ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-152/2022 от 18.08.2022 Тяжинского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 2-152/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Тяжинский районный суд Кемеровской области в составе:

судьи Яхонтовой Е.А.,

при секретаре: Долгих Е.А.,

с участием истца Сухановой А.В.,

представителя ответчика – Управления социальной защиты населения администрации Тяжинского муниципального округа Тупиковой ФИО7

рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. 18 августа 2022 года

гражданское дело по исковому заявлению Сухановой ФИО8 к Управлению социальной защиты населения администрации Тяжинского муниципального округа о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки и восстановлении права,

УСТАНОВИЛ:

Суханова ФИО9. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что она является педагогическим работником муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тяжинская средняя общеобразовательная школа имени Героя ФИО3 Масалова», учителем иностранного языка.Зарегистрирована по месту пребывания и фактически проживает в пгт. Тяжинский по пер. Калинина, 16, по зарегистрирована в . ДД.ММ.ГГГГ Суханова ФИО10. обратилась в Управление социальной защиты населения администрации Тяжинского муниципального округа с заявлением о предоставлении компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг.В связи с отсутствием регистрации по месту жительства на истцу отказано в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Просит признать за ней право на получение мер социальной поддержки по оплате за электроснабжение в соответствии с от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате помещений и (или) коммунальных услуг» с ДД.ММ.ГГГГ.

На исковые требования истца представителем ответчиком подано возражение, в котором он просит в удовлетворении иска отказать, поскольку у Сухановой ФИО12. отсутствует постоянная регистрация на территории – Кузбасса.

В судебном заседании Суханова ФИО11 поддержала заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика – Управления социальной защиты населения Тяжинского муниципального округа Тупикова ФИО13 поддержала доводы, изложенные в возражении.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГN 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), закреплена социальная гарантия в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением этих мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечивается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 8 ст. 47).

Согласно п. 8 ч. 1 ст. "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг" от ДД.ММ.ГГГГN 2-ОЗ право на меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг в соответствии с настоящим Законом имеют педагогические работники образовательных организаций.

В силу ст. 9 Закона -ОЗ педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Педагогические работники образовательных организаций, работающие в рабочих поселках (поселках городского типа), сельских населенных пунктах и проживающие в городских населенных пунктах, в связи с тем, что им не было предоставлено жилье по месту работы в соответствии с действующим законодательством, также имеют право на указанные меры социальной поддержки. Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется в виде компенсационной выплаты в размере 100 процентов данных расходов.

В целях реализации от ДД.ММ.ГГГГN 2-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг"Коллегией администрации ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положениео предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат.

В соответствии с п.3.1 Положенияграждане могут обращаться за компенсацией после возникновения права на ее получение путем подачи заявления со всеми необходимыми документами в уполномоченный орган по (месту пребывания) непосредственно либо через представителя.

В случае предоставления компенсации гражданину, имеющему регистрацию по на территории - Кузбасса (другого субъекта Российской Федерации), по месту пребывания, или в случае предоставления компенсации гражданину, имеющему регистрацию по на территории - Кузбасса (другого субъекта Российской Федерации) и представившему решение суда об установлении факта в ином жилом помещении, в целях исключения необоснованной выплатыкомпенсации уполномоченный орган с периодичностью каждые 6 месяцев с месяца назначения компенсации посредством межведомственного информационного взаимодействия в отношении такого гражданина запрашивает сведения о получении (неполучении) компенсации в соответствующем уполномоченном органе (муниципального образования субъекта Российской Федерации [уполномоченном органе субъекта Российской Федерации]), находящемся на территории муниципального образования, в котором гражданин имеет регистрацию по (находящемся на территории субъекта Российской Федерации, вкотором гражданин имеет регистрацию по ) (п. 4.6 Положения).

Как следует из материалов дела, Суханова ФИО14 является педагогическим работником образовательного учреждения муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тяжинская средняя общеобразовательная школа имени Героя ФИО3 Масалова», которое расположено в пгт. (л.д. 5 – 6).

Суханова ФИО15. состоит на регистрационном учете по адресу: (л.д. 12).

Фактически Суханова ФИО16. проживает в доме, расположенном по адресу: пер. Калинина, 16 в пгт. Тяжинский (л.д. 7, 33), который предоставлен истцу ФИО5 по договору безвозмездного найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

Оплата коммунальных услуг производится Сухановой ФИО17. ежемесячно в ПАО «Кузбассэнергосбыт» (л.д. 21 – 27), о чем свидетельствуют расписки наймодателя ФИО5, на имя которого открыт лицевой счет (л.д. 28 – 32). Просроченная дебиторская задолженность за электроэнергию по пер. Калинина, 16 в пгт. Тяжинский отсутствует (л.д. 20).

24.11.2021Суханова ФИО18. обратилась в Управление социальной защиты населения администрации Тяжинского муниципального округа с заявлением о назначении меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании от ДД.ММ.ГГГГN 2-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг".

По результатам рассмотрения заявления истицы, ей было отказано в назначении меры социальной поддержки ввиду отсутствия регистрации по месту жительствана территории – Кузбасса (л.д. 10, 11).

Подтверждением заявителя является его регистрация в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Место временного пребывания Сухановой ФИО19 по адресу: является местом ее фактического проживания.

Разрешая спор по существу заявленных требований, суд исходит из того, что Суханова ФИО20 фактически проживает по адресу: и не использует предоставленные ей права на получение мер социальной поддержки по в , в связи с чем меры социальной поддержки должны быть предоставлены субъектом Российской Федерации по месту ее фактического проживания Управлением социальной защиты населения администрации Тяжинского муниципального округа.

Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В силу п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Эти нормы соответствуют требованиям ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свободграждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства;при этом конкретное лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от ДД.ММ.ГГГГN 14-П, от ДД.ММ.ГГГГN 9-П, от ДД.ММ.ГГГГN 2-П, от ДД.ММ.ГГГГN 4-П, от ДД.ММ.ГГГГN 11-П, от ДД.ММ.ГГГГN 13-П; определения от ДД.ММ.ГГГГN 185-О, от ДД.ММ.ГГГГN 619-О-П, от ДД.ММ.ГГГГN 1309-О-О и др.).

Таким образом, отсутствие регистрации по не исключает возможность установления судом гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГN 958-О-О, субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.

С учетом системного толкования приведенных выше норм, анализа установленных по делу обстоятельств, согласно которым истица проживает мерами социальной поддержки в виде льгот по оплате жилого помещения по в ином субъекте Российской Федерации () не пользуется, право на реализацию ФИО1 указанной льготы должно быть гарантировано по месту ее фактического проживания по указанному выше адресу.

Суд полагает необходимым также отметить, что действия ответчика нарушают принцип справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на социальную защиту, установленную статьями 18, 19 Конституции Российской Федерации, а также предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19, и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовуюопределенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере социального обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

При таких обстоятельствах отказ Управления социальной защиты населения администрации Тяжинского муниципального округа в предоставлении ФИО1 мер социальной поддержки нарушает права и свободы заявителя и не соответствует указанному выше закону, а значит, решение от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и необоснованным.

Вопреки доводам ответчика указание в п. 4.3.1 Положения о предоставлении отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг в форме компенсационных выплат об обращении за назначением компенсации по месту пребывания гражданина, имеющего регистрацию по месту жительства на территории – Кузбасса, не является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки гражданам, не имеющим регистрации на территории – Кузбасса. Так, в соответствии с п. 4.3.3 Положения при обращении за назначением компенсации по месту пребывания гражданина, не имеющего регистрации по месту , уполномоченный орган обязан проверить, что гражданин не пользовался такой мерой поддержки в регионе по месту регистрации.

Кроме того, пунктом 4.9 Положения предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для вынесения решения об отказе в назначении компенсации, среди которых отсутствие регистрации на территории – Кузбасса не предусмотрено.

Согласно п. 5.1 Положения компенсация назначается с месяца, следующего за месяцем обращения.

Как установлено судом, с полным пакетом необходимых документов Суханова ФИО21. обратилась в Управление социальной защиты населения администрации Тяжинского муниципального округа ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, истец имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате за электроснабжение с ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сухановой ФИО22 к Управлению социальной защиты населения администрации Тяжинского муниципального округа о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки и восстановлении права удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления социальной защиты населения администрации Тяжинского муниципального округа об отказе Сухановой ФИО23. в назначении компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Сухановой ФИО24 право на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Обязать Управления социальной защиты населения администрации Тяжинского муниципального округа назначить компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в его окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тяжинский районный суд Кемеровской области.

Председательствующий:подпись.Е.А. Яхонтова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.