ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1535/2023 от 01.08.2023 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2-1535/2023

УИД: 91RS0022-01-2023-001217-06

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Чибижековой Н.В.,

с участием секретаря Аблязовой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства экономического развития Республики Крым к ФИО3 ФИО5 (третьи лица – Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым) о взыскании денежных средств,-

УСТАНОВИЛ:

В апреле 2023 года истец – Министерство экономического развития Республики Крым, через своего представителя ФИО2, обратился в суд с иском к ФИО3, в котором просит взыскать с ответчика в его пользу средства меры поддержки, использованные с нарушением требований Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», полученные за июнь – октябрь 2020 года в размере 181950 рублей.

В обоснование требований указано, что Законом Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» установлено, что организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Республике Крым по состоянию на 1 января 2020 года и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Крым по основным видам экономической деятельности, определенным Советом министров Республики Крым, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, предоставляются меры поддержки, направленные на сохранение занятости. ИП ФИО3 была предоставлена мера поддержки за июнь – октябрь 2020 года в размере 181950 рублей. Однако Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Крым установлен факт не произведения уплаты налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент ИП ФИО3 Согласно подпункту «г» пункта 6 части 2 статьи 6 Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» получатель меры поддержки, если его режим налогообложения предусматривает уплату налога на доходы физических лиц, обязуется оплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов от суммы полученной меры поддержки в месяце получения меры поддержки или последующих за ним месяцах, общее количество которых соответствует количеству периодов, за которые предоставлена мера поддержки. Таким образом, были выявлены нарушения получателем меры поддержки – ИП ФИО3 условий и требований, установленных Законом Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». Порядок возврата средств мер поддержки ее получателем в бюджет Республики Крым регламентирован постановлением Совета министров Республики Крым от 26 июня 2020 года № 366. Согласно пункту 1.3 приложения 3 Порядка возврата средств мер поддержки получателем меры поддержки в бюджет Республики Крым Министерство экономического развития Республики Крым в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты выявления нарушения получателем меры поддержки условий и требований, установленных Законом Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, направляет получателю меры поддержки требование о возврате полученных средств меры поддержки за счет Министерства экономического развития Республики Крым. Учитывая нарушение указанных условий для получения меры поддержки, ИП ФИО3 было предложено в добровольном порядке вернуть средства, использованные с нарушением требований Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» и иных нормативных правовых актов за июнь – октябрь 2020 года в размере 181950 рублей. В соответствии с положениями Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» данная мера поддержки для субъектов предпринимательской деятельности обеспечивает восстановление прав и соблюдение законных интересов публично-правового образования, предоставившего бюджетные средства получателю на определенных нормативными актами условиях. ИП ФИО3, получив средства меры поддержки, согласилась с условиями, предусмотренными Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». Вместе с тем, средства меры поддержки в течение сроков, установленных пунктами 1.4 и 1.5 Порядка возврата средств мер поддержки получателем меры поддержки в бюджет Республики Крым, в адрес Министерства экономического развития Республики Крым не поступали. Учитывая, что получатель меры поддержки осведомлен обо всех существенных условиях получения меры поддержки, равно как и был надлежаще извещен о необходимости возврата меры поддержки, использованной с нарушением требований Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», но не вернул ее, проигнорировав взятое на себя обязательство, полагает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о недобросовестном поведении получателя меры поддержки. Кроме того, ссылаясь на разъяснения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 13 совместного постановления от 01 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» о том, что с момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, в частности, в связи с истечением срока действия свидетельства о государственной регистрации, аннулированием государственной регистрации и т.п., дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств, полагал, что данное дело подведомственно суду общей юрисдикции, поскольку, исходя из сведений, содержащихся в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ИП ФИО3 прекратил деятельность, в связи с принятием им соответствующего решения 15 сентября 2021 года.

Ссылаясь на вышеприведенное, на положения Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», постановления Совета министров Республики Крым от 26 июня 2020 года № 366 «О вопросах реализации Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», просил исковые требования удовлетворить.

В возражениях на исковое заявление ответчик ФИО3 просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, указав, что в период с 03 января 2015 года до 15 сентября 2021 года она была зарегистрирована и осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, с момента регистрации и до прекращения деятельности в качестве ИП она применяла систему налогообложения УСН «Доходы». До 15 октября 2020 года у нее были трудоустроены два работника и за период июнь-октябрь 2020 года, поскольку у нее были наемные работники, ею был оплачен налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент. На момент получения ею меры поддержки – 24 февраля 2021 года наемных работников у нее уже не было, соответственно НДФЛ в 2021 году не оплачивался в бюджет, так как не было начислений по заработной плате. Полученные ею средства меры поддержки была включена в налоговую базу по УСН «Доходы» и ею произведен авансовый платеж по упрощенной системе налогообложения за 1 квартал 2021 года в сумме 7278 рублей. Таким образом, полагает, что ею, как индивидуальным предпринимателем исполнены все налоговые обязанности, в том числе, по уплате налога на доходы, в соответствии с применяемой системой налогообложения, и, как следствие, правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Определением Феодосийского городского суда Республики Крым в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены – Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым (протокол судебного заседания от 14 июня 2023 года).

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Истец – Министерство экономического развития Республики Крым, через своего представителя ФИО2, действующую на основании доверенности, подал суду ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства экономического развития Республики Крым, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик – ФИО3 подала суду заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Третье лицо – Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым.

Третье лицо – Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым своего представителя для участия в судебном заседании не направило и о причинах его неявки суду не сообщило.

Информация о дне и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда Республики Крым в Интернет-портале.

Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Принимая во внимание, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и должна соответствовать принципу добросовестности, поскольку лица, участвующие в деле, в силу своего волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца – Министерства экономического развития Республики Крым, ответчика – ФИО3 и представителей третьих лиц – Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым.

Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела и разрешения спора по сути, суд полагает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей право на обращение в суд, установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено положение о судебной защите нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса, а не быть декларативным.

При этом осуществление гражданских прав имеет пределы, в рамках которых субъект гражданских правоотношений вправе действовать свободно, но не нарушать прав и интересов других лиц. Кроме того, эффективная судебная защита может быть осуществлена только тем способом, который отвечает характеру нарушения.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права на судебную защиту не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральным законом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО3 с 03 января 2015 года до 15 сентября 2021 года была зарегистрирована и осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП ), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей № от 06 апреля 2023 года.

По сведениям Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым ИП ФИО3 с момента регистрации и до прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя применяла упрощенную систему налогообложения.

На основании Порядка формирования Реестра получателей мер поддержки, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 26 июня 2020 года № 366 «О вопросах реализации Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», и распоряжения председателя Совета министров Республики Крым от 20 февраля 2021 года , ИП ФИО3 включен в Реестр получателей мер поддержки под номером 145.

24 февраля 2021 года на расчетный счет ИП ФИО3 перечислена субсидия из бюджета Республики Крым ЮЛ и ИП в целях реализации Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 за период июнь – октябрь 2020 года по реестру от 20 февраля 2021 года № 15, что подтверждается платежным поручением № 145 от 24 февраля 2021 года.

По информации Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым от 29 октября 2021 года , установлен факт не произведения уплаты налога на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент ИП ФИО1

Министерством экономического развития Республики Крым в адрес ИП ФИО3 было направлено требование от 07 декабря 2021 года о возврате полученных средств мер поддержки, использованных с нарушением требований Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» и иных нормативных правовых актов за июнь – октябрь 2020 года в размере 181950 рублей; однако указанное требование оставлено ответчиком без удовлетворения.

С целью оказания некоторых мер поддержки организациям и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Республике Крым по состоянию на 1 января 2020 года и осуществляющим свою деятельность на территории Республики Крым по основным видам экономической деятельности, определенным Советом министров Республики Крым, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, направленных на сохранение занятости, принят Закон Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

Частью 1 статьи 6 Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» установлено, что для получения меры поддержки за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2020 года получатель меры поддержки подает электронную заявку по форме, размещенной в государственной информационной системе Республики Крым «Портал Правительства Республики Крым», подписанную электронной цифровой подписью.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» получатели меры поддержки имеют право на меры поддержки после включения их в реестр получателей мер поддержки. Условиями для включения в Реестр получателей мер поддержки являются: наличие у получателя меры поддержки государственной регистрации, постановки на учет в налоговом органе до 1 января 2020 года и осуществление деятельности на территории Республики Крым; основной вид деятельности получателя относится к видам деятельности, в наибольшей степени пострадавшим в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденным Советом министров Республики Крым; вид организационно-правовой формы получателя меры поддержки относится к видам организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право на получение компенсационной выплаты, определенных Советом министров Республики Крым; получатель меры поддержки на момент подачи заявки не находится в процессе ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя меры поддержки из Единого государственного реестра юридических лиц и не прекращена деятельность в качестве индивидуального предпринимателя; количество работников получателя меры поддержки в месяце, за который выплачивается компенсационная выплата, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года; подтверждение получателем меры поддержки в подаваемой заявке о том, что: получатель меры поддержки не является получателем субсидии в месяцы, за которые он подает заявление, в соответствии с Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 года № 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»; получатель меры поддержки не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном капитале которого доля участия иностранных юридических лиц превышает 50 процентов по состоянию на 1 января 2021 года; получатель меры поддержки принимает обязательство о неликвидации до 1 января 2021 года; получатель меры поддержки, если его режим налогообложения предусматривает уплату налога на доходы физических лиц, обязуется оплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов от суммы полученной меры поддержки в месяце получения меры поддержки или последующих за ним месяцах, общее количество которых соответствует количеству периодов, за которые предоставлена мера поддержки. Количество работников получателя меры поддержки определяется пенсионным органом на основании данных из отчетности по форме «Сведения о застрахованных лицах», утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 года № 83п, представленной получателем меры поддержки в соответствии с порядком и сроками, которые установлены федеральным законодательством, при получении меры поддержки за апрель и май 2020 года – на дату подачи заявки, при получении меры поддержки за июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь 2020 года – на 1 февраля 2021 года.

Согласно положениям части 3 статьи 6 Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» реестр полученных заявок по форме, утвержденной Советом министров Республики Крым, содержащий сведения налогового органа о соответствии информации о счете организации (индивидуального предпринимателя, физического лица), указанном в заявке, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации, а также сведения пенсионного органа о количестве работников получателя меры поддержки, рассматривается на заседании Антикризисного штаба по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее – Антикризисный штаб).

Получатель меры поддержки при подаче заявки подтверждает соответствие условиям, указанным в части 2 настоящей статьи, и несет ответственность за достоверность предоставленной информации (часть 4 статьи 6 Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»).

В соответствии с взаимосвязанными положениями 5, 6, и 7 статьи 6 Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» Антикризисный штаб после получения информации, указанной в части 3 настоящей статьи, в течение пяти рабочих дней вносит предложения Председателю Совета министров Республики Крым по утверждению Реестра получателей мер поддержки. Председатель Совета министров Республики Крым: в течение пяти рабочих дней после получения информации, указанной в части 5 настоящей статьи, утверждает сформированный Реестр получателей мер поддержки; в течение трех рабочих дней после утверждения реестра получателей мер поддержки направляет утвержденный Реестр получателей мер поддержки: в Управление Федерального казначейства по Республике Крым; в РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (публичное акционерное общество) для исполнения. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (публичное акционерное общество) не позднее следующего рабочего дня после получения денежных средств, при наличии полученного от Председателя Совета министров Республики Крым утвержденного Реестра получателей мер поддержки, производит направление денежных средств на счета соответствующих получателей мер поддержки по реквизитам, указанным в Реестре получателей мер поддержки.

В силу подпункта «г» пункта 6 части 2 статьи 6 Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» получатель меры поддержки, если его режим налогообложения предусматривает уплату налога на доходы физических лиц, обязуется оплатить налог на доходы физических лиц не менее 13 процентов от суммы полученной меры поддержки в месяце получения меры поддержки или последующих за ним месяцах, общее количество которых соответствует количеству периодов, за которые предоставлена мера поддержки.

Согласно действующему законодательству лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога на доходы физических лиц.

Вместе с тем, лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, в соответствии с положениями налогового законодательства выполняют функции налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц при выплате заработной платы работникам (персоналу), которые признаются налогоплательщиками налога на доходы физических лиц.

Следовательно, заработная плата, выплачиваемая работникам из сумм субсидий, облагается налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

При рассмотрении дела судом бесспорно установлено, что ИП ФИО3 с момента регистрации и до прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя применяла упрощенную систему налогообложения.

Таким образом, ИП ФИО3, в силу норм действующего законодательства, не являлась плательщиком налога на доходы физических лиц.

Кроме того согласно пункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1. статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации.

Доходы в виде компенсационных выплат, направленных на частичную компенсацию затрат, связанных с осуществлением деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации не указаны.

Из системного толкования норм Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» следует, что если режим налогообложения получателя меры поддержки не предусматривает уплату налога на доходы физических лиц и получатель меры поддержки применяет упрощенную систему налогообложения, то сумма денежной компенсации, полученная из бюджета в соответствии с Законом Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», учитывается при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Как следует из ответа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым от 13 июля 2023 года № , субсидия из бюджета Республики Крым в целях реализации Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» получена ФИО3 ФИО6 (ИНН ) в 2021 году, включена в налоговую декларацию по упрощенной системе налогообложения за 2021 год. В соответствии с подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов, уплаченных в данном налоговом (отчетном) периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исходя из вышеизложенного индивидуальный предприниматель ФИО3 (ИНН ) воспользовалась правом на уменьшение суммы налога, исчисленной за налоговый период, на сумму страховых взносов, уплаченных в данном налоговом периоде, что привело к отсутствию начислений по упрощенной системе налогообложения за 2021 год.

По информации Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым от 14 июля 2023 года , в соответствии со сведениями, полученными из Министерства экономического развития Республики Крым налогоплательщиком ФИО3 ФИО7 (ИНН ) в феврале 2021 года получена мера социальной поддержки в сумме 181950 рублей за период июнь – октябрь 2020 года. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации доходы индивидуального предпринимателя облагаются налогами в соответствии с выбранной им системой налогообложения. ИП ФИО3 применяла упрощенную систему налогообложения, объект налогообложения «доход». По итогам налогового периода 2021 год ИП ФИО3 представлена налоговая декларация в связи с применением упрощенной системы налогообложения, согласно которой сумма дохода за 1 квартал 2021 года – 181950 рублей, за год – 197005 рублей. Сумма начисленного налога уменьшена на страховые взносы. Положениями Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что применение специальных налоговых режимов предусматривает освобождение индивидуального предпринимателя, в частности, от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности. В связи с чем, при осуществлении оплаты труда работникам, применяемая система налогообложения не освобождает налогоплательщика от обязанностей налогового агента по налогу на доходы физических лиц, предусмотренных главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Особенности исчисления налога на доходы физических лиц налоговыми агентами установлены статьей 226 Налогового кодекса Российской Федерации. В отношении ИП ФИО3 у налоговых органов Республики Крым отсутствует информация о фактической уплате в 2021 году налога на доходы физических лиц по коду бюджетной классификации, установленному для зачисления средств, поступающих от перечисления налога на доходы физических лиц налоговым агентом.

Таким образом, в ходе разбирательства по делу судом бесспорно установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО3 ФИО8 (ОГРНИП ) в феврале 2021 года получила субсидию из бюджета Республики Крым в целях реализации Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» за период июнь – октябрь 2020 года в размере 181950 рублей; данная субсидия включена в доход, отображена в декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2021 год; ИП ФИО3, в соответствии с требованиями действующего законодательства, воспользовалась правом на уменьшение суммы налога, исчисленной за налоговый период, на сумму страховых взносов, уплаченных в данном налоговом периоде, что привело к отсутствию начислений по упрощенной системе налогообложения за 2021 год.

Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года № 566-О-О, от 18 декабря 2007 года № 888-О-О, от 15 июля 2008 года № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, а именно, что ответчик – ИП ФИО3, получив в феврале 2021 года субсидию из бюджета Республики Крым в целях реализации Закона Республики Крым от 25 июня 2020 года № 86-ЗРК/2020 «О некоторых мерах поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» за период июнь – октябрь 2020 года в размере 181950 рублей, включила данную субсидию в доход, отобразила в декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2021 год; в соответствии с требованиями действующего законодательства, воспользовалась правом на уменьшение суммы налога, исчисленной за налоговый период, на сумму страховых взносов, уплаченных в данном налоговом периоде, что привело к отсутствию начислений по упрощенной системе налогообложения за 2021 год, то есть действовала в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством, и при рассмотрении дела не установлено, что ответчик ФИО3 каким-либо образом нарушила права истца, доказательств обратного суду не представлено и по делу не добыто, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Министерства экономического развития Республики Крым, ввиду недоказанности нарушения ответчиком прав истца.

Мотивированное решение составлено 04 августа 2023 года.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Министерства экономического развития Республики Крым (ИНН , КПП ) к ФИО3 ФИО9 (ИНН ) (третьи лица – Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Крым) о взыскании денежных средств – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья: подпись Чибижекова Н.В.