ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-152/2018 от 06.06.2018 Мокроусовского районного суда (Курганская область)

№2-152/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«06» июня 2018 г. с.Мокроусово

Мокроусовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Фатхуллина Э.М.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Курганской области ФИО2,

при секретаре Урванцевой Л.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Курганской области о взыскании недоплаченных сумм компенсации за неиспользованный отпуск, денежного содержания при сокращении, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты причитающихся сумм, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Курганской области о взыскании недоплаченных сумм компенсации за неиспользованный отпуск, денежного содержания при сокращении, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты причитающихся сумм, компенсации морального вреда. В основании заявленных требований указала, что с 04.04.2016 г. она занимала должность государственного налогового инспектора отдела учета и работы с налогоплательщиками в Межрайонной ИФНС России №5 по Курганской области в соответствии с приказом от 04.04.2016 г. и работала в территориальном участке с.Мокроусово. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Курганской области реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Курганской области на основании приказа ФНС России от 01.02.2017 г. №МММ-7-4/160 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области», приказа УФНС России по Курганской области. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №7 по Курганской области является правопреемником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Курганской области. Приказом начальника МРИ №5 по курганской области от 02.05.2017 г. заключенный с ней служебный контракт расторгнут и она с 05.05.2017 г. была освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее по тексту-Закон о государственной гражданской службе) в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе. При увольнении работодателем ей была начислена причитающаяся в связи с увольнением вследствие сокращения должностей государственной гражданской службы в государственном органе и предусмотренная пунктом 3.1 части 1 статьи 37 Закона о государственной гражданской службе компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 22003,30 руб., а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск за 28,50 календарных дней в размере 27725,81 руб., что подтверждается справкой 2 НДФЛ за 2017 год и расчетным листом за май 2017 года. На основании имеющихся у истца расчетных документов (листов расчета) и справки 2 НДФЛ за 2016 год она выяснила, что работодателем МРИ №5 в расчет денежного содержания не включались суммы выплаченных ей средств материального стимулирования (далее по тексту-СМС) и «разовых» премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций ФНС (далее по тексту – «разовая» премия) при исчислении следующих выплат: компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания; компенсации за неиспользованный отпуск. Проведя свои расчеты с учетом выплаченных ей сумм СМС и «разовых» премий, общая сумма недоплаченных вышеуказанных денежных средств составила 58161,85 руб., в том числе: задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 9162,97 руб., задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в сумме 37680,68 руб. Полагая, что работодатель без законных оснований не включил в расчет денежного содержания суммы выплаченных СМС и «разовых» премий, чем причинил ей моральный вред, компенсацию которого она оценивает в 25000 рублей, просила взыскать в ее пользу с Межрайонной ИФНС №7 по Курганской области 37680 рублей 68 копеек – задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание); 9162 рубля 97 копеек – задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск, исчисленной при увольнении с государственной гражданской службы; 11318 рублей 20 копеек – компенсацию (проценты) за задержку указанных выше выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты на день подачи заявления, а после вынесения решения по существу обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов с 04.05.2018 г. по день фактического расчета; 25000 – компенсация морального вреда (л.д.4-10).

Впоследствии истец изменила исковые требования и указывая на неверный первоначальный расчет компенсации за неиспользованный отпуск из расчета 28,5 дней, а не за 36,92 дней, как указано в приказе об увольнении, окончательно просила взыскать в ее пользу с Межрайонной ИФНС №7 по Курганской области 37680 рублей 64 копеек – задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание); 11869 рублей 89 копеек – задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск, исчисленной при увольнении с государственной гражданской службы; 4108 рублей 29 копеек – компенсацию (проценты) за задержку указанных выше выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по 04.05.2018 г., а после вынесения решения по существу обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов по день фактического расчета; 25000 – компенсация морального вреда (л.д.181-182).

В судебном заседании истец ФИО1 на заявленных измененных требованиях настаивала и пояснила, что с 04.04.2016 г. по 05.05.2017 г. работала в должности государственного налогового инспектора Межрайонной ИФНС России №5 по Курганской области, которая была реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России №7 по Курганской области. При расчете причитающихся сумм четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск ответчиком не были учтены выплаченные ей средства материального стимулирования и премии. Просила взыскать в ее пользу 37680 рублей 64 копейки – задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание); 11869 рублей 89 копеек – задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск; 4108 рублей 29 копеек – компенсацию (проценты) за задержку указанных выше выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по 04.05.2018 г., а с 05.05.2018 г. просила обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов по день фактического расчета; 25000 – компенсация морального вреда. От заявленного ранее искового требования в части взыскания задолженности по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в размере 04 копейки, процентов за задержку выплаты причитающихся сумм в размере 7209 рублей 91 копеек, отказалась, указывая на неверность первоначального расчета четырехмесячного денежного содержания и процентов, последствия отказа от иска ей разъяснены и понятны (л.д.197), отказ от иска в данной части принят судом и производство по делу в указанной части прекращено.

Представитель ответчика Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №7 по Курганской области ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, пояснил, что разъяснения, содержащиеся в письме Минфина России от 15.07.2014 N 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 N 238-7» не могут быть приняты во внимание, поскольку в его компетенцию не входит расширение перечня дополнительных выплат, предусмотренных пунктом 5 статьи 50 Закона о государственной гражданской службе. Указанное разъяснение не зарегистрировано в установленном законом порядке. С учетом перечня выплат установленных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих" ФИО1 выплачены причитающиеся суммы в полном объеме. Кроме того, указал, что в удовлетворении исковых требований следует отказать в связи с пропуском истцом годичного срока обращения в суд, установленного ст. 392 ТК РФ, который следует исчислять с даты фактического расчета с истцом при увольнении, то есть с 03.05.2017 г. Уточненный расчет четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск, предоставленный истцом, им не оспаривается.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора управления Федеральной налоговой службы по Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, сведений об уважительности причин неявки не предоставил.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Приказом от 04.04.2016 г. ФИО1 с 04.04.2016 г. принята на должность федеральной государственной гражданской службы государственным налоговым инспектором отдела учета и работы с налогоплательщиками межрайонной ИФНС России №5 по Курганской области (л.д.57,64).

С ФИО1 04.04.2017 г. заключен служебный контракт согласно п.9 которого гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с занимаемой должностью в размере 4036 рублей в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином «Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса» в размере 1179 рублей в месяц; ежемесячная надбавка за особые условия государственной гражданской службы в размере 80% должностного оклада в размере 3229 рублей в месяц; ежемесячное денежное поощрение в размере должностного оклада в размере 4036 рублей в месяц; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размере 10% должностного оклада в сумме 404 рубля в месяц; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; В соответствии с п. 10 служебного контракта государственному служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п.11 служебного контракта, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (л.д.32-36,65-69).

Приказом начальника УФНС России по Курганской области от 06.02.2017 г. №01-04/01-048@ Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по Курганской области реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Курганской области, которая является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности межрайонной ИФНС Росси №5 по Курганской области (л.д.104-106).

Приказом от 02.05.2017 г. с ФИО1 расторгнут служебный контракт, истец с 05.05.2017 г. освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, пункт 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 36,92 календарных дней (л.д.57,64а). Согласно личной карточке государственного служащего, ФИО1 не использовала ежегодный оплачиваемый отпуск (л.д.107).

В соответствии с частью 3.1 статьи 37 Закона о государственной гражданской службе в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

В соответствии с частью 13 статьи 46 Закона о государственной гражданской службе при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

В связи с увольнением по указанному основанию ФИО1 выплачена компенсация в размере 88013 рублей 20 копеек, а также компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 36,92 календарных дней в размере 27725 рублей 81 копейка (л.д.23).

Согласно статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения (часть 1). На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (часть 7).

В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона о государственной гражданской службе представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

На основании приказов начальника Межрайонной ИФНС России №5 по Курганской области, начальника УФНС России по курганской области от 12.07.2016 г., от 08.08.2016 г., от 15.09.2016 г., от 27.09.2016 г., от 12.12.2016 г., от 16.12.2016 г., от 14.04.2017 г., от 21.04.2017 г. (л.д.70-94) истцу выплачивались средства материального стимулирования, что также подтверждается сведениями о зачислении заработной платы на счет зарплатной карты истца (л.д.118-167), а также подтверждается расчетными листами (л.д.19-23).

Статьей 50 Закона о государственной гражданской службе установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1). Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2). К дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5). Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (часть 10).

Порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего, установлен постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих" (далее по тексту-Правила).

Правилами установлено, что при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск (абзац первый пункта 6). Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска (абзац второй пункта 6). В случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац первый пункта 8). Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац второй пункта 8).

В соответствии со статьей 51 Закона о государственной гражданской службе фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа (часть 1). При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2). Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств:1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3). Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (часть 6).

В соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год) (пункт 8). Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 9).

В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, Правительством Российской Федерации приняты постановления №302-12 от 31 марта 2015 года, №347-7 от 23 апреля 2016 года, №228-7 от 23 февраля 2017 года, предусматривающие в 2014-2017 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих из центральных аппаратов и территориальных органов.

Из изложенного следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Закона о государственной гражданской службе.

Письмом Минфина России от 15.07.2014 N 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 N 238-7» разъяснено, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила), дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением 238-7.

Учитывая, что в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №329, на указанный федеральный орган исполнительной власти возложено осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, то довод представителя ответчика о том, что Министерство финансов РФ не наделено полномочиями в сфере оплаты труда либо в сфере государственной гражданской службы, суд считает несостоятельным. Таким образом, довод представителя ответчика о том, что средства материального стимулирования истца, выплаченные за счет ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, не входят в состав денежного содержания гражданского служащего и не учитываются при расчете компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск, основан на ошибочном толковании норм материального права.

Согласно уточненным расчетам истца (л.д.183-184,185-186) недоплаченные суммы компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении составляют 37680 рублей 64 копейки, компенсация за неиспользованный отпуск – 11869 рублей 89 копеек. Представленный истцом уточненный расчет проверен судом и признается верным и ответчиком не оспаривается.

Представителем ответчика заявлено ходатайство об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 в связи с пропуском истцом срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора в связи с тем, что по мнению ответчика указанный срок необходимо исчислять со дня фактического расчета при увольнении, который был производен ответчиком 03.05.2017 г. (л.д.176,177-180).

Рассмотрев указанное ходатайство, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 17 статьи 70 Закона о государственной гражданской службе сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом.

До настоящего время федеральный закон, устанавливающий особенности рассмотрения служебных споров, не принят. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.06.2011 N 775-О-О, само по себе отсутствие специального законодательного регулирования порядка рассмотрения судом служебных споров не означает, что государственные гражданские служащие лишены судебной защиты своих прав. Такая защита осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством. При этом согласно статье 73 Закона о государственной гражданской службе федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.

В связи с изложенным к спорным отношениям применима часть 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

В соответствии с частью 13 статьи 46 Закона о государственной гражданской службе при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

В соответствии с ч. 5 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе в последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.

В соответствии с частью 3.1 статьи 37 Закона о государственной гражданской службе в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Аналогичные сроки окончательного расчета при увольнении содержатся и в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Так, в соответствии со ст. 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 127 Трудового кодекса Российско Федерации при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

Из изложенного, следует, что установленным сроком выплаты государственному служащему при увольнении причитающихся денежных средств в виде компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации четырехмесячного денежного содержания является день увольнения государственного служащего (расторжения служебного контракта), которым следует считать последний рабочий день государственного служащего. Иных сроков окончательного расчета и выплаты указанных денежных сумм при увольнении с государственной гражданской службы не установлено.

При этом довод представителя ответчика о необходимости исчисления годичного срока на обращение в суд с даты фактического расчета с истцом (03.05.2017 г.), судом расценивается как необоснованный, поскольку не имеет правового значения дата фактической выплаты работодателем причитающихся работнику при увольнении денежных сумм произведенной до истечения установленного законодательством срока их выплаты. До истечения установленных сроков выплаты права работника на указанные выплаты не могут считаться нарушенными, следовательно он лишен возможности обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, а работодатель не лишен возможности произвести дополнительные выплаты до истечения указанного срока при самостоятельном обнаружении ошибки в окончательном расчете.

В соответствии со статьей 14 Трудового кодекса Российской Федерации течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей. Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений. Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В соответствии с ч. 3 ст. 107 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 108 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. В случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Последним днем работы истца и днем расторжения с ФИО1 служебного контракта является 05.05.2017 г. и таким образом, срок обращения за разрешением индивидуального трудового спора по неполной выплате заработной платы и других выплат причитающихся при увольнении следует исчислять с 06.05.2017 г.

06.05.2018 г. являлся нерабочим выходным днем – воскресенье.

Таким образом, поскольку последним днем срока выплаты причитающихся истцу денежных сумм при увольнении является день увольнения, то есть 05.05.2017 г., а истица обратилась в суд с исковым заявлением 07.05.2018 г. (в первый рабочий день после истекшего в предшествующий выходной день срока), то суд приходит к выводу, что срок обращения истца в суд за разрешением индивидуального трудового спора не является пропущенным.

Проверив представленный истцом уточненные расчеты задолженности по выплате компенсации за неиспользованный отпуск за 36,92 дня в размере 11869 руб. 89 коп. (л.д.183-184) и четырехмесячного содержания в размере 37680 руб. 64 коп. (л.д.185-186) суд признает их арифметически верными, ответчиком расчеты не оспорены.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований о взыскании в пользу истца с ответчика: 37680 рублей 64 копейки – задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание); 11869 рублей 89 копеек – задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск, исчисленной при увольнении с государственной гражданской службы.

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Истцом окончательно заявлено о взыскании процентов за задержку выплаты причитающихся сумм за период с 06.05.2017 г. по 04.05.2018 г. в общем размере 4108 руб. 29 коп. (л.д.181-182), от взыскания за указанный период процентов в большем размере истец в судебном заседании отказалась и отказ принят судом.

В то же время, суд находит неверным представленный истцом уточненный расчет процентов за задержку выплаты причитающихся сумм (л.д.187,188), поскольку расчет процентов произведен истцом на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, а не статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, исходя из порядка расчета процентов, установленного статьей 236 Трудового кодекса российской Федерации размер процентов в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в спорный период ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная с 06.05.2017 г. по 04.05.2018 г. составляет: за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск (11869 руб. 89 коп.) в сумме 2394 руб. 75 коп. (л.д.198), за задержку выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания (37680 руб. 64 коп.) в сумме 7602 руб. 06 коп. (л.д.198), всего (2394,75+7602,06)=9996 руб. 81 коп.

На основании изложенного, будучи ограниченным пределами заявленных истцом окончательных требований, суд приходит к выводу о взыскании процентов за задержку выплаты причитающихся сумм за период с 06.05.2017 г. по 04.05.2018 г. в размере 4108 руб. 29 коп.

В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно пункта 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Поскольку судом установлено нарушение ответчиком трудовых прав истца в связи с не начислением и невыплатой причитающихся работнику денежных сумм при увольнении, что лишили истца возможности распоряжаться своими денежными средствами, то суд приходит к выводу, что действиями ответчика истцу причинен моральный вред и исходя из обстоятельств данного дела, полагает соразмерным взыскание в пользу истца с ответчика компенсации морального вреда в размере 2000 рублей.

Доводы представителя ответчика о необоснованности требований о компенсации морального вреда ввиду отсутствия доказательств причинения истцу нравственных страданий и нарушения прав истца действиями ответчика Межрайонной ИФНС России №7 по Курганской области, тогда как все выплаты истцу производились Межрайонной ИФНС России №5 по Курганской области, которая прекратила свою деятельность с 05.05.2017 г., судом расценивается как необоснованный, поскольку в силу пункта 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации Межрайонная ИФНС России №7 по Курганской области является правопреемником Межрайонной ИФНС России №5 по Курганской области.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Курганской области о взыскании недоплаченных сумм компенсации за неиспользованный отпуск, денежного содержания при сокращении, денежной компенсации за нарушение сроков выплаты причитающихся сумм, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать в пользу ФИО1 с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Курганской области: задолженность по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в сумме 37680 рублей 64 копейки; задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск, исчисленной при увольнении с государственной гражданской службы в сумме 11869 рублей 89 копеек; компенсацию морального вреда в сумме 2000 рублей.

Взыскать в пользу ФИО1 с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Курганской области денежную компенсацию (проценты) за задержку недоплаченных компенсаций при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячного денежного содержания) и за неиспользованный отпуск, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по 04 мая 2018 года в сумме 4108 рублей 29 копеек, с последующим начислением процентов на сумму фактической задолженности за каждый день задержки, начиная с 05 мая 2018 года по день фактической уплаты, в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Банка России.

Взысканные суммы определены до удержания установленных Налоговым кодексом Российской Федерации налогов и сборов.

В удовлетворении оставшейся части заявленных исковых требований ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Курганской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд через Мокроусовский районный суд Курганской области в течение одного месяца со дня вынесения.

Судья Мокроусовского

районного суда Э.М.Фатхуллин