ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1532/ от 27.09.2016 Коломенского городского суда (Московская область)

Дело № 2- 1532/

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года г. Коломна

Коломенский федеральный городской суд Московской области Российской Федерации в составе председательствующего судьи БЕССУДНОВОЙ Л.Н.,

при секретаре судебного заседанияМЕЛИОРАНСКОЙ А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Коломенского муниципального района Московской области о признании отказа в газификации дома незаконным, обязании осуществить газификацию жилого дома,

У С Т А Н О В И Л :

Истец ФИО1 обратился в суд к Администрации Коломенского муниципального района <адрес> о признании отказа в газификации дома незаконным, обязании осуществить газификацию жилого <адрес>-А по <адрес><адрес><адрес>.

Иск мотивирован тем, что программой <адрес> в соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года , в редакции Постановления от 29.12. 2003 года № 737\48, предусмотрены мероприятия по газификации населенного пункта – <адрес><адрес><адрес>. Администрацией Коломенского <адрес> была разработана проектно-сметная документация на строительство газовых сетей в <адрес>; строительство газовых сетей было включено в областную целевую программу «О комплексной программе социально-экономического развития Московской области на ДД.ММ.ГГГГ год» и «Об областной целевой программе «Газификация Московской области на ДД.ММ.ГГГГ годы». В ДД.ММ.ГГГГ году в рамках программы в <адрес> был проложен газопровод с подводкой газовых сетей к жилым домам от распределительного газопровода. Однако, <адрес>-А по <адрес> в <адрес> газифицирован не был, поскольку, газификация не была предусмотрена проектом строительства. Указанные работы не были предусмотрены при составлении администрацией района проектно-сметной документации.

ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 обратился в Администрацию Коломенского <адрес> с заявлением о газификации принадлежащего ему жилого дома. Администрацией было предложено ФИО1 обратиться в ГУП Московской области «Мособлгаз» и получить технические условия. Специалистами службы технологического присоединения и предоставления услуг филиала ГУП МО «Мособлгаз» «Коломнамежрайгаз» в соответствии с установленным порядком были подготовлены и выданы предварительные технические условия № 23-5\4. При обращении ФИО1 с данными техническими условиями в Администрацию Коломенского муниципального района, ДД.ММ.ГГГГ года, им был получен отказ в газификации жилого дома, мотивированный тем, что по представленным Сосковым документам дом имел статус объекта незавершенного строительства до ДД.ММ.ГГГГ года, включение объекта в проект газификации не предусматривалось. С отказом в газификации дома истец не согласен. Разрешение на строительство жилого дома было выдано ДД.ММ.ГГГГ года; строительство дома было начато в ДД.ММ.ГГГГ году; в ДД.ММ.ГГГГ году дом был полностью построен. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации сельское поселение <данные изъяты> Коломенского муниципального района жилому дому присвоен номер <адрес>-А по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ года право собственности на жилой дом с кадастровым номером зарегистрировано в ЕГРП. На момент ДД.ММ.ГГГГ года имелись все основания и документы для газификации жилого дома. В свидетельстве о госрегистрации права на жилой дом содержится указание на 75% готовность объекта.

В судебном заседании истец ФИО1 иск поддержал; дополнительно пояснил, что жилой дом в качестве объекта незавершенного строительством степенью готовности 75% приобрел в собственность по договору купли-продажи объекта с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенному с предыдущим собственником ФИО9. <адрес> является частично газифицированным населенным пунктом, в деревне созданы условия для дальнейшей газификации домов. В ДД.ММ.ГГГГ году он обращался к ответчику с заявлением, в ответе на которое Администрацией было сообщено, что газификация частных жилых домов производится за счет собственников домов в соответствии с установленных порядком. Полученные в ДД.ММ.ГГГГ году в ГУП МО «Мособлгаз» технические условия на подключение дома к сетевому газопроводу, предполагали высокую стоимость работ. Полагает, что его дом подлежит газификации Администрацией Коломенского муниципального района за счет средств местного бюджета и иных разрешенных источников в рамках муниципальной программы «Сельское хозяйство Коломенского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ годы». На эти обстоятельства было указано Министерством энергетики <адрес> в ответе от ДД.ММ.ГГГГ года № на его (истца) обращение. Пояснил, что в этой связи Администрация Коломенского муниципального района обязана осуществить подключение его домовладения к сетям газораспределения в рамках утвержденной ответчиком муниципальной программы «Сельское хозяйство Коломенского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ годы». Подключение дома должно быть произведено исключительно за счет средств ответчика. Просит суд иск удовлетворить.

Представитель истца ФИО7, допущенный к участию в деле в порядке ч.6 ст. 53 ГПК РФ (л.д.36,180), в судебном заседании иск доверителя и доводы в его обоснование поддержал. Дополнительно в обоснование иска пояснил, что при составлении проектно-сметной документации на строительство газовых сетей в <адрес> без обозначения работ по подключению центральных сетей к жилому дому истца, ответчиком допущены нарушения требований подпункта 4 пункта 1 статьи 16 Федерального Закона от 06.10. 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», статей 2 и 4 Федерального Закона от 31.03. 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Администрацией Коломенского муниципального района Постановлением от 2.10. 2013 года № 2291 утверждена муниципальная программа «Сельское хозяйство Коломенского муниципального района на 2014-2020 годы», в которую входит подпрограмма II «Обеспечение устойчивого развития сельских территорий в Коломенском муниципальном районе, в том числе, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности. Обеспечение сельских жителей сетевым газом, развитие инфраструктуры в сельской местности с комплексной компактной застройкой». Целью и задачами программы является создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, удовлетворение потребностей сельского населения, повышение уровня комплексного обслуживания населенных пунктов, расположенных в её местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры. Муниципальным заказчиком и разработчиком указанной программы является Администрация Коломенского муниципального района. Исполнителями Подпрограммы II являются Администрация Коломенского муниципального района, сельскохозяйственные товаропроизводители и организации АПК всех форм собственности, граждане. Поскольку, финансирование по обеспечению сельских жителей сетевым газом предусмотрено за счет средств бюджета Коломенского муниципального района, полагает отказ Администрации в газификации жилого дома истца означает по существу придание обратной силы закону, ухудшающему положение истца и отмену приобретенного ФИО1 права на подключение дома для получения газа. Просит суд требования доверителя удовлетворить.

Ответчик Администрация Коломенского муниципального района <адрес> в настоящее судебное заседание явки представителя не обеспечила; о судебном заседании ответчик извещен надлежащим образом; каких либо ходатайств, в том числе, об отложении заседания ответчиком суду не заявлено и таковых не поступило.

С учетом установленных обстоятельств и мнения участников процесса, суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика в порядке ч. 4 ст. 167 ГПК РФ.

Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ года представитель ответчика по доверенности ФИО8 (л.д.108) возражала относительно заявленных истцом требований, мотивируя тем, что газификация <адрес> была осуществлена в ДД.ММ.ГГГГ году; в деревне проложен магистральный газопровод. Истец право собственности на жилой дом в <адрес> приобрел в ДД.ММ.ГГГГ году. Истец не согласен с отказом Администрации Коломенского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года. Однако, фактически для его оспаривания истец обратился в суд только в марте ДД.ММ.ГГГГ года с пропуском трехмесячного срока на его оспаривание. Кроме того, представитель ответчика в обоснование возражений пояснила, что подключением, технологическим присоединением объекта капитального строительства к сети газораспределения в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства РФ № 1314 от 30.12. 2013 года, признается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту использовать газ, поступающий из сети газораспределения. Заявителем на подключение признается юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим подключением, технологическим присоединением к сети газораспределения или подключение построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства. В соответствии с пунктом 88 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения мероприятия по подключению, технологическому присоединению в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению, технологическому подключению до границы земельного участка осуществляются исполнителем. Размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном правительством РФ и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В этой связи, представитель ответчика полагает, что в компетенцию Администрации Коломенского муниципального района, в данном конкретном случае не входят обязанности по организации газоснабжения жилого дома ответчика путем присоединения дома к магистральному газопроводу, в том числе, за счет средств муниципального бюджета. Просит суд в иске истцу отказать.

Государственное унитарное предприятие Московской области «Мособлгаз» (далее ГУП МО «Мособлгаз») и Министерство энергетики Московской области, привлеченные в ходе производства по делу к участию в процессе по ходатайствам истца определениями суда (л.д.66, 104), о судебном заседании извещены надлежащим образом, явки представителей в суд не обеспечили.

ГУП МО «Мособлгаз» в суд представлен письменный отзыв на иск (л.д.71-72), в котором указано ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие.

С учетом установленных обстоятельств и мнения участников процесса, суд рассматривает дело в отсутствие представителя ГУП МО «Мособлгаз» в порядке ч.5 ст. 167 ГПК РФ.

Из письменного отзыва на иск ГУП МО «Мособлгаз» следует, что работы по строительству газораспределительных сетей в <адрес> проводились подрядной организацией <данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ годах в соответствии с проектом газификации ДД.ММ.ГГГГ года, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ годов. Заказчиком строительства сетей являлась Администрация Коломенского муниципального района. Газификация жило дома, принадлежащего ФИО1, указанным проектом не предусматривалась. ФИО1 с заявкой о подключении жилого дома к сети газораспределения в филиал ГУП МО «Мособлгаз» обратился ДД.ММ.ГГГГ. По результатам рассмотрения заявки в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12. 2013 года № 1314, филиалом был подготовлен и ДД.ММ.ГГГГ года передан ФИО1 проект договора о подключении его жилого дома к сетям газораспределения с приложением технических условий от ДД.ММ.ГГГГ года № 23-5\4. В связи с тем, что в установленный Правилами срок со стороны ФИО1 оформленный договор в филиал ГУ МО «Мособлгаз» представлен не был, на основании положения пункта 78 Правил Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, поступившая ДД.ММ.ГГГГ года в филиал ГУП МО «Мособлгаз» заявка ФИО1 была аннулирована.

Министерство энергетики Московской области ходатайством, изложенным в письменном отзыве, просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.167-168).

С учетом мнения истца и его представителя, суд рассматривает дело в отсутствие представителя указанного участника процесса в соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ.

Из письменного отзыва Министерства энергетики <адрес> следует, что по информации, имеющейся в Министерстве, Программой газификации Московской области на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденной Законом Московской области от 03.04. 2001 года -ОЗ, в рамках которой производилась газификация <адрес>, газификация жилого дома, принадлежащего в настоящее время ФИО1. не предусматривалась. В настоящее время порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12. 2013 года № 1314.

Выслушав истца, представителя истца и исследовав письменные доказательства в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается исследованными по делу доказательствами, что истец ФИО1 является собственником <адрес>-А по <адрес> Коломенского <адрес>; право собственности истца зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о госрегистрации права (л.д.25). Истец является собственником земельного участка, площадью 1500 кв. метров, на котором расположен жилой дом; право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.24). Право собственности истцом на указанный жилой дом и земельный участок приобретено по договору купли-продажи объекта незавершенного строительства, степенью готовности 75% с земельным участком от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенному с предыдущим собственником ФИО9 (л.д.39).

Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.03. 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с пп.4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10. 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения.

Работы по строительству газопровода в <адрес> были начаты ДД.ММ.ГГГГ года и закончены ДД.ММ.ГГГГ года в соответствии с проектом газификации ДД.ММ.ГГГГ года, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов, что подтверждается Актом приемки газопровода в эксплуатацию (л.д.127-129).

Предыдущим собственником вышеуказанного земельного участка с располагавшимся на нем незавершенного строительством объекта капитального строительства являлся ФИО9; право собственности ФИО9 было приобретено на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года, право зарегистрировано было ДД.ММ.ГГГГ года.

Согласно представленного в материалы дела технического паспорта на дом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.51-55), первая инвентаризация дома была проведена в ДД.ММ.ГГГГ году; на кадастровый учет дом поставлен в декабре ДД.ММ.ГГГГ года в качестве объекта незавершенного строительства (л.д.56).

Газификация жилого <адрес>-А по <адрес> проектом газификации деревни ДД.ММ.ГГГГ года не предусматривалось; строительство дома на момент начала реализации проекта газификации не начиналось, что подтверждается проектом трассы газопровода, на котором отсутствует обозначение <адрес>-А по <адрес> (приложение к делу).

Подключением, технологическим присоединением объекта капитального строительства к сети газораспределения в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства РФ № 1314 от 30.12. 2013 года, признается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту использовать газ, поступающий из сети газораспределения. Заявителем на подключение признается юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим подключением, технологическим присоединением к сети газораспределения или подключение построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства. В соответствии с пунктом 88 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения мероприятия по подключению, технологическому присоединению в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению, технологическому подключению до границы земельного участка осуществляются исполнителем.

Указанные правовые нормы свидетельствуют о том, что вопрос о подключении, техническом присоединении объекта капитального строительства к газораспределительным сетям носит заявительный характер.

ГУП МО «Мособлгаз» суду представлены сведения о том, что впервые заявка на подключение <адрес>-А по <адрес> к сети газораспределения поступила от ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам рассмотрения заявки в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12. 2013 года , филиалом ГУП МО «Мособлгаз» был подготовлен и ДД.ММ.ГГГГ года передан ФИО1 проект договора о подключении его жилого дома к сетям газораспределения с приложением технических условий от ДД.ММ.ГГГГ года . В связи с тем, что в установленный Правилами срок со стороны ФИО1 оформленный договор в филиал ГУ МО «Мособлгаз» представлен не был, на основании положения пункта 78 Правил Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, поступившая ДД.ММ.ГГГГ года в филиал ГУП МО «Мособлгаз» заявка ФИО1 была аннулирована.

Довод истца о том, что подключение принадлежащего ему жилого дома к сетям газораспределения подлежит осуществлению полностью за счет Администрации Коломенского муниципального района не основан на действующем законодательстве и является несостоятельным.

В соответствии с п.88 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12. 2013 года № 1314, мероприятия по подключению (технологическому присоединению) в пределах границ земельного участка осуществляются заявителем, а мероприятия по подключению, технологическому присоединению до границы земельного участка осуществляются исполнителем.

Размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном правительством РФ и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

О порядке газификации частных жилых домов за счет средств собственников этих домов ФИО1 был информирован Администрацией Коломенского муниципального района письмом от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.156). Областной целевой программой «О комплексной программе социально-экономического развития <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год» и «Об областной целевой программе «Газификация Московской области на ДД.ММ.ГГГГ годы», муниципальной программой «Сельское хозяйство Коломенского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ годы» подключение частных домов, в том числе, в пределах границ земельного участка, на котором располагает жилой дом, не предусмотрено.

Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ годов орган местного самоуправления Коломенского муниципального района обеспечил жителей <адрес> газоснабжением. Право истца на момент окончания строительства газопровода нарушено не было, поскольку истец на тот период времени собственником дома не являлся.

На основании изложенного, оснований для осуществления газоснабжения жилого <адрес>-А по <адрес> Коломенского <адрес>, принадлежащего истцу на праве собственности, путем его технологического присоединения к магистральному газопроводу за счет средств муниципального бюджета, не имеется.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В иске ФИО1 к Администрации Коломенского муниципального района <адрес> о признании отказа в газификации дома незаконным, обязании осуществить газификацию жилого <адрес><адрес><адрес><адрес> отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Московский областной суд через Коломенский городской суд.

Судья Л.Н. Бессуднова