ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-152/2022 от 25.01.2022 Евпаторийского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2-152/2022

91RS0009-01-2021-003780-55

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 января 2022 года

Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Лобановой Г. Б.,

при помощнике судьи Куква А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Ивушка», Управлению образования Администрации <адрес> Республики Крым о принятии мер к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в здание, путем обустройства его элементами, отвечающими установленным требованиям доступности и безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора <адрес>, Республики Крым обратился с уточненным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Ивушка», Управлению образования Администрации <адрес> Республики Крым о принятии мер к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в здание, путем обустройства его элементами, отвечающими установленным требованиям доступности и безопасности. В обоснование исковых требований указал, что Прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ), в части обеспечения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к предприятиям, учреждениям, организациям <адрес>.

Установлено, что помещения, занимаемые МБДОУ «Детский сад «Ивушка» находящиеся по адресу: <адрес>, Полтавская 1, не соответствует требованиям действующего законодательства для беспрепятственного доступа в него инвалидов и других маломобильных групп населения.

Актом от ДД.ММ.ГГГГ подтверждены выявленные проверкой указанные нарушения, а именно: в нарушение п. 5.1 СП 59.13330.2020, вход на территорию не обозначен предупредительными наземными тактильными указателями, отсутствует информация об организации в доступном для инвалидов виде, не организована система средств информационной поддержки на пути движения по территории, не обустроены съездами перепады высот;

В нарушение п. 6.1 СП 59.13330.2020, входная группа не обустроена пандусом, отсутствуют поручни с двух сторон лестничного марша, габариты входной площадки не соответствуют нормативным требованиям, краевые ступени лестничного марша не обозначены контрастными не скользящими полосами, отсутствует информация о функциональном назначении помещений, к которым ведет вход, в т. ч. дублированная шрифтом Брайля, вход в помещения и лестничный марш не обозначены тактильными наземными указателями.

Объект имеет Паспорт доступности для инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ Объект признан доступным условно. На объекте организовано оказание ситуационной помощи инвалидам силами сотрудников организации в преодолении существующих барьеров с целью обеспечения доступа к предоставляемым услугам.

Вышеуказанные замечания влекут за собой нарушение ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в части обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Учитывая изложенное, на основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ст. 1 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», истец просит суд:

Обязать Управление образование администрации <адрес> Республики Крым в течении 5 месяцев после вступления решения в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в МБДОУ «Детский сад «Ивушка» расположенного по адресу: <адрес>, путем обустройства входа на территорию предупредительными наземными тактильными указателями, информацией об организации в доступном для инвалидов виде, средствами информационной поддержки на пути движения по территории, съездов перепадов высот, а также обустройства входной группы пандусом, лестничного марша поручнями с двух сторон, контрастными не скользящими полосами краевых ступеней лестничного марша, информацией о функциональном назначении помещений, к которым ведет данный вход, в доступном для инвалидов виде, в т.ч дублированная шрифтом Брайля, обозначения тактильными наземными указателями вход в помещения и лестничный марш, входной площадки в соответствии с нормативными требованиями. Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ивушка» в течении 2 месяцев после поступления денежных средств обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения, путем обустройства входа на территорию предупредительными наземными тактильными указателями, информацией об организации в доступном для инвалидов виде, средствами информационной поддержки на пути движения по территории, съездов перепадов высот, а также обустройства входной группы пандусом, лестничного марша поручнями с двух сторон, контрастными не скользящими полосами краевых ступеней лестничного марша, информацией о функциональном назначении помещений, к которым ведет данный вход, в доступном для инвалидов виде, в т.ч дублированная шрифтом Брайля, обозначения тактильными наземными указателями вход в помещения и лестничный марш, входной площадки в соответствии с нормативными требованиями.

Представитель истца - помощник прокурора <адрес> Котелевец В.В., направил суду письменное заявление, в котором поддержал уточненные исковые требования в полном объеме, просит суд удовлетворить их по основаниям, указанным в уточненном исковом заявлении.

Представитель ответчика - Администрации <адрес> Республики Крым направила суду письменное заявление, в котором просит суд рассмотреть дело в отсутствии представителя Администрации <адрес>, принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Представитель ответчика - Департамент имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> в суд не прибыл, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика - Управления образования Администрации <адрес> Республики Крым по доверенности Гинина Е.В., направила суду письменное заявление, в котором просит суд рассмотреть дело в отсутствии представителя Управления образования Администрации <адрес>, против удовлетворения уточненных исковых требований не возражает.

Представитель ответчика - МБДОУ «Детский сад «Ивушка» заведующая МБДОУ «Детский сад «Ивушка» Безух С.А., направила суду письменное заявление, в котором просит суд рассмотреть дело в отсутствии представителя против удовлетворения уточненных исковых требований не возражает.

Суд, изучив в порядке ст. 181 ГПК РФ письменные материалы дела, установил юридически значимые обстоятельства, дал оценку всем собранным по делу доказательствам и пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии не явившихся лиц, а исковые требования Заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить в полном объеме по следующим основаниям.

Судья рассматривает настоящее дело по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с ч.2 ст.150 ГПК РФ.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов (далее по тексту - Конвенция), меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние, и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Возможность доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры означает возможность инвалидов посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, а также спортивные сооружения, места отдыха, культурно - зрелищные и другие учреждения, а также возможность пользоваться железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.

Согласно ст. 19 Конвенции, инвалиды должны иметь доступ к разного рода оказываемым на дому, по месту жительства и иным вспомогательным услугам на базе местного сообщества, включая персональную помощь, необходимую для поддержки жизни в местном сообществе и включения в него, а также для недопущения изоляции или сегрегации от местного сообщества, чтобы услуги и объекты коллективного пользования, предназначенные для населения в целом, были в равной степени доступны для инвалидов и отвечали их нуждам.

В соответствии п. п. «а», «б» ст. 20 Конвенции, индивидуальная мобильность инвалидов должна осуществляться благодаря содействию индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способом, в выбираемое ими время и по доступной цене; облегчению доступа инвалидов к качественным средствам, облегчающим мобильность, устройствам, ассистивным технологиям и услугам помощников и посредников, в том числе за счет их предоставления по доступной цене.

Статьей 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ, в соответствии с положениями российского и международного права, закреплена обязанность правительства РФ, органов исполнительной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, независимо от организационно - правовых форм, создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям).

Согласно требованиям ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, - не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры входит в круг обязанностей: Правительства РФ; органов исполнительной власти субъектов РФ; органов местного самоуправления; любых коммерческих и некоммерческих организаций, независимо от их организационно - правовых форм.

Закон требует от предприятий, учреждений и организаций, связанных с обслуживанием населения, обязательно осуществлять меры по приспособлению действующих зданий, сооружений, павильонов, внутренних территорий организаций для доступа к ним инвалидов, в том числе, путем оборудования объектов специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам иметь беспрепятственный доступ и пользоваться услугами.

При этом, положения ч. 1 ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой.

Установив в ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно положению ч. 1 ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством РФ.

Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СП 59.13330.2020 (Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной РФ в сентябре 2008 г.) Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.

Улучшение условий жизни инвалидов, как одной из самых социально уязвимых категорий населения, обеспечение их беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач Федеральной государственной программы «Доступная среда» на 2011-2025 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено из материалов дела, что помещения, занимаемые Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад «Ивушка» находящиеся по адресу: <адрес>, Полтавская, 1 не соответствует требованиям действующего законодательства для беспрепятственного доступа в него инвалидов и других маломобильных групп населения.

Актом от ДД.ММ.ГГГГ подтверждены выявленные проверкой указанные нарушения, а именно:

В нарушение п. 5.1 СП 59.13330.2020 вход на территорию не обозначен предупредительными наземными тактильными указателями, отсутствует информация об организации в доступном для инвалидов виде, не организована система средств информационной поддержки на пути движения по территории, не обустроены съездами перепады высот;

В нарушение п. 6.1 СП 59.13330.2020 входная группа не обустроена пандусом, отсутствуют поручни с двух сторон лестничного марша, габариты входной площадки не соответствуют нормативным требованиям, краевые ступени лестничного марша не обозначены контрастными не скользящими полосами, отсутствует информация о функциональном назначении помещений, к которым ведет вход, в т.ч. дублированная шрифтом Брайля, вход в помещения и лестничный марш не обозначены тактильными наземными указателями.

Объект имеет паспорт доступности для инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ. Объект признан доступным условно. На объекте организовано оказание ситуационной помощи инвалидам силами сотрудников организации в преодолении существующих барьеров с целью обеспечения доступа к предоставляемым услугам.

Во исполнение мероприятий по обеспечению доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории городского округа Евпатория в 2017 году проводилось обследование объектов указанной категории на определение их доступными. По результатам обследования МБДОУ «Детский сад «Ивушка» ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт б/н и паспорт доступности , в которых выявленные проверкой нарушения имели место. При этом, несмотря на рекомендации, руководителю предприятия о принятии мер по обеспечению здания элементами доступности для лиц с ограниченными возможностями, запланированные мероприятия на период проверки прокуратуры города не выполнены.

В силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ и подзаконных нормативно - правовых актов, к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения, и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно - зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, а также другие объекты и сооружения, перечень которых не является исчерпывающим.

В качестве специальных приспособлений и оборудования для инвалидов используются: визуальная и звуковая информация (вывески, таблички, радиосвязь); пандусы и поручни при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пологие спуски у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования; пандусы или подъемные устройства у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; специальные поручни, ручки или другие приспособления для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах и др.

Указанные объекты могут оснащаться такими приспособлениями и оборудованием как при изначальном строительстве, так и при реконструкции, ремонте или в рамках общего благоустройства.

Согласно «Устава МБДОУ «Детский сад «Ивушка» <адрес> Республики Крым», утвержденного постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-п, данное учреждение является некоммерческой организацией, которая выполняет работы, оказывает услуги в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий муниципального образования городского округа Евпатория Республики Крым в сфере дошкольного образования.

Согласно п.1.8. Устава учредителем учреждения является Муниципальное образование городской округ Евпатория Республики Крым. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Администрация <адрес> Республики Крым. Полномочия учредителя в области управления учреждением осуществляет отраслевой орган Администрации <адрес> Республики Крым, являющийся для учреждения главным распорядителем бюджетных средств.

Учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом на праве оперативного управления, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства, печати, штампы, бланки со своими наименованиями.

Согласно п.5.1 Устава, координацию и контроль над деятельностью учреждения осуществляет Управление образования Администрации <адрес> Республики Крым

Согласно п.5.2. Устава, единоличным исполнительным органом учреждения является заведующий, который осуществляет текущее руководство деятельностью учреждения, назначается на должность Управлением образования Администрации <адрес> Республики Крым. Заведующий учреждением осуществляет оперативное руководство деятельностью Учреждения в соответствии с его целями и задачами. Руководит, в том числе хозяйственной и финансовой деятельностью Учреждения в соответствии с уставом и законодательством РФ. Решает вопросы финансовой деятельности Учреждения.

В соответствии с Уставом учредитель формирует и утверждает муниципальное задание Учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом деятельностью, осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.

В соответствии с приказом Министерства Финансов от ДД.ММ.ГГГГ-н «О требованиях к составлению и утверждению плана финансово - хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» Учреждение составляет план финансово - хозяйственной деятельности и предоставляет его для утверждения Учредителю. План составляется на основании обоснований (расчетов) плановых показателей поступлений и выплат. Предварительное обоснование - предварительный план (с целью определения объемов необходимых финансовых средств) формируется при подготовке бюджета на следующий год и плановый период. В план могут вноситься изменения в соответствии с порядком, утвержденным Учредителем.

Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется Учредителем на основании муниципального задания в соответствии с законодательством РФ за счет средств соответствующих бюджетов.

На основании п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными учреждениями.

Оценивая относимость и допустимость, достоверность каждого представленного доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд полагает, что исковое заявление Заместителя прокурора <адрес> Республики Крым действующего в интересах неопределенного круга лиц о принятии мер к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в здание, путем обустройства его элементами, отвечающими установленным требованиям доступности и безопасности - подлежит удовлетворению в полном объеме.

Госпошлина по делу, от уплаты которой ответчики освобождены, на основании ст. ст. 333, 36 п.9 ч. 1 Налогового Кодекса РФ относится за счет государства.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Заместителя прокурора <адрес> советника юстиции Султанова В. П. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Ивушка», Управлению образования Администрации <адрес> Республики Крым о принятии мер к беспрепятственному доступу маломобильных групп населения в здание, путем обустройства его элементами, отвечающими установленным требованиям доступности и безопасности - удовлетворить.

Обязать Управление образования Администрации <адрес> Республики Крым в течении 5 месяцев, после вступления решения в законную силу, обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в МБДОУ «Детский сад «Ивушка», расположенного по адресу: <адрес>, путем обустройства входа на территорию предупредительными наземными тактильными указателями, информацией об организации в доступном для инвалидов виде средствами информационной поддержки на пути движения по территории, съездов перепадов высот, а также обустройства входной группы пандусом, лестничного марша поручнями с двух сторон, контрастными не скользящими полосами краевых ступеней лестничного марша, информацией о функциональном назначении помещений, к которым ведет данный вход, в доступном для инвалидов виде, в т. ч дублированной шрифтом Брайля, обозначения тактильными наземными указателями вход в помещения и лестничный марш, входной площадки в соответствии с нормативными требованиями.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ивушка» в течении 2 месяцев, после поступления денежных средств, обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения, путем обустройства входа на территорию предупредительными наземными тактильными указателями, информацией об организации в доступном для инвалидов виде, средствами информационной поддержки на пути движения по территории, съездов перепадов высот, а также обустройства входной группы пандусом, лестничного марша поручнями с двух сторон, контрастными не скользящими полосами краевых ступеней лестничного марша, информацией о функциональном назначении помещений, к которым ведет данный вход, в доступном для инвалидов виде, в т. ч дублированной шрифтом Брайля, обозначения тактильными наземными указателями вход в помещения и лестничный марш, входной площадки в соответствии с нормативными требованиями.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.

Судья подпись Г. Б. Лобанова

Решение в окончательной форме принято 01 февраля 2022 года