Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Шадринский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Брагиной Е.В.,
при секретаре Ляпцевой Т.А.,
с участием представителя истца адвоката Дьяконовой А.В., действующей по ордеру № от ... 2017 года,
представителя ответчика Межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции Выборова А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Шадринске Курганской области
13 февраля 2018 года
гражданское дело по исковому заявлению Шумковой Е.В. к Администрации г.Шадринска о восстановлении в списках очередности для получения жилого помещения и о возложении обязанности восстановить в списках очередности на получение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Шумкова Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г.Шадринска о восстановлении в списках очередности для получения жилого помещения и о возложении обязанности восстановить в списках очередности на получение жилого помещения.
В ходе рассмотрения дела Шумкова Е.В. требования изменила.
В судебное заседание Шумкова Е.В. не явилась, извещена о рассмотрении дела.
Будучи ранее опрошенной, Шумкова Е.В. на исковых требованиях настаивала. Суду поясняла, что в 2011 году её поставили на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по общей очереди и по очереди «Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов». Перед этим по месту её регистрации выходила комиссия и установила, что дом №... по ул.... в г.Шадринске не пригоден для проживания.
В доме №... по ул.... в г.Шадринске она фактически не проживает с 2003 года, так как дом непригоден для проживания, иного жилья у неё нет.
Жилья она не дождалась.
В 2015 году обратилась в суд с иском о предоставлении ей жилого помещения. После этого в 2016 году Администрация г.Шадринска сняла её с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении. С таким решением ответчика не согласна.
В конце 2016 года Межведомственная комиссия повторно установила непригодность дома, в котором она зарегистрирована, для проживания.
Она с новым заявлением о постановке её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении не обращалась.
С матерью "ЮТЕ" членами одной семьи они не являются. Проживают раздельно. Общего бюджета не ведут.
Постановление Администрации г.Шадринска стала оспаривать только в июне 2017 года, поскольку ранее о нём не знала.
Шумкова Е.В. просит возложить на Администрацию г.Шадринска обязанность восстановить её в списке очередности «Общая» и списке очередности «Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов» на получение жилого помещения на условиях договора социального найма с даты принятия на учёт постановлением Администрации г.Шадринска от 30 июня 2011 года №.
Шумкова Е.В. просит отменить постановление Администрации г.Шадринска от 18 февраля 2016 года № об исключении её из списков «Общей очередности» и «Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов». Признать заключение (решение) Межведомственной комиссии от 25 декабря 2015 года об отмене решение Межведомственной комиссии от 26 мая 2011 года № - незаконным.
Представитель истца Шумковой Е.В. "ЮТЕ" в судебное заседание не явилась. Извещена о времени и месте рассмотрения дела.
"ЮТЕ" ранее в судебном заседании пояснила, что Шумкова Е.В. зарегистрирована с 1982 года по ул...., ..., в г.Шадринске.
"ЮТЕ" принадлежит 1/4 доля жилого помещения.
Шумкова Е.В. приходится ей дочерью. Членом её семьи Шумкова Е.В. не является, так как "ЮТЕ" с дочерью в этом жилом помещении совместно не проживала, общего хозяйства с ней не вела.
"ЮТЕ" зарегистрирована с сыном в г.... с 1995 года.
Шумкова Е.В. с 2011 года по 2016 год состояла в очереди на предоставление жилого помещения, как нуждающаяся и как инвалид.
Летом 2017 года Администрацией г.Шадринска была организована комиссия, которая не проводилась. О её проведении не было сообщено. Для обследования дома и участия в работе комиссии они не были приглашены.
Администрация г.Шадринска постановлением от 18 февраля 2016 года № исключила истца из вышеуказанных Списков очередности, в связи с утратой оснований для постановки на учёт.
Считает, что утраты оснований не имелось. Истец как была нуждающейся в предоставлении жилья и инвалидом, так и осталась.
Основанием для издания указанного постановления явился Акт обследования жилого помещения от 25 декабря 2015 года по адресу, указанному в исковом заявлении, а также непосредственно заключение Межведомственной комиссии от 25 декабря 2015 года, которым было постановлено отменить решение Межведомственной комиссии от 26 мая 2011 года №.
Считает указанное заключение Межведомственной комиссии от 25 декабря 2015 года незаконным и нарушающим права и законные интересы истца.
Межведомственной комиссией нарушен порядок проведения обследования жилого помещения.
Фактически лица, издавшие указанное заключение, не имели оснований для отмены решения Межведомственной комиссии от 26 мая 2011 года. Данные действия носили произвольный характер, не соотносящийся с нормами жилищного законодательства РФ.
Ответчик никакого обследования дома 25 декабря 2015 года не производил. О данном обследовании истца и других сособственников не извещал. Соответственно, указанный акт от 25 декабря 2015 года является незаконным и неправомерно положенным в основу заключения от 25 декабря 2015 года.
Все действия Администрации г.Шадринска были совершены в один день 25 декабря 2015 года: произведено обследование, составлен акт и вынесено решение об отмене ранее изданного заключения. Это свидетельствует о формальности данных действий со стороны ответчика без фактического и надлежащего их совершения.
Ответчик вообще не направляет в адрес истца каких-либо изданных им документов, затрагивающих её права и интересы.
"ЮТЕ" просит исковые требования Шумковой Е.В. удовлетворить в полном объёме.
Представитель истца Шумковой Е.В. адвокат Дьяконова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по мотивам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации г.Шадринска в судебное заседании не явился.
Представитель ответчика Администрации г.Шадринска Ананьина Т.А., будучи ранее опрошенной в судебном заседании, пояснила, что решением Шадринской Думы от 16 октября 2008 года №790 установлена учётная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учёт в Администрации г.Шадринска в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 10 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
13 мая 2011 года Шумкова Е.В. обращалась с заявлением о проведении обследования жилого помещения № по ул..... Обращение носило индивидуальный характер, поскольку указанным заявлением Шумкова Е.В. просила комиссию провести обследование жилого помещения № по ул.... в г.Шадринске, принадлежащего её матери "ЮТЕ" на праве общей долевой собственности, с целью постановки Шумковой Е.В., как инвалида ... группы, на учёт нуждающихся в предоставлении жилья по категории «Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов».
Заявление Шумковой Е.В. было подано в надлежащий орган, заместителю Главы Администрации г.Шадринска, руководителю Комитета по строительству и архитектуре Администрации г.Шадринска, председателю Межведомственной комиссии.
В результате комиссия признала жилое помещение №, расположенное по ул.... в г.Шадринске, несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, согласно заключению комиссии от 26 мая 2011 года №.
Постановлением Администрации г.Шадринска от 30 июня 2011 года № Шумкова Е.В. в составе семьи один человек была принята на учёт и внесена в Список очередности «Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов».
Заключением комиссии от 25 декабря 2015 года №, вышеуказанное заключение было признано несоответствующим действующему законодательству и отменено.
Истцом заключение от 25 декабря 2015 года ранее в суде не оспаривалось.
Шумкова Е.В. малоимущей признана не была.
В собственности членов её семьи, а именно, у её матери "ЮТЕ" имеется недвижимое имущество. Как следует из выписки из ЕГРП от 17 октября 2014 года, у "ЮТЕ" имеется доля в праве общей долевой собственности жилого дома №..., расположенного по адресу: г.Шадринск, ул..... А также у неё есть жилое помещение, общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: ЯНАО, г...., ...., дом ..., корп...., кв..... Ей также принадлежит жилое помещение, общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: г.Шадринск, ул...., ....
Согласно действующему законодательству, члены семьи собственника имеют право пользования жилым помещением наравне с его собственником.
Поскольку суммарная общая площадь всех вышеперечисленных жилых помещений составляет более учётной нормы -10 кв.м., приходящейся на каждого члена семьи, то нет оснований для нахождения Шумковой Е.В. на жилищном учете, как нуждающейся в жилом помещении.
Шумкова Е.В. постановлением Администрации г.Шадринска № от 18 февраля 2016 года была снята с учёта нуждающихся в жилом помещении, в связи с утратой основания.
Заключение Межведомственной комиссии от 26 мая 2011 года № было отменено на основании решения Межведомственной комиссии. Заседание проходило 25 декабря 2015 года. Никакого обследования жилого помещения для его отмены не требовалось, поэтому к осмотру не были привлечены собственники жилого помещения.
Устав муниципального образования допускает отмену акта. Так ст.65 предусмотрено, что орган издавший (принявший) акт имеет право на его отмену. Поскольку оспариваемое заключение от 26 мая 2011 года №, которым жилое помещение по ул...., ..., было признано непригодным для проживания, было принято комиссией с нарушением действующего на тот период времени законодательства, то 25 декабря 2015 года решение было комиссией отменено.
В настоящее время комиссия признала жилое помещение непригодным для проживания.
Представитель ответчика Администрации г.Шадринска Ананьина Т.А. просила в удовлетворении исковых требований Шумковой Е.В. отказать.
Определением Шадринского районного суда Курганской области от 22 января 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту Межведомственная комиссия).
Представитель ответчика Межведомственной комиссии Выборов А.А. в судебном заседании пояснил, что решение Межведомственной комиссии от 2011 года было отменено в 2015 году. Основанием для отмены послужили выявленные нарушения при принятии заключения.
Обратиться с заявлением для проведения обследования может только собственник жилого помещения. Могла обратиться с таким заявлением только "ЮТЕ"
В 2017 году был составлен акт и заключение. Данное жилое помещение признано повторно непригодным для проживания и аварийным.
"ЮТЕ" подала заявление о проведении обследования жилого помещения в комиссию. С таким заявлением она обратилась в Администрацию города в 2016 году. Привлечение других собственников при проведении обследования не предусмотрено.
4 мая 2016 года от Шумковой Е.В. было обращение в Администрацию города, прокуратуру, тогда же Шумковой Е.В. сообщено, что заключение от 2011 года отменено.
Шумкова Е.В. не оспаривала решение комиссии, в суд не обращалась.
Представитель третьего лица КУМИ Администрации г.Шадринска Курганской области в судебное заседание не явился.
КУМИ Администрации г.Шадринска Курганской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
КУМИ Администрации г.Шадринска Курганской области просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя, представили возражения по иску, считают, что Шумкова Е.В. не может состоять на учёте, поскольку не является нуждающейся в жилом помещении. Члену её семьи, матери "ЮТЕ", принадлежат иные жилые помещения.
Суд, заслушав представителя истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований в части.
В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов, в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч.3 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
При определении права истца на обеспечение жилым помещением по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо соблюдение общих требований жилищного законодательства.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в случае утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно п.1 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В постановлении от 5 апреля 2007 года №5-П Конституционный Суд РФ отметил, что в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют социальное право на жилище в основном самостоятельно,используя различные способы обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов, в соответствии с установленными законом нормами (ст.40, ч.ч.2 и 3 ЖК РФ), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильём с учётом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
В соответствии со ст.52 ЖК РФ, принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учёт, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.ст.53 и 55 ЖК РФ). Принятие граждан на учёт нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учётом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления (ч.5 ст.57 ЖК РФ).
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очерёдности, исходя из времени их постановки на учёт.
Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ), при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд РФ в определении от 5 марта 2009 года №376-0-П, согласуется со ст.40 (ч.3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - постановление Правительства РФ №47).
Согласно п.33 данного Положения, основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности, вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением Межведомственной комиссии, которая после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома (помещения) и условий проживания в нём, может принять решение о том, что жилой дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания. В случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.
В соответствии с п.З ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, установленных в постановлении Правительства РФ №47.
В соответствии сост.16ЖК РФ, к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Согласно положениям ст. 15 ЖК РФ, жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации Федеральным органом исполнительной власти.
Ст.23 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает, что жилые помещения должны соответствовать санитарным нормам. Заселение жилых помещений непригодных для проживания не допускается.
В ходе рассмотрения дела судом установлены следующие фактические обстоятельства.
Шумкова Е.В. с 1997 года зарегистрирована по ул...., ..., в г.Шадринске (л.д....), проживала в указанном помещении до 2003 года.
Жилой дом по ул...., ..., в г.Шадринске принадлежит "ЮТЕ", "ВЕС", "ЛСЕ" и "СОВ" на праве собственности по 1/4 доле каждой.
"ЮТЕ" также является собственником жилого помещения, общей площадью ... кв.м., расположенного по адресу: ЯНАО, г...., ...., дом ..., корп...., кв...., а также жилого помещения, общей площадью. ... кв.м., расположенного по адресу: г.Шадринск, ул...., ... (л.д....).
Согласно копии свидетельства о рождении, Шумкова Е.В. приходится дочерью "ЮТЕ"
Шумкова Е.В. собственником жилых помещений не является (л.д....).
Согласно справке серии МСЭ-2007 № от ... 2010 года, Шумковой Е.В.. установлена инвалидность повторно с ... 2010 года, группа инвалидности -.... Причина инвалидности - .... Инвалидность установлена бессрочно (л.д....).
Решением Шадринской Думы от 16 октября 2008 года №790 установлена учётная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учёт в Администрации г.Шадринска в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
13 мая 2011 года Шумкова Е.В. обратилась к заместителю Главы Администрации г.Шадринска, руководителю Комитета по строительству и архитектуре "ТТМ" с заявлением с просьбой обследовать жилое помещение на предмет пригодности, непригодности проживания с целью постановки на учёт на получение жилья, т.к. является инвалидом ... группы. Дом находится в аварийном состоянии, для проживания непригоден. Дом принадлежит её матери "ЮТЕ" (л.д....).
26 мая 2011 года Межведомственная комиссия произвела обследование жилого помещения - частного жилого дома №... по ул.... в г.Шадринске и составила акт обследования жилого помещения в виде 1/4 доли жилого дома, принадлежащей "ЮТЕ"
Согласно заключению № от 26 мая 2011 года (л.д....) о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, Межведомственная комиссия пришла к выводу о несоответствии данного жилого помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и непригодности его для постоянного проживания (на основании п.п.33-34 ч.3 постановления Правительства РФ №47 от 28 января 2006 года).
14 июня 2011 года Шумкова Е.В. обратилась в жилищный отдел Администрации г.Шадринска с заявлением о принятии решения о признании её нуждающейся в жилых помещениях и включении её семьи, в составе 1 человека, в льготный список для получения муниципального жилья по договору социального найма (л.д....).
Постановлением Администрации г.Шадринска от 30 июня 2011 года №, постановлено принять на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении в Список очередности «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов» (после 1 марта 2005 года) Шумкову Е.В., рождения ... года, инвалида ... группы (справка
МСЭ-2007 № от ... 2010 года), состав семьи один человек, зарегистрирована и проживает по адресу: Курганская область, г.Шадринск, ул...., ..., общая площадь 26,3 кв.м., собственником является "ЮТЕ"
Межведомственной комиссией от 26 мая 2011 года (л.д....) 1/4 доля частного дома по адресу: ул...., ..., в г.Шадринске, признана непригодной для проживания. Зарегистрирован один человек. Регистрационный № (общая очередь №).
25 декабря 2015 года Межведомственной комиссией вынесено заключение об отмене решения межведомственной комиссии от 26 мая 2011 года №, которым жилое помещение №, в виде 1/4 доли частного жилого дома №..., расположенного по ул.... в г.Шадринске, было признано не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям для постоянного проживания (л.д....).
Указанное заключение вынесено на основании акта Межведомственной комиссии от 25 декабря 2015 года, составленного по результатам оценки помещения №, в виде 1/4 доли частного жилого дома №... по ул.... в г Шадринске, письма Администрации г.Шадринска от 23 декабря 2015 года № с рекомендацией Межведомственной комиссии в составе, утверждённом постановлением Администрации г.Шадринска от 25 сентября 2015 года № «Об утверждении Положения и состава Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда, находящегося на территории муниципального образования - город Шадринск», принять решение по отмене заключения Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда, находящегося, на территории муниципального образования г.Шадринск от 26 мая 2011 года №, которым жилое помещение №, в виде 1/4 доли частного жилого дома №... по ул.... в г.Шадринске, было признано несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям для постоянного проживания». Полномочия Межведомственной комиссии не были делегированы органом местного самоуправления муниципальным образованием - город Шадринск (л.д....).
Постановлением Администрации г.Шадринска от 18 февраля 2016 года № Шумкова Е.В. снята с учёта в Списке очередности «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов», номер льготной очереди №, номер общей очереди №. Причина исключения - утрата оснований для постановки на учёт и признания нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановление Администрации г.Шадринска от 30 июня 2011 года № «О принятии на учёт Шумковой Е.В. в качестве нуждающейся в жилом помещении» признано утратившим силу (л.д...., ...).
19 апреля 2016 года Шумкова Е.В. и "ЮТЕ" обратились в Администрацию г.Шадринска Курганской области с заявлением об устранении нарушений жилищных прав граждан, проведении обследования жилого помещения и предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. В указанном заявлении, в том числе, просили провести оценку соответствия жилого помещения, расположенного по адресу: Курганская область, г.Шадринск, ул...., ..., требованиям, предусмотренным разделом II постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», и признать жилое помещение непригодным для проживания, в связи со следующими основаниями, а также осуществить необходимые законные действия, вследствие признания жилого помещения непригодным для проживания, о чём уведомить собственника.
На обращение Шумковой Е.В. и "ЮТЕ" Администрацией г.Шадринска Курганской области был им направлен ответ с разъяснениями от 12 мая 2016 года. В ответе указано, что аннулирование заключения Межведомственной комиссии, а также снятие истца Шумковой Е.В. со всех учётов в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, является законным (л.д....).
Шумкова Е.В. и "ЮТЕ" обращались в Шадринский районный суд с административным исковым заявлением к Администрации г.Шадринска о признании действий (бездействия) незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Решением Шадринского районного суда от 19 августа 2016 года административные исковые требования удовлетворены. Действия (бездействия) Администрации г.Шадринска Курганской области, выражающееся в отказе в назначении комиссии и проведении обследования жилого помещения на предмет его аварийности и непригодности для проживания признаны незаконными. На Администрацию г.Шадринска Курганской области возложена обязанность по созыву соответствующей комиссии и проведению обследования жилого помещения - дома №..., расположенного по ул.... в г.Шадринске Курганской области, на предмет его непригодности для проживания и аварийности (л.д....).
Апелляционным определением Курганского областного суда от 23 ноября 2016 года решение Шадринского районного суда Курганской области от 19 августа 2016 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения (л.д....).
По заявлению "ЮТЕ" от 30 января 2017 года Межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции было проведено обследование принадлежащей ей 1/4 доли жилого дома, расположенного по ул...., ..., в г.Шадринске, на соответствие помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, составлен акт.
По результатам проверки составлено заключение № от 2 февраля 2017 года, согласно которому выявлены основания для признания помещения – 1/4 доли, площадью 15,7 кв.м., непригодным для проживания в жилом доме по ул...., ..., в г.Шадринске (л.д....).
Установленные обстоятельства подтверждаются также пояснениями свидетелей "БНИ", "ЗДВ", материалами дела № о принятии на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, материалами гражданского дела № по административному исковому заявлению Шумковой Е.В. и "ЮТЕ" к Администрации г.Шадринска Курганской области о признании действий (бездействия) незаконными и возложении обязанности устранить допущенные нарушения, материалами гражданского дела № по иску Шумковой Е.В. к Администрации г.Шадринска о внеочередном предоставлении жилого помещения на условиях договора найма.
Судом установлено, что основанием для снятия Шумковой Е.В. с учёта 18 февраля 2016 года являлась отмена заключения Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда, находящегося на территории муниципального образования - г.Шадринск от 26 мая 2011 года.
В постановлении от 18 февраля 2016 года № не указано, какие именно основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, утратила Шумкова Е.В.
26 мая 2011 года документы, необходимые для постановки Шумковой Е.В. на учёт нуждающихся, ею были представлены. Повторно её никто не обязывал предоставлять пакет документов для подтверждения своего статуса и права на жилое помещение по договору социального найма.
При постановке на учёт компетентным органом учтено, что Шумкова Е.В. является инвалидом, своего жилья не имеет.
Оснований для снятия с учёта Шумковой Е.В. не имелось, поскольку её жилищные условия с момента постановки на учёт и по день снятия с учёта не изменились. Жилых помещений по договорам социального найма либо в собственности она не имеет. Членом семьи собственника аварийного помещения, в котором зарегистрирована, не является. В данном жилом помещении не проживает длительное время, что установлено как из материалов учётного дела и документов, представленных Шумковой Е.В. для разрешения её заявления о постановке на учёт, так и решением Шадринского районного суда Курганской области от 22 сентября 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Шумковой Е.В. к Администрации г.Шадринска о внеочередном предоставлении жилого помещения на условиях договора найма.
Отмена заключения Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда, находящегося на территории муниципального образования - г.Шадринск от 26 мая 2011 года, в связи с тем, что полномочия Межведомственной комиссии не были делегированы органом местного самоуправления муниципального образования -г.Шадринск, не даёт оснований делать выводы о том, что Шумкова Е.В. перестала являться нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Доводы представителя ответчика Администрации г.Шадринска и представителя КУМИ Администрации г.Шадринска о том, что Шумкова Е.В. является членом семьи "ЮТЕ", в собственности которой имеются жилые помещения, в связи с чем Шумкова Е.В. обеспечена жилым помещением общей площадью более учётной нормы, опровергаются материалами дела.
Шумкова Е.В. членом семьи собственника непригодного для проживания помещения - "ЮТЕ" не является с 1995 года. В 1995 году "ЮТЕ" выехала на другое постоянное место жительства в г..... В 2006 году приобрела в собственность квартиру в г.Шадринске по ул..... Дочь в приобретённые жилые помещения не вселяла.
Данные обстоятельства установлены решением Шадринского районного суда Курганской области от 22 сентября 2017 года по гражданскому делу по исковому заявлению Шумковой Е.В. к Администрации г.Шадринска о внеочередном предоставлении жилого помещения на условиях договора найма, оставленным без изменения апелляционным определением Курганского областного суда от 5 декабря 2017 года (л.д. ...).
Обстоятельства, установленные решением Шадринского районного суда Курганской области от 22 сентября 2017 года, имеют преюдициальное значение и не подлежат доказыванию вновь, в соответствии со ст.61 ГПК РФ.
Суд пришёл к выводу о том, что оснований для снятия истца с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении по указанным в оспариваемом постановлении основаниям не имеется.
Шумкова Е.В. 26 мая 2011 года в установленном порядке была признана инвалидом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения. На 18 февраля 2016 года Шумкова Е.В. не утратила эти основания.
Согласно ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов органов местного самоуправления (ст. 8 ГК РФ), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов местного самоуправления, должностных лиц, и являющихся основанием их возникновения, а также о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Согласно ст.4 Закона Курганской области от 7 сентября 2005 года №66 «О предоставлении жилых помещений в Курганской области», жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением случаев, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.1 настоящего Закона категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной действующим законодательством категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Как следует из возражений представителя ответчика Администрации г.Шадринска, Шумкова Е.В. была принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении в Список «Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов», с одновременным включением в общую очередь (л.д....).
Истец подлежит восстановлению в списке очередности «Общая» и списке очередности «Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов» на получение жилого помещения на условиях договора социального найма с 30 июня 2011 года.
Постановление Администрации г.Шадринска от 18 февраля 2016 года № «О снятии с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении Шумковой Е.В.» подлежит отмене.
Между тем, суд не находит оснований для признания заключения (решения) Межведомственной комиссии от 25 декабря 2015 года об отмене решение Межведомственной комиссии от 26 мая 2011 года № незаконным.
Ст.65 Устава муниципального образования предусмотрено, что орган, издавший (принявший) акт, имеет право на его отмену.
Заключение от 26 мая 2011 года №, которым жилое помещение по ул...., ..., было признано непригодным для проживания, было принято комиссией с нарушением действующего законодательства, в связи с чем 25 декабря 2015 года комиссией в пределах своей компетенции отменено.
Оснований для признания заключения (решения) Межведомственной комиссии от 25 декабря 2015 года об отмене решение Межведомственной комиссии от 26 мая 2011 года № - незаконным, суд не находит.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Шумковой Е.В. к Администрации г.Шадринска удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Шадринска восстановить Шумкову Евгению Владимировну в списке очередности «Общая» и списке очередности «Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов» на получение жилого помещения на условиях договора социального найма с 30 июня 2011 года.
Отменить постановление Администрации города Шадринска от 18 февраля 2016 года № «О снятии с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении Шумковой Е.В.».
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья -Е.В. Брагина.