Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 августа 2016 года город Усть-Кут
Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Быковой М.В.,
при секретаре Шигнановой В.И.,
с участием прокурора Коношановой Я.А.,
представителя ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1530/16 по исковому заявлению Осетровского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Осетровский речной порт» об обязывании применить систему управления безопасностью в отношении т/х Т-167,
У С Т А Н О В И Л:
Осетровский транспортный прокурор обратился с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Осетровский речной порт» об обязывании разработать и применить систему управления безопасностью в отношении т/х Т-167. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Осетровской транспортной прокуратурой, в соответствии с заданием Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры, проведена проверка исполнения законодательства о безопасности плавания в ОАО «Осетровский речной порт». Основным видом деятельности ответчика является перевозка грузов внутренним водным транспортом.
В ходе проведенной проверки выявлены нарушения Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (далее - КВВТ РФ) в деятельности ОАО «Осетровский речной порт» при эксплуатации судна Т-167 (идентификационный номер судна Л-02-1118, РРР №172657, принадлежащего ответчику на праве собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 34.1 КВВТ РФ судовладелец ОАО «Осетровский речной порт» в отношении судна - Т-167, состоящего государственном судовом реестре, обязан разработать и применять систему управления судов (СУБ), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций.
Эксплуатация судна должна осуществляться судовладельцем, имеющим документ о соответствии разработанной и применяемой им системы управления безопасностью требованиям настоящей статьи. Документ о соответствии выдается судовладельцу организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов (п. 5 ст. 34.1 КВВТ РФ).
Проверкой установлено, что свидетельство об управлении безопасностью на т/х Т-167 ОАО «Осетровский речной порт» не выдавалось. Эксплуатация т/х Т-167 в навигацию 2015 года осуществлялась ОАО «Осетровский речной порт» с нарушением с п. 5 ст. 34.1 КВВТ РФ, что подтверждается актом проверки от 16.03.2016 года. Указанные нарушения требований законодательства существенно нарушают права и интересы неопределенного круга лиц, создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Прокурор просит суд (с учетом уточнений) обязать Открытое акционерное общество «Осетровский речной порт» применить систему управления безопасностью в отношении т/х Т-167 до 01.11.2016 года.
В судебном заседании прокурор Коношанова Я.А. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО ОРП ФИО1, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что работа по разработке и применению системы управления безопасностью на судах ведется. В связи с необходимостью внесения изменений в документацию по береговому СУБ и СУБ по судам 24.05.2016 года ОАО «Осетровский речной порт» заключило договор подряда с ФИО2 о разработки СУБ в срок до 20.06.2016 года. 22.06.2016 года пакет необходимых документов подготовлен и вновь направлен на рассмотрение в Ленский филиал Российского Речного Регистра.
После проведения проверки правильности составления документов по СУБ, необходимо будет присутствие на судне эксперта, который проверяет применение СУБ, знание работниками судовладельца, осуществляющими управление эксплуатацией судов, инструкций по обеспечению безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения окружающей среды и порядок действий работников судовладельца в случае возникновения аварийных ситуаций на судне/судах (проведение учебной тревоги аварийного штаба).
В связи со значительным увеличение объема груза подлежащего перевозке, в том числе в рамках проекта «Сила Сибири», а также «Северного завоза», и небольшим количеством флота в ОАО «Осетровский речной порт», суда, принадлежащие ответчику на праве собственности по мере возращения из рейса, будут сразу же ставиться к погрузке и направляться в очередной рейс. В таких условиях будет проблематично организовать работу эксперта ФАУ «Российский Речной Регистр».
Срок, в течение которого пройдет проверка документов в Ленский филиал Российского Речного Регистра не зависит от ОАО «Осетровский речной порт», предъявление флота будет происходить по мере его нахождения в порту Осетрово. Просила установить срок, в течение которого будут применена система управления безопасностью до 31.05.2017 года.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования Осетровского транспортного прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается имеющимися материалами дела, что Осетровской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности плавания в ОАО «Осетровский речной порт», что подтверждается Актом от 15 марта 2016 года. В ходе проведенной проверки выявлены нарушения Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в деятельности ОАО «Осетровский речной порт» при эксплуатации судна Т-167. Проверкой установлено, что свидетельство об управлении безопасностью на т/х Т-167 ОАО «Осетровский речной порт» не выдавалось.
В силу ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее КВВТ РФ) судовладелец (также - владелец судна) - гражданин Российской Федерации или российское юридическое лицо, эксплуатирующие судно под Государственным флагом Российской Федерации от своего имени, независимо от того, являются ли они собственниками судна, доверительными управляющими или используют его на ином законном основании.
Согласно ст. 34.1 КВВТ РФ судовладельцы в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, должны разработать и применять систему управления безопасностью судов (далее - система управления безопасностью), под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций.
Правила разработки и применения системы управления безопасностью утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Судовладелец должен назначить работника или работников (не из членов экипажей судов), ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов и осуществление связи между судовладельцем и находящимися на судах лицами. Профессиональные и квалификационные требования, требования к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, аттестации лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов, устанавливаются правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. К полномочиям таких лиц относятся контроль за соблюдением работниками судовладельца требований в области безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды, обеспечение надлежащего выполнения требований безопасной эксплуатации судов.
Судовое свидетельство об управлении безопасностью выдается организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, судну (за исключением судна, эксплуатируемого без экипажа) в подтверждение того, что система управления безопасностью, разработанная судовладельцем в соответствии с требованиями настоящей статьи, применяется на судне надлежащим образом. Проверки применения на судне системы управления безопасностью осуществляются по заявкам судовладельца в целях выдачи судового свидетельства об управлении безопасностью или его ежегодного подтверждения организацией, уполномоченной федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, или иностранным классификационным обществом, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов, в соответствии с правилами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
Если судно имеет свидетельство об управлении безопасностью, судовладелец имеет документ о соответствии в отношении этого судна и данные документы выданы в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, требования настоящей статьи считаются исполненными судовладельцем в полном объеме.
Как следует из ст. 35 КВВТ РФ подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.
Порядок наделения организаций, в том числе иностранных классификационных обществ, полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, включая требования, которым они должны соответствовать, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Правила разработки и применения системы управления безопасностью судов, утверждены приказом Минтранса России от 11.09.2013 года № 287. В силу п. 3 Правил в соответствии с пунктом 1 статьи 34.1 КВВТ в отношении судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов, судовладелец разрабатывает и применяет систему управления безопасностью судов, под которой понимается совокупность документированных мер, необходимых для эффективного выполнения судами требований в области обеспечения безопасности судоходства и предотвращения загрязнения окружающей среды, действий работников судовладельцев, включая членов экипажей судов, в случае возникновения связанных с судами опасности, аварийных ситуаций
СУБ применяется в течение всего периода эксплуатации каждого судна судовладельца, подлежащего государственной регистрации, за исключением маломерных судов, прогулочных судов и спортивных парусных судов (п.8 Правил).
Проверка СУБ судовладельца осуществляется по заявке судовладельца в организацию, уполномоченную на классификацию и освидетельствование судов (п.14 Правил).
В силу п. 17 Правил в соответствии с пунктом 6 статьи 34.1 КВВТ проверка применения на судне системы управления безопасностью осуществляется по заявке судовладельца (далее - судовая заявка) в целях выдачи судового свидетельства об управлении безопасностью или его ежегодного подтверждения организацией, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов.
Согласно п. 19 Правил организация, уполномоченная на классификацию и освидетельствование судов, при проверке СУБ судна:
направляет на судно эксперта, который проверяет применение СУБ на судне, знание СУБ капитаном судна, а также знание членами экипажа судна своих обязанностей и действия членов экипажа судна в случае возникновения аварийных ситуаций (проведение учебной тревоги), а также, при наличии выявленных при предыдущей проверке СУБ судна несоответствий применения СУБ на судне, их устранение;
в случае, если СУБ на судне применяется в соответствии с требованиями КВВТ, выдает на судно судовое свидетельство или вносит соответствующую запись о ежегодной проверке СУБ судна в судовое свидетельство.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ОАО «Осетровский речной порт» разработана система управления безопасностью в отношении т/х Т-167. Однако доказательств того, что ответчиком ОАО «Осетровский речной порт» на указанном судне применена система управления безопасностью, суду представлено не было. Предоставленные представителем ответчика доказательства признаны судом не относимыми с учетом уточнения исковых требований прокурором. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования Осетровского транспортного прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 209 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Осетровского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Осетровский речной порт» об обязывании применить систему управления безопасностью в отношении т/х Т-167 - удовлетворить.
Обязать ОАО «Осетровский речной порт» применить систему управления безопасностью в отношении т/х Т-167 в срок до 01 ноября 2016 года.
С решением в окончательной форме стороны могут ознакомиться в Усть-Кутском городском суде 23 августа 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Быкова М.В.