ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1533/2021 от 19.10.2021 Анапского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2-1533/2021

УИД 23RS0004-01-2021-002906-83

ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Анапа «19» октября 2021 года

Анапский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Долина И.О.

при секретаре Волошиной М.С.

с участием старшего помощника прокурора А.Ю.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анапского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к ФИО1, ФИО2 о признании недействительной регистрации иностранных граждан,

УСТАНОВИЛ:

Анапский межрайонный прокурор действующий в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к ФИО1, ФИО2 в котором просит суд признать недействительной регистрацию ФИО2, 000 года рождения, по адресу: (...). В обоснование требований указал, что Анапской межрайонной прокуратурой в рамках проведения проверки исполнения требований миграционного законодательства установлен факт фиктивной регистрации иностранного гражданина по месту пребывания. В ходе проверки установлено, что 25.06.2021 ОД ОМВД России по (...) в отношении ФИО1, 00.00.0000 года рождения, уроженки (...) края, возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ (фиктивная постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации). В ходе проверки установлено, что 25.06.2021 ОД ОМВД России по (...) в отношении ФИО1, 00.00.0000 года рождения, уроженки (...) края, возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ (фиктивная постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации). Так, в нарушение Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 109-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Правила) ФИО1 зарегистрировала сроком до 03.06.2022 в (...) в (...) гражданина Армении ФИО2, 00.00.0000 года рождения, который не имел намерения и фактически не проживал в указанном доме. Согласно ст. 2 Федерального закона № 109-ФЗ местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно исполняет для сна и отдыха). Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, признан гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). Фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания. В соответствии с п.п. 3, 6 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 109-ФЗ миграционный учет осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям. В силу ст.ст. 11, 12 Федерального закона № 109-ФЗ миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляет в том числе полномочия по регистрации иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставлению отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; по внесению в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания; по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета. В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 109-ФЗ при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, значится зарегистрированным в указанном выше жилом помещении по адресу: (...), однако фактически там не проживает.

Анапский межрайонный прокурор в судебном заседании заявленные исковые требовании поддержал, просил удовлетворить их.

Ответчики ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие либо об отложении судебного заседания в суд не поступало, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие, в порядке заочного производства.

Исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Анапской межрайонной прокуратурой в рамках проведения проверки исполнения требований миграционного законодательства установлен факт фиктивной регистрации иностранного гражданина по месту пребывания. В ходе проверки установлено, что 25.06.2021 ОД ОМВД России по (...) в отношении ФИО1, 00.00.0000 года рождения, уроженки (...) края, возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ (фиктивная постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации).

В ходе проверки установлено, что 25.06.2021 ОД ОМВД России по (...) в отношении ФИО1, 00.00.0000 года рождения, уроженки (...) края, возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 322.3 УК РФ (фиктивная постановка на учет иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации).

Согласно ст. 2 Федерального закона № 109-ФЗ местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно исполняет для сна и отдыха). Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, признан гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится). Фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.

В соответствии с п.п. 3, 6 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 109-ФЗ миграционный учет осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.

В силу ст.ст. 11, 12 Федерального закона № 109-ФЗ миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляет в том числе полномочия по регистрации иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставлению отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; по внесению в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания; по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона № 109-ФЗ при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, значится зарегистрированным в указанном выше жилом помещении по адресу: (...), однако фактически там не проживает.

Таким образом, ФИО1 обеспечила незаконное пребывание на территории Российской Федерации иностранного гражданина, что повлекло нарушение законных интересов Российской Федерации, поскольку отсутствие у уполномоченных органов сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания ведет к распространению незаконной миграции на территории Российской Федерации.

В соответствии с преамбулой Федерального закона № 109-ФЗ миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.

Положениями ст. 60 ГПК РФ определено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии с требованиями ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. При этом согласно ст.ст. 4, 45, 46, 47, 56, 57 ГПК РФ обязанность доказывания лежит на сторонах, третьих лицах, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на прокуроре, органах, организациях и гражданах, подавших заявление в защиту иных лиц.

Анализируя каждое из представленных доказательств, а также доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит требования Анапского межрайонного прокурора действующего в интересах Российской Федерации, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Анапского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к ФИО1, ФИО2 о признании недействительной регистрации иностранных граждан – удовлетворить.

Признать недействительной регистрацию Саакяна ФИО8, 00.00.0000 года рождения по адресу: (...).

Решение суда является основанием для снятия ФИО2 еружановича, 00.00.0000 года рождения, с регистрационного учета по месту временного пребывания указанного иностранного гражданина, по адресу: (...).

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ей копии этого решения.

Решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Анапский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: