2-1537/9-2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 марта 2011 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Савельевой Н.В.,
с участием прокурора Радьковой В.В..,
при секретаре Матвеенко Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Долгова Ю.В. к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд о признании срочного служебного контракта заключенным на неопределенный срок, восстановлении на работе, взыскании вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
установил:
Долгов Ю.В. обратился в суд по тем основаниям, что с 15 октября 2009 года по 31 декабря 2010 года он проходил государственную гражданскую службу в должности <данные изъяты>. Министерство природных ресурсов с 07 декабря 2010 года преобразовано в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд. Приказом Председателя Государственного комитета от 31 декабря 2010 года № л/с заключенный с ним служебный контракт от 15 октября 2009 года № прекращен с мотивировкой об истечении его срока со ссылкой на ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ и он был уволен с государственной гражданской службы. Полагает свое увольнение незаконным, поскольку при переводе его из <данные изъяты> в Министерство природных ресурсов РК не оговаривалось то, что с ним будет заключен срочный контракт, замещаемая им должность не отнесена к категории отдельных должностей руководителей, назначаемых на срок полномочий Главы Республики Карелия, а служебная функция по данной должности не носит временный характер, в связи с чем отсутствовали какие-либо обстоятельства, делающие невозможным заключение с ним служебного контракта на неопределенный срок. Истец был вынужден подписать срочный служебный контракт, поскольку отказ от него означал бы для него отказ от предложенной руководством республики работы. Заключенный с ним срочный служебный контракт № к моменту незаконного расторжения фактически имел характер контракта, заключенного на неопределенный срок, поскольку с ним было подписано два служебных контракта, один из которых со сроком действия до 15 октября 2010 года, и он не был прекращен. Незаконное увольнение повлекло причинение ему морального вреда, нравственных и физических страданий, вызванных перенесенными им унижениями, фактическим отстранением от службы. В связи с чем истец просил признать срочный служебный контракт от 15 октября 2009 года №, заключенный между ним и Министерством природных ресурсов РК, заключенным на неопределенный срок, признать незаконным приказ Государственного комитета РК по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд от 31 декабря 2010 года № л/с о прекращении служебного контракта и увольнении его по основаниям ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ, восстановить его на государственной гражданской службе РК в должности заместителя министра природных ресурсов Республики Карелия, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула с 01 января 2011 года по день восстановления на службе из расчета 43142,69 рублей в месяц, компенсацию причиненного морального вреда в размере 10000 рублей, расходы по изготовлению копий документов к иску в размере 360 рублей.
В судебном заседании истец поддержал заявленный иск по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика Калинин В.С. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что конкурс на замещение должности <данные изъяты> не проводился, в связи с чем с истцом мог быть заключен только срочный служебный контракт; заключение срочного служебного контракта с истцом как с <данные изъяты> не противоречит ни положениям Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ни нормам Трудового кодекса РФ; порядок увольнения истца был соблюден, истцу было направлено уведомление о намерении расторгнуть служебный контракт, которое получено истцом 10.12.2010г.; положениями Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не предусмотрена пролонгация срочного служебного контракта на неопределенный срок; истцом пропущен срок для обращения в суд с заявленным иском.
Заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении иска, исследовав материалы дела, суд полагает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, является основанием прекращения трудового договора.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" основанием для расторжения служебного контракта является, в том числе, истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35 настоящего Федерального закона).
В силу ч. 1 ст. 35 срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом № л/с от 14 октября 2009 года с истцом был расторгнут служебный контракт по должности <данные изъяты> и истец был уволен 14 октября 2009 года в связи с переводом с его согласия на работу в Министерство природных ресурсов РК.
Приказом № л\с от 15 октября 2009 года Министерства природных ресурсов РК истец был принят на высшую должность государственной гражданской службы –<данные изъяты> по срочному служебному контракту с 15 октября 2009 года по 31 декабря 2010 года на основании п. 3 ч. 2 ст. 22 и п. 8 ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в соответствии с личным заявлением истца.
15 октября 2009 года с истцом <данные изъяты> был заключен срочный служебный контракт № на период с 15 октября 2009 года по 31 декабря 2010 года.
Постановлением Правительства РК от 4 сентября 2010г. №177-П было постановлено о преобразовании Министерства природных ресурсов РК в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд.
Сведения о Государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 7 декабря 2010 года.
10 декабря 2010 года истцу было вручено предупреждение о прекращении заключенного с ним служебного контракта от 15.10.2009г. № в связи с истечением срока срочного служебного контракта.
Приказом № л/с от 31 декабря 2010 года Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд было прекращено действие служебного контракта от 15 октября 2009 года № в связи с истечением срока и истец был уволен 31 декабря 2010 года с гражданской службы с должности <данные изъяты> на основании ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пункта 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ.
Оспаривая законность увольнения, истец полагал незаконным с ним заключение срочного служебного контракта, и считал заключенный с ним служебный контракт действующим на неопределенный срок.
Вместе с тем, в соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Пункт 4 статьи 25 указанного Федерального закона устанавливает, что срочный служебный контракт заключается, в том числе, в случае замещения отдельных должностей гражданской службы категории "руководители".
Истец был принят на должность <данные изъяты>, которая в соответствии с Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Карелия отнесена к группе высших должностей, категории руководители.
Согласно ст. 59 Трудового кодекса РФ по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться: с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Таким образом, заключение с истцом срочного служебного контракта соответствует требованиям Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Более того, в соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что конкурс не проводится: 1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий "руководители"; 3) при заключении срочного служебного контракта.
Поскольку истец был принят на должность <данные изъяты> без проведения конкурса, с ним в силу приведенных положений закона не мог быть заключен служебный контракт на неопределенный срок, так как Федеральный закон от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает единый для федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации порядок замещения должностей на неопределенный срок –по результатам конкурса.
Доводы истца о том, что он был вынужден согласиться на заключение срочного служебного контракта и проведение конкурса должно было быть инициировано работодателем, не могут быть учтены, поскольку не влияют на существо возникших между сторонами правоотношений, основанных на срочном служебном контракте, кроме того, доказательств вынужденности согласия со стороны истца на предложенные условия суду не представлено, так, из заявления истца в адрес Министра природных ресурсов РК от 15.10.2009г. (л.д. 120) следует, что истец просил принять его на должность <данные изъяты> сроком с 15 октября 2009 года по 31 декабря 2010 года, при этом уволен он с <данные изъяты> в связи с переводом с его согласия.
Положениями Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации» не предусмотрено при переводе из одного государственного органа в другой заключение с государственным служащим при приеме на работу в порядке перевода заключение служебного контракта на неопределенный срок, имея ввиду также то, что Министерство природных ресурсов РК было зарегистрировано в качестве самостоятельного юридического лица в ЕГРЮЛ.
Доводы истца о том, что с ним фактически было заключено два срочных служебных контракта №, первоначально срочный служебный контракт со сроком действия с 15 октября 2009 года по 15 октября 2010 года, подписанный им 20 октября 2009 года, а впоследствии срочный служебный контракт со сроком действия с 15 октября 2009 года по 31 декабря 2010 года, и о том, что о расторжении с ним срочного служебного контракта со сроком действия до 15 октября 2010 года он не предупреждался, он не расторгнут, в связи с чем в настоящее время он действует на неопределенный срок являются несостоятельными по следующим основаниям.
Так, действительно, как следует из материалов дела с истцом ответчиком был подписан служебный контракт № со сроком действия с 15 октября 2009 года до 15 октября 2010 года (л.д. 69-72). Однако служебный контракт №, заключенный между сторонами, со сроком действия до 31 декабря 2010 года фактически продлил действие первоначального контракта. В связи с чем представленный служебный контракт, подписанный сторонами, со сроком действия до 15 октября 2010 года не имеет самостоятельного юридического значения, а в совокупности определяет срок, на который истец заключил с ответчиком служебный контракт.
Кроме того, доводы истца о том, что в связи с тем, что он не был предупрежден ответчиком о расторжении служебного контракта со сроком действия до 15 октября 2010 года, данный контракт не был расторгнут, в связи с чем в настоящее время с истцом служебный контракт заключен ответчиком на неопределенный срок, основаны на ошибочном толковании норм Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", устанавливающих истечение срока срочного служебного контракта как основание для прекращения его действия, а также устанавливающих возможность замещения должности государственной гражданской службы на неопределенный срок только по результатам конкурса.
В соответствии со статьей 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока для обращения в суд с названным иском.
Истец полагал срок обращения в суд не пропущенным, считая, что начало течения срока необходимо исчислять со дня его увольнения, поскольку неблагоприятные последствия заключения с ним срочного служебного контракта наступили при увольнении в связи с истечением срока его действия.
Однако суд полагает, что истец с иском о признании срочного служебного контракта от 15 октября 2009 года №, заключенного между ним и Министерством природных ресурсов РК, заключенным на неопределенный срок, обратился в суд с пропуском трехмесячного срока, установленного ст. 392 Трудового кодекса РФ, поскольку о нарушении своего права, о заключении служебного контракта на определенный срок истец узнал 15 октября 2009 года.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для признания увольнения Долгова Ю.В. не соответствующим требованиям Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не имеется, таких доказательств суду не представлено.
Таким образом, суд полагает заявленный иск Долгова Ю.В. к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд о признании срочного служебного контракта заключенным на неопределенный срок, восстановлении на работе, взыскании вынужденного прогула, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,55,56,194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Долгова Ю.В. к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд о признании срочного служебного контракта заключенным на неопределенный срок, восстановлении на работе, взыскании вынужденного прогула, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.В. Савельева