ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1537/14 от 26.08.2014 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2-1537/14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе

Председательствующего судьи Баташевой М.В.,

при секретаре Васильевой Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1, Высокой ТН о возложении обязанности по обращению в Министерство культуры Ростовской области с заявлением об оформлении охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г. Ростова-на-Дону обратился с иском к ФИО2, ФИО1 об обязании обратиться в Министерство культуры РО с заявлением об оформлении охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>

В обоснование заявленных требований указал, что в декабре 2013 года прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону во исполнение задания прокуратуры Ростовской области с привлечением специалиста Министерства культуры Ростовской области была проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов исторического и культурного наследия. В ходе проверки было установлено, что здание, расположенное по адресу: <адрес> в <адрес>, на основании постановления Главы Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Постановления Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ является объектом культурного наследия регионального значения - «<данные изъяты> Собственниками указанного объекта культурного наследия, являются: ФИО1, 1/2 доли на праве общей долевой собственности, на основании свидетельства о регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ г., ФИО2, 1/2 доли на праве общей долевой собственности, на основании свидетельства о регистрации права собственности от 15.03.2005 года. При этом в нарушение требований действующего законодательства собственниками объекта культурного наследия до настоящего времени не оформлено охранное обязательство на вышеуказанный объект культурного наследия регионального значения. Таким образом, поскольку ФИО1 и ФИО2 являются собственниками объекта культурного наследия регионального значения, именно на них лежит обязанность обратиться в орган охраны объектов культурного наследия за получением охранного обязательства. Вместе с тем, в нарушение ФИО4 действующего законодательства, до настоящего времени собственниками не оформлено охранное обязательство на вышеуказанный объект культурного наследия регионального значения, что подтверждается материалами проверки.

Представитель истца помощник прокурора ленинского района г.Ростова-на-Дону ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить, пояснила, что иск заявлен также в интересах государства, указала, что спорное строение входит в перечень объектов культурного значения регионального уровня, находится в собственности ответчиков, в связи с чем, на них в силу закона возлагается обязанность оформления охранного свидетельства.

Ответчики ФИО1, ФИО2 в судебном заседании не присутствует, извещены, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.

Представителя ответчиков в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, просили отказать. Указали при этом, что их доверители стали собственниками квартир в спорном жилом доме еще в 2001 году, сведений о наличии каких-либо обременений не имелось, более того, на момент приобретения дом находился уже в перестроенном состоянии, ответчика реконструкция была окончена, в ходе которой были использованы современные строительные материалы, строение является объектом нового строительства, практически не имеет в конструкциях частей старого здания, на фасаде здания имеется вензель с инициалами собственника «ВВВ» (ФИО1 а не какого-либо предыдущего владельца. Кроме того, на указанный объект компетентным органом не оформлен надлежащим образом паспорт объекта культурного наследия, не понятно, что является объектом охраны, в связи с чем, включение в перечень объектов культурного наследия регионального уровня является необоснованным. Учитывая изложенное, полагают, что на указный объект не может быть оформлено охранное свидетельство.

Третье лицо Министерство культуры Ростовской области в судебном заседании не присутствуют, извещены, ранее просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя, направили свои возражения в письменном отзыве на иск. Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, обозрев материалы гражданского дела, суд, приходит к следующему.

Судом установлено, что в декабре 2013 года прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону во исполнение задания прокуратуры Ростовской области с привлечением специалиста Министерства культуры Ростовской области была проведена проверка исполнения законодательства об охране объектов исторического и культурного наследия.

В ходе проверки было установлено, что здание, расположенное по адресу: <адрес> в <адрес>, на основании постановления Главы Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Постановления Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ внесено в перечень объектов культурного наследия регионального значения - «<данные изъяты>

Собственниками указанного объекта недвижимого имущества являются: ФИО1, 1/2 доли на праве общей долевой собственности, на основании свидетельства о регистрации права собственности № от 15.03.2005 г., ФИО2, 1/2 доли на праве общей долевой собственности, на основании свидетельства о регистрации права собственности от 15.03.2005 года.

При этом прокурор полагает, что в нарушение требований действующего законодательства собственниками объекта культурного наследия до настоящего времени не оформлено охранное обязательство на вышеуказанный объект культурного наследия регионального значения. Таким образом, поскольку ФИО1 и ФИО2 являются собственниками объекта культурного наследия регионального значения, именно на них лежит обязанность обратиться в орган охраны объектов культурного наследия за получением охранного обязательства.

С указанными доводами суд не может согласиться по следующим основаниям.

На момент принятия решения о включении здания в перечень объектов культурного наследия, подлежащих государственной охране (1998г.), действовал Закон РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры".

В настоящее время специальным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере государственной охраны памятников истории и культуры народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также законы субъектов российской Федерации в пределах компетенции.

Так, отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации урегулированы положениями
ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", целью которого является реализация конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст.3 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ).

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, построенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;

ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;

достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования. (ст.4 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ).

Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом (ст.6 ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ).

В целях регулирования отношений, возникающих в связи с охраной объектов культурного наследия регионального значения принят Областной Закон Ростовской области от 22.10.2004 N 178-ЗС "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ростовской области", положениями которого также установлены понятии объекта культурного наследия регионального значения как предмета охраны, определена компетенция органов исполнительной власти Ростовской области в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в государственной собственности Ростовской области, государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов культурного наследия.

Из материалов дела следует, что спорное здание, расположенное по адресу: <адрес> в <адрес>, на основании постановления Главы Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Постановления Администрации Ростовской области от 27.01.2010 ), внесено в перечень объектов культурного наследия регионального значения - «<данные изъяты>

Согласно статье 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (пункт 1).

Согласно п. 1 ст. 40 указанного Федерального закона под сохранением объекта культурного наследия понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

Согласно п. п. 2, 3 ст. 48 названного Федерального закона особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия, определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Нормы аналогичного характера содержатся с Областном Законе Ростовской области от 22.10.2004 N 178-ЗС "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ростовской области".

Так, особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия регионального значения, объектом культурного наследия местного (муниципального) значения, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и выявленным объектом культурного наследия определяются федеральным законодательством.

При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется областным органом охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия).

Объект культурного наследия регионального значения, объект культурного наследия местного (муниципального) значения, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, используется с обязательным выполнением следующих требований:

1) обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и областной реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте;

2) согласование осуществления проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия с областным органом охраны объектов культурного наследия;

3) обеспечение режима содержания земель историко-культурного назначения;

4) обеспечение доступа к объекту культурного наследия, условия которого устанавливаются собственником объекта культурного наследия по согласованию с областным органом охраны объектов культурного наследия.

Также указанным Областным законом определен перечень мероприятий по организации государственного учета, осуществляемого органами исполнительной власти в отношении объектов культурного наследия регионального значения, в том числе работы по:

- выявлению и обследованию объектов, представляющих собой историко-культурную ценность;

- формированию по результатам государственной историко-культурной экспертизы перечня выявленных объектов культурного наследия;

- подготовке документов и материалов, необходимых для включения выявленных объектов культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как объектов культурного наследия регионального значения или объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

- составлению учетной карты объекта, представляющего собой историко-культурную ценность;

- формированию и документальному обеспечению ведения учетных дел объектов культурного наследия;

- мониторингу данных об объектах культурного наследия;

- организации установки на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений.

Отнесение выявленного объекта культурного наследия к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения осуществляется Правительством Ростовской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия.

Государственная охрана выявленного объекта культурного наследия прекращается:

1) с момента принятия Правительством Ростовской области постановления об отказе в отнесении данного объекта к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения;

2) в случае полной физической утраты выявленного объекта культурного наследия или объекта, представляющего историко-культурную ценность, либо утраты его предмета охраны.

Областной орган охраны объектов культурного наследия вправе на основании соответствующего заключения государственной историко-культурной экспертизы принять решение о прекращении охранного статуса данного объекта, если иное не установлено федеральным законодательством (ст.22 Областного Закона Ростовской области).

На объектах культурного наследия регионального значения, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, устанавливаются надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации, обязанность по учинению которых возложена на собственника объекта охраны. При этом, уведомление о необходимости установки на объект культурного наследия регионального значения информационных надписей и обозначений (далее - уведомление) собственнику (пользователю) указанного объекта направляет (вручает) Областной орган охраны объектов культурного наследия. (ст.ст.26.26.1 Областного закона Ростовской области).

Таким образом, указанное выше законодательство, действующее в сфере правового регулирования, как федеральное, так и законодательство субьекта Российской Федерации, предусматривает, с целью осуществления охраны и контроля со стороны компетентных органов, необходимость оформления соответствующего охранного обязательства, обязанность по оформлению которого возложена, в данном случае, на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Правительство Ростовской области в лице Министерства культуры Ростовской области, в соответствии с которым на собственника объекта культурного наследия возлагаются указанные выше ограничения и обязанности.

В вышеуказанных нормах Законов содержатся положение о том, что собственник объекта культурного наследия принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве, в том числе по содержанию объекта культурного наследия, его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.

Таким образом, в охранном обязательстве должны содержаться следующие существенные условия, которые определены в законе:

1) обязанность собственника по содержанию объекта культурного наследия;

2) обязанность собственника по его сохранению;

3) "иные обеспечивающие его сохранность требования" к собственнику.

Порядок учета объектов культурного наследия определен Инструкцией о порядке учета обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утв. Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 N 203, порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом.

В силу п. 72 Инструкции о порядке учета обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утв. Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 N 203, порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом.

Также указанной Инструкцией определен перечень обязательной документации, подлежащей хранению в государственных органах памятников истории и культуры, согласно которому в отношении каждого объекта оформляется учетная карточка с указанием технических характеристик объекта, обмерные чертежи, паспорт объекта и т.д..

Кроме того, Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 N 203 утверждена «Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры", определяющая порядок осуществления мероприятий по государственному учету, охране, использованию и реставрации недвижимых памятников истории и культуры.

Также положениями Закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ установлено, что на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.

Кроме того, паспорт объекта культурного наследия (сведения, содержащиеся в нем) является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия. Паспорт объекта культурного наследия (сведения, содержащиеся в нем) предоставляется органом охраны объектов культурного наследия по межведомственному запросу органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при регистрации сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия. При этом лицо, обратившееся за государственной регистрацией сделки с объектом культурного наследия либо земельным участком, в пределах которого располагается объект археологического наследия, вправе представить паспорт объекта культурного наследия по собственной инициативе.

Таким образом, указанной нормой определены требования, предъявляемые к паспорту объекта культурного наследия, подлежащего государственной охране.

Форма паспорта объекта культурного наследия утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Так, в целях реализации ст. 21 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" была утверждена форма паспорта объекта культурного наследия, из содержания которой следует об обязательном внесении сведений об объекте в паспорт объекта охраны, в том числе и сведения об охранных свидетельства, договорах..

Из формы учетной карточки объекта следует, что к сведениям об объекте охраны относятся сведения о наименовании памятника, виде использования, категории охраны, техническом состоянии, перечне документов относительно объекта, место их хранения.

Таким образом, указанное выше законодательство, действующее в сфере правового регулирования, как федеральное, так и законодательство субьекта Российской Федерации, предусматривает с целью осуществления охраны и контроля со стороны компетентных органов как необходимость оформления соответствующего охранного обязательства, обязанность по оформлению которого возложена, в данном случае, на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Правительство Ростовской области в лице Министерства культуры Ростовской области, в соответствии с которым на собственника объекта культурного наследия возлагаются указанные выше ограничения и обязанности, так и требования относительно сведений об объекте охраны с целью законного его использования с учетом ограничений и обременений.

Указанное, учитывая содержание понятие «объект охраны», а также область законодательного регулирования и государственного учета таких объектов для их сохранения и законного использования, позволяет прийти к выводу о том, что законодателем установлены обязательные требования к оформлению соответствующей документации с целью определения ограничений прав собственника таких объектов и реализации прав и обязанностей как государства в лице компетентных органов с одной стороны, так и собственников памятников культуры с другой, что, по мнению суда, определяет необходимость строгого соблюдения требований по оформлению соответствующей документации для определения характерных признаков памятника, здания, имеющих культурное значение с целью установления им статуса объекта культурного наследия, являющимся предметом охраны, и как следствие, возложения обязанности по заключению оранного договора на законного владельца.

Между тем, анализ представленных в материалы дела документов свидетельствует об отсутствии совокупности признаков и условий, позволяющих определить спорное строение, расположено по <адрес>, и принадлежащее ответчикам на праве собственности, как объект культурного наследия, и как следствие, возложить на ответчиков обязанность по оформлению охранного свидетельства в соответствии с положениями как ФЗ от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", так и Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 N 178-ЗС "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Ростовской области" в настоящее время.

Так, из материалов дела следует, что на момент заключения ответчиками договоров купли-продажи квартир по <адрес> в <адрес> 10.05.2001г., регистрации прав собственности на указанные объекты недвижимого имущества в 2005 году в ЕГРП отсутствовали какие-либо сведения (ограничения, обременения) в связи с тем, что строение является объектом государственной охраны, включено в соответствующий перечень объектов культурного наследия.

Отсутствуют такие сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и в настоящее время.

Не представлено суду сведений о том, что ранее, до 2001 года, между предыдущими собственниками строения и компетентными органами исполнительной власти ростовской области были заключены какие-либо охранные договоры.

Из представленного фотоматериала на момент приобретения на праве собственности спорного строения следует, что предыдущими владельцами была произведена реконструкция строения, в результате который были изменены технические характеристики как в отношении параметров, общей площади строения, так и внутренние изменения конфигурации помещений с использованием современных материалов при реконструкции как конструктивных элементов здания ( межэтажных перекрытий, стен, кровли), так и внутренних перегородок между помещениями.

Впоследствии указанная реконструкция была окончена уже настоящими собственниками здания, ответчиками по настоящему делу.

В представленном техническом паспорте строения по состоянию на 02.08.2006 года описаны технические характеристики здания, являвшегося предметом осмотра техником МУПТиОн г.Ростова-на-Дону, согласно которым следует, что здание является 2-х этажным кирпичным, имеет железобетонные чердачные, междуэтажные и перегородки, металлопластиковые окна, инженерные коммуникации, бетонные лестницы, для внутренней отделки использованы гипсокартон, обои, кафель. Процент износа строение – 2%.

На основании муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ года, МУ «ДМИБ Ленинского района» г. Ростова-на-Дону проводилось межевание земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>.

Земельный участок, площадью 1585 кв.м. поставлен на кадастровый учет

В связи с тем, что на указанном земельном участке так же был расположен жилой дом литер Д, на основании протокола общего собрания собственников многоквартирного дома литер А и В собственниками частного дома произведен раздел на два самостоятельных земельных участка: для эксплуатации многоквартирного дома и частного - литера Д. Земельный участок под частным домом имеет адрес: <адрес>.

В результате раздела согласно кадастровому паспорту от 31.12.2008 г. участок под многоквартирным домом по адресу: <адрес> составляет 1057 кв.м.

На момент проведения землеустроительных работ также отсутствовала какая-либо информация о наличии ограничений в связи с наличием в границах вновь образованного земельного участка какого-либо объекта культурного наследия. Доказательств обратному в порядке ст.56 ГПК РФ суду не представлено.

Из представленного Министерством культуры Ростовской области Мониторинга состояния и использования объектов культурного наследия «<данные изъяты>.» 2009 года следует, что указанный объект поставлен на государственную охрану, выдано охранное с обязательство 27.08.2001г с указанием номеров и с определением даты начала действия документа об использовании объекта культурного наследия как 10.05.2001г.

Также из акта технического осмотра, являющегося неотъемлемой частью мониторинга, в том числе следует, что несущие стены выполнены из кирпича старого образца, междуэтажные перекрытии монолитные, железобетонные, выполнены осенью 2000 года, перекрытия подвалов монолитные, железобетонные, потолки выполнены из гипсокартона, в отделке помещений применены современные материалы.

При этом предметом охраны объекта культурного наследия определены:

- объемно- планировочное решение, высота и конфигурация здания в плане,

- несущие конструкции (фундаменты, стены),

- архитектурно-художественный облик парадного южного фасада.

Между тем, давая оценку указанному заключению, суд приходит к выводу, что сведения данного заключения, в части указания на наличие охранного обязательства, не соответствует действительности, поскольку компетентным органом (Министерством культуры Ростовской области) в ходе судебного разбирательства такая информация подтверждена не была, сведений о том, что с ответчиками ранее, либо с их правопредшественниками, такое соглашение заключалось, суду представлено не было.

При этом следует учесть, что ссылка в заключении на дату начала действия документа об использовании объекта культурного наследия как 10.05.2001г., т.е. дата заключения договоров купли-продажи ответчиками по делу, также несостоятельна, поскольку не подтверждена другими доказательствами, не нашла своего подтверждения в судебном заседании.

Из представленной Министерством культуры Ростовской области учетной карточки на объект культурного наследия - «<данные изъяты> г.», расположенный по адресу: <адрес> (уточненные наименование и адрес в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>.», <адрес><адрес>), следует об отсутствии паспорта объекта с указанием технического состояния объекта и признаков объекта охраны, имеется ссылка только на фотографии, иллюстрирующие техническое состояние здание на 2009 год, т.е. уже после проведенной реконструкции.

Кроме того, судом достоверно установлено, подтверждается ответом Министерством культуры Ростовской области от 25.08.2014г., что на спорное строение отсутствует паспорт установленной формы, при этом, в настоящее время проводится регистрация объектов культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, с присвоением регистрационных номеров, паспорт объекта культурного наследия Министерством культуры области может быть выдан после регистрации данного объекта культурного наследия в указанном реестре и присвоении ему регистрационного номера.

Указанное свидетельствует, что спорный объект до настоящего времени не внесен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, ему не присвоен регистрационный номер, не выдан паспорт с указанием предмета охраны, на который имеется ссылка в мониторинге 2009 года ( объемно- планировочное решение, высота и конфигурация здания в плане, несущие конструкции (фундаменты, стены), архитектурно-художественный облик парадного южного фасада).

В соответствии с положениями ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Охранное обязательство является видом гражданско-правового договора, влекущего за собой возникновение прав и обязанностей сторон по нему. В данном случае на ответчиков могут быть возложены ограничения с целью сохранения памятника культуры и обязанности по использованию принадлежащего им на праве собственности объекта недвижимого имущества только в случае строгого соблюдения установленных законом требований и правил, в том числе и со стороны компетентных органов, осуществляющих государственную охрану.

Таким образом, анализируя обстоятельства дела, давая оценку доказательствам по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что оснований для возложения на ответчиков обязанности по обращению в Министерство культуры Ростовской области для оформления охранного обязательства на настоящий момент не имеется, поскольку компетентным органом не выполнены все установленные законом обязанности по определению признаков объекта охраны, оформлению необходимых документов, в том числе паспорта с указанием обязательных сведений, постановке на государственный учет с внесением сведений в Единый государственный реестр объектов культурного наследия, с учетом того обстоятельства, что здание претерпело значительную реконструкцию, облик и параметры в значительной степени изменены, в связи с чем, с учетом конкретных обстоятельств, имеется необходимость в установлении (подтверждении) статуса объекта охраны в настоящее время с проведением соответствующей историко-культурной экспертизы (инвентаризации памятника истории и культур), которая установит все необходимые сведения для определения исторической, художественной и иной культурной ценности рассматриваемого здания в настоящий период времени, и принятии соответствующего решения о сохранении здания в перечне объектов культурного наследия, подлежащего охране либо выполнению действий, предусмотренных ст.ст.22,23 ФЗ от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, что находится в исключительной компетенции органа исполнительной власти Ростовской области в лице Министерства культуры Ростовской области.

Сам по себе факт включения в 1998г. указанного строения в перечень объектов культурного наследия (Постановление Главы Администрации Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ , (в ред. Постановления Администрации Ростовской области от 27.01.2010 без учета оценки технического состояния строения после произведенной реконструкции, без оформления соответствующей документации (паспорт объекта), носит декларативный характер и не может, по мнению суда, служить основанием для удовлетворения иска в настоящее время.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Прокурора Ленинского района г.Ростова-на-Дону в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1, Высокой ТН о возложении обязанности по обращению в Министерство культуры Ростовской области с заявлением об оформлении охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения – оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 04 сентября 2014 года.

Председательствующий