ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1531/20 от 23.07.2020 Советского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2-1531/20

25RS0004-01-2020-001130-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 июля 2020 года г. Владивосток

Советский районный судг. ВладивостокаПриморскогокрая в составе
судьи Чернянской Е.И.,

при участии истца ФИО1,

представителей истца ФИО2, ФИО3,

представителей ответчика ФИО4, ФИО5,

прокурор Кротов В.А.,

при секретаре Любецкой Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Владивостокской таможне о признании незаконным привлечение к дисциплинарной ответственности, о восстановлении на работе, взыскании вынужденного прогула,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с названным иском, указав в обоснование, что проходила слу.бу в таможенных органах РоссийскойФедерации в должности главного государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур № 1 таможенного поста «Аэропорт Владивосток» Владивостокской таможни. В отношении нее была проведена служебная проверка соблюдения законодательства РоссийскойФедерации о противодействии коррупции, в результате которой было установлено, что ею были заявлены недостоверные сведения о банковских счетах её бывшего супруга <данные изъяты> за отчетные периоды 2016, 2017 и 2018 годов. По результатам данной проверки материалы проверки были отправлены на рассмотрение в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Владивостокской таможни (Далее – Комиссия). 29.01.2020 Комиссией на заседании был сделан вывод о том, что ФИО1 с Справке о доходах за 2016, 2017, 2018 годы не отразила сведения по двум счетам бывшего супруга от 02.02.2012 и от 14.07.2015 в ПАО СКБ «Приморье», а также не указала в графе 6 раздела 4 указанных Справок суммы поступивших на счет денежных средств. 05.03.2020 был издан приказ Владивостокской таможни от 05.03.2020 № 990-КМ «О применении взыскания к ФИО1», пунктом 1 которого на неё было наложено дисциплинарное взыскание – увольнение с государственной гражданской службы РоссийскойФедерации в связи с утратой доверия, по результатам которого 05.03.2020 приказом Владивостокской таможни № 164-К «Об увольнении ФИО1» она была уволена с 06.03.2020 на основании п.1.1 ч.1 ст. 37 Закона РФ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ». Считает, что отсутствует вина истца в совершении нарушения, так как информацию о счетах она не указала, так как бывший муж скрыл от нее их наличие, при этом подозрений о том, что бывший муж может утаить информацию у нее не было, так как информацию о иных счетах он указал. Самостоятельно информацию о счетах мужа она не имела возможности узнать, так как это относится к банковской тайне.Учитывая, что во время брака у них сложились неприязненные отношения, закончившиеся разводом в 2019 году, может предположить, что это было сделано им, чтобы избежать возможного раздела имущества. Кроме того, считает, что при наложении на неё дисциплинарного взыскания не были учтены соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Истец считает, что назначенное наказание является несоразмерным совершенному правонарушению, так как не учтена ее безупречна служба на протяжении 23 лет, положительные характеристики, отсутствие дисциплинарных взысканий, многочисленные поощрения, ведомственные медали, принципы разумности и справедливости.

Истец просит суд признать незаконным пункт 1 приказа Владивостокской таможни от 05.03.2020 № 990-КМ «О применении взыскания к ФИО1»; признать незаконным приказ Владивостокской таможни от 05.03.2020 № 164-КМ «Об увольнении ФИО1»; восстановить её на службе в должности главного государственного таможенного иснпектора отдела специальных таможенных процедур № 1 таможенного поста «Аэропорт Владивосток» Владивостокской таможни с 07.03.2020; взыскать с ответчика денежное содержание за время вынужденного прогула с 07.03.2020 по день вынесения решения суда.

В судебном заседании истец и её представители поддержали исковые требования, пояснив, что отсутствует вина истца в том, что она скрыла информацию, потому что бывший супруг ей не сообщил ей о своих доходах, поскольку бывшим супругом была дана часть информации о наличии денежных средств на счетах. Самостояиельно истец не могла узнать о доходах мужа. Отметили, что ранее истец к какой-либо ответственности не привлекадась, имеется двое детей. Истец пояснила, что поженилась с бывшим супругом 16.09.2016, единоразовая сделка на 5 000 000 руб. была проведена в апреле 2016 года, о которой супруг ей не сообщал. В справке о доходах была указана сумма за 3 месяца (с момента вступления в брак), о чем она уточняла в кадрах. В 2016 году супруг занимался предпринимательской деятельностью, привозил из Японии биологические добавки и продавал их, про автомобили её ничего неизвестно, супруг об этом не рассказывал. Супруга в справке о доходах за 2016 год указала, как безработного, поскольку он сведений о доходах не давал, говорил, что безработный. В 2017 году указала супруга, как ИП, в 2018 году директора <данные изъяты>», с его слов. С супругом расстались в 2017 году. Считает. Что конфликт интересов отсутствует, поскольку деятельность бывшего супруга не связана с ввозом или вывозом товаров заграницу.

Дополнили основание иска заявлением о пропуске шестимесячного срока привлечения к дисциплинарной ответственности, так как срок следует исчислять с 30.03.2017 года, с 30.03.2018 года.

Представители ответчика в судебном заседании иск не признали, по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Пояснив, что законодатель предусматривает возможность обращение в комиссию по урегулированию конфликта интересов, если нет возможности предоставить достоверные сведения о супруге. Считают, что срок привлечения к наказанию не истек, поскольку проверка была проведена в 2019 году. Кроме того, сведения о счетах в ПАО «Приморье» не указаны ни в 2017, ни в 2018 годах.

Прокурор дал заключение о том, что иск не обоснован и не подлежит удовлетворению.

Выслушав пояснения истца, представителей истца и ответчика, заключение прокурора, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска по следующим основаниям.

Государственная гражданская служба РоссийскойФедерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РоссийскойФедерации на должностях государственной гражданской службы РоссийскойФедерации но обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов. Гражданский служащий -гражданин РоссийскойФедерации, взявший на себя обязательства но прохождению гражданской службы (статья 13 Федерального закона от 27.07.2004 Ъ. 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации»).

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации; Федеральным законом «О системе государственной службы РоссийскойФедерации»; Федеральным законом «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации»; другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федеральных органов исплнительной власти; нормативными правовыми актами государственных органов.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2004 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации» гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи. К числу ведений отнесены сведения о полученных гражданским служащим доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера (Указ Президента Российской ни от 18.05.2009 № 559 «Об утверждении Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера»).

Частью 6.1 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации» установлено, что непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.

В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации» служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации», Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации» гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Порядок наложения на гражданского служащего взыскания, предусмотренного иной нормой, определен в статье 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации».

Как следует из материалов дела, Приморской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о государственной гражданской службе во Владивостокской таможне, в ходе которой выявлено, что в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и супруга за 2016, 2017, 2018 годы ФИО1 указала неполные и недостоверные сведения. В том числе, не отразила в справке за 2016, 2017, 2018 годы сведения о двух счетах супруга ФИО6, открытых в ПАО СКБ «Приморье», а также не указала в графе 6 раздела 4 справок суммы поступивших на счет денежных средств.

16.09.2016 заключен брак между <данные изъяты> и ФИО1, которой после заключения брака присвоена фамилия ФИО7.

16.07.2019 брак между <данные изъяты> и ФИО8 расторгнут, после чего ФИО8 присвоена фамилия ФИО1.

18.10.2019 Приморской транспортной прокуратурой во Владивостокскую таможню внесено представление (№03-09/131/1-956в-19) об устранении нарушений законодательства РоссийскойФедерации противодействии коррупции, государственной службе с предложением рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушение закона, в том числе в отношении ФИО1 (ФИО8).

На основании представления прокурора 22.10.2019 Владивостокской таможней в соответствии с Указом Президента РоссийскойФедерации от 21.09.2009 № 1065 начата проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о чем ФИО1 (ФИО8) уведомлена под роспись 23.10.2019.

В ходе проверки таможней сделаны запросы в различные кредитные и налоговые организации. В соответствии с информацией, полученной из ПАО АКБ «Приморье», следует, что на отчетные даты (31 декабря 2016, 31 декабря 2017, 31 декабря 2018) супруг ФИО1 - ФИО6 имел два счета:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В справках о доходах за 2016, 2017, 2018, представленных ФИО1 в отношении супруга ФИО6, сведения о данных двух счетах не отражены.

Также ФИО1 не указана в справке о доходах за 2017 год общая сумма денежных поступлений на счет ПАО СКБ «Приморье» от 02.02.2012 № 40817392000001330734, превысившей совместный доход ФИО1 и ее супруга за отчетный период и два предшествующих ему и не представления обоснования в виде банковской выписки о движении денежных средств по указанному счету.

В рамках проверки ФИО1 дала письменные пояснения о том, что два счета были открыты до знакомства, в данный момент брак расторгнут, на отчетный период 31.12.2018 баланс на обоих счетах нулевой.

Таким образом, в ходе проверки подтвердился факт того, что ФИО1 не были указаны сведения о наличии у супруга двух счетов в ПАО СКБ «Приморье» от 02.02.2012 (<данные изъяты> по одному из которых поступление денежных средств превышало сумму дохода, полученного обоими супругами за три года.

На момент окончания проверки, информация из ПАО «Сбербанк» не поступила.

По результатам проверки 17.01.2020 подготовлен доклад на имя начальника таможни о выявленных нарушениях для рассмотрения и принятия решения в соответствии с законодательством. Копия доклада направлена ФИО1 установленным порядком и ею получена.

29.01.2020 состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Владивостокской таможни, на котором рассмотрен вопрос о соблюдении требований законодательства ФИО1 при предоставлении справок о доходах.

04.02.2020 начальником таможни в отношении ФИО1 принято решение о применении дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия.

В пункте 1 Приказа от 05.03.2020 № 990-КМ «О применении взыскания к ФИО1» указано: за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в неисполнении обязанностей в части непредставления сведений о счетах в ПАО СКБ «Приморье» от 02.02.2012, 14.07.2015 в справках о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруга ФИО6 за 2016, 2017 и 2018 года, а также не указания в справке о о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруга ФИО6 за 2017 год общей суммы денежных поступлений на счет ПАО СКБ «Приморье» от 02.02.2012, превысившей совместный доход ФИО1 и её супруга за отчетный период и два года, предшествующих ему и не представления обоснования в виде банковской выписки о движении денежных средств по указанному счету, применить к ФИО1 взыскание – увольнение с государственной гражданской службы РоссийскойФедерации в связи с утратой доверия.

Приказом от 05.03.2020 № 164-К ФИО1 уволена, в связи с утратой доверия к гражданскому служащему за несоблюдение запретов связанных с гражданской службой по подпункту 1.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации».

Доводы заявителя об отсутствии вины в совершенном дисциплинарном проступке, а также о том, что таможней при выборе вида взыскания ответчиком не учтены имеющиеся поощрения за хорошую работу, награждения медалями за период службы в таможенных органах, суд считает несостоятельными в силу следующего.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО6 показал, что является бывшим супругом истца, совместно не проживают с мая 2017, брак расторгнут летом 2019 года. Когда супруга обратилась с просьбой предоставить выписку из банка для заполнения декларации, он предоставил ей выписку по тем счетам, которыми активно пользовался, а про остальные забыл, поскольку пользовался ими раз в год. В 2016 году он был официально трудоустроен в ООО «ХИКАРИ», где он занимал должность генерального директора. Компания занималась поставкой из Японии биологических добавок. На счетах банка «Приморье» находились деньги от предпринимательской деятельности (покупка автомобилей и запчастей в Японии). В 2016 году получил доход около 800 000 руб. Про счет, на котором ранее лежали 5 000 000 руб. возможно забыл. В 2016-2018 году были счета в Сбербанке. Другие счета открыты в 2012 и 2016 году, которыми пользовался раз в год. Когда приходил в банк переводить деньги, банк самостоятельно открывал счета, непонятно для чего.

Специфика государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет правовой статус государственных служащих.

В соответствии с Указом Президента РоссийскойФедерации от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственный служащий обязан в соответствующей справке отразить, в частности, сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях.

В силу подпункта «б» пункта 5 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РоссийскойФедерации от 18.05.2009 № 559, государственный служащий представляет ежегодно сведения о доходах супруга, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, его обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

Таким образом, предоставление справок о доходах, является обязанностью государственного служащего.

Конституционный Суд РоссийскойФедерации указывает, что специфика государственной гражданской службы в РоссийскойФедерации как профессиональной служебной деятельности граждан РоссийскойФедерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, предопределяет особый правовой статус государственных гражданских служащих, который включает обусловленные характером такой деятельности права и обязанности государственных гражданских служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной гражданской службой, а также предоставляемые им гарантии (Постановление от 6 декабря 2012 года N 31-П и Определение от 17 июля 2012 года 1275-0).

В каждой справке о доходах за 2016, 2017,2018 годы на последней странице, ФИО1 собственноручно указано, что сведения являются достоверными и проставлена подпись. Проставление подписи на официальном документе, влечет определенные юридические последствия для государственного служащего.

Кроме того, в соответствии с должностным регламентом главного государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур № 1 таможенного поста Аэропорт Владивосток Владивостокской таможни от 17.07.2018 №15-12/678 в целях реализации функций, возложенных на Отдел, главный государственный инспектор ОСТП № 1 АВ обязан: представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, ежегодно представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, ежегодно предоставлять представителю нанимателя сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых он размещал общедоступную информацию, а также данные, позволяющие его идентифицировать; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами ( Раздел 3, п.7,9).

Также истец лично под роспись была ознакомлена с информационно-справочным материалом по теме: «Конфликт интересов на государственной службе. Предотвращение и урегулирование»; Письмом Минтруда России от 21.03.2016 №18-2/10/П-1523 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения»; Федеральным законом от 25.12.2018 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Таким образом, предоставляя данные о наличии счетов супруга, ФИО1 представляла заведомо недостоверные и неполные сведения.

В соответствии с Указом Президента РоссийскойФедерации от 18.05.2009 № 559, существует возможность представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня представления сведений.

Более того, при невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга), своих несовершеннолетних детей служащему (работнику) законодательством предусмотрена возможность обратиться с заявлением к представителю нанимателя, которое будет рассмотрено на заседании комиссии, и принято соответствующее решение.

В течение 2016-2018 годов ФИО1 не подавала уточненную справку, также от нее не имелось заявлений (обращений) о невозможности предоставления сведений о доходах супруга.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что с 2016 года, ФИО1 системно представлялись работодателю недостоверные данные о счетах супруга, открытых в кредитных организациях.

Субъективную сторону правонарушения составляет вина, которая может быть выражена как в форме умысла (прямого или косвенного), так и в форме неосторожности (легкомыслия или небрежности).

После исследования всех доказательств по делу, суд приходит к выводу, что прямого умысла на совершение коррупционного проступка в действиях истца не установлено, однако вина ФИО1 в совершении коррупционного правонарушения выражена в форме небрежности, так как при необходимой внимательности и предусмотрительности ФИО1 должна была и могла предвидеть последствия своих действий.

После проведения указанной проверки из ПАО «Сбербанк России» поступила информация о счетах истца и её супруга, свидетельствующая о недостоверности также сведений, предоставленных истцом в отношении счетов Сбербанка.

Указание неполных и недостоверных сведений в справке о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, является неисполнением обязанностей, установленных статьей 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации», статьей 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» квалифицируется как неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение сотрудника таможенной службы в связи с утратой доверия.

Правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией особых, публично-правовых полномочий.

Довод о пропуске срока привлечения к дисциплинарной ответственности суд находит несостоятельным, поскольку за совершение коррупционного правонарушения госслужащего можно привлечь к дисциплинарной ответственности не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении правонарушения. Периоды его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске, иного уважительного отсутствия в данный срок не входят. При этом привлекать к такой ответственности можно не позднее трех лет со дня совершения правонарушения (ч. 3 ст. 59.3 Закона о государственной гражданской службе, ч. 4 ст. 193 ТК РФ).

Поскольку судом не установлено отсутствие вины истца в совершении правонарушения, несоразмерность назначенного наказания в виде увольнения, а также пропуска срока привлечения к ответственности, у суда нет оснований для признания незаконным привлечения истца к дисциплинарной ответственности, и, соответственно, для удовлетворения производных требований о восстановлении на работе, взыскании вынужденного прогула.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Владивостокской таможне о признании незаконным привлечение к дисциплинарной ответственности, о восстановлении на работе, взыскании вынужденного прогула отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный судг. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Мотивированное решение изготовлено 28 июля 2020 года.

Судья Е.И. Чернянская