ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-152/2022 от 17.03.2022 Вяземского районного суда (Смоленская область)

дело № 2-152/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего – судьи Вяземского районного суда Смоленской области Красногирь Т.Н.,

при секретаре Зуевой С.А.,

с участием представителя истца - Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области Осипова А.А.,

представителя ответчика – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (далее – Администрация) о понуждении к совершению определенных действий.

В обоснование требований указал, что Вяземской межрайонной прокуратурой Смоленской области по заданию прокуратуры Смоленской области проведена проверка соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия, в ходе которой установлено, что согласно решению Совета Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 1 июля 2014 года № 47 полномочия администрации Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области преданы администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области.

В Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации зарегистрирован объект культурного наследия регионального значения – Дом жилой, расположенный по адресу: <...>.

Данный объект культурного наследия находится в собственности муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области. Зона охраны данного объекта культурного наследия не установлена, проект зоны охраны и акт государственной историко-культурной экспертизы, содержащий вывод о его соответствии (положительное заключение) требованиям законодательства Российской Федерации, в Главное управление Смоленской области по культурному наследию не представлялись.

Бездействие органа муниципальной власти при реализации полномочий в отношении данного объекта культуры может привести к повреждению или утрате объекта культурного наследия.

Ссылаясь на данные обстоятельства, нормы права, с учетом уточненных заявленных требований, просит возложить на администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения представить в Главное управление Смоленской области по культурному наследию проект зоны охраны на объект культурного наследования – Дом жилой, расположенный по адресу: <...>, а также положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы по проекту.

В судебном заседании представитель истца - Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области Осипов А.А. заявленные требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области ФИО1 исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, дополнительно пояснил, что рассматриваемый объект является объектом регионального значения, в связи с чем разработка охранной зоны входит в полномочия субъекта Российской Федерации Смоленской области. Согласно информации из кадастровой палаты полностью здание спорного объекта не находится в собственности администрации: подземный этаж в собственности ни у кого не находится; первый этаж действительно находится в собственности муниципального образования Вяземский район Смоленской области и передан в безвозмездное пользование; второй этаж находится в собственности ЗАО «Тропарево». В связи с данными обстоятельствами ссылки истца на п. 1 ст. 9.3 Федерального закона от 25 июня 2022 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» считаем несостоятельными. Полагает, что данные исковые требования должны были быть предъявлены Главному управлению Смоленской области по культурному наследию.

Представитель третьего лица - Главного управления Смоленской области по культурному наследию не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В ранее представленном отзыве на иск не возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что на государственной охране состоит объект культурного наследия памятник истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения - «Здание, в котором с июля по октябрь 1941 года размещался штаб Вяземского истребительного батальона под командованием ФИО2. Установлена мемориальная доска», расположенный по адресу: <...>, включенный в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Указанный объект приказом Министерства культуры Российской Федерации от 7 октября 2015 года № 2035-р значится под номером 671510268950005. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации» разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований, а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии. Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия. По информации, имеющейся в распоряжении Главного управления, объект культурного наследия находится в реестре объектов муниципальной собственности муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области. Таким образом, обязанность предоставить на согласование в Главное управление проект зон охраны объекта культурного наследия с положительным заключением государственной историко-культурной экспертизы должна быть возложена на администрацию.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Пунктом «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится охрана памятников истории и культуры.

В соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.

Специальным законом, регулирующим отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно преамбуле вышеуказанного закона государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с частью первой статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда (ст. 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).

Подпунктами 1-2 и 4 статьи 9.2 вышеуказанного закона определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится: принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением; разработка и реализация региональных программ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

Вместе с тем, в подпунктах 1, 2 статьи 9.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Как следует из пп. 3 ст. 10 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют местные администрации либо входящие в их структуру и уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевые (функциональные) или территориальные органы.

На основании п. 19.3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района.

Из п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

следует, что объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Пунктом 2 статьи 33 вышеназванного Федерального закона предусмотрен перечень государственной охраны объектов культурного наследия, включающий в себя, в том числе разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия (пп. 6).

В силу п. 1 ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Из п. 1 ст. 48 названного закона следует, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (п. 3 ст. 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).

Судом установлено и следует из материалов дела, решением Совета Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области от 1 июля 2014 года № 47 полномочия администрации Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области преданы администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области.

В Списке объектов культурного наследия регионального значения, находящихся в реестре объектов муниципальной собственности муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, значится объект – «Дом жилой, 1870 года», расположенный по адресу: <...> (л.д. 11).

Перечнем объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации федерального и регионального значения, расположенных на территории Вяземского района Смоленской области, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации также подтверждено, что вышеуказанный объект культурного наследия – «Дом жилой», расположенный по адресу: <...>, находится в муниципальной собственности муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (л.д.19-20).

Приказом Министерства культуры России от 7 октября 2015 года № 2035-р объект культурного наследия регионального значения «Здание, в котором с июля по октябрь 1941 года размещался штаб Вяземского истребительного батальона под командованием ФИО2. Установлена мемориальная доска», расположенный по адресу: <...>, зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации с присвоением ему регистрационного номера 671510268950005.

Зона охраны данного объекта культурного наследия не установлена, проект зоны охраны и положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы по проекту в Главное управление Смоленской области по культурному наследию не предоставлялись.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2022 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Отношения на территории Смоленской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в пределах полномочий Смоленской области как субъекта Российской Федерации урегулированы Законом Смоленской области от 31 марта 2009 года № 10-з «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Смоленской области».

Статьей 10 Закона Смоленской области от 31 марта 2009 года № 10-з «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Смоленской области» определено, что решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются нормативными правовыми актами Администрации Смоленской области по представлению уполномоченного органа на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы (часть 1).

Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения либо проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия согласовывается с органом местного самоуправления муниципального образования Смоленской области в соответствии с компетенцией, определенной уставом муниципального образования Смоленской области, на территории которого находится данный объект культурного наследия, в срок не более тридцати дней с даты поступления указанного проекта в орган местного самоуправления муниципального образования Смоленской области (часть 2).

Постановлением Администрации Смоленской области от 25 декабря 2019 года № 812 «О создании Главного управления Смоленской области по культурному наследию» утверждено Положение о Главном управлении Смоленской области по культурному наследию (далее по тексту – Положение).

В соответствии с п. 1.1 Положения Главное управление Смоленской области по культурному наследию (далее - Главное управление) является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее также - объекты культурного наследия) на территории Смоленской области.

В целях реализации возложенных на него задач Главное управление осуществляет, в числе прочих, следующие основные функции: региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия в соответствии с федеральным и областным законодательством (п. 2.2.11 Положения); организует проведение государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для обоснования принятия органом государственной власти Смоленской области решения (согласования), отнесенного к его полномочиям в соответствии с федеральным и областным законодательством (п. 2.2.14 Положения); согласовывает проекты генеральных планов, проекты правил землепользования и застройки, подготовленные применительно к территориям исторических поселений регионального значения (п. 2.2.15 Положения); разрабатывает и реализует областные государственные программы в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (2.2.16. Положения).

В силу п. 4 ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации приведенной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – Положение), устанавливающее порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон.

Согласно пункту 4 данного Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации состав зон охраны объектов культурного наследия определяется проектом зон охраны объектов культурного наследия, разрабатываемым исходя из материалов историко-культурных исследований, в которых обосновывается необходимость разработки проекта зон охраны в отношении одного объекта культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.

Пунктом 7 приведенного Положения установлено, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.

Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.

Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

На основании п. 12 Положения проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляются в соответствующий орган государственной власти вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения.

Проект зон охраны объекта культурного наследия подлежит в установленном порядке государственной историко-культурной экспертизе в целях определения его соответствия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия. Положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы является основанием для утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон (п. 13 Положения).

Как следует из п. 15 Положения, на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы границы зон охраны соответствующего объекта культурного наследия, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон утверждаются правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен данный объект культурного наследия.

Из системного толкования положений Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 года № 972 следует, что с учетом законодательного распределения полномочий федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объектов культурного наследия регионального значения вопрос о представлении проекта зон охраны и заключения государственной историко-культурной экспертизы разрешается в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, то есть в данном случае Смоленской области.

Исходя из регионального законодательства на основании представляемых проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы по представлению Главного управления Смоленской области по культурному наследию Администрацией Смоленской области принимается постановление об установлении границ зон охраны объекта культурного наследия.

Вместе с тем, Положением о Главном управлении Смоленской области по культурному наследию, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 25 декабря 2019 года № 812, на Главное управление не возложены полномочия по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы, поскольку оно наделено исполнительно-распорядительными функциями и осуществляет региональный государственный надзор в отношении объектов контроля - объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

Во взаимосвязи приведенных норм действующего законодательства суд приходит к выводу, что обязанность по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия, получение заключений государственной историко-культурной экспертизы и последующее их представлению на согласование в Главное управление Смоленской области по культурному наследию возложена на собственника.

Поскольку в соответствии с Уставом муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, то именно орган местного самоуправления является надлежащим ответчиком по делу.

При этом суд находит несостоятельным довод представителя ответчика относительно отсутствия на территории Смоленской области и Вяземского района спорного объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации местного (муниципального) значения, включенного в Единый государственный реестр, так как данный объект культурного наследия отнесен к категории регионального значения и зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (размещен на официальном сайте в сети Интернет) с присвоением соответствующего регистрационного номера.

Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия, в связи с чем довод представителя ответчика об отсутствии возможности изыскать в муниципальном бюджете, являющимся дефицитным, денежные средства на реализацию мероприятий, суд отклоняет. Законодателем предусмотрена именно возможность, а не обязанность проведения таких мероприятий по собственной инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия.

Кроме того, постановлением Администрации Смоленской области от 12 июля 2011 года № 396 утверждено Положение о порядке определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы, касающейся расположенных на территории Смоленской области объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, согласно п. 2.3 которого, в случае, если заказчиком экспертизы является орган исполнительной власти Смоленской области, уполномоченный в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, оплата услуг по проведению экспертизы производится за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных этому органу исполнительной власти Смоленской области в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на обеспечение его деятельности.

При таких обстоятельствах, учитывая, что обязанность по разработке проекта зон охраны объекта культурного наследия, находящегося в собственности муниципального образования, возложена на орган местного самоуправления, однако администрацией данная обязанность не исполнена, в связи с чем затрагиваются правоотношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, которые нарушают интересы неопределенного круга лиц, суд находит заявленные истцом требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом обстоятельств дела, необходимостью проведения определенного комплекса работ, суд определяет срок исполнения для ответчика - двенадцать месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области обязанность в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения представить в Главное управление Смоленской области по культурному наследию проект зоны охраны на объект культурного наследия – «Дом жилой», расположенный по адресу: <...>, а также положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы по данному проекту.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области.

Судья Т.Н. Красногирь