ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1530/18 от 29.11.2018 Лужского городского суда (Ленинградская область)

дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Луга Ленинградской области 29 ноября 2018 года

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Степановой Е.Г.

при секретаре Середовой О.Н.

с участием представителя истца ФИО1,

гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к администрации Т. городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании выполнить действия об утверждении схемы расположения земельного участка и рассмотреть заявление по существу, обязании предоставить земельный участок в собственность,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с иском к администрации Т. городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, просила:

- обязать администрацию Т. городского поселения выполнить действия об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> и рассмотреть заявление от 2015 года по существу;

- обязать администрацию Лужского муниципального района <адрес> предоставить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в собственность.

В обоснование заявленных требований указала, что в 2015 году обратилась в администрацию Лужского муниципального района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предоставлении истцу в собственность участка по адресу: <адрес>. Участок оформлялся для содержания принадлежащего истцу жилого дома с кадастровым номером . Ответом от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано на том основании, что Правила землепользования и застройки применительно в д. Большие К. не утверждены. С 2015 года по 2018 год никакого продвижения по данному вопросу нет, что, по мнению истца, свидетельствует о бездействии администрации Т. городского поселения. ДД.ММ.ГГГГ истец отправила Главе администрации Лужского муниципального района заявление с просьбой сообщить, когда будет утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Администрация ответила истцу, что Правила землепользования и застройки применительно к д. Большие К. так и не утверждены, в связи с чем территориальные зоны и градостроительные регламенты не установлены. Истец считает бездействие ответчика администрации Т. городского поселения в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, незаконным нарушающим права истца по ст. 39.20 ЗК РФ, которая устанавливает исключительное право собственника жилого дома на получение участка в собственность и не говорит о необходимости наличия Правил землепользования и застройки.

Истец ФИО2 в судебное заседание истец не явилась, ее интересы на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ представлял ФИО1, который в заседании на удовлетворении исковых требований настаивал.

Ответчик администрация Т. городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области в суд представителя не направила, по существу имеющихся возражений представила письменный отзыв на иск, в котором с заявленными требованиями не согласилась, указала, что в настоящее время подготавливается документация для проведения котировки по заключению муниципального контракта на оказание услуг по подготовке материалов, необходимых для информационного взаимодействия муниципального образования Т. городское поселение с ФГБУ «ФКП Росреестра по Ленинградской области». Согласно проекту указанного контракта срок оказания услуг до ДД.ММ.ГГГГ. Документация, полученная по результатам исполнения указанных муниципальных контрактов, будет направлена в Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области для утверждения. Правила землепользования и застройки на населенный пункт <адрес> проходят процедуру разработки и утверждения, администрацией реализованы свои полномочия по вопросам территориального планирования и принятия правил землепользования и застройки населенных пунктов муниципального образования.

Ответчик администрация Лужского муниципального района Ленинградской области явку представителя в суд не обеспечила, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что Правила землепользования и застройки применительно к <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время отсутствуют, в связи с чем возражала против удовлетворения исковых требований к администрации Лужского муниципального района.

Выслушав объяснения представителя истца ФИО1, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО2 на основании постановления главы администрации Т. сельского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, Лужский муниципальный район, Т. городское поселение, д. Большие К., право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации .

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась с заявлением к главе администрации Лужского муниципального района об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 986 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>

По результатам рассмотрения заявления администрация Лужского муниципального района Ленинградской области сообщила ФИО2 в письме от ДД.ММ.ГГГГ, что в решении об утверждении схемы расположения земельного участка указывается территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок. Градостроительные регламенты и территориальные зоны устанавливаются правилами землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки Т. городского поселения применительно к д. Большие К. не утверждены, в связи с чем территориальные зоны и градостроительные регламенты не установлены. Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с испрашиваемым видом разрешенного использования невозможно в связи с отсутствием установленной территориальной зоны и градостроительных регламентов.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области поступило заявление представителя ФИО2ФИО1 о том, что на протяжении более двух дел заявление о утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не рассмотрено, в связи с чем представитель просил сообщить, когда будет утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и устранены ли препятствия для этого.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Лужского муниципального района ФИО2 дан ответ, что Правила землепользования и застройки Т. городского поселения применительно к д. Большие К. не утверждены, территориальные зоны и градостроительные регламенты не установлены. Администрация вернется к вопросу ФИО2 после разработки и утверждения Правил землепользования и застройки на данный населенный пункт (по информации администрации Т. городского поселения ориентировочно октябрь-ноябрь месяц).

Истец ФИО2 просит в судебном порядке обязать администрацию Т. городского поселения выполнить действия об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Ленинградская область, Лужский муниципальный район, Т. городское поселение, д. Большие К., и рассмотреть заявление от 2015 года по существу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ) предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

На момент первоначального обращения истца в администрацию Лужского муниципального района в 2015 году с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка действовала редакция ст. 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ, предусматривающая, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Истец требования предъявляет к администрации Т. городского поселения, просит обязать выполнить действия об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и рассмотреть заявление от 2015 года по существу, при этом в материалах дела отсутствует доказательства того, что ФИО2 когда-либо обращалась с данным вопросом в администрацию Т. городского поселения.

В качестве оснований заявленных требований истец ссылается на бездействие администрации Т. городского поселения в утверждении правил землепользования и застройки применительно к д. Большие К..

Однако на предложения суда конкретизировать заявленные требования, и указать какие именно действия истец просит обязать администрацию Т. городского поселения произвести, с учетом оснований заявленных требований, представитель истца ответил отказом.

При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия письменного обращения истца в администрацию Т. городского поселения, у суда отсутствуют предусмотренные законом основания для применения мер судебной защиты прав ФИО2 и возложения на администрацию Т. городского поселения обязанности по выполнению действий об утверждении схемы расположения земельного участка и рассмотрения заявления ФИО2 от 2015 года по существу.

При вынесении решения суд также принимает во внимание то обстоятельство, что решением Лужского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу на администрацию Т. городского поселения Лужского муниципального района <адрес> возложена обязанность разработать Правила землепользования и застройки, в том числе на населенный пункт д. Большие К. Т. городского поселения Лужского муниципального района <адрес>, в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу. Также на администрацию Т. городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области возложена обязанность направить Правила землепользования и застройки, в том числе на населенный пункт д. Большие К. Т. городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, на согласование в установленном законом порядке в Правительство Ленинградской области (Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области) в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу.

В целях исполнения решения суда ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Т. городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области и ООО «Теллус-Проект» заключен муниципальный контракт на оказание услуг по подготовке материалов, необходимых для создания условий предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования на территории Т. городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области.

Таким образом, на администрацию Т. городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области судом уже возложена обязанность по разработке и направлению на согласование Правил землепользования и застройки, в том числе на населенный пункт д. Большие К..

Истец также настаивает на обязании администрации Лужского муниципального района Ленинградской области предоставить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> в собственность.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Из положений статей 39.17 - 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок предоставления гражданам земельных участков находящихся в муниципальной собственности, за плату или бесплатно предполагает заявительный порядок, с обязательным предоставлением документов предусмотренных Законом.

Из указанных правовых норм следует, что действующим законодательством определен заявительный и исключительно административный порядок рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков в собственность граждан.

Однако, каких-либо доказательств обращения в администрацию Лужского муниципального района Ленинградской области с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность истцом не представлено.

Письменные отказы администрации Лужского муниципального района Ленинградской области в предоставлении истцу земельного участка в собственность в материалах дела отсутствуют.

При установленных обстоятельствах, с учетом отсутствия факта нарушения прав истца со стороны администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, заявленные исковые требования об обязании администрации Лужского муниципального района предоставить истцу земельный участок в собственность удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к администрации Т. городского поселения Лужского муниципального района <адрес>, администрации Лужского муниципального района <адрес> об обязании администрацию Т. городского поселения выполнить действия об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес> рассмотреть заявление от 2015 года по существу; обязании администрацию Лужского муниципального района <адрес> предоставить земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в собственность - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 04 декабря 2018 года

Председательствующий: