ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-152/2022 от 29.08.2022 Альменевского районного суда (Курганская область)

Дело № 2-152/2022

УИД 45RS0001-01-2022-000193-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Альменевский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Речкиной Т.А.

при секретаре Жусуповой И.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Альменево Курганской области 29 августа 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Шумихинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к ИП Исмагиловой О.В. о защите прав потребителей

УСТАНОВИЛ:

Шумихинский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ИП Исмагиловой О.В. о защите прав потребителей. В обоснование заявленных требований указывает, что в связи с поступившим 20 июня 2022 г. на телефон «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Курганской области сообщением Никифоровой А.Н. об отсутствии информации для потребителей в магазине ИП Исмагиловой О.В., а именно отсутствии маркировки на товарах, 23 июня 2022г. проведено выездное обследование по месту нахождения ИП Исмагиловой О.В., осуществляющей предпринимательскую деятельность по адресу: Курганская область, Альменевский район, с. Альменево, ул. Ленина, д.85. По результатам обследования установлено, что в реализации находятся ветровки и спортивные мастерки, ярлык с необходимой обязательной информацией (маркировкой) отсутствует, средства идентификации отсутствуют. В торговом зале на витринах и в коробках размещена для реализации обувь, на большей части которой отсутствует обязательная маркировка средствами идентификации.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Перечнем отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р, предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи, включая обувные товары подлежат обязательной маркировке средствами идентификации.

В силу ст. 9 ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции. Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; товарный знак (при наличии); единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дату изготовления; номер партии продукции (при необходимости).

Невыполнение ИП Исмагиловой О.В. требований законодательства по размещению необходимой информации о товаре ограничивает и нарушает права неопределенного круга потребителей на получение достоверной информации о товаре, препятствует осуществлению независимой оценки качества предоставления услуг торговли. Просят возложить на ИП Исмагилову О.В. обязанность прекратить реализацию товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, при ее отсутствии. Обязать ИП Исмагилову О.В. довести до сведения потребителей решение суда в течение 10 дней со дня его вступления в законную силу путем его размещения в торговом зале магазина, расположенного по адресу: Курганская область, Альменевский район, с. Альменево, ул. Ленина, д. 85.

В судебном заседании представители истца Иванова Н.Г. и Водянникова Ю.А. исковые требования поддержали.

Ответчик ИП Исмагилова О.В. исковые требования признала в части отсутствия на спортивных костюмах маркировки с необходимой обязательной информацией. В части отсутствия на реализуемой обуви средств идентификации, исковые требования не признала, показала, что она зарегистрирована в системе «Честный знак». На всей реализуемой обуви имеется обязательная маркировка средствами идентификации. Штрих-код нанесен либо непосредственно на товар либо на коробку (упаковку).

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства и документы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей определен перечень обязательной информации о товарах.

Согласно п. 2 ст. 12 вышеуказанного Закона, если покупателю не предоставлена информация о товаре, покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар сумму и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар продавцу.

В силу Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в соответствии с п. 2 ст. 8 Закона о защите прав потребителей должна доводится до сведения потребителя в наглядной и доступной форме в объеме, указанном в п. 2 ст. 10 Закона.

Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 876 утвержден технический регламент Таможенного союза о безопасности продукции легкой промышленности (далее - ТР ТС 017/2011), который устанавливает обязательные на территории Таможенного союза требования к продукции легкой промышленности в целях защиты жизни и здоровья человека, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей (потребителей) продукции.

Согласно п. 2 ст. 1 ТР ТС 017/2011 к продукции легкой промышленности, на которую распространяется действие Технического регламента относится одежда и изделия швейные и трикотажные, обувь.

Указанным Техническим регламентом установлены требования к маркировке соответствующей продукции.

В силу требований ст. 9 ТР ТС 017/2011 маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции. Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; товарный знак (при наличии); единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дату изготовления; номер партии продукции (при необходимости).

В зависимости от вида и назначения продукции легкой промышленности маркировка должна содержать следующую информацию: для одежды и изделий из текстильных материалов дополнительная информация должна содержать: вид и массовую долю (процентное содержание) натурального и химического сырья в материале верха и подкладки изделия; модель; символы по уходу за изделием; инструкцию по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).

В силу ч. 7 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» обязанность хозяйствующих субъектов или отдельных групп хозяйствующих субъектов осуществлять маркировку отдельных товаров средствами идентификации устанавливается Правительством Российской Федерации, в том числе в целях охраны жизни и здоровья человека.

Обязательная маркировка обувных товаров установлена распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» с целью снижения оборота контрафактной продукции.

Согласно п. 9 Перечня обувные товары с перечисленными в этой норме кодами отнесены к группе товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации с 01 июля 2019 года.

Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 5 июля 2019 г. № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» установлено, что на территории Российской Федерации ввод в оборот обувных товаров без нанесения на них средств идентификации и передачи в информационную систему мониторинга сведений о маркировке обувных товаров средствами идентификации, а также оборот и вывод из оборота обувных товаров, не маркированных средствами идентификации, допускается до 01 июля 2020 года, за исключением случаев, предусмотренных подп. "е" и "ж" п. 2 названного постановления.

В п. 2 Правил маркировки обувных товаров обувные товары определены как продукция, включенная в товарную группу «Обувь» с кодами товарной номенклатуры 6401 - 6405, а также в группу товаров, соответствующую кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности: 15.20.11, 15.20.12, 15.20.13, 15.20.14, 15.20.21, 15.20.29, 15.20.31, 15.20.32 и 32.30.12, в которую включены различные типы обуви независимо от ее фасона и размера, конкретного назначения, способа производства или материалов, из которых она изготовлена.

Подпунктом "е" п. 2 Постановления Правительства РФ от 5 июля 2019 г. № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров» установлено, что участники оборота обувных товаров в соответствии с утвержденными данным постановлением правилами при наличии по состоянию на 01 июля 2020 года нереализованных обувных товаров, введенных в оборот до 01 июля 2020 года, в срок до 01 сентября 2020 года осуществляют их маркировку средствами идентификации и представляют сведения о маркировке таких обувных товаров средствами идентификации в информационную систему мониторинга в соответствии с названными правилами.

В соответствии с п. 3 Правил маркировки обувных товаров такие товары подлежат обязательной маркировке средствами идентификации обувных товаров, в том числе в процессе оборота обувных товаров - при вводе в оборот обувных товаров, находившихся в обороте до даты начала обязательной маркировки обувных товаров средствами идентификации (подп. "г").

В силу подп. "в" п. 33 Правил маркировки обувных товаров регистрация обувных товаров в информационной системе мониторинга осуществляется в процессе оборота обувных товаров при наличии не маркированных средствами идентификации обувных товаров, находящихся в обороте на дату начала обязательного нанесения средств идентификации на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров, - участником оборота обувных товаров, осуществляющим оборот данных обувных товаров.

Пунктом 37 названных Правил предусмотрено, что средство идентификации обувных товаров наносится в виде двумерного штрихового кода на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 «Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix».

Маркировка обувных товаров средствами идентификации должна быть на каждой паре обуви, включая все остатки. С 01 июля 2020 года продажа обувных товаров без кодов идентификации запрещена.

Как установлено в судебном заседании, связи с поступившим на телефон «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Курганской области сообщением Никифоровой А.Н. об отсутствии информации для потребителей в магазине ИП Исмагиловой О.В., а именно отсутствии маркировки на товарах, начальником Шумихинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области утверждено задание о проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от 23 июня 2022 г. №12/174-з.

Из содержания протокола осмотра в рамках выездного обследования от 23 июня 2022 г., следует, что при проведении выездного обследования без взаимодействия с контролируемым лицом, проведен осмотр магазина «Комфорт» ИП Исмагиловой О.В., расположенного по адресу: Курганская область, Альменевский район, с.Альменево, ул. Ленина, д. 85 выявлены нарушения законодательства о защите прав потребителей: в реализации развешаны на стойке ветровки и спортивные мастерки с ценником, на котором указана цена товара. Ярлык с необходимой обязательной информацией отсутствует, средства идентификации отсутствуют (индивидуальным кодом Data Matrix). В торговом зале на витринах и в коробках размещена для реализации мужская, женская обувь, на большей части которой отсутствует обязательная маркировка средствами идентификации, которая наносится на потребительскую упаковку или на обувные товары или на товарный ярлык обувных товаров.

Обстоятельства, изложенные в протоколе осмотра подтверждаются просмотренной в судебном заседании видеозаписью, из которой следует, что в магазине ИП Исмагиловой О.В. в реализации находятся спортивные костюмы, при этом отсутствует маркировка с обязательной информацией, предусмотренной ТР ТС 017/2011; на находящихся в реализации обувных товаров отсутствует маркировка средствами идентификации.

В соответствии с ч. 7 ст. 40 Закона о защите прав потребителей федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей предусматривает обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Согласно п. 9.15 Положения о Шумихинском территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области, утвержденного приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области от 27 августа 2018 г. №63, Шумихинский территориальный отдел в пределах своей компетенции осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Таким образом, в судебном заседании нашло подтверждение, что ИП Исмагиловой О.В. реализовывался товар, подлежащий маркировке средствами идентификации, без обязательных кодов идентификации.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, с ответчика подлежит взысканию в бюджет муниципального образования Альменевский муниципальный округ Курганской области государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шумихинского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Исмагиловой Ольге Викторовне о защите прав потребителей удовлетворить.

Возложить на индивидуального предпринимателя Исмагилову Ольгу Викторовну обязанность прекратить реализацию товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, при ее отсутствии.

Обязать на индивидуального предпринимателя Исмагилову Ольгу Викторовну довести до сведения потребителей решение суда в течение 10 дней со дня его вступления в законную силу путем его размещения в торговом зале магазина, расположенного по адресу: Курганская область, Альменевский район, с. Альменево, ул. Ленина, д. 85.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Исмагиловой Ольги Викторовны, ИНН 450300031700, в доход бюджета муниципального образования Альменевский муниципальный округ Курганской области государственную пошлину в размере 300рублей.

Решение может быть обжаловано в Курганской областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Альменевский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение изготовлено 2 сентября 2022 г.

Судья Т.А. Речкина