ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1532/2014 от 17.03.2014 Советского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

  Дело № 2-1532/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 17 марта 2014 года                                                                      г. Уфа

 Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сагетдиновой А.М.,

 при секретаре Хайруллиной И.А.

 с участием представителя истцов ФИО1 по доверенности от 28.10.2013г.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Администрации ГО ... об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка,

 установил:

 ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с иском к Администрации ГО ... об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: ..., кадастровый №..., общей площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек». В обоснование иска указали на то, что являются сособственниками домовладения, расположенного по адресу: ..., Комсомольская, ..., в следующих долях: ФИО2 -... доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от < дата >., Свидетельства о праве на наследство по закону от < дата >., что подтверждается Свидетельством о ГРП серии ... от < дата > ФИО3 -1/4 доли вправе общей долевой собственности на жилой дом, на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от < дата >., Свидетельства о праве на наследство по закону от 28.03.2008г., что подтверждается Свидетельством о ГРП серии ... от < дата >.; ФИО4 - 3/12 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от < дата >., что подтверждается Свидетельством о ГРП серии ... от < дата >.; ФИО5 -... доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от < дата >., Договора дарения от < дата >., что подтверждается Свидетельством о ГРП серии ... от < дата >. В порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ Истцы обратились к главе Администрации ГО ... с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: ..., ул. ..., в собственность за плату. На указанное выше обращение, истцами был получен ответ от Управления по земельным ресурсам Администрации ГО ... №К15574 от < дата >, в котором указано, что согласно решению Совета городского округа Уфа РБ ... от < дата > испрашиваемый земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением в собственность. Указанный отказ, по мнению истцов, является незаконным. Истцы просят обязать Администрацию ГО ... РБ, подготовить и направить ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер ..., общей площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, в следующих долях: ФИО2 -... доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, ФИО3 -... - доля в праве общей долевой собственности на земельный участок, ФИО4 - ... доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, ФИО5 -... доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, по цене, в соответствии с действующим законодательством.

 Представитель истца, ФИО6, действующий на основании доверенности (доверенность в судебном заседании поддержала исковые требования, просил их удовлетворить.

 Ответчик - представитель Администрации ГО ... в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской.

 В соответствии с ч. 4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

 Выслушав объяснения и доводы представителя истца, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.

 Подпунктом 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

 Согласно ч. 1 ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

 В силу ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

 Согласно п. 3 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" N 178-ФЗ от < дата > собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 В соответствии с ч. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

 Судом установлено и материалами дела подтверждено, что истцы являются сособственниками домовладения, расположенного по адресу: ..., Комсомольская, ..., в следующих долях: ФИО2 -3/12 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от 06.05.1977г., Свидетельства о праве на наследство по закону от 25.03.2008г., что подтверждается Свидетельством о ГРП серии ... от 18.06.2008г; ФИО3 -1/4 доли вправе общей долевой собственности на жилой дом, на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от 06.05.1977г., Свидетельства о праве на наследство по закону от 28.03.2008г., что подтверждается Свидетельством о ГРП серии ... от 25.06.2008г.; ФИО4 - 3/12 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от 29.04.1977г., что подтверждается Свидетельством о ГРП серии ... от 22.02.2008г.; ФИО5 -3/12 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от 21.02.2008г., Договора дарения от 08.12.2005г., что подтверждается Свидетельством о ГРП серии ... от 22.02.2008г.

 Указанный жилой дом расположен на земельном участке по адресу: ..., кадастровый №02:55:020604:399, общей площадью 1087 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек».

 Установлено, что истцы, в порядке, предусмотренном ст.36 Земельного кодекса РФ, обратились в Администрацию ГО ... РБ с письменным заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: ... собственность за плату.

 Из письма Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа ... №К15574 от < дата > года, следует, что истцам было отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату на том основании, что согласно решению Совета городского округа Уфа РБ ... от < дата > испрашиваемый земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления в собственность. Предоставление данного земельного участка в собственность не представляется возможным.

 В силу статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

 Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельного участка из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации).

 В соответствии с п. 5 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

 В силу ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования.

 Нормы п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ также не допускают приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.

 Как видно из материалов дела, наличие каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется.

 Положения п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ регулируют вопросы приобретения прав на земельные участка, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, незанятых объектами недвижимости, и допускает отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных или муниципальных нужд.

 Как следует из кадастрового паспорта, спорный земельный участок используется для обслуживания жилого дома.. . года постройки, что подтверждается техническим паспортом на домовладение.

 Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

 Согласно п. 8 "Положениям о резервировании земель", утвержденным Постановлением Правительства РФ N 561 от < дата > г., орган государственной власти или орган местного самоуправления принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

 В соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 12 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объектами недвижимости. Уведомление правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

 Согласно п. 3 ст. 15 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости», в срок не более чем три рабочих дня со дня государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на объект недвижимости орган кадастрового учета вносит в государственный кадастр недвижимости сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости.

 Согласно абз. 2 п. 2 статьи 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997г. государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлений правообладателя объекта недвижимости. Уведомление правообладателя объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

 Таким образом, решение, в соответствии с которым земельный участок ограничивается в обороте, подлежит обязательной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с внесением сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), а также внесения такой информации в государственный кадастр объектов недвижимости.

 Между тем, как видно из материалов дела, сведений о государственной регистрации ограничений прав, установленных решением о резервировании земель не содержится.

 Более того, в кадастровом паспорте земельного участка от < дата > в графе 10 "Разрешенное использование" указано, что данный земельный участок используется для обслуживания жилого дома и надворных построек.

 Соответственно в Выписке из Единого государственного реестра прав не недвижимое имущество и сделок с ним, в графе «ограничения (обременения) права» должна быть указана информация об ограничении оборотоспособности земельного участка.

 Однако согласно выписки из ЕГРП о правах на земельный участок с кадастровым номером 02:55:020604:399, за ... от 05.11.2013г. сведения обременение земельного участка, в том числе о его резервировании отсутствуют.

 Суд приходит к выводу, обстоятельства по делу, не содержат положений, ограничивающих право гражданина на получение в собственность путем выкупа земельного участка, на котором находится принадлежащий истцу на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, то есть отнесения его к земельным участкам общего пользования.

 Нормы ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса» и ЗК РФ, предусматривающие право гражданина на приватизацию земельного участка, не содержат ограничений данного права в случае, если земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд. Нормы ЗК РФ, предусматривающие порядок резервирования земельных участков, применяются в случае предоставления земельного участка впервые для освоения. На испрашиваемом же земельном участке с 1935 года находится жилой дом, что исключает принятие решения о его резервировании.

 Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

 Постановление Правительства РФ от < дата > ... было утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.

 В силу п. 5 Постановления Правительства РФ от < дата > ... «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» решение о резервировании должно содержать: цель и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а так же перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

 В соответствии с п. 5, 6 ст. 36 ЗК РФ орган местного самоуправления обязан в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении в собственность земельного участка принять решение о предоставлении этого земельного участка в собственность, и в месячный срок со дня принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность подготовить проект договора купли-продажи, направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

 В соответствии с Постановлением Правительства РБ «О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках» от 30.08.2013г. п.2 «Определить, что цена земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, устанавливается в размере 3 процентов от их кадастровой стоимости». При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 об обязании подготовить и направить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером№02:55:020604:399, общей площадью 1087 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования «для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек» подлежат удовлетворению.

 На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5- удовлетворить.

 Обязать Администрацию ГО ... РБ, подготовить и направить ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер 02:55:020604:399, общей площадью 1087 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, в следующих долях:

 ФИО2 -... доли в праве общей долевой собственности на земельный участок,

 ФИО3 ... - доля в праве общей долевой собственности на земельный участок,

 ФИО4 - ... доли в праве общей долевой собственности на земельный участок,

 ФИО5 -... доли в праве общей долевой собственности на земельный участок,

 по цене, в соответствии с действующим законодательством.

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Советский районный суд ... РБ в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

 Судья               А.М.Сагетдинова