекреационной особой экономической зоны от 21 января 2011 г. № С-12-ОС/Д25.

В силу статьи 8 Федерального закона № 116-ФЗ Минэкономразвития России для осуществления своих функций по созданию объектов недвижимости в границах ОЭЗ и на прилегающей к ней территории и управлению этими и ранее созданными объектами недвижимости вправе привлекать управляющую компанию.

Во исполнение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации № 833 от 14 октября 2010 г. с целью передачи полномочий по созданию объектов недвижимости в границах ОЭЗ и прилегающих к ней территориях и управлению данными объектами, учреждено Акционерное общество «Курорты Северного Кавказа» (АО «КСК»).

Дополнительным соглашением № С-303-ОС/Д25 от 30 августа 2012 г. к Соглашению о создании ОЭЗ определен Комплекс мероприятий по разработке Перспективного плана развития ОЭЗ и порядок их финансирования. Так, разделом 4 Комплекса мероприятий установлено, что АО «КСК» совместно с Правительством КБР, администрациями Чегемского, Черекского и Эльбрусского муниципальных районов КБР, осуществляет комплекс мероприятий по оформлению земельно-имущественных отношений, в том числе мероприятия по межеванию земельных участков и их постановке на государственный кадастровый учет.

Во исполнение вышеуказанных нормативно-правовых актов и Соглашения о создании ОЭЗ, АО «КСК» был осуществлен комплекс работ по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м.

Земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Российской ФИО1. Правообладателем земельного участка является ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье» (земельный участок принадлежит указанному лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования).

В соответствии с пунктом 2.5. Соглашения о создании ОЭЗ, Правительство КБР совместно с администрациями Чегемского, Черекского и Эльбрусского районов, в соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона № 116-ФЗ делегируют (передают) Минэкономразвития России на срок существования ОЭЗ полномочия по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимого имущества, находящимися в государственной и (или) муниципальной собственности, в границах ОЭЗ.

В соответствии с Соглашением об управлении особой экономической зоной туристско-рекреационного типа, созданной на территориях Чегемского, Черекского, Эльбрусского и Зольского муниципальных районов Кабардино- Балкарской Республики от 18 сентября 2013 г. № С-472-ОС/Д14,

дополнительным соглашением к нему от 19 апреля 2016 г. № С-127-АЦ/Д14 и приказом Минэкономразвития России от 21 марта 2016 г. № 151, Минэкономразвития России передало АО «КСК», как управляющей компании, полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, в том числе и земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером , расположенными в границах ОЭЗ и находящимися в государственной и муниципальной собственности, с целью предоставления данных земельных участков в аренду резидентам ОЭЗ и иным лицам, осуществляющим деятельность на территории ОЭЗ, либо использования земельных участков под строительство объектов социальной инфраструктуры.

Таким образом, АО «КСК», на основании вышеуказанных документов, в настоящее время осуществляет отдельные полномочия по управлению и распоряжению земельным участком с кадастровым номером

Исходя из Выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, являющейся приложением к исковому заявлению, земельный участок с кадастровым номером , поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, границы земельного участка до настоящего времени не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Земельный участок с кадастровым номером был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ Границы указанного земельного участка имеют характерные точки на местности и установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией ДД.ММ.ГГГГ В то время, как земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет без установления границ.

Считает, что границы земельного участка, предоставленного ФИО2, не определены, поворотные точки привязки земельного участка к какой-либо территории также не установлены, это означает, что данный земельный участок не имеет привязки к конкретной территории, следовательно, установить месторасположение земельного участка на местности не представляется возможным.

Представители Национального парка «Приэльбрусье» иФедеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по КБР, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не ходатайствовали.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав объяснения истца ФИО2, просившего об удовлетворении исковых требований и представителя третьего лица ФИО4, просившего об отказе в удовлетворении исковых требований, исследовав материалы дела, а также истребованные судом регистрационное дело, оценив их в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 5 статьи 40 Федерального закона 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» земельные споры, в том числе, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Данная позиция содержится и в разъяснениях, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.

В соответствии с положениями частью 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Частью 4.2 статьи 1 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»; установлено, что при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.

В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Материалами дела и в ходе судебного заседания установлено следующее.

Истец ФИО2 является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кад. номером , расположенного по адресу: <адрес>

Согласно межевому плану, подготовленному кадастровым инженером ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением границ и площади земельного участка с кадастровым номером , площадь земельного участка истца составляет <данные изъяты> кв. м. При определении координат характерных точек границ земельного участка использовался метод спутниковых геодезических измерений. При согласовании границ земельного участка, разногласий у представителя смежного земельного участка -Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР не возникло.

Земельный участок, принадлежащий истцу находятся в черте границ земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кад. номером , находящегося в собственности Российской Федерации, при этом границы указанных земельных участков не установлены.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ полномочия по управлению и распоряжению земельным участком площадью <данные изъяты> кв.м. с кад. номером переданы Акционерному обществу «Курорты Северного Кавказа».

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что земельный участок с кад. номером находится в черте границ земельного участка с кад. номером , истец является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв. м. с кад. номером , расположенного по адресу: <адрес>», что согласуется с данными межевого плана данного участка, при этом фактические границы и площадь принадлежащего истцу земельного участка и данные указанные в свидетельстве о праве собственности и межевом плане, ответчиком не оспариваются, суд приходит к выводу, что сведения о местоположении границ участков с кад. номерами и по точкам, согласно межевому плану, подготовленному кадастровым инженером ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, между указанными участками является верным. В связи с чем, требования истца в части установления границ являются обоснованными и в силу указанных выше норм закона, подлежащими удовлетворению.

Требования истца в части признания отказа ответчика в согласовании границ земельного участка недействительным, подлежат отклонению, поскольку согласования местоположения границ земельных участков в силу статьи 39 Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» должно происходить с сособственниками смежных земельных участков в добровольном порядкер и совпадать с волеизъявлением собственника.

Доводы представителя третьего лица АО «Курорты Северного Кавказа» ФИО4о том, что межевой план содержит данные иного земельного участка, нежели это указанно в правоустанавливающих документах истца и граничит с земельным участком другого правообладателя, не нашел своего подтверждения в судебном заседании и опровергается материалами дела. Так, из данных представленных Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по КБР от ДД.ММ.ГГГГ, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР от ДД.ММ.ГГГГ и указанных выше документов следует, чтоземельный участок, принадлежащий истцу находятся в черте границ земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кад. номером , находящегося в собственности Российской Федерации.

Так же не состоятельны и доводы представителя АО «Курорты Северного Кавказа» о не возможности установления месторасположения земельного участка, принадлежащего истцу, на местности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требованияФИО2, удовлетворить частично.

Исковые требования в части установления границ земельного участка с кадастровым номером находящегося у ФИО2 на праве постоянного (бессрочного) пользования, расположенного по адресу: <адрес>», по межевому плану по характерным точкам без согласования с Территориальным Управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кабардино- Балкарской Республике, удовлетворить.

В удовлетворении исковых требований о признании отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КБР в проведении согласования (уточнения) границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> незаконным, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в течениемесяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Эльбрусский районный суд Кабардино-Балкарской Республики.

Председательствующий: З.Р. Кафоева