ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1530/20 от 12.11.2020 Городецкого городского суда (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Городец 12 ноября 2020 года

Городецкий городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Поваровой А.Е., при секретаре судебного заседания Шитовой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ЧерН.й Н. В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) о зачете периодов работы в сельский стаж, дающий право на установление повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ - УПФР по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) о зачете периодов работы с *** по *** в должности учетчика на подсобных промыслах в ... в сельский стаж, дающий право на установление повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, возложении обязанности установить повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с ***.

В обоснование требований указано, что *** истец, имея трудовой стаж в сельской местности более 37 лет, обратился к ответчику с заявлением об установлении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Ответчиком принято решение об отказе в перерасчете страховой пенсии по старости, в подсчет страхового стажа, дающего право на повышение фиксированной выплаты, не был включен период работы истца с *** по *** в должности учетчика на подсобных промыслах в ..., поскольку указанная должность не предусмотрена Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440.

Истец считает отказ ответчика в установлении ей повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости незаконным, указывая, что ее трудовая деятельность в ... в указанной должности в целом соответствовала поименованной в Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей должности «Рабочие всех наименований». Работа в колхозах, совхозах, на машинно-тракторных станциях, межколхозных предприятиях, КФХ до 1 января 1992 года учитывается независимо от профессии, должности, вида работ, если она осуществлялась на территории РФ. Кроме того, Минтруд по согласованию с Минсельхозом и Пенсионным фондом РФ может устанавливать тождество работ, профессий, специальностей, должностей для некоторых видов профессий, которые в Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей не указаны (либо указаны в ином наименовании). В спорный период времени в обязанности истца входил комплекс работ, выполняемых ею на базе колхоза: в зимний период на картофелехранилище – переработка картофеля и затаривание его в мешки для отгрузки на реализацию, в период весенне-полевых работ – работа с семенным материалом на семенном складе, в летнее время на посевах свеклы – прополка урожая, в период уборочных работ – уборка льна, сортировка и сушка зерна. Данный факт подтверждается справкой * от ***, выданной Управлением сельского хозяйства ........

Из представленного отзыва на исковое заявление, ГУ - УПФР по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) не признает заявленные исковые требования, указывая, что общий стаж истца в сельском хозяйстве, который может быть учтен для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, составляет менее требуемых 30 лет - 28 лет 5 месяцев 4 дня. В подсчет стажа, дающего право на повышение фиксированной выплаты, не может быть включен заявленный период работы в должности учетчика на подсобных промыслах в .... В обоснование своих доводов указывает, что с *** действует общее правило, устанавливающее зависимость от занимаемой должности или установленной профессии. По мнению ответчика, должность учетчика не предусмотрена вышеуказанным Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей и не может приравниваться к предусмотренной им должности «рабочие всех наименований», поскольку данная должность должна быть реализована в определенной отрасли – растениеводство, животноводство, рыбоводство, тогда как истец в спорный период осуществлял трудовую деятельность на подсобных промыслах. Кроме того, согласно данных «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденного Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 года № 37 в должностные обязанности учетчика входит ведение работы по различным видам оперативного учета (объема готовой продукции, расхода сырья, материалов, топлива, энергии, потребляемых в производстве), производство соответствующих записей в первичных документах (нарядах, материальных и приходных ордерах, требованиях, накладных и др.) по видам учета, в журналах или на карточках, подсчет итогов и составление установленной отчетности, ведомостей и сводок, принятие необходимых мер по использованию современных технических средств. Согласно представленной истцом справке * от ***, выданной Управлением сельского хозяйства ......., в ее обязанности учетчика на подсобных промыслах также входила непосредственная работа с сельхозпродукцией, однако объем и продолжительность дополнительных обязанностей истца установить не представляется возможным. В то же время в материалах выплатного пенсионного дела ЧерН.й Н.В. имеется справка * от ***, выданная архивным сектором администрации ......., в которой отсутствуют сведения о работе истца в качестве учетчика на подсобных промыслах. Кроме того, ссылаясь на положения пункта 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ответчик полагает невозможным осуществить перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости ЧерН.й Н.В. с ***.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Разрешая заявленные требования, суд находит их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (действующей с 1 января 2019 года) лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в размере 25% суммы установленной фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частью 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

Исходя из положений части 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440 утверждены Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:

а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком.

Пунктом 6 Правил установлено, что при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются:

а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

б) периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости имеют только лица, занятые по профессии, должности, специальности, поименованных в вышеуказанном Списке.

Согласно порядку исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленному Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности, повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении «рабочих всех наименований», указанных в разделах 1 и 2 Списка, при условии осуществления указанными работниками деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.

Следовательно, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.

Указанным Списком в разделе 1 «Растениеводство» предусмотрена должность «рабочие всех наименований, занятые растениеводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а также структурного подразделения растениеводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство)».

Перечень «Наименование работ, производств сельского хозяйства» в разделе «Растениеводство» данного Списка предусматривает работу в сфере растениеводства, под которым понимается производство сельскохозяйственных культур и послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка, хранение, в том числе формы органического сельского хозяйства, мелиорация.

Список основывается на Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД 2), Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94).

Рассматривая положения Списка и ОКВЭД во взаимосвязи, а также исходя из концепции установления повышения фиксированной выплаты, суд при разрешении спора исходит из того, что к организациям, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство (структурным подразделением растениеводческого и животноводческого направления), относятся организации, созданные для производства сельскохозяйственных культур и (или) животных.

В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 29 ноября 2018 г. №1440 Министерству труда и социальной защиты РФ поручено устанавливать по представлению Министерства сельского хозяйства РФ и по согласованию с Пенсионным фондом РФ тождество работ, производств, профессий, должностей, специальностей, предусмотренных списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 ст.17 ФЗ «О страховых пенсиях», утвержденный настоящим постановлением, работам, производствам, профессиям, должностям и специальностям в сельском хозяйстве, имевшим иные наименования.

В судебном заседании установлено и подтверждается копией трудовой книжки, что ФИО1 в спорный период времени (с *** по ***) работала в колхозе ... в должности учетчика на подсобных промыслах.

Анализируя историческую справку администрации .......* от ***, суд установил, что колхоз ... образовался на основании решения общего собрания членов ... от ***. Распоряжением администрации ....... от **** «» зарегистрировано сельхозпредприятие товарищество с ограниченной ответственностью .... На основании решения общего собрания ... (протокол * от ***) и решения общего собрания акционеров ... (протокол * от ***), постановления администрации .......* от *** произошло присоединение к .... В марте 1998 года внесено изменение в название акционерного общества – ... переименовано в ... (протокол * собрания уполномоченных .... *** был подписан договор учредителей о совместной деятельности по созданию .... *** комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации ....... зарегистрировано ..., учредители администрация ....... и ....

Согласно справки Управления сельского хозяйства .......* от ***, ... являлось сельскохозяйственным предприятием с долей производства сельскохозяйственной продукции в общем объеме производства 100%.

Справкой * от *** подтверждается, что в период с октября 1991 года по март 1994 года в должностные обязанности ЧерН.й Н.В., занимающей должность учетчика на подсобных промыслах колхоза ..., также входили: в зимний период на картофелехранилище – переборка картофеля и затаривание его в мешки для отгрузки на реализацию, в период весенне-полевых работ – работа с семенным материалом на семенном складе (сортировка, затаривание в мешки для отгрузки на посев), в летнее время на посевах свеклы – прополка урожая, в период уборочных работ – уборка льна, сортировка и сушка зерна.

Из письменных материалов дела также усматривается, что в юридически значимый период ФИО1 проживала в сельской местности - в ........

Принимая во внимание, что основным видом экономической деятельности колхоза ... являлось растениеводство (код группировки 01.1 ОКВЭД), установив, что работа ЧерН.й Н.В. в должности учетчика на подсобных промыслах в спорные периоды была непосредственно связана с растениеводством и проходила в определенных условиях труда, поименованных в Списке, суд, с учетом п. 2 Постановления Правительства РФ от 29 ноября 2018 года № 1440 «Об утверждении Правил установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, проживающим в сельской местности», приходит к выводу о наличии правовых оснований для включения в сельский стаж ЧерН.й Н.В. спорных периодов работы в должности учетчика на подсобных промыслах.

Принимая во внимание, что с учетом зачтенных пенсионным органом в бесспорном порядке периодов работы истца в сельском хозяйстве, и периода, подлежащего включению в соответствии с принятым судом решением, у истца ЧерН.й Н.В. на дату ее обращения в пенсионный орган имеется стаж работы в сельском хозяйстве более 30 лет, суд полагает подлежащими удовлетворению требования истца о признании за ней права на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости с ***.

При этом ссылку ответчика на положения п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в обоснование невозможности перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости со дня обращения истца с соответствующим заявлением суд признает несостоятельной.

Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (часть 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») осуществляется с *** без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее ***. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период ***, указанный перерасчет осуществляется с ***. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после ***, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Поскольку материалами дела подтверждается, что ФИО1, являясь получателем страховой пенсии, обратилась с заявлением о пересчете размера пенсии в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ***, то ответчик обязан произвести перерасчет пенсии с ***.

Исходя из пределов заявленных требований (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ), суд считает возможным возложить на ответчика обязанность установить ЧерН.й Н.В. повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с истребуемой истцом даты – ***.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию госпошлина, уплаченная при подаче данного иска.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ЧерН.й Н. В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) о зачете периодов работы в сельский стаж, дающий право на установление повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии удовлетворить.

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) включить в стаж работы ЧерН.й Н. В. в сельском хозяйства, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периоды с *** по *** в должности учетчика на подсобных промыслах в ....

Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) произвести перерасчет страховой пенсии по старости ЧерН.й Н. В. с ***.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) в пользу ЧерН.й Н. В. судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.Е. Поварова