Дело № 2-152/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Шатровский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего – судьи Мухиной Е.В.,
при секретаре Шабашовой И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда с. Шатрово «20» сентября 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Администрации Дальнекубасовского сельсовета Шатровского района Курганской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях о признании выморочным имуществом земельного участка и возложении обязанности зарегистрировать право федеральной собственности,
У С Т А Н О В И Л:
В Шатровский районный суд Курганской области с исковым заявлением
(с учетом изменений) к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (далее - МТУ Росимущества) о признании земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 700 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, выморочным имуществом и обязании МТУ Росимущества зарегистрировать право федеральной собственности на вышеуказанный земельный участок обратилась Администрация Дальнекубасовского сельсовета Шатровского района Курганской области (л.д.1-2, 98-99).
В обоснование иска указано, что данный земельный участок принадлежал ФИО4, после его смерти, последовавшей 28.11.2001, наследство никто не принял, наследников по закону и завещанию не имеется, в силу статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество является выморочным.
В период с 01.03.2002 по 14.12.2007 согласно статье 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в первоначальной редакции выморочное имущество переходило в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Со ссылкой на положения пункта 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, пунктов 5, 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» истец указывает, что полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов.
Длительное время земельный участок не был принят Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях как выморочное имущество, не были приняты меры к оформлению земельного участка в собственность.
Спорный земельный участок по прямому назначению не используется, что ухудшает его состояние, препятствует исполнению полномочий, отнесенных к вопросам местного значения: обеспечению мер пожарной безопасности, осуществлен ю мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, благоустройству сельского поселения.
Отсутствие оформленного права собственности препятствует дальнейшей передаче земельного участка в муниципальную собственность в соответствии с пунктом 2.4 Административного регламента, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.07.2009 № 270 и в дальнейшем использованию земельного участка по назначению.
В отзыве ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях указано, что согласно пункту 4.1.4. Положения о МТУ Росимущества, утвержденному приказом Росимущества от 16.12.2016 № 452, МТУ Росимущества принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 49, 50 Постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Переход выморочного имущества закреплен императивно, от публично-правового образования не требуется выражение волеизъявления на принятие наследства.
Считают, что земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1700 кв.м., оставшийся после смерти <дата> ФИО4 перешел в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации императивно, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Ссылаются на то что, согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Согласно пункту 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Указывают, что исходя из основополагающих положений гражданского законодательства, понуждение к осуществлению гражданских прав не допускается.
МТУ Росимущества отмечает, что в силу пункта 4 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, если право на имущество возникает, изменяется или прекращается вследствие наступления обстоятельств, указанных в законе, запись о возникновении, об изменении или о прекращении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия. Законом может быть предусмотрено также право иных лиц обращаться с заявлением о внесении соответствующей записи в государственный реестр.
Согласно части 2 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на выморочное недвижимое имущество, полученное в порядке наследования по закону, признается юридически действительным при отсутствии государственной регистрации.
Внесение записи в ЕГРН о праве федеральной собственности на выморочное имущество является правом федерального органа исполнительной власти, а не его обязанностью в силу прямого указания федерального законодательства.
Согласно пункту «г» части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В законодательстве об органах местного самоуправления отсутствуют нормы о наделении сельских поселений полномочиями по владению, пользованию и распоряжению федеральным имуществом, что свидетельствует о заявлении Администрацией Дальнекубасовского сельсовета Шатровского района Курганской области исковых требований с превышением предоставленных законом полномочий.
Вопросы наследования выморочного имущества Российской Федерацией не относятся к вопросам местного значения сельского поселения.
В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Указывают на то что, Администрация Дальнекубасовского сельсовета Шатровского района Курганской области, с учетом заявленных уточненных исковых требований, не является заинтересованным лицом по смыслу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, так как наследование выморочного имущества Российской Федерацией не относится к компетенции истца и не затрагивает его прав и законных интересов. В удовлетворении уточненных исковых требований просят отказать в полном объеме (л.д.127-130).
В отзыве ответчика Администрации Шатровского района Курганской области указано, что Администрация Шатровского района полностью поддерживает уточненные требования истца.
Спорный земельный участок длительное время не используется по прямому назначению. Неиспользование земельного участка ухудшает его состояние, препятствует исполнению полномочий, отнесенных к вопросам местного значения.
Длительное время земельный участок не был принят Территориальным
управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом у Челябинской и Курганской областях как выморочное, не приняты меры к оформлению земельного участка в собственность.
Отсутствие зарегистрированного права собственности препятствует реализации права Дальнекубасовского сельсовета разрешить вопрос о передаче земельного участка в муниципальную собственность в соответствии с пунктом 2.4 Административного регламента утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 13.07.2009 № 270, и в дальнейшем, использованию земельного участка по назначению.
Отмечают, что незарегистрированное право собственности препятствует
соответствующему учету и распоряжению имуществом (л.д.109).
Представитель третьего лица Межмуниципального отдела по Каргапольскому и Шатровскому районам Управления Росреестра по Курганской области в отзыве указали, что в Едином государственном реестре недвижимости информации о регистрации права на земельный участок по адресу: <адрес> не имеется. Принятие решения по исковому заявлению оставили на усмотрение суда (л.д.32).
Представитель ответчика МТУ Росимущества, представители третьих лиц Межмуниципального отдела по Каргапольскому и Шатровскому районам Управления Росреестра по Курганской области, нотариус Шатровского нотариального округа Курганской области в судебное заседание не явились.
О времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом (л.д.107,124-126). Об отложении слушания дела не ходатайствовали, просили о рассмотрении дела без их участия.
Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца Администрации Дальнекубасовского сельсовета Шатровского района Курганской области ФИО1 исковые требования поддержала по указанным в иске основаниям
В судебном заседании представитель третьего лица Администрации Шатровского района Курганской области ФИО2 пояснила, что Администрация Шатровского района не согласна с доводами, приведенными в отзыве МТУ Росимущества на измененное исковое заявление по следующим основаниям.
Выморочное имущество переходит в силу закона в собственность Российской Федерации, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
В настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) отсутствуют сведения в отношении спорного имущества, имеющего статус выморочного, а также сведения о принадлежности его Российской Федерации.
Императивная норма перехода имущества в собственность Российской Федерации не предусматривает за собой исключительное право не осуществлять государственную регистрацию выморочного имущества.
Абзацем вторым пункта 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 предусмотрено, что свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации в том же порядке, что и иным наследникам без вынесения специального решения о признании имущества выморочным.
Свидетельство о праве на наследство удостоверяет юридическое основание, определяющее переход к наследнику права собственности, других прав и обязанностей, принадлежащих наследодателю при его жизни. Таким образом, свидетельство о праве на наследство является доказательством наличия прав на наследство.
Действующим законодательством не предусмотрен иной порядок оформления права на выморочное имущество, на внесение сведений в ЕГРН и регистрации права собственности. В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются свидетельство о праве на наследство.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается по заявлению наследника (статья 1162 Гражданского кодекса Российской Федерации). Обязанность принимать выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации, возложена на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом - Росимущество (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432), поэтому к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство должны обращаться органы Росимущества.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным кодексом.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Считают что, ненадлежащее оформление права собственности на спорное имущество влечет за собой невозможность его передачи в пользование государственным и муниципальным организациям, а также ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию земельного участка влечет нарушение правил противопожарной безопасности, допускается загрязнение, истощение, деградация, порча, уничтожение земель и почв.
Кроме того, в силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации, земельный налог является местным налогом, надлежащая передача земельного участка и надлежащее его использование позволило бы увеличить налогооблагаемую базу и поступления в бюджет соответствующего поселения.
В силу пункта 4.1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Неиспользование земельного участка ухудшает его состояние, препятствует исполнению полномочий, отнесенных к вопросам местного значения.
Длительное время земельный участок не был принят Территориальным управлением Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом в Челябинской и Курганской областях, как выморочное имущество, не приняты меры к оформлению земельного участка в собственность.
Отсутствие зарегистрированного права собственности препятствует реализации права Дальнекубасовского сельсовета разрешить вопрос о передаче земельного участка в муниципальную собственность в соответствии с пунктом 2.4 Административного регламента, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 13.07.2009 № 270, и в дальнейшем, использованию земельного участка по назначению.
Так, для передачи имущества из федеральной в муниципальную собственность необходимы, в том числе следующие документы:
- выписка из реестра федерального имущества, содержащая сведения о предлагаемом к передаче имуществе;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на предлагаемое к передаче недвижимое имущество;
- документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на предлагаемые к передаче земельные участки, если они предлагаются к передаче как самостоятельные объекты (представляются в случае отсутствия сведений о зарегистрированных правах в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
В соответствии с пунктом 2.5 Административного регламента основание для отказа в передаче имущества, если перечень представленных заявителем документов не соответствует перечню, указанному в пунктах 2.4.1 или 2.4.2.
Отсутствие регистрации права собственности на спорный земельный участок препятствует осуществлению полномочий Администрацией Дальнекубасовского сельсовета.
Также пояснила, что ранее оформление в собственность Российской Федерации выморочного имущества происходило на основании выданной ответчиком администрации доверенности, сейчас решение вопроса об оформлении права на выморочное имущество путем обращения к нотариусу невозможно ввиду отсутствия у сельсовета денежных средств для оплаты соответствующих услуг. Иных препятствий для решения вопроса во внесудебном порядке не имеется.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Судом установлено, что предметом спора является земельный участок с кадастровым номером 45:21:021201:90, площадью 1 700 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Право собственности на вышеуказанный земельный участок ни за кем не зарегистрировано, однако, сведения об объекте недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество имеют статус «актуальные, ранее учтенные» ( л.д.4).
Согласно представленному в суд свидетельству на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей № от <дата> (л.д.5) спорный земельный участок в 1992 году был передан в собственность ФИО4
Распоряжением администрации Дальнекубасовского сельсовета Шатровского района Курганской области №-р от №(л.д.25) спорному земельному участку присвоен кадастровый № и адрес : Россия, <адрес>.
В соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от 23.11.1990 №374-1 «О земельной реформе» впервые была установлена возможность предоставления гражданам в собственность земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, а также иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.
Пункт 3 Указа Президента РФ №1767 от 27.10.1993 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» предусматривал, что каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю. При первичном предоставлении земельного участка выдача свидетельства на право собственности на землю осуществлялась соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации.
В соответствии с частью 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (до 28.01.1998) имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРП). Регистрация данных прав производится по желанию самих собственников таких участков.
Также статья 6 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указывает, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим законом.
Таким образом, спорный земельный участок находился в собственности ФИО4, государственная регистрация его права не являлась обязательной.
ФИО4 умер <дата> ( л.д.3).
Согласно справке № от <дата> , выписки из похозяйственной книги № и лицевого счета №, на момент смерти ФИО4 проживал один по адресу: <адрес> (л.д.6,7). Наследственное дело после смерти ФИО4 не заводилось. Наследников, фактически принявших наследство, не установлено (л.д.20).
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от <дата> №КУВИ-002/2021-48769065 установлено, что сведения о зарегистрированных правах, а также о переходе прав на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1700 кв. м., отсутствуют.
В соответствии со статьей 40 Земельного кодекса РСФСР от 1991 г. право собственности на земельный участок прекращалось в случае смерти гражданина.
Указанная норма утратила силу со дня подписания Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации», и не действовала на день смерти ФИО4
Статьей 35 Конституции Российской Федерации гарантируется право наследования, обеспечивающее переход имущества наследодателя к другим лицам в порядке, определенном гражданским законодательством.
С 01.01.1995 введена в действие Часть 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующая общие положения гражданского законодательства, с 01.03.2002 – Часть 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующая наследственные правоотношения.
В силу пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации после смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании статьи 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства. В частности, этими нормами определяются круг наследников, порядок и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества.
В соответствии со статьей 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации днем открытия наследства является день смерти наследодателя.
По мнению истца, спорный земельный участок относится к выморочному имуществу со дня смерти ФИО4, с момента его смерти земельным участком никто не пользуется, не проявляет заинтересованности в судьбе данного имущества.
Само по себе отсутствие у собственника недвижимого имущества заинтересованности в его использовании либо нежелание владеть им на праве собственности не влечет признание данного имущества выморочным и возникновение права собственности на него у других лиц в порядке наследования.
Указанные обстоятельства не препятствуют истцу решить вопрос о праве собственности на спорное имущество в ином порядке, при наличии к тому оснований.
В период с <дата> по <дата> согласно статье 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в первоначальной редакции выморочное имущество переходило в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Впоследствии в период с 15.12.2007 по 22.07.2013 на основании статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29.11.2002 № 281-ФЗ выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходило в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а иное выморочное имущество - в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Согласно статье 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации действующей с 23.07.2013 по настоящее время редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 223-ФЗ в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Статьей 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется.
Как наследники выморочного имущества публично-правовые образования наделяются Гражданским кодексом Российской Федерации особым статусом, отличающимся от положения других наследников по закону: поскольку для приобретения выморочного имущества принятия наследства не требуется (абзац 2 пункт 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации), на них не распространяется правила о сроке принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также нормы, предусматривающие принятие наследства по истечении установленного срока (статья 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации); при наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается (абзац 2 пункт 1 статьи 1157 Гражданского кодекса Российской Федерации); при этом свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается в общем порядке (абзац 3 пункта 1 статьи 1162 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу того, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (пункт 4 статья 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации), выморочное имущество признается принадлежащим публично-правовому образованию со дня открытия наследства при наступлении указанных в пункт 1 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельств независимо от осведомленности об этом публично-правового образования и совершения им действий, направленных на учет такого имущества и оформлении своего права.
С учетом изложенного, в период до 23.07.2013 выморочный земельный участок переходил в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, независимо от выдачи государству (в лице уполномоченных органов) свидетельства о праве на наследство.
Переход выморочного имущества закреплен императивно, от публично-правового образования не требуется выражение волеизъявления на принятие наследства.
С учетом вышеизложенного, земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1700 кв.м., оставшийся после смерти <дата> ФИО4 перешел в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации императивно, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
В силу пункта 1, пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.
Согласно пункту 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Понуждение к осуществлению гражданских прав не допускается.
Согласно части 2 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на выморочное недвижимое имущество, полученное в порядке наследования по закону, признается юридически действительным при отсутствии государственной регистрации.
Внесение записи в ЕГРН о праве федеральной собственности на выморочное имущество является правом федерального органа исполнительной власти, а не его обязанностью в силу прямого указания федерального законодательства.
Согласно пункту «г» части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет управление федеральной собственностью.
В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В законодательстве об органах местного самоуправления отсутствуют нормы о наделении сельских поселений полномочиями по владению, пользованию и распоряжению федеральным имуществом, что свидетельствует о заявлении исковых требований с превышением предоставленных законом полномочий.
Вопросы наследования выморочного имущества Российской Федерацией не относятся к вопросам местного значения сельского поселения.
В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Администрация Дальнекубасовского сельсовета Шатровского района Курганской области по заявленным исковым требованиям не является заинтересованным лицом по смыслу статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, так как наследование выморочного имущества Российской Федерацией не относится к компетенции истца и не затрагивает его прав и законных интересов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации Дальнекубасовского сельсовета Шатровского района Курганской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях о признании выморочным имуществом земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1700 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и о возложении обязанности зарегистрировать на него право федеральной собственности отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение месяца, начиная со дня принятия решения суда в окончательной форме, с подачей жалобы через Шатровский районный суд Курганской области.
Председательствующий: судья Е.В. Мухина