Дело № 2-1530/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Дальнегорск 26 августа 2014 года
Дальнегорский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Петровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Дальнегорского городского округа к Кокряцкий о взыскании субсидии на возмещение части фактических и планируемых затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности,
УСТАНОВИЛ:
В суд с иском обратилась администрация Дальнегорского городского округа, указав, что в рамках реализации муниципальной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Дальнегорском городском округе на 2010-2012 годы и на период до 2015 года» администрацией Дальнегорского городского округа был разработан Порядок предоставления в 2012-2015 годах субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Дальнегорского городского округа производящим и реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и(или) экспорта. Данный Порядок утвержден постановлением № 577-па от <дата> г., а постановлением № 919-па от <дата> в него были внесены изменения.
Субсидии предоставлялись на текущий финансовый год, единовременно на безвозмездной и безвозвратной основе по результатам отбора заявок. Максимальный размер гранта одному субъекту малого и среднего предпринимательства составлял не более 300 000 рублей.
<дата> в администрацию Дальнегорского городского округа с заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с началом предпринимательской деятельности обратился индивидуальный предприниматель Кокряцкий. К заявлению был приложен весь перечень документов, необходимых для получения субсидии, предусмотренный пунктом 5 Порядка, в том числе расчет размера субсидии.
Данная заявка была зарегистрирована и по результатам предварительного рассмотрения вынесено решение о рассмотрении вопроса и принятии решения о предоставлении ИП Кокряцкий указанной субсидии.
<дата> на заседании Комиссии по содействию развития малого и среднего предпринимательства в Дальнегорском городском округе по итогам рассмотрения документов было принято решение об оказании ИП Кокряцкий финансовой поддержки в размере 300 000 рублей.
Данное решение зафиксировано в протоколе заседания Комиссии по содействию развития малого и среднего предпринимательства в Дальнегорском городском округе № от <дата>
На основании данного протокола и в соответствии с постановлением администрации Дальнегорского городского округа № 94-па от <дата> с ИП Кокряцким <дата> был заключен Договор № 10-ОЭ о предоставлении начинающим предпринимателям целевых бюджетных средств в форме субсидии. Платежным поручением № от <дата> денежные средства были перечислены на счет ИП Кокряцкого
Пунктом 3.2.1. договора № 10-ОЭ от <дата> определено, что индивидуальный предприниматель Кокряцкий обязуется в течение 3 (трех) лет с момента получения субсидии осуществлять предпринимательскую деятельность и предоставлять по первому требованию администрации Дальнегорского городского округа всю запрашиваемую (расчетную, финансовую и пр.) документацию для анализа хозяйственно-финансовой деятельности.
Однако Кокряцкий, как индивидуальный предприниматель, <дата> снялся с регистрационного учета в МИФНС России № по Приморскому краю. В связи с этим истец считает, что бизнес-план «Организация деревообрабатывающего цеха», на возмещение затрат которому ИП Кокряцкий и были выделены денежные средства в сумме 300 000 рублей, реализован не был.
Администрацией Дальнегорского городского округа Кокряцкий было направлено письмо, которым он уведомлялся о необходимости в срок до <дата> предоставить в отдел экономики и поддержки предпринимательства Дальнегорского городского округа отчет о расходовании субсидии с приложением подтверждающих документов. Данное письмо было оставлено ответчиком без внимания.
<дата> Кокряцкий было направлено требование о возврате полученных денежных средств о необходимости вернуть в течение пяти дней со дня получения требования денежные средства в сумме 300 000 рублей. Однако ответчик проигнорировал и данное требование.
Просят: взыскать с Кокряцкого в пользу администрации Дальнегорского городского округа 300 000,00 рублей субсидии на возмещение части фактических и планируемых затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности.
В судебном заседании представитель истца - администрации Дальнегорского городского округа - Игумнова Н.О., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске.
Ответчик Кокряцкий в судебном заседании не признал исковые требования, пояснил, что действительно получил субсидию на реализацию бизнес – плана по организации деревообрабатывающего цеха. В период осуществления предпринимательской деятельности он уплачивал все налоги, также на предоставленные деньги был куплен станок по обработке древесины. Однако, в дальнейшем возникли проблемы, послужившие причиной снятия его с учета как индивидуального предпринимателя: пропали необходимые документы, семейные проблемы, не удалось начать реализацию своего проекта. Вместе с тем, полученную субсидию он потратил по назначению.
Заслушав представителя истца Игумнову Н.О., ответчика Кокряцкого, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускается также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Статьей 28 и статьей 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствие со ст. 289 Бюджетного кодекса РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Администрацией Дальнегорского городского округа была разработана муниципальная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Дальнегорском городском округе на 2010-2012 годы и на период до 2015 года» и в рамках этой программы - Порядок предоставления в 2012-2015 годах субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Дальнегорского городского округа производящим и реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и (или) экспорта, утвержденный постановлением главы Дальнегорского городского округа № 577-па от <дата> г., с изменениями, внесенными постановлением главы Дальнегорского городского округа № 919-па от <дата> г.(л.д. 9,10-14,31).
Данным порядком предусмотрено, что в случае выявления нарушений, установленных после предоставления субсидии, Комиссия составляет акт. Результаты рассмотрения акта на Комиссии заносятся в протокол (п. 10.1). Уполномоченный орган на основании протокола заседания Комиссии, в пятидневный срок направляет Требование о возврате субсидии в местный бюджет (п. 10.2). Возврат субсидии производится субъектами малого и среднего предпринимательства в течение пяти рабочих дней со дня получения требования уполномоченного органа по реквизитам и коду классификации доходов бюджетов Российской Федерации, указанных в требовании (п. 10.3).
В ходе рассмотрения дела установлено, что индивидуальный предприниматель Кокряцкий <дата> обратился с заявлением в администрацию Дальнегорского городского округа о предоставлении субсидии на возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с началом предпринимательской деятельности (л.д. 35-36).
Согласно протоколу № от <дата> заседания Комиссии по содействию развитию малого и среднего предпринимательства на территории Дальнегорского городского округа было принято решение об оказании ИП Кокряцкий финансовой поддержки в размере 300 000 рублей на возмещение затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности (л.д. 38-40).
Согласно распоряжению администрации Дальнегорского городского округа № 94-ра от <дата> «О предоставлении субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Дальнегорского городского округа» постановлено предоставить субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства Дальнегорского городского округа в соответствии с реестром получателей субсидий, в данном реестре указан ИП Кокряцкий, сумма субсидии - 300 000 руб. (л.д. 41-42).
<дата> администрацией Дальнегорского городского округа с индивидуальным предпринимателем Кокряцким был заключен Договор № 10-ОЭ о предоставлении начинающим предпринимателям целевых бюджетных средств в форме субсидии (л.д. 44-45).
В соответствии с п. 2.1 данного Договора № 10-ОЭ от <дата> определено, что предметом Договора является предоставление Администрацией ИП Кокряцкий на безвозмездной и безвозвратной основе в 2013 году целевых бюджетных денежных средств в форме субсидии в целях возмещения фактически произведенных и планируемых затрат на финансирование проекта «организация деревообрабатывающего цеха».
В соответствии с п. 3.1.1. администрация обязуется предоставить субсидию за счет средств федерального бюджета в размере 300 000 рублей, НДС не облагается, на возмещение части фактически произведенных и планируемых затрат организации, связанных с началом предпринимательской деятельности, в том числе: на фактически произведенные затраты 7 000 рублей, на планируемые затраты 293 000 рублей.
Пунктом 3.2.1. Договора определено, что ИП Кокряцкий в течение трех лет с момента получения субсидии обязуется осуществлять предпринимательскую деятельность и предоставлять по первому требованию администрации Дальнегорского городского округа всю запрашиваемую (расчетную, финансовую и пр.) документацию для анализа его хозяйственно-финансовой деятельности.
Согласно п. 3.2.2 Договора ИП Кокряцкий обязуется после получения субсидии в целях возмещения планируемых затрат не позднее <дата> предоставить Администрации отчет о расходовании субсидии на возмещение части затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности, выплатами по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) по форме согласно приложению № к Порядку с приложением документов, подтверждающих фактические расходы.
Пунктом 3.2.3 Договора определено, что в случае неиспользования средств субсидии в установленный срок, данные средства подлежат возврату в бюджет Дальнегорского городского округа.
Платежным поручением № от <дата> денежные средства в размере 300 000 рублей были перечислены на счет индивидуального предпринимателя Кокряцкого (л.д. 46).
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Кокряцкий, <дата> снялся с регистрационного учета в МИФНС России № по Приморскому краю как индивидуальный предприниматель (л.д. 12-13).
Таким образом, ни одну из взятых на себя обязанностей: об осуществлении предпринимательской деятельности в течение трех лет с даты получения субсидии, о предоставлении в течение этого срока по требованию администрации Дальнегорского городского округа документации о своей, как индивидуального предпринимателя, финансово-хозяйственной деятельности, о предоставлении отчета о расходовании субсидии в срок до <дата> – ответчик Кокряцкий не исполнил, нарушив условия Договора № 10-ОЭ от <дата>
<дата> администрацией Дальнегорского городского округа Кокряцкий было направлено письмо, которым он уведомлялся о необходимости в срок до <дата> предоставить в отдел экономики и поддержки предпринимательства Дальнегорского городского округа отчет о расходовании субсидии с приложением подтверждающих документов (л.д. 47)
<дата> администрация Дальнегорского городского округа уведомила Кокряцкого о необходимости возврата средств в сумме 300 000 рублей, на реализацию проекта «Организация деревообрабатывающего цеха», однако обязанность возврата субсидии в добровольном порядке ответчиком не исполнена (л.д. 48).
Доказательств использования бюджетных средств в сумме 300 000 руб. по целевому назначению, ответчиком не представлено.
В связи с чем, суд считает, что бизнес-план «Организация деревообрабатывающего цеха», на возмещение затрат которому индивидуальному предпринимателю Кокряцкий были выделены денежные средства в сумме 300 000 рублей, реализован не был.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Кокряцкого в пользу администрации Дальнегорского городского округа 300 000,00 (триста тысяч) рублей субсидии на возмещение части фактических и планируемых затрат, связанных с началом предпринимательской деятельности,
Взыскать с Кокряцкого в доход муниципального образования Дальнегорский городской округ госпошлину в сумме 6 200,00 (шесть тысяч двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд Приморского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Г.А. Поломошнова