ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1530/2022 от 11.07.2022 Миасского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-1530/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июля 2022 г. г. Миасс Челябинской области

Миасский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Борозенцевой С.В.,

при секретаре Молотовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Миасса Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Миасского городского округа Челябинской области о признании незаконным бездействие, возложении обязанности обеспечить надлежащее водоснабжение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Миасса Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Миасского городского округа Челябинской области ( с учетом уточнений) о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по организации питьевого водоснабжения на территории района п. Мелентьевка Миасского городского округа, возложении обязанности на Администрацию Миасского городского округа Челябинской области обеспечить подключение района п. Мелентьевка Миасского городского округа к сетям централизованного водоснабжения по истечении тридцати шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указал, что район п.Мелентьевка входит в состав г.Миасса, где проживает около 4000 жителей. Питьевое водоснабжение отсутствует. Органами местного самоуправления в течении длительного времени мер для обеспечения жителей поселка качественной питьевой водой не принимается.

В судебном заседании помощник прокурора г.Миасса Челябинской области Барышникова Е.М. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации Миасского городского округа Челябинской области ФИО1 не возражала против заявленных требований.

Третье лицо представитель ЗАО «Миассводоканал» при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимал, ранее в судебном заседании пояснил о наличии технической возможности для обеспечения п.Мелентьевка г.Миасса питьевой водой.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности иска.

Согласно ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) (п.4 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

В силу ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Одним из общих принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения является приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (ч.1, ч.2 ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

В соответствии с ч.9 ст.7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

На основании п.3 ст.19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно положениям ч.1 ст.23 Закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч.7 ст8 настоящего Федерального закона.

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям (ч.2 ст.23 Закона № 416-ФЗ ).

Судом установлено, что поселок Мелентьевка является территорией Миасского городского округа, численность населения составляет около 4000 жителей. В границах указанного поселения водоснабжение населения не организовано.

6 марта 2017 года в адрес главы Миасского городского округа было вынесено представление об обеспечении населения поселка Мелентьевка Миасского городского округа источниками питьевой воды в необходимом количестве(л.д.68-69).

В ответ на представление прокурора г. Миасс Глава Миасского городского округа Челябинской области указал, что программой комплексного развития Миасского городского округа мероприятия по развитию сети водоснабжения в частях города, не имеющих централизованного водоснабжения запланированы на 2016-2025 год в сумме – 40 млн. рублей. В настоящее время источник финансирования не определен. Вариант присоединения к трубопроводу, подключенному к Атлянскому водоводу, который обеспечивает поселки Дачный, Первомайский, Динамо, Заречье технически возможен, однако это требует значительной реконструкции существующего водовода, который эксплуатируется более 40 лет. При подключении дополнительной нагрузки потребуется перекладка водовода Д-400 мм, строительство новой повысительной станции и проектирование и строительство разводящих сетей по поселку. Стоимость работ ориентировочно составит 27 млн. рублей.

Другим вариантом является проектирование и строительство новой скважины, магистрального водовода и разводящих сетей водоснабжения. При этом потребуется специальные геологические исследования по запасам подземных вод для выбора места водозаборной скважины, топографические работы, исследование воды на применение в качестве питьевой, проектирование и строительство сооружений и водоводных сетей, проведение экологической и государственной экспертизы, получение лицензии на водопользование. Затраты на выполнение комплекса мероприятий потребуют финансирования около 30 млн. рублей (л.д.70-71).

При этом на требование прокурора от 15.06.2017 года главой округа дан ответ о возможности централизованного водоснабжения частного сектора п.Мелентьевка путем подключения к магистральному водоводу Атлянской поймы на участке, проложенном в две линии либо от водовода, проложенного от резервуаров Поликарповской горки(л.д.74).

Аналогичные ответы о возможных точках подсоединения были даны и ОАО «Миассводоканал» в 2017 году, в 2021 году с приложением технических заданий (л.д.48,49,50-53,75-76).

18.12.2015 года между администрацией Миасского городского округа(концедент) и ОАО «Миассводоканал» (концессионер) была заключено концессионное соглашение № 1-к/с, согласно которого последний обязуется за свой счет обеспечить проектирование, создание, реконструкцию и ввод в эксплуатацию имущества, составляющего систему водоснабжения и водоотведения, неразрывно связанное с ней имущество, предназначенное для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением. Объектом соглашения является система водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования и неразрывно связанное с ней имущество, состав и описание объекта указан в приложении № 1 соглашения, при этом территория п. Мелентьевка в объект водоснабжения и водоотведения не входит. Кроме того, указанным соглашением определены сроки создания, реконструкции и ввода в эксплуатацию объектов имущества в составе объекта соглашения указанных в приложении № 2. Вопрос создания и обеспечения водоснабжения в п.Мелентьевка не охвачен указанным соглашением.

Постановлением Администрации Миасского городского округа № 5038 от 14.10.2017 года(с изменениями от 26.01.2022 года) утверждена муниципальная программа Миасского городского округа «Чистая вода» на территории Миасского городского округа, целью которой является повышение качества питьевой воды посредством строительства, реконструкции и капитального ремонта систем водоснабжения и водоотведения. Указанной программой определено строительство водоснабжения п.Мелентьевка г.Миасса, затраты в 2022 году составляют 3000,0 (л.д.21-32).

Решением Миасского городского суда от 27.03.2018 года по иску ФИО2 к администрации Миасского городского округа Челябинской области о возложении обязанности организовать снабжение питьевой водой, согласно которого на администрацию Миасского городского округа Челябинской области возложена обязанность в срок до 01 сентября 2018 года установить водозаборную колонку в радиусе действия не более 100 метров от АДРЕС г. Миасса Челябинской области, а до установки водозаборной колонки в радиусе действия не более 100 метров от АДРЕС г. Миасса Челябинской области обязанность по организации подвоза питьевой воды по адресу: Челябинская область, г. Миасс, АДРЕС, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02(л.д.54-56).

Однако до настоящего времени какой либо проектной документации, технических условий для проектирования сетей водоснабжения до сих пор не подготовлено, что стороной ответчика не оспаривается и подтверждается материалами дела(л.д.37,38), пояснениями представителя третьего лица ФИО3 о том, что ОАО «Миассводоканал» строительством новых объектов не занимается, занимаются модернизацией и реконструкцией объектов ранее переданных Администрацией МГО по концессионному соглашению, о наличии технической возможности подключения п.Мелентьевка к центральному водоснабжению в Администрацию МГО сообщалось, предлагались две точки подачи воды, что требует разработки проектной документации и выдачи техусловий.

Из анализа представленных доказательств следует, что администрацией Миасского городского округа Челябинской области в течение длительного времени не принимается действенных мер для обеспечения жителей п. Мелентьевка качественной питьевой водой, что свидетельствует о наличии незаконного бездействия администрации Миасского городского округа Челябинской области в части непринятия мер по обеспечению надлежащего водоснабжения жителей п.Мелентьевка Миасского городского округа.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований к администрации Миасского городского округа Челябинской области о возложении обязанности обеспечить подключение района п. Мелентьевка Миасского городского округа к сетям централизованного водоснабжения.

В соответствии с ч. 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что ответчику необходимо время для выполнения возложенного на него судом обязанности, суд приходит к выводу об установлении срока исполнения решения суда - 36 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, который, по мнению суда, является разумным и достаточным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Миасса в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Миасского городского округа Челябинской области, выразившееся в непринятии мер по организации питьевого водоснабжения на территории района АДРЕС Миасского городского округа.

Обязать Администрацию Миасского городского округа Челябинской области обеспечить подключение района п. Мелентьевка Миасского городского округа к сетям централизованного водоснабжения по истечении тридцати шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Миасский городской суд Челябинской области.

Председательствующий судья С.В.Борозенцева

Мотивированное решение суда составлено 18.07.2022г.