ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1535/2023 от 01.12.2023 Туапсинского городского суда (Краснодарский край)

Дело №2-...2023

...

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Туапсе 01 декабря 2023 г.

Туапсинский городской суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Альбековой Д.Ю.,

при секретаре судебного заседания Макаровой С.Г.

с участием представителя истца - помощника Туапсинского транспортного прокурора – Кравцова А.А.,

представителя ответчика ОАО «РЖД» - ФИО1, действующей на основании доверенности;

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сочинской транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» об обязании совершить определенные действия,

установил:

Сочинская транспортная прокуратура в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратилась в суд с исковым заявлением к ОАО «РЖД» об обязании совершить определенные действия, мотивировав свои требования тем, что сочинской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожных станциях, расположенных на территории г. Сочи, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства при обеспечении защиты от актов незаконного вмешательства на станции ... В ходе проведенной проверки установлено, что мероприятия, предусмотренные паспортом железнодорожной станции ... до настоящего времени не реализованы, требования по обеспечению транспортной безопасности СТИ не исполняются. Так, в соответствии с пп. «а» п. 6 Требований № ... субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, дополнительно к требованиям, предусмотренным п. 5 Требований № 1635 обязан установить: конфигурацию и границы частей зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в которых в отношении проходящих (проезжающих) физических лиц и проносимых (провозимых) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещаемых животных проводится досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр, а выявление правовых оснований для прохода (проезда) не требуется; конфигурацию и границы частей зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, допуск физических лиц в которые осуществляется по перевозочным документам и пропускам установленных видов с учетом запрета или ограничения на перемещение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, установленных в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра; конфигурацию и границы частей зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, допуск в которые ограничен для пассажиров и осуществляется по пропускам установленных видов для персонала и посетителей объекта транспортной инфраструктуры, с учетом запрета или ограничения на перемещение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, установленных в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра. Вопреки указанным требованиям законодательства в паспорте обеспечения ТБ железнодорожной станции ... вышеуказанные конфигурации и границы частей зоны транспортной безопасности до настоящего времени не установлены. Вопреки положениям пп. «г» п. 6 Требований № ... в помещениях ОТИ железнодорожная станция ... не выделены и не оборудованы в соответствии с паспортами отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры (далее - ПУОТБ). В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации вопреки пп. «б» п. 7 Требований № ... субъектом транспортной инфраструктуры в отношении ОТИ - железнодорожная станция ... не обеспечено патрулирование силами подразделения транспортной безопасности и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа с проведением наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, выборочного досмотра с использованием переносных, мобильных средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. С целью устранения указанных нарушений требований законодательства Сочинской транспортной прокуратурой 31.10.2022 начальнику Туапсинского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движения - филиала ОАО «РЖД» внесено представление. Согласно ответу на представление, нарушение требований законодательства до настоящего времени не устранены, срок их устранения не определен. Бездействие ОАО «РЖД» нарушает требования ст.ст. 2,3,4 ФЗ № 16-ФЗ, согласно которым субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обеспечивать транспортную безопасность ОТИ, нарушает основные принципы и противоречит целям обеспечения транспортной безопасности, препятствуют дальнейшей реализации мер, направленных на защиту объектов транспортной инфраструктуры, интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, в связи с чем является недопустимым. Просит обязать ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» в течение 3-х месяцев с момента вступления в законную силу принять меры к устранению допущенных нарушений законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции ... (ЖРП ...), а именно: в соответствии с пп. «а» п. 6 Требований № ... установить на ОТИ: конфигурацию и границы частей зоны транспортной безопасности, в которых в отношении проходящих (проезжающих) физических лиц и проносимых (провозимых) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещаемых животных проводится досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр, а выявление правовых оснований для прохода (проезда) не требуется; конфигурацию и границы частей зоны транспортной безопасности, допуск физических лиц в которые осуществляется по перевозочным документам и пропускам установленных видов с учетом запрета или ограничения на перемещение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, установленных в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра; конфигурацию и границы частей зоны транспортной безопасности, допуск в которые ограничен для пассажиров и осуществляется по пропускам установленных видов для персонала и посетителей объекта транспортной инфраструктуры, с учетом запрета или ограничения на перемещение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, установленных в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра; в соответствии с пп. «г» п. 6 Требований № ... в помещениях ОТИ выделить и оборудовать в соответствии с паспортом отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры (далее - ПУОТБ); незамедлительно после вступления решения в законную силу: в соответствии с пп. «б» п. 7 Требований № ... обеспечить на ОТИ патрулирование силами подразделения транспортной безопасности и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа с проведением наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, выборочного досмотра с использованием переносных, мобильных средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, на период изменения степени угрозы совершения не носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса (уровень № ...).

В судебном заседании представитель истца - помощник Туапсинского транспортного прокурора Кравцов А.А. требования поддержал и просил их удовлетворить, сославшись на обстоятельства, изложенные в иске.

Представитель ответчика - ОАО «РЖД» - ФИО1, действующая на основании доверенности, иск не признала, возражала против удовлетворения заявленных прокурором требований, поскольку ОАО «РЖД» принимаются меры по соблюдению требований законодательства о транспортной безопасности.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования Сочинской транспортной прокуратуры подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности является устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Частью 1 ст. 4 ФЗ № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) возложено на субъекты транспортной инфраструктуры (далее - СТИ), если иное не установлено настоящим законом и иными федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 ФЗ № 16-ФЗ, для различных категорий ОТИ, и ОТИ, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № ... утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - Требования № ...).

Из материалов дела установлено, что Сочинской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожных станциях, расположенных на территории г. Сочи, в ходе которой выявлены нарушения указанного законодательства при обеспечении защиты от актов незаконного вмешательства на станции Роза-Хутор.

Сочинской транспортной прокуратурой установлено, что 20.05.2021 № ... на основании решения Росжелдора в раздел 2 Реестра объектов транспортной инфраструктуры внесена железнодорожная станция ... (реестровый номер ЖРП ...).

Согласно Реестру субъектом транспортной инфраструктуры в отношении ОТИ железнодорожная станция ... является ОАО «Российские железные дороги».

17.06.2021г. субъектом транспортной инфраструктуры утвержден паспорт обеспечения транспортной безопасности (далее - паспорт обеспечения ТБ) на железнодорожную станцию ....

В соответствии с пп. «е» п. 5 Требований № ... СТИ обязан реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры.

В ходе проведенной проверки установлено, что мероприятия, предусмотренные паспортом железнодорожной станции Роза-Хутор до настоящего времени не реализованы, требования по обеспечению транспортной безопасности СТИ не исполняются.

Так, в соответствии с пп. «а» п. 6 Требований № ... субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, дополнительно к требованиям, предусмотренным п. 5 Требований № ... обязан установить: конфигурацию и границы частей зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в которых в отношении проходящих (проезжающих) физических лиц и проносимых (провозимых) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещаемых животных проводится досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр, а выявление правовых оснований для прохода (проезда) не требуется; конфигурацию и границы частей зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, допуск физических лиц в которые осуществляется по перевозочным документам и пропускам установленных видов с учетом запрета или ограничения на перемещение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, установленных в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра; конфигурацию и границы частей зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, допуск в которые ограничен для пассажиров и осуществляется по пропускам установленных видов для персонала и посетителей объекта транспортной инфраструктуры, с учетом запрета или ограничения на перемещение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, установленных в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра.

Вопреки указанным требованиям законодательства в паспорте обеспечения ТБ железнодорожной станции Роза-Хутор вышеуказанные конфигурации и границы частей зоны транспортной безопасности до настоящего времени не установлены. Вопреки положениям пп. «г» п. 6 Требований № ... в помещениях ОТИ железнодорожная станция ... не выделены и не оборудованы в соответствии с паспортами отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры (далее - ПУОТБ).

В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.09.2022 № 391 на объектах транспортной инфраструктуры, расположенных в Краснодарском крае, степень потенциальной угрозы совершения не носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса (уровень № 1) изменена на непосредственную степень угрозы совершения не носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса (уровень № 2). До настоящего времени приказами Министерства транспорта Российской Федерации срок изменения степени угрозы неоднократно продлевался, последний раз продлен приказом от 01.12.2022 № ... на 15 суток с 06.12.2022.

Вопреки пп. «б» п. 7 Требований № ... субъектом транспортной инфраструктуры в отношении ОТИ - железнодорожная станция ... не обеспечено патрулирование силами подразделения транспортной безопасности и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа с проведением наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, выборочного досмотра с использованием переносных, мобильных средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности.

С целью устранения указанных нарушений требований законодательства Сочинской транспортной прокуратурой 31.10.2022 начальнику Туапсинского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движения - филиала ОАО «РЖД» внесено представление.

Согласно ответу на представление, нарушение требований законодательства до настоящего времени не устранены, срок их устранения не определен.

Бездействие ОАО «РЖД» нарушает требования ст.ст. 2,3,4 ФЗ № 16 ФЗ, согласно которым субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обеспечивать транспортную безопасность ОТИ, нарушает основные принципы и противоречит целям обеспечения транспортной безопасности, препятствуют дальнейшей реализации мер, направленных на защиту объектов транспортной инфраструктуры, интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, в связи с чем является недопустимым.

В силу вышеприведенных норм ОАО «РЖД», являясь собственником объектов транспортной инфраструктуры, обязано обеспечивать транспортную безопасность в сфере транспортного комплекса, то есть реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства.

Несоблюдение ОАО «РЖД» требований законодательства в сфере транспортной безопасности создает угрозу жизни, здоровью неопределенного круга лиц - пассажиров и грузоперевозчиков, пользующихся услугами ОАО «РЖД», а также препятствует устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства и возникновения чрезвычайной ситуации на указанных железнодорожных станциях.

Бездействие ОАО «РЖД» нарушает требования ст.ст. 2,3,4 ФЗ № 16-ФЗ, согласно которым субъекты транспортной инфраструктуры обязаны обеспечивать транспортную безопасность ОТИ, нарушает основные принципы и противоречит целям обеспечения транспортной безопасности, препятствуют дальнейшей реализации мер, направленных на защиту объектов транспортной инфраструктуры, интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, в связи с чем, является недопустимым.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора, и необходимости удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Сочинской транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» об обязании совершить определенные действия – удовлетворить.

Обязать ОАО «РЖД» в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» в течение 3-х месяцев с момента вступления в законную силу принять меры к устранению допущенных нарушений законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции ... (ЖРП ...), а именно:

- в соответствии с пп. «а» п. 6 Требований № ... установить на ОТИ: конфигурацию и границы частей зоны транспортной безопасности, в которых в отношении проходящих (проезжающих) физических лиц и проносимых (провозимых) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещаемых животных проводится досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр, а выявление правовых оснований для прохода (проезда) не требуется;

- конфигурацию и границы частей зоны транспортной безопасности, допуск физических лиц, в которые осуществляется по перевозочным документам и пропускам установленных видов с учетом запрета или ограничения на перемещение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, установленных в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра;

- конфигурацию и границы частей зоны транспортной безопасности, допуск в которые ограничен для пассажиров и осуществляется по пропускам установленных видов для персонала и посетителей объекта транспортной инфраструктуры, с учетом запрета или ограничения на перемещение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, установленных в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра;

- в соответствии с пп. «г» п. 6 Требований № ... в помещениях ОТИ выделить и оборудовать в соответствии с паспортом отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности одного объекта или группы объектов транспортной инфраструктуры (далее - ПУОТБ);

Незамедлительно после вступления решения в законную силу:

- в соответствии с пп. «б» п. 7 Требований № ... обеспечить на ОТИ патрулирование силами подразделения транспортной безопасности и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа с проведением наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, выборочного досмотра с использованием переносных, мобильных средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, на период изменения степени угрозы совершения не носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса (уровень № ...).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Туапсинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Резолютивная часть решения оглашена 01.12.2023г.

Мотивированное решение изготовлено 05.12.2023г.

Судья Д.Ю. Альбекова