Дело <номер>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<дата> г.Владивосток
Советский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе судьи И.Н. Мошкиной, при секретаре Ю.Ю. Казнадзей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тишкиной В. Б. к ФГБУН ДВГИ ДВО РАН о возложении обязанности заключить договор социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Тишкина В.Б. обратилась в суд с настоящим иском, указав, что <дата> она заключила с ответчиком ДВГИ ДВО РАН договор служебного найма жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>. <дата> в адрес института ею было направлено заявление с просьбой предоставить документы, подтверждающие, что выделенная ей квартира имеет статус служебной. В случае отсутствия документов заключить с ней договор социального найма. Из ответа Дальневосточного геологического института от <дата>, направленного в её адрес, не следует, что квартира обладает статусом служебной, так как ответчиком не представлены документы, которыми указанное жилое помещение в установленном порядке и уполномоченным органом отнесено к специализированному жилищному фонду. В связи с чем, в настоящее время квартира статусом служебной не обладает. Кроме того,в ответе указано, что у директора Дальневосточного геологического института нет полномочий по заключению договора социального найма, поскольку квартира относится к государственному жилищному фонду. Однако, как видно из приказа Учреждения Российской академии наук Дальневосточный геологический институт Дальневосточного отделения РАН <номер> от <дата> квартира <адрес>, поставлена на баланс учреждения, что также видно из выписки из ЕГРП от <дата>. На основании чего Учреждение Российской академии наук Дальневосточный геологический институт Дальневосточного отделения РАН является уполномоченным органом, осуществляющим функции по заключению договоров социального и служебного найма. Для заключения договора социального найма достаточно подтвердить наличие десятилетнего стажа работы в организации. На основании изложенного истец просит суд обязать директора ФАНО ФГБУН ДВГИ ДВО РАН заключить с ней договор социального найма.
<дата> в порядке ст. 39 ГПК РФ Тишкина В.Б. уточнила исковые требования, просила обязать ФАНО ФГБУ ДВГИ ДВО РАН перезаключить имеющийся договор найма специализированного жилого помещения б/н от <дата> на договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, между Тишкиной В.Б. и ФАНО ФГБУ ДВГИ ДВО РАН.
В судебном заседании представитель истца Тишкиной В.Б. уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ФАНО ФГБУ ДВГИ ДВО РАН по доверенности Леонова Е.С. возражала против удовлетворения исковых требований, по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, согласно которых, <дата> между ДВГИ ДВО РАН и Тишкиной В.Б. был заключен договор найма служебного помещения – квартиры, расположенной по адресу <адрес>. Пунктом 1.2 указанного договора установлено, что квартира предоставляется в связи с возникшими между сторонами трудовыми отношениями. Письмом от <дата>Тишкина В.Б. обратилась в ДВГИ ДВО РАН с просьбой заключить с ней договор социального найма в отношении квартиры. В обоснование своих требований Тишкина В.Б. также ссылалась на факт не отнесения данной жилой площади к специализированному жилищному фонду. Письмом от <дата> ДВГИ ДВО РАН ответил отказом на данное обращение, в связи с тем, что Тишкиной В.Б. не представлены основания для заключения с ней социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства. Жилые помещения по договору социального найма могут быть предоставлены из муниципального жилищного фонда и государственного жилищного фонда. В связи с тем, что право собственности на квартиру зарегистрировано за Российской Федерацией, в силу ст. 19 ЖК РФ квартира относится к государственному жилищному фонду. Ссылаясь на с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Ссылка истца на п. 1 Положения о порядке использования жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Москвы № 711-ПП от 05.08.2008, которым установлено, что нахождение гражданина на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не является обязательным условием для предоставления спорного жилого помещения по договору социального найма, и для этого достаточно подтвердить наличие 10-летнего стажа работы в организации, несостоятельна, в виду того, что данная норма права применима только к помещениям, принадлежащим на праве собственности г. Москве. Ссылка истца на тот факт, что квартира, не отнесенная к специализированному жилищному фонду, не может являться служебной и как следствие договор её найма не может быть «служебным» также несостоятельна в силу следующего. В силу ч. 2 ст. 92 ЖК РФ порядок отнесения государственного жилищного фонда к специализированному жилищному фонду устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ № 959 от 25.10.2013 «О Федеральном агентстве научных организаций» установлено, что Федеральное агентство научных организаций (ФАНО России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за организациями, находившимися в ведении Российской академии наук. Порядок отнесения жилых помещений, закрепленных за организациями Российской академии наук, был установлен ФАНО России только 08.06.2015 приказом № 17н. Ранее данный порядок в системе Российской академии наук установлен не был. В связи с чем, квартира не была отнесена к специализированному жилищному фонду в установленном порядке. В Определении СК по гражданским делам ВС РФ от 29.03.2016 № 19-КГ16-3, в котором судебная коллегия установила, что каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит. В то же время в ДВГИ ДВО РАН имеется информация о том, что Тишкиной В.Б.<дата> со стороны Президиума Дальневосточного отделения Российской академии наук был предоставлен целевой государственный жилищный сертификат серии <номер> от <дата> в размере <данные изъяты> рублей для приобретения жилого помещения. В связи с получением указанного жилищного сертификата Тишкиной В.Б. было дано обязательство перед директором ДВГИ ДВО РАН не расторгать по своей инициативе трудовой договор в течение 5 лет со дня получения сертификата. Очевидно, на данный сертификат Тишкиной В.Б. было приобретено жилое помещение в собственность, в связи с чем, она не обладает возможностью быть признанной нуждающейся в жилых помещениях. На основании изложенного, в иске просил отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, в силу следующего.
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно ч. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права, восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения, прекращения или изменения жилищного правоотношения.
Из материалов дела следует, что <дата> между ФГБУН ДВГИ ДВО РАН (наймодатель) и Тишкиной В.Б. (наниматель) на основании приказа <номер> от <дата> заключили договор найма служебного помещения, в соответствии с которым наймодатель передает нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления (свидетельство серия 25 АБ <номер>, запись регистрации <номер> от <дата>), состоящее из однокомнатной квартиры общей площадью 46,1 кв.м, расположенной по адресу <адрес>, для временного проживания. Жилое помещение предоставляется в связи с работой (л.д. 7-11).
Согласно, представленной в материалы дела выписке из ЕГРП от <дата><номер>, правообладателем 1-комнатной квартиры общей площадью 46,1 кв.м, расположенной по адресу <номер>, является Российская Федерация, право собственности которой на указанный объект недвижимости зарегистрировано <дата> за номером <номер> (л.д. 13).
В судебном заседании судом установлено, что 1-комнатная квартира общей площадью 46,1 кв.м, расположенная по адресу <адрес>, была передана в оперативное управление ДВГИ ДВО РАН.
На основании распоряжения Президиума ДВО РАН <номер> от <дата> директором ДВГИ ДВО РАН <дата> был вынесен приказ <номер> о постановки служебного помещения – квартиры <адрес>, общей площадью 46,1 кв.м., на баланс института (л.д. 12).
В соответствии с требованиями главы 7 Жилищного кодекса РФ «Основания и порядок предоставления помещений по договору социального найма» на территории Российской Федерации установлены единые требования для заключения договора социального найма в отношении жилых помещений.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ, основанием для занятия жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, является договор социального найма.
В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Перезаключение договора найма служебного жилого помещения на договор социального найма действующим жилищным законодательством не предусмотрено.
В судебном заседании установлено, что Тишкиной В.Б. на праве собственности принадлежит 1-комнатная квартира, общей площадью 17,2 кв.м. расположенная по адресу <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРП от <дата><номер> (л.д. 23).
Кроме того, в судебном заседании установлено, что Тишкиной В.Б.<дата> был предоставлен жилищный сертификат на сумму <данные изъяты> рублей для приобретения жилья, что подтверждается выпиской из книги учета выданных государственных жилищных сертификатов по Дальневосточному отделению Российской академии наук, обязательством Тишкиной В.Б. от <дата> о не расторжении трудового договора в течение 5 лет со дня получения социальной выплаты – государственного жилищного сертификата (л.д. ).
Учитывая изложенное, суд считает требования истца Тишкиной В.Б. к ФГБУН ДВГИ ДВО РАН о возложении обязанности заключить договор социального найма необоснованными, приведенные истцом доводы несостоятельными. Кроме того, в нарушение действующего законодательства истцом не доказано наличие правовых оснований для понуждения ответчика заключению с ней договор социального найма.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования Тишкиной В.Б. о возложении обязанности на ФАНО ФГБУ ДВГИ ДВО РАН перезаключить имеющийся договор найма специализированного жилого помещения б/н от <дата> на договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, между Тишкиной В.Б. и ФАНО ФГБУ ДВГИ ДВО РАН не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тишкиной В. Б. о возложении обязанности на ФАНО ФГБУ ДВГИ ДВО РАН перезаключить имеющийся договор найма специализированного жилого помещения б/н от <дата> на договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, между Тишкиной В.Б. и ФАНО ФГБУ ДВГИ ДВО РАН - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья И.Н. Мошкина