ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1534/2016 от 19.05.2016 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2-1534/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Синицыной О.В., при секретаре Судья Ж.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью "Президент отель "Таврида" к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальные услуги,

У С Т А Н О В И Л:

ООО "Президент отель "Таврида" обратилась в суд с иском к ООО «Президент О. Т.» о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг за период с января 2011 года по ноябрь 2015 года в сумме 260 988,96 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 5810 рублей.

Требования мотивированы тем, что ООО "Президент отель "Таврида" является эксплуатирующей организацией и исполнителем коммунальных услуг по гостинично-курортному комплексу с апартаментами по адресу: <адрес>, в котором ответчику ФИО1 принадлежит помещение . С 2011 года ответчик не осуществляет платежи за потребленные коммунальные услуги, в результате чего возникла задолженность в размере 260 988,96 рублей. Ответчику направлялись предложения о заключении договора об оказании услуг и оплате задолженности, однако до настоящего времени задолженность не оплачена.

Представитель истца ООО «Президент Отель «Таврида» ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик ФИО1 и её представитель ФИО3 в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о дне слушания дела, о чем свидетельствует расписка на л.д. 95, сведений о причинах неявки не предоставили, об отложении слушания дела не просили, исковые требования не признали по основаниям, изложенным в возражениях (л.д. 66-68).

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что предметом спора являются правоотношения сторон по оплате услуг по содержанию апартаментов за период с января 2011 года по ноябрь 2015 года.

На основании Постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым от 17 марта 2014 года «О независимости Крыма» Крым провозглашен независимым суверенным государством – Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус.

Согласно ч. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.

Ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Таким образом, к разрешению спорных правоотношений сторон по оплате услуг за содержание апартаментов, возникшим до 18 марта 2014 года подлежат применению нормы украинского законодательства, а с 18 марта 2014 года указанные правоотношения подлежат разрешению в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Судом установлено, что между ООО фирма «Консоль ЛТД» и ООО «Президент-отель «Таврида» 15 апреля 2010 года заключен договор поручения №2 о передаче в эксплуатацию курортно-гостиничного комплекса с апартаментами, устройством паркинга и крышной котельной, согласно п.1.1 которого ООО фирма «Консоль ЛТД» поручил, а ООО «Президент-отель «Таврида» взял на себя обязательства по коммунальному обслуживанию и эксплуатации объекта курортно-гостиничного комплекса с апартаментами, устройством паркинга и крышной котельной, 1-я очередь строительства расположенного по адресу: <адрес> (л.д.11-13).

Согласно протоколам №2,3 Общего собрания участников ООО «Президент-отель «Таврида» от 04 октября 2013 года и от 19 января 2015 года, ООО «Президент-отель «Таврида» является управляющей организацией по оказанию коммунальных и жилищно-коммунальных услуг на объектах, построенных ООО фирмой «Консоль ЛТД» в <адрес> – гостинично - курортный комплекс с апартаментами, паркингом и крышной котельной, 1-я очередь строительства по <адрес> (л.д.9,10).

В соответствии с Уставом ООО «Президент отель «Таврида» (в редакции, действующей до утверждения 18 декабря 2014 года Устава в новой редакции), к предметам деятельности общества, в том числе, было отнесено строительство и эксплуатация жилых домов, кемпингов, гостиниц, санаторно-курортных учреждений, автостоянок и других объектов социально – культурного и бытового назначения; предоставление услуг, связанных с охраной государственной, и другой собственности (п. 2.2 Устава).

Судом установлено, что ФИО1 согласно свидетельству о праве собственности от 22 июня 2010 года принадлежит помещение апартамент <адрес> (л.д.55).

На момент приобретения истцом права собственности на апартаменты правоотношения сторон были урегулированы жилищным и гражданским законодательством Украины.

Так, ст. 68 Жилищного Кодекса Украины было предусмотрено, что наниматель обязан своевременно вносить квартирную плату и плату за коммунальные услуги.

Согласно ст. ст. 525, 526 Гражданского Кодекса Украины (далее – ГК Украины), обязательство должно исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора, требованиями гражданского законодательства. Односторонний отказ от обязательства либо одностороннее изменений его условий не допускается.

Как следует из материалов дела и пояснений сторон, ООО «Президент – Отель «Таврида» был представлен ФИО1 договор об оказании услуг по содержанию апартаментов , находящихся в «Президент-Отеле «Таврида», а также мест общего пользования и прилегающей территории, однако ФИО1 отказалась заключать данный договор на условиях, предложенных ей ответчиком.

Доказательств того, что истец предлагала ответчику заключить договор на каких-либо иных условиях, удовлетворяющих обе стороны, о заключении иных договоров, ФИО1 суду не представлено.

Таким образом, истец, осуществляющий в соответствии с его Уставом деятельность по эксплуатации здания гостиницы, правомерно предоставлял истцу услуги на основаниях и по тарифам в соответствии с условиями договора, а ответчик обязана была оплачивать фактичеки предоставляемые ей услуги.

Из представленной ООО «Президент отель Таврида» расшифровки задолженности по апартаментам № 110 следует, что вышеуказанная обязанность ФИО1 надлежащим образом не выполнялась, в связи с чем по состоянию на ноябрь 2015 года у нее образовалась задолженность за предоставленные ей услуги по содержанию апартаментов в сумме 260 988,66 рублей (л.д.33-35). Доказательств надлежащего исполнения ответчиком обязанности по внесению ответчику платы за содержание апартаментов суду не представлено.

Ст. 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ч. 2 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ установлено, что нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.

26 марта 2014 года Государственным Советом Республики Крым принято постановление N 1830-6/14 «О вопросах стабильного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства на территории Республики Крым», п. 7 которого установлено, что все расчеты потребителей за услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, прочие жилищно-коммунальные услуги, прочие товары и услуги осуществляются через текущие счета предприятий, открытые в банковских учреждениях, в установленном порядке осуществляющих свою деятельность в Республике Крым.

Таким образом, в соответствии с вышеперечисленными нормами законодательства, в течении переходного периода, то есть с 18 марта 2014 года по 1 января 2015 года, управление домами продолжало осуществляться предприятиями и организациями, функционирующими на территории Республики Крым на день ее принятия в Российскую Федерации с сохранением их прежней организационно - правовой формы до урегулирования правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из вышеуказанного следует, что исходя из нормативно - правового урегулирования данного вопроса, до 1 января 2015 года ответчик ООО «Президент Отель «Таврида» правомерно продолжал предоставлять ФИО1 услуги по содержанию апартаментов, а ответчик обязана была оплачивать предоставленные ей в указанный период услуги, однако свои обязательства надлежащим образом не выполнила.

Доказательств того, что услуги по содержания апартаментов ответчику не предоставлялись, либо предоставлялись не в полном объеме, суду не представлено.

Постановлением Совета Министров Республики Крым от 30 мая 2014 года № 111 «О вопросах расчетов за жилищно-коммунальные услуги и услуги пассажирского электротранспорта» было установлено, что на территории Республики Крым с 01 июня 2014 года расчеты за электроэнергию, тепловую энергию, природный газ и услуги по его поставке, транспортировке, хранению, услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, прочие жилищно- коммунальные услуги, услуги пассажирского электротранспорта КРГШ «Крымтроллейбус» производятся в рублях путем умножения цен и тарифов на 3,4.

На основании указанного постановления приказом ООО «Президент Отель «Таврида» от 30 мая 2014 года № 43 было решено применять по всем расчетам жилищно-коммунальных услуг с 1 июня 2014 года коэффициент 3,4. Этим же приказом было решено пересчитать всю задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги по курсу Центрального банка Российской Федерации с округлением до целых чисел равной 3,0 на 1 июня 2014 года (л.д. 42).

Согласно ст. 317 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), денежные обязательства должны быть выражены в рублях (ст. 140).

В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

Поскольку речь идет о взыскании задолженности, день платежа которой истцом был пропущен и ни законом, ни соглашением сторон иное не установлено, суд полагает пересчет истцом задолженности по курсу Центрального банка Российской Федерации по состоянию на 1 июня 2014 года законным и обоснованным.

Таким образом, исходя из системного анализа вышеперечисленных норм законодательства, суд приходит к выводу, что требования ООО «Президент-Отель Таврида» о взыскании с ФИО1 задолженности по оплате услуг за содержание апартаментов, предоставленных ей в соответствии с договором об оказании услуг за период по 18 марта 2014 года законными и обоснованными.

С 1 января 2015 года спорные правоотношения сторон урегулированы нормами гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также издержек по его содержанию и сохранению.

В п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ к отношениям собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающим по поводу общего имущества в таком здании, подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности ст. 249, 289 и 290 ГК РФ и 44-48 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Ст. 289 ГК РФ установлено, что собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.

Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (ст. 290 ГК РФ).

Ст. 39 ЖК РФ также установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом ответчику в силу закона принадлежит право общей долевой собственности на общее имущество здания гостиницы «Таврида», вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а, следовательно, и обязанность по участию в издержках по содержанию и сохранению данного имущества соразмерно своей доле в таком имуществе.

Ст. 44 ЖК РФ установлено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. Принятие решений о выборе способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Ст. 45 ЖК РФ установлена обязанность собственников помещений в многоквартирном доме ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

По состоянию на 1 января 2015 года способ управления зданием отеля «Таврида» путем проведения годового общего собрания собственников помещений выбран не был.

26 декабря 2014 года Главой Республики Крым было принято Распоряжение N 327-рг «Об урегулировании правоотношений в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг на территории Республики Крым». Данным распоряжением органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым дано указание обеспечить с 1 января 2015 года до момента определения способа управления многоквартирным домом в порядке, предусмотренном ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирными домами организациями всех форм собственности, которые до 1 января 2015 года осуществляли управление многоквартирными домами (являлись исполнителями услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий или организациями, которые на основании договоров, заключенных с собственниками квартир многоквартирного дома, обеспечивали предоставление услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий) или организациями, к которым на предусмотренных законом основаниях перешли права взыскания задолженности за предоставленные до 1 января 2015 года жилищные услуги и (или) другие права и обязанности, связанные с управлением многоквартирным домом и предоставлением в нем услуг по содержанию и ремонту жилого помещения, в том числе услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Судом установлено, что в соответствии с уставом ООО «Президент Отель «Таврида», утвержденным протоколом общего собрания участников от 18 декабря 2014 года № 1, общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, в том числе деятельность по управлению недвижимым имуществом.

В соответствии с п. 10.1 Устава высшим органом управления общества является общее собрание его участников.

Судом установлено, что 19 января 2015 года было проведено общее собрание участников ООО «Президент Отель-Таврида», на котором решено определить ООО «Президент – Отель «Таврида» управляющей организацией по оказанию коммунальных и жилищно - коммунальных услуг на объектах, построенных ООО фирмой «Консоль ЛТД» в г. Ялта, в том числе гостинично - курортный комплекс с апартаментами, паркингом и крышной котельной, 1-я очередь строительства по <адрес> (л.д.9).

Решение общего собрания участников об избрании иной управляющей организации не принималось.

В соответствии со ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что ООО «Президент – отель «Таврида» обладает более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников здания гостиницы «Таврида».

Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы (ч. 6 ст. 46 ЖК РФ).

В силу ч. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания об определении способа управления многоквартирным домом является обязательным для всех собственников помещений в доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ООО «Президент – отель «Таврида» было в установленном жилищном законодательстве порядке выбрано большинством голосов собственников здания гостиницы «Таврида» в качестве управляющей организации, в связи с чем имело право и было обязано с 1 января 2015 года осуществлять деятельность по управлению домом, что также включает в себя предоставление услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества дома.

При определении размера платы за содержание общего имущества дома с 1 января 2015 года судом установлено следующее.

В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. ст. 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Судом установлено, что тариф на содержание апартаментов и его структура решением собрания от 19 января 2015 года не устанавливались.

В тоже время, согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Во исполнение требований ч. 3 ст. 39 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).

На основании п. 17 Правил N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень работ и услуг, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Из содержания данных норм можно заключить, что решение о включении в перечень любых услуг и работ, выполняемых управляющей организацией, включая техническое обслуживание и любые дополнительные услуги, должно быть принято на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.

Вместе с тем, как установлено судом, начиная с 1 января 2015 года решений об утверждении на общем собрании перечня работ и услуг, условий их оказания и выполнения, а также размера их финансирования собственниками здания гостиницы «Таврида» не принималось.

В соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.

П. 1.1.4 Распоряжения Главы Республики Крым от 26 декабря 2014 года N 327-рг «Об урегулировании правоотношений в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг на территории Республики Крым» было дано указание органам местного самоуправления до 30 декабря 2014 года принятие решений об установлении с 1 января 2015 года размера оплаты на услуги по содержанию и ремонту жилого помещения, в том числе услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, на основании ранее принятых органами местного самоуправления решений для всех жилых домов на территории соответствующих муниципальных образований.

Вместе с тем размер платы по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий для многоквартирных домов, которые не приняли решение на общих собраниях об установлении размера платы был установлен только постановлением администрации г. Ялта от 1 декабря 2015 года № 3096-п.

Таким образом, с 1 января по 1 декабря 2015 года размер оплаты за содержание жилого помещения органом местного самоуправления установлен не был.

По смыслу ст. 45 ЖК РФ любой из собственников здания вправе инициировать проведение общего собрания его собственников, в том числе для решения вопросов, связанных с установлением размера оплаты за пользование жилым помещением.

Вместе с тем ни истец, ни другие собственники здания проведение собрания по данному вопросу не инициировали, собрание не проводилось и соответственно новые тарифы по оказанию ООО «Президент Отель «Таврида» коммунальных услуг не утверждались.

Судом установлено, что тариф на содержание апартаментов и его структура истцом по 1 июля 2015 года не изменялись, остались прежними, их размер с учетом пересчета гривен на рубли с применением коэффициента 3,4 составил 200,06 рублей за кв. м.

При таких обстоятельствах, суд считает предоставление ответчиком услуг по содержанию апартаментов и начисление оплаты за предоставленные услуги в соответствие с тарифами, которые были установлены ранее правомерным и обоснованным, поскольку иное привело бы к нарушению собственниками их обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества здания.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ООО «Президент – отель «Таврида» о взыскании с ФИО1 задолженности по предоставлению услуг по содержанию апартаментов в размере 260 988,96 рублей образовавшейся по состоянию на ноябрь 2015 года обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 198 ГПК РФ в связи с удовлетворением иска с ответчика в пользу истца подлежит возмещению уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 5 810 руб..

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Общества с ограниченной ответственностью "Президент отель "Таврида" удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Президент отель "Таврида" задолженность по оплате коммунальных услуг за период с января 2011 года по ноябрь 2015 года, в сумме 260 988 руб. 96 коп., государственную пошлину 5 810 руб., а всего взыскать 266 798 (двести шестьдесят шесть тысяч семьсот девяносто восемь) руб. 96 коп.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Ялтинский городской суд в течении месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья:

Решение суда в окончательной форме изготовлено 24 мая 2016 года.