ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1532/19 от 04.12.2019 Жуковского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>

«04» декабря 2019 года

Жуковский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Ковалёва Е.А.

при помощнике судьи ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Товариществу собственников недвижимости «<адрес>» и Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоЛайн-Воскресенск» об понуждении осуществить перерасчет оплаты услуги по вывозу твердых коммунальных отходов многоквартирного дома,

УСТАНОВИЛ:

Истцы ФИО1, ФИО3 и ФИО2 обратились в суд с иском к ТСН «<адрес>» и ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» об обязании произвести перерасчет оплаты услуги по вывозу мусора за период январь-ноябрь 2019 года. В обоснование уточненных исковых требований истцы указали, что ФИО1 является собственником <адрес>, ФИО3 собственником <адрес>, ФИО2 собственником <адрес>, расположенных по адресу: <адрес>. Управление многоквартирным домом осуществляет ТСЖ «<адрес>». С 2019 года плата, взимаемая с каждого собственника многоквартирного дома, была увеличена в связи с тем, что региональный оператор по утилизации твердых коммунальных отходов выставляет счета в адрес ТСЖ «<адрес>» с завышенными суммами, превышающими плату за фактически вывезенные объемы мусора. Истцы просят произвести перерасчет оплаты за услугу по вывозу мусора, исходя из объема фактически оказанной услуги.

Истцы ФИО3 и ФИО2, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Истец ФИО1, а также представитель истцов адвокат в судебное заседание явились, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, а также пояснил, что оплата за услугу осуществляется на основании утвержденного тарифа, исходя из жилой площади многоквартирного дома. Однако в выставленных счетах региональный оператор указывает не площадь многоквартирного дома, а кубические метры мусора как единицу исчисления объема оказанной услуги. Расчет оплаты исходя из фактически вывезенного объема твердых коммунальных отходов возможно осуществить только в случае раздельного сбора мусора. Задолженность ТСЖ перед региональным оператором по оплате вывоза твердых коммунальных отходов была взыскана на основании решения Арбитражного суда <адрес>.

Представитель ответчика ТСЖ «<адрес>» в судебное заседание явился, предоставил письменный отзыв, а также пояснил, что ТСЖ в силу закона обязано заключить договор с региональным оператором. При заключении договора со стороны ТСЖ в адрес ООО «Эко-Лайн-Воскресенск» был направлен протокол разногласий по вопросам относительно порядка исчисления объема вывозимого мусора, а также начисления оплаты за оказанную услугу. ТСЖ в период действия договора неоднократно обращалось к ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» с письменными претензиями и заявлениями с требованиями произвести перерасчет оплаты услуги, поскольку выставленные в адрес ТСЖ счета противоречат объему фактически оказанных региональным оператором услуг. Заявления оставлены ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» без ответа. Придомовая территория многоквартирного дома огорожена, на территории расположена контейнерная площадка, доступ к которой имеют только жильцы данного дома. В ТСЖ утвержден и действует порядок въезда и выезда транспорта на придомовую территорию, из которого следует, что все въезжающие автомобили фиксируются диспетчером. Факт вывоза мусора (дата, время, объем выгруженных контейнеров) фиксируется ТСЖ путем составления акта, а также внесения записи в журнал. ТСЖ вынуждено было поставить в известность жителей дома, управление которым осуществляет, о сложившейся ситуации и вынужденном повышении платы за вывоз мусора.

Суд, выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» и ТСЖ «<адрес>» был заключен договор /ТКО на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с п. 1 договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствие с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном <адрес> порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>.

В соответствии с п. 26 договора срок действия договора составил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 3 договора складирование твердых коммунальных отходов осуществляется в контейнеры.

Как следует из справки ТСЖ «<адрес>» и не отрицается сторонами, на огороженной охраняемой территории ТСЖ расположена контейнерная площадка для обращения с ТКО, представляющая собой плоскостное сооружение размером 6,7*4,4 м. На контейнерной площадке расположен металлический контейнер вместимостью 8 куб.метров. Контейнер принадлежат ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск».

В соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Таким образом, закон прямо указывает на возможность учета произведенных коммунальных отходов расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов.

Фиксация вывоза мусора осуществляется путем составления актов. Количество и периодичность вывоза мусора ответчиком не отрицаются.

Как следует из актов о фиксации вывоза ТКО, ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» вывезло у ТСЖ «<адрес>» в январе 2019 г. – 16,0 куб.м, в феврале 2019 г. – 40.0 куб.м, в марте 2019 г. – 56,0 куб.м, в апреле 2019 г. – 48,00 куб.м, в мае 2019 г. – 48,00 куб.м, в июне 2019 г. – 48,00 куб.м, в июле 2019 г. – 48,00 куб.м, в августе 2019 г. – 48,00 куб.м, в сентябре 2019 г. – 48,00 куб.м, в октябре 2019 г. – 48,00 куб.м, в ноябре 2019 г. – 48,00 куб.м. твердых коммунальных отходов.

Однако из счетов, ежемесячно выставляемых в адрес ТСЖ, усматривается, что за каждый месяц региональный оператор требует оплатить услугу по вывозу 77,3547 куб.м твердых коммунальных отходов на сумму 60896,64 руб.

Утверждения ответчика ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» о том, что указание в выставленных счетах на кубические метры твердых коммунальных отходов, носит формальный характер и не учитывается при расчете, не нашли своего подтверждения в материалах дела.

Согласно ст. 148 ЖК РФ в обязанности правления товарищества собственников жилья входят:

1) соблюдение товариществом законодательства и требований устава товарищества;

2) контроль за своевременным внесением членами товарищества установленных обязательных платежей и взносов;

3) составление смет доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчетов о финансовой деятельности, предоставление их общему собранию членов товарищества для утверждения;

4) управление многоквартирным домом или заключение договоров на управление им;

5) наем работников для обслуживания многоквартирного дома и увольнение их;

6) заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

7) ведение реестра членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

8) созыв и проведение общего собрания членов товарищества;

9) выполнение иных вытекающих из устава товарищества собственников жилья обязанностей.

Согласно ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами жителям многоквартирного дома осуществляет ТСЖ на основании выставленных в адрес товарищества счетов со стороны регионального оператора, а правоотношения сторон регулируются, в том числе, нормами Закона РФ «О защите прав потребителей».

Согласно ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем. Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия потребителем.

Из предоставленных ТСЖ актов, фиксирующих вывоз мусора с территории товарищества, усматривается, что за январь 2019 г. региональным оператором были вывезены в январе 2019 г. – 16,0 куб.м, в феврале 2019 г. – 40.0 куб.м, в марте 2019 г. – 56,0 куб.м, в апреле 2019 г. – 48,00 куб.м, в мае 2019 г. – 48,00 куб.м, в июне 2019 г. – 48,00 куб.м, в июле 2019 г. – 48,00 куб.м, в августе 2019 г. – 48,00 куб.м, в сентябре 2019 г. – 48,00 куб.м, в октябре 2019 г. – 48,00 куб.м, в ноябре 2019 г. – 48,00 куб.м. твердых коммунальных отходов.

Указанные акты со стороны ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» не оспаривались. Возражений в части объема вывезенных твердых коммунальных отходов от ответчиков не поступило. Объем фактически вывезенных ТКО судом установлен.

Таким образом, количество (объем) твердых коммунальных отходов, оплата за вывоз которых начисляется региональным оператором путем выставления ежемесячных счетов в адрес ТСЖ не соответствует фактически вывезенному количеству (объему) ТКО.

Учитывая установленный тариф стоимости услуги по обращению с ТКО – 656,03 руб./куб.м (без НДС), фактически услуга по вывозу ТКО была оказана в январе 2019 г. на сумму 12595,77 руб. (включая НДС 20%), в феврале 2019 г. на сумму 31489,44 руб. (включая НДС 20%), в марте 2019 г. на сумму 44085,22 руб. (включая НДС 20%), в апреле 2019 г. на сумму 37787,33 руб. (включая НДС 20%), в мае 2019 г. на сумму 37787,33 руб. (включая НДС 20%), в июне 2019 г. на сумму 37787,33 руб. (включая НДС 20%), в июле 2019 г. на сумму 37787,33 руб. (включая НДС 20%), в августе 2019 г. на сумму 37787,33 руб. (включая НДС 20%), в сентябре 2019 г. на сумму 37787,33 руб. (включая НДС 20%), в октябре 2019 г. на сумму 37787,33 руб. (включая НДС 20%), в ноябре 2019 г. на сумму 37787,33 руб. (включая НДС 20%).

Требование оплатить услугу (работу) в объеме, в котором услуга не была оказана, прямо противоречит требованиям Закона РФ «О защите прав потребителей».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требованияФИО1, ФИО2, ФИО3 к Товариществу собственников недвижимости «<адрес>» и Обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоЛайн-Воскресенск» об понуждении осуществить перерасчет оплаты услуги по вывозу твердых коммунальных отходов многоквартирного дома -удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ЭкоЛайн-Воскресенск» и товарищество собственников недвижимости «<адрес>» осуществить перерасчет оплаты услуги по вывозу твердых коммунальных отходов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, исходя из фактического объема оказанной услуги: за январь 2019 года – по объему оказанной услуги на сумму 12595 рублей 77 копеек (включая НДС 20%), за февраль 2019 года по объему оказанной услуги на сумму 31 489 рублей 44 копейки (включая НДС 20%), за март 2019 года по объему оказанной услуги на сумму 44 085 рублей 22 копейки (включая НДС 20%), за апрель 2019 года по объему оказанной услуги на сумму 37787 рублей 33 копейки (включая НДС 20%), за май 2019 года по объему оказанной услуги на сумму 37787 рублей 33 копейки (включая НДС 20%), за июнь 2019 года по объему оказанной услуги на сумму 37787 рублей 33 копейки (включая НДС 20%), за июль 2019 года по объему оказанной услуги на сумму 37787 рублей 33 копейки (включая НДС 20%), за август 2019 года по объему оказанной услуги на сумму 37787 рублей 33 копейки (включая НДС 20%), за сентябрь 2019 года по объему оказанной услуги на сумму 37787 рублей 33 копейки (включая НДС 20%), за октябрь 2019 года по объему оказанной услуги на сумму 37787 рублей 33 копейки (включая НДС 20%), за ноябрь 2019 года по объему оказанной услуги на сумму 37787 рублей 33 копейки (включая НДС 20%).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Московский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Жуковский городской суд.

Судья ФИО5ёв

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья ФИО5ёв