ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-15352/12 от 29.10.2012 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2-15352/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29 октября 2012 года г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Семёновой Л.Л.,

при секретаре судебного заседания Эренженовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что согласно справке о реабилитации от ххх реабилитирована как дочь родителей, подвергшихся политическим репрессиям по национальному признаку. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10 октября 2003г. разъясняется, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью её правовой системы. Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов. Применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского суда по правам человека. В настоящее время вступило в законную силу постановление Европейского суда от 02 февраля 2010г. по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии», суд установил, что в грузинском законодательстве отсутствует нормативный акт о возмещении ущерба жертвам политических репрессий и если этот пробел не будет устранен, то государство – ответчик должно выплатить 4 000 евро в качестве возмещения за моральный вред каждому из заявителей. Являясь лицом, признанным жертвой политических репрессий и реабилитированным в установленном порядке, считает, что в отношении нее нарушена статья 1 Протокола № 1 к Конвенции. Просит суд взыскать с Министерства финансов РФ из средств казны РФ компенсацию морального вреда в размере ххх руб. за незаконные действия органов государственной власти.

В судебное заседание ФИО1 не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что поддерживает заявленные требования.

Представитель Министерства финансов РФ в лице УФК РФ по РК не явился, о слушании извещен.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В силу ст.ст. 52 и 53 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» целью которого, как следует из его преамбулы, является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (07 ноября) 1917 года, восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба, направлен на реализацию приведенных конституционных положений в отношении лиц, пострадавших от необоснованных репрессий.

Из материалов дела следует, что истец родилась ххх в <адрес>, на основании Постановления ГОКО СССР № 50 73 от 30 января 1944 года ее родители были подвергнуты политическим репрессиям по национальному признаку (ххх) – выселению в административном порядке из <адрес> на спецпоселение в <адрес>. На основании Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» истец реабилитирована.

Статьей 12 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» (далее Закон) предусмотрено, что реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации.Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства СССР по реабилитации всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (07 ноября) 1917г., конкретизировав в законе реабилитацию - путем восстановления граждан в гражданских правах, устранения иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба, направленную на реализацию приведенных конституционных положений в отношении лиц, пострадавших от необоснованных репрессий. Закон не содержит положений, предусматривающих выплату компенсации морального вреда лицам, реабилитированным в соответствии с положениями Закона. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам, однако используемые в нем специальные публично-правовые механизмы компенсации не предусматривают - в отличие от гражданского законодательства - разграничение форм возмещения материального и морального вреда (Определение Конституционного Суда РФ № 383-О-П от 15 мая 2007г. «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В. на нарушение его конституционных прав Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»). В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20 декабря 1994г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» даны разъяснения; так, согласно п. 6 Постановления, если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы (пункт 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации). Следовательно, требования истца о взыскании с Министерства финансов из казны РФ компенсации морального вреда за незаконные действия органов государственной власти удовлетворению не подлежат, поскольку специальный нормативный правовой акт - Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» не содержит норм, предусматривающих выплату компенсации морального вреда лицам, реабилитированным в соответствии с положениями настоящего Закона. Кроме того, до 1991г. (дата принятия Закона) какие-либо компенсации жертвам политических репрессий при обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении, законодательством РСФСР либо СССР не предусматривались.Постановление Европейского суда по правам человека от 02 февраля 2010г. по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» (жалоба № 7975/06), на которое ссылается истец в обоснование иска, преюдициального значения для настоящего дела не имеет, соответственно, не является основанием для взыскания с ответчика компенсации морального вреда. С учетом указанных обстоятельств,суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда – отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия. Председательствующий: Л.Л. Семёнова