ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1537/2017 от 21.06.2017 Ленинскогого районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21июня 2017 года Ленинский районный суд г. Иркутска в составе судьи Якушенко И.С., при секретаре Борголовой А.В., с участием представителя прокуратуры Завозиной О.Д., представителя ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности ***/ВС от ***, представителя третьего лица ФИО2, действующей на основании доверенности- *** от ***, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *** по иску Нижнеудинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью « ТМХ-Сервис» о возложении обязанности разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение для сервисного локомотивного депо «Нижнеудинское», направлении проекта в Росприроднадзор на утверждение

УСТАНОВИЛ:

Нижнеудинский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, и исковым заявлением, заявлением в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, к обществу с ограниченной ответственностью «ТМХ-Сервис» (далее по тексту – ООО «ТМХ-Сервис», ответчик) о возложении обязанности разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение для сервисного локомотивного депо «Нижнеудинское», направлении проекта в Росприроднадзор на утверждение, мотивируя свои требования тем, что ООО «ТМХ-Сервис» в рамках договора на сервисное обслуживание локомотивов, заключенного с ОАО «РЖД» *** от ***, осуществляет деятельность по обслуживанию и ремонту локомотивов ОАО «РЖД». В ходе проведения проверки по исполнению законодательства об охране окружающей среды, а также исполнению законодательства о лицензировании при осуществлении деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в сервисном локомотивном депо «Нижнеудинское» филиала «Восточно-Сибирский» ООО «ТМХ-Сервис» выявлены нарушения действующего законодательства. Так, на основании договора от ***, ответственным за хранение, организацию, накопление и отгрузку отходов: масла индустриальные отработанные (ТР-1); масла компрессорные отработанные (обслуживание оборудования цехов); лом меди несортированный (ТР-1, ТР-2, ТР-3); пыль черных металлов незагрязненная (ТР-3); лом черных металлов несортированный; стружка черных металлов незагрязненная; тормозные колодки отработанные, является ООО «ТМХ-Сервис». Отходы производства и потребления образуются в результате деятельности ответчика, а именно в результате сервисного обслуживания. Помимо прочего ответчик осуществляет хранение, накопление и отгрузку отходов, т.е. осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами, в связи с чем, ООО «ТМХ-Сервис», как сервисная компания обязана разрабатывать и согласовывать в федеральных органах исполнительной власти проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, паспорта отходов в рамках осуществления сервисного обслуживания локомотивов ОАО «РЖД». Кроме того, в ходе деятельности сервисного локомотивного депо «Нижнеудинское» образуются отходы баббита на основе олова (3 класс опасности); лом и отходы латуни в кусковой форме незагрязненные (5 класс опасности), но в договоре от ***, и иных документах эти отходы не указаны. Просит суд обязать ООО «ТМХ-Сервис» разработать новый проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для сервисного локомотивного депо «Нижнеудинское», отвечающий требованиям действующего законодательства и договорным обязательствам, содержащий следующий виды опасных отходов, образующихся в процессе деятельности предприятия: масла индустриальные отработанные (образующиеся в результате проведения ТР-1) – 3 класса опасности; масла компрессорные отработанные (обслуживание оборудования цехов) – 3 класса опасности; лом меди несортированный (техническое обслуживание электровозов по циклу ТР-1, ТР-2, ТР-3); лом черных металлов несортированный (техническое обслуживание электровозов по циклу ТР-1, ТР-2, ТР-3) – 5 класс опасности; стружка черных металлов незагрязненная (обточка колесных пар) – 5 класс опасности; тормозные колодки отработанные (техническое обслуживание электровозов по циклу Тр-1, ТР-2, ТР-3) – 5 класс опасности, отходы баббита на основе олова – 3 класс опасности, лом и отходы латуни в кусковой форме незагрязненные – 5 класс опасности; направить новый проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на утверждение в Росприроднадзор.

Определением суда производство по делу в части исковых требований Нижнеудинского транспортного прокурора к ООО «ТМХ-Сервис» о включении в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение следующих видов отходов: масла индустриальные отработанные 3 класс опасности, масла компрессорные отработанные – 3 класс опасности, прекращено в связи с отказом от иска в данной части.

В судебном заседании старший помощник Восточно-Сибирского транспортного прокурора Завозина О.Д. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив суду, что опасные отходы производства и потребления образуются в процессе хозяйственной деятельности ООО «ТМХ-Сервис», в связи с чем, на ответчика возлагается обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Представленный ответчиком проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение неполный и подлежит доработке с внесением в него указанных отходов. Исковые требования основаны на императивных нормах закона и на условиях договора, заключенного между ответчиком и ОАО «РЖД», и если ответчик не согласен, он вправе требовать внести изменения в договор, либо расторгнуть его.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление и дополнениях к нему, пояснив суду, что ОАО «РЖД», как собственник отходов, является лицом, обязанным производить разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и включение в него образующихся отходов. Право собственности ОАО «РЖД» на спорные отходы не опровергнуты истцом и третьим лицом, в связи с чем, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица ОАО «РЖД» ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала, пояснив суду, что *** между ОАО «РЖД» и ответчиком заключен договор на сервисное обслуживание локомотивов, по условиям которого ответчик принял на себя обязательства по сервисному обслуживанию локомотивов. Заявленные в исковом заявлении отходы образуются в процессе деятельности ООО «ТМХ-Сервис», и по условиям договора ответственным за хранение, организацию, накопление и отгрузку отходов, является ответчик. Эксплуатационное локомотивное депо «Нижнеудинск» не осуществляет деятельности, в результате которой образуются отходы потребления. Договором от *** прямо предусмотрена обязанность сервисной компании разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями статьи 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

По смыслу приведенной нормы, право прокурора на обращение в суд с заявлением в интересах Российской Федерации не ставится в зависимость от наличия или отсутствия специально созданных государством органов, которые могли бы обратиться в суд с аналогичными заявлениями.

Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от *** N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от *** N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Статьей 11 Федерального закона от *** N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В силу ст. 18 Федерального закона от *** N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от *** N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и настоящим Федеральным законом.

Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При этом ст. 1 Федерального закона от *** N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", действовавшей на момент возникновения договорных отношений между ответчиком и третьим лицом, отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Из представленной суду выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на *** следует, что ООО «ТМХ-Сервис» зарегистрировано в качестве юридического лица ***, основным видом деятельности которого является деятельность вспомогательная, связанная с железнодорожным транспортом. Одним из дополнительных видов деятельности является обработка отходов и лома черных металлов.

Судом установлено, что *** между ОАО «РЖД» и ООО «ТМХ-Сервис» заключен договор *** на сервисное обслуживание локомотивов, по условиям которого ОАО «РЖД» поручает и обязуется оплатить, а ООО «ТМХ-Сервис» принимает на себя обязательства по сервисному обслуживанию локомотивов, в порядке и сроки, определенные настоящим договором. В период нахождения локомотивов на сервисном обслуживании ООО «ТМХ-Сервис» берет на себя обязательства по обеспечению исправного состояния локомотивов и устранению всех неисправностей и недостатков локомотивов.

Пунктом *** договора предусмотрена обязанность ООО «ТМХ-Сервис» по организации обращения с отходами, образовавшимися в результате выполнения настоящего договора, в том числе, но, не ограничиваясь: сбор, накопление и передачу на обезвреживание, использование или размещение отходов, включая сбор и передачу ОАО «РЖД» или привлеченному им третьему лицу лома металлов (включая лом драгоценных металлов) и отработанных нефтепродуктов, образовавшихся в результате сервисного обслуживания, в соответствии с разграничением обязанностей сторон по утилизации и собственности отходов согласно приложению *** к настоящему договору.

В приложении *** к договору указано разграничение ответственности за утилизацию отходов производства и потребления, образующихся в результате сервисного облуживания локомотивов и эксплуатации переданных в качестве содействия зданий/сооружений, оборудования и техники, в соответствии с которым ответственность за хранение, организацию, накопления и отгрузку отходов в виде: лома меди несортированного (техническое обслуживание электровозов по циклу ТР-1, ТР-2, ТР-3) – 3 класс опасности; лома черных металлов несортированного (техническое обслуживание электровозов по циклу ТР-1, ТР-2, ТР-3) – 5 класс опасности; стружки черных металлов незагрязненной (обточка колесных пар) – 5 класс опасности; тормозных колодок отработанных (техническое обслуживание электровозов по циклу ТР-1, ТР-2, ТР-3) – 5 класс опасности, возложена на исполнителя ООО «ТМХ-Сервис».

Таким образом, условиями договора *** от *** предусмотрена обязанность ООО «ТМХ-Сервис» по сервисному обслуживанию локомотивов на территории локомотивных депо ОАО «РЖД», что предполагает ведение хозяйственной деятельности ответчиком. Следовательно отходы производства и потребления образуются в результате деятельности ООО «ТМХ-Сервис», осуществляющего сервисное обслуживание локомотивов, которое обязано осуществлять хранение, накопление и отгрузку отходов.

В ходе проведенной Нижнеудинской транспортной прокуратурой проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды, а также законодательства о лицензировании при осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-5 класса опасности в сервисном локомотивном депо Нижнеудинское филиала «Восточно-Сибирский» ООО «ТМХ-Сервис» установлено, что в процессе производственной деятельности ООО «ТМХ-Сервис» образуются следующие отходы: лом меди несортированный (ТР-1, ТР-2, ТР-3); лом черных металлов несортированный; стружка черных металлов незагрязненная; тормозные колодки отработанные; отходы баббита на основе олова; лом и отходы латуни в кусковой форме незагрязненные. При этом нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для сервисного локомотивного депо «Нижнеудинское», утвержденные приказом Росприроднадзора по ******-од от ***, не содержат полный перечень отходов, образующихся в результате деятельности предприятия. Кроме того, отходы баббита на основе олова; лом и отходы латуни в кусковой форме незагрязненные в приложении *** договора *** от *** не указаны. Все вышеуказанные отходы не включены в документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение сервисного локомотивного депо «Нижнеудинское» - филиала «Восточно-Сибирский» ООО «ТМХ-Сервис».

Указанные обстоятельства подтверждаются также фототаблицей, приложенной к акту проверки, и приложением к приказу Росприроднадзора ***-од от ***.

С учетом вышеизложенных норм материального права, суд приходит к выводу о том, что обязанность по соблюдению требований природоохранного законодательства в части разработки проектов нормативов образования отходов возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы.

Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден Приказом Минприроды России от *** N 50.

В соответствии с п. 4 вышеуказанного Порядка, проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.

Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Следовательно, лимиты на размещение отходов должны быть установлены только тем юридическим лицом, которое осуществляет деятельность по размещению отходов.

Доводы представителя ответчика о том, что ОАО «РЖД», как собственник отходов, обязано производить разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и включение в него образующихся отходов, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Материалами дела подтверждается, что деятельность по сервисному обслуживанию локомотивов в Эксплуатационном локомотивном депо Нижнеудинск с *** осуществляет ООО «ТМХ-Сервис» на основании договора *** от ***, заключенного с ОАО «РЖД», в связи с чем, отходы производства образуются в результате деятельности ответчика.

Кроме того, согласно п. 3.1.2 Регламента взаимодействия структурных подразделений Дирекции по ремонту тягового подвижного состава, филиалов и подразделений ОАО «РЖД» с сервисными компаниями при полном сервисном обслуживании локомотивов ОАО «РЖД» (Приложение *** к договору от ***), сервисные компании обязаны разрабатывать и согласовывать в федеральных органах исполнительной власти проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), паспорта отходов в рамках осуществления сервисного обслуживания локомотивов ОАО «РЖД».

Учитывая, что в ходе проведенной проверки Нижнеудинской транспортной прокуратурой были выявлены нарушения ответчиком требований действующего законодательства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Нижнеудинского транспортного прокурора.

Анализ фактических обстоятельств по делу позволяет суду сделать вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Нижнеудинского транспортного прокурора о возложении обязанности разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение для сервисного локомотивного депо «Нижнеудинское», направлении проекта в Росприроднадзор на утверждение.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ТМХ-Сервис» разработать для сервисного локомотивного депо «Нижнеудинское» проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, содержащий следующие виды опасных отходов, образующихся в процессе деятельности предприятия: лома меди несортированного(техническое обслуживание электровозов по циклу ТР-1, ТР-2, ТР-3; лома черных металлов несортированного( техническое обслуживание электровозов по цикл ТР-1,ТР-2,ТР-3) 5 класс опасности; стружка черных металлов незагрязненная обточка колесных пар)- 5 класс опасности; тормозных колодок отработанных(техническое обслуживание электровозов по циклу ТР-1, ТР-2,ТР-3)- 5 класс опасности; отходов баббита на основе олова - 3 класс опасности, лома и отходов латуни в кусковой форме незагрязненных – 5 класс опасности.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ТМХ-Сервис» направить в Росприроднадзор на утверждение проект нормативов образования отходов и лимитов.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме ***.

Судья: И.С. Якушенко