ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1538/20 от 15.02.2021 Томского районного суда (Томская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2021 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего Осмольской М.О.,

при секретаре Гапонович К.В.,

помощник судьи Борисова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием представителя истца ФИО1, ответчиков ФИО2, ФИО3 гражданское дело № 2-244/2021 по исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия Заречного сельского поселения «Заречное» к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги,

установил:

Муниципальное унитарное предприятие Заречного сельского поселения «Заречное» (далее - МУП «Заречное») обратилось в суд к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о солидарном взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги в сумме 300005 рублей, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 6200 рублей 05 копеек.

В обоснование исковых требований указано, что МУП «Заречное», являясь ресурсоснабжающей организацией, оказывает коммунальные услуги на основании договора о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Заречное» в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства <адрес> от 01.12.2017, заключенного между Администрацией Заречного сельского поселения и МУП «Заречное». 06.12.2016 Приказом № 4-789/9(793) Департамента тарифного регулирования Томской области для МУП «Заречное» были установлены тарифы на питьевую воду для потребителей д. Черная Речка на 2017 год; 13.12.2017 Приказом № 4-366/9(568) Департамента тарифного регулирования Томской области для МУП «Заречное» были установлены тарифы на питьевую воду для потребителей д. Черная Речка на 2018 год; 12.12.2018 Приказом № 4-589/9(526) Департамента тарифного регулирования Томской области для МУП «Заречное» были установлены тарифы на питьевую воду для потребителей д. Черная Речка на 2019-2021 год. Фактически МУП «Заречное» оказывает услуги на основании договора на оказание жилищно-коммунальных услуг. 07.10.2014 между МУП «Заречное» и ФИО2 был заключен договор о предоставлении коммунальных услуг на холодное водоснабжение. 06.08.2020 МУП «Заречное» проведено обследование на предмет подключения жилого дома к центральному водопроводу, наличия и срока поверки счетчика, наличия пломбы по адресу: <адрес>, в связи с чем был составлен акт обследования. В результате обследования было установлено, что подключение к центральному водопроводу произведено в подвале, прибор учета установлен только на подающую трубу в кухню. Ванная комната и все иные сантехнические изделия находятся в безучетном потреблении холодной воды. В связи с этим ответчики осуществляли потребление холодного водоснабжения помимо приборов учета. ФИО2 самостоятельно определял место установок и количество приборов учета, зная о наличии скрытых отводов в ванную. Исходя из системного толкования ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в совокупности с ч. 1 подп. «е» п. 35 и п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации подключение внутриквартирного оборудования к внутридомовым инженерным системам с нарушением установленного порядка подключения, в обход приборов учета, следует признать несанкционированным, а потребление коммунального ресурса при таком подключении - внедоговорным. МУП «Заречное» был обнаружен факт несанкционированного вмешательства в работу индивидуального прибора учета, расположенного в подвальном помещении потребителя, повлекшее искажение показателей такого прибора (потребление помимо прибора учета, счетчик установлен только на подаче холодного водоснабжения на смеситель в кухне, однако, ванная комната: ванна, унитаз, стиральная машина, умывальник – подача холодного водоснабжения помимо счетчика). Перерасчет размера оплаты за коммунальные услуги для потребителя производятся исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы в течение шести месяцев - 300005 рублей. 13.08.2020 требование об уплате задолженности было направлено на адрес ответчика, однако, установленный требованием платеж в срок не поступил. 21.08.2020 требование дополнительно направлено на электронную почту.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования МУП «Заречное» поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что 06.08.2020 по адресу: <адрес> проведено обследование, в ходе которого установлено, что счетчик расположен на кухне под раковиной. В подвале квартиры счетчик был расположен не на всех трубах, отходящих в разные помещения квартиры: счетчик был установлен только на подающую трубу в кухню, на подающую трубу в ванную комнату счетчик не был установлен, в связи с чем имело место безучетное потребление холодной воды. По итогам обследования представителями МУП «Заречное» был составлен и подписан акт от 06.08.2020. Данный акт подписан директором МУП «Заречное» Б., главным инженером П., оператором котельной Ж. Главный инженер П. принимал участие в осмотре. Счетчик холодной воды, расположенный в квартире ответчиков, принимался в эксплуатацию МУП «Заречное» и располагался не в подвале, а в квартире. После проверки 06.08.2020 единый счетчик был установлен в подвале квартиры. При проверке счетчика в 2017 году в подвал не спускались. В связи с малыми показателями потребления воды по адресу ответчиков в 2020 году была организована проверка, представители МУП «Заречное» спустились в подвал. Расчет задолженности произведен от даты обследования за предыдущие шесть месяцев в соответствии с Правилами № 354. Расчет произведен, исходя из диаметра трубы 32 мм. Полагал акт обследования от 16.01.2021, составленный инженером АО «ТомскРТС» И., в котором указан диаметр трубы (условного прохода) 15 мм ненадлежащим доказательством, поскольку на запрос МУП «Заречное» представителем АО «ТомскРТС» сообщено, что акт обследования объекта холодного водоснабжения от 16.01.2021, составленный И. как инженером Управления тепловой инспекции АО «ТомскРТС», не может служить экспертной оценкой, проводимой АО «ТомскРТС» по отношению к рассматриваемому в обращении объекту холодного водоснабжения. Задолженность за жилищно-коммунальные услуги уменьшена истцом на 50 % и составила 300005 рублей.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований МУП «Заречное». Пояснил, что присутствовал при проверке счетчика 06.08.2020. От МУП «Заречное» присутствовали: директор МУП «Заречное» Б., оператор котельной Ж. и главный бухгалтер МУП «Заречное» Ж. Главный инженер МУП «Заречное» П. при осмотре отсутствовал. Внешний счетчик холодной воды установлен в кухонном гарнитуре. В доме по адресу: <адрес> семь квартир, подвалы изолированные, у каждой квартиры свой. Их подвал никогда не обследовался. При осмотре 06.08.2020 в подвал он не спускался, спускалась бухгалтер МУП «Заречное» Ж., осуществляла фотографирование. Впоследствии ему пояснили, что в ванную комнату проходит труба без счетчика. Счетчик холодной воды был установлен в 2014 году Г., на тот момент являвшимся главным инженером МУП «Заречное». Оснований не доверять тому, что установка счетчика произведена правильно, у них не было. Более того, ранее представителями МУП «Заречное» при осмотрах нарушений не было выявлено ни в 2014 году, ни в 2017 году.

Ответчик ФИО3 в судебном заседании также возражала против удовлетворения исковых требований МУП «Заречное». В письменных возражениях, а также в судебном заседании пояснила, что по адресу: <адрес> фактически проживают собственник жилого помещения - ФИО2 и она (ФИО3). Зарегистрированная по данному адресу их дочь ФИО4 в квартире не проживает с 01.09.2018, фактически проживает в арендуемой ею квартире по адресу: <адрес> по данному адресу оплачивает жилищно-коммунальные услуги. Их сын ФИО5 с 01.09.2016 фактически проживает по месту регистрации по адресу: <адрес>, где оплачивает жилищно-коммунальные услуги. В жилом помещении по адресу: <адрес> имеется централизованное холодное водоснабжение. Водоснабжение подведено на кухню и совмещенный санузел. Для бытовых нужд ими используется вода из местной скважины с 2014 года. Согласно акту допуска в эксплуатацию счетчика холодной воды от 17.07.2014 руководитель МУП «Заречное» Г. лично выбрал место для установки счетчика холодного водоснабжения, произвел монтаж, допуск прибора учета и опломбировал его. Его услуги и стоимость счетчика были оплачены. Специалисты МУП «Заречное» беспрепятственно осматривали систему водоснабжения в квартире, проверяли пломбу на приборе учета, составляли акт обследования, фиксировали дату осмотра в журнале. Никогда и никем не выявлялся факт несанкционированного вмешательства в работу индивидуального прибора учета, иных нарушений также не выявлялось. Они регулярно оплачивали стоимость холодного водоснабжения, сообщали показания счетчика посредством WhatsApp, долги по оплате холодного водоснабжения отсутствуют. Она (ФИО3) 22.08.2017 обращалась с заявлением в МУП «Заречное» с просьбой проверить прибор учета по холодному водоснабжению, сообщить, когда истекает срок эксплуатации счетчика, при необходимости заново опломбировать его. Несмотря на то, что Правительство Российской Федерации разрешило потребителям коммунальных услуг не проводить поверку бытовых счетчиков до 01.01.2021, в связи с угрозой заражения коронавирусной инфекцией (COVD-19), даже если срок поверки уже истек, 22.07.2020 на ее телефон пришло сообщение, что истек срок поверки счетчика и необходимо вызвать фирму для поверки. Директор МУП «Заречное» Б. сообщила, что предварительно желает проверить пломбу на счетчике. 06.08.2020 сотрудники МУП «Заречное»: главный бухгалтер Ж., сантехник Ж. и директор Б. составили акт обследования подключения жилого помещения к центральному водоснабжению, наличие и срок поверки счетчика, наличие пломбы. В результате обследования было выявлено, что прибор учета установлен в кухне под раковиной. Подключение к водопроводу произведено в подполье, прибор учета установлен только на подключение трубы в кухню, санузел находится в безучетном потреблении холодной воды, и тем самым подтвердили, что услуга по монтажу узла учета к эксплуатации холодного водоснабжения осуществлена организацией некачественно, с нарушением правил установки счетчика. Согласно акту обследования от 06.08.2020 несанкционированного вмешательства в работу индивидуального прибора учета не было, пломба была на месте и не повреждена. В результате действий организации, услуга по холодному водоснабжению оказывалась с нарушениями. Вследствие указанных действий МУП «Заречное» ответчики несут материальный ущерб по устранению ошибки допуска узла учета к эксплуатации холодного водоснабжения. Согласно свидетельству о поверке ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Томской области» от 13.08.2020 № 20624/203 проведена поверка прибора учета воды в полном объеме. На основании поверки, прибор признан пригодным к применению, действителен до 13.08.2026. 20.08.2020 от главного бухгалтера Ж. на ее номер телефона пришло письмо от 11.08.2020 № 50 от МУП «Заречное» с требованием оплатить задолженность в сумме 600010 рублей 32 копейки в течение 10 дней и оскорбительное обвинение в воровстве. 21.08.2020 на электронный адрес <адрес> пришло письмо от 11.08.2020 № 50 с требованием оплатить задолженность в сумме 300 005 рублей в течение 10 дней. Расчет задолженности произведен на основании ст. 62 Правил № 354, исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности имеющегося ресурсопотребляющего оборудования (для водоснабжения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы в течение шести месяцев, несмотря на то, что пропускная способность трубы в квартире составляет диаметр 15 мм. Факт несанкционированного вмешательства в работу индивидуального прибора учета при контрольных проверках никогда и никем не выявлялся, пломба никогда не была нарушена. В 2014 году счетчик был установлен с нарушениями самими сотрудниками МУП «Заречное». По данному факту 24.08.2020 ФИО2 обратился в прокуратуру Томского района Томской области, письменное обращение было перенаправлено в Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, где письменно разъяснили, что защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел судом. Устранив все нарушения, допущенные МУП «Заречное», 24.08.2020 ФИО2 обратился с заявлением о предоставлении услуги по вводу в эксплуатацию прибора учета холодного водоснабжения в МУП «Заречное». Согласно п. 81.1 Правил № 354 исполнитель обязан рассмотреть предложенные к заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета. При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через три рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее пятнадцати рабочих дней со дня получения заявки, однако, данная услуга была предоставлена только 06.10.2020. МУП «Заречное» направляло квитанции на оплату холодного водоснабжения на протяжении двух месяцев по нормативу. 06.08.2020 обследование проводилось в директором МУП «Заречное» Б., Ж. и бухгалтером МУП «Заречное» Ж. Только Ж. спускалась в подвал квартиры. Главный инженер МУП «Заречное» П. при осмотре не присутствовал, ФИО2 был вручен акт без подписи П., тогда как в материалы дела истцом представлен акт от 06.08.2020, подписанный П.

Ответчики ФИО4, ФИО5, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В заявлении от 18.11.2020 ФИО5 указал, что с исковыми требованиями не согласен, по адресу: <адрес> не проживает. С 01.09.2019 поживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>. Против рассмотрения дела в его отсутствие не возражал.

На основании ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя истца, ответчиков, показания свидетелей, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

В силу п. 3 ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Во исполнение требований ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354).

Указанные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 с 09.07.2004 является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 12.11.2020 № КУВИ-002/2020-38160121).

В соответствии с абз. 7, 17 п. 2 Правил № 354 «исполнитель» – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; «ресурсоснабжающая организация» – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).

Согласно договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием Заречного сельского поселения «Заречное» от 01.12.2017, акту приема-передачи имущества от 01.12.2017 Администрацией Заречного сельского поселения на основании постановления Главы Заречного сельского поселения от 24.09.2013 № 270 «О создании муниципального унитарного предприятия Заречного сельского поселения», в целях эффективного использования имущества и своевременного решения проблем ЖКХ, с учетом определения судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.07.2017 № 303-КГ17-4054, за МУП «Заречное» закреплено имущество систем коммунальной инфраструктуры, в том числе водопроводные сети и скважины (сети водоснабжения) в д. Черная <адрес>.

Между МУП «Заречное» (исполнитель) и ФИО2, являющимся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (потребитель) заключен договор о предоставлении коммунальных услуг на холодное водоснабжение от 07.10.2014, согласно которому исполнитель предоставляет потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, а также иные услуги, предусмотренные настоящим договором и правилами, а потребитель обязуется оплатить полученные по настоящему договору услуги, а также вносить иные платежи и взносы, необходимые в целях эксплуатации объекта, в порядке, предусмотренном нормами действующего законодательства.

В соответствии с подп. «и» п. 34 Правил № 354 потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Пункт 2 Правил № 354 определяет индивидуальный прибор учета как средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении.

При этом, как установлено подпп. «з» п. 33 Правил № 354, потребитель имеет право принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности, за исключением случаев установки и ввода в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий в соответствии с пунктом 80(1) настоящих Правил возложено на гарантирующего поставщика или сетевую организацию.

Потребитель обязан сохранять установленные исполнителем, гарантирующим поставщиком или сетевой организацией при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета на индивидуальные, общие (квартирные) и комнатные приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, конструкции, защищающие приборы учета электрической энергии от несанкционированного вмешательства в его работу (подп. «г(2)» п. 34 Правил № 354).

Согласно ч.ч. 1, 5 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 № № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения и к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, в том числе по холодному водоснабжению, применяется в части, не урегулированной другими федеральными законами.

Частью 1 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

Статьей 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных названной статьей, расчетным способом. Осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Пунктом 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 644 от 29.07.2013, установлено, что самовольным пользованием централизованной системой холодного водоснабжения и (или) водоотведения является пользование централизованной системой холодного водоснабжения и (или) централизованной системой водоотведения либо при отсутствии договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, либо при нарушении сохранности контрольных пломб на задвижках, пожарных гидрантах или обводных линиях, находящихся в границах эксплуатационной ответственности абонента (при отсутствии на них приборов учета), либо при врезке абонента в водопроводную сеть до установленного прибора учета.

Под самовольным подключением (технологическим присоединением) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) централизованной системе водоотведения, произведенное при отсутствии договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) или с нарушением его условий.

В соответствии с п. 62 Правил № 354 при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами.

На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.

Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

В соответствии с п. 85(1) Правил № 354 указанный в пункте 62 настоящих Правил акт составляется исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующим поставщиком, немедленно после окончания соответствующих проверок.

Акт подписывается представителем исполнителя, а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующим поставщиком, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения: а) дата, место, время составление акта; б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения; в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта; г) подписи исполнителя (его представителя), а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующего поставщика, потребителя (его представителя); д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии); е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением; ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.

04.09.2013 постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод № 776 (далее – Правила №776). Данные Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Согласно п. 16 Правил № 776, в случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 м/с с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления.

Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением МУП «Заречное» указано, что 06.08.2020 в результате обследования было установлено, что ответчиками в квартире по адресу: <адрес> осуществлено подключение к центральному водопроводу в подвале, прибор учета установлен только на подающую трубу в кухню, ванная комната и иные сантехнические изделия находятся в безучетном потреблении холодной воды, о чем составлен акт обследования от 06.08.2020.

Так, в обоснование иска МУП «Заречное» в материалы дела представлен акт обследования от 06.08.2020, из содержания которого следует, что представители МУП «Заречное»: директор Б., главный инженер П., оператор котельной Ж. в присутствии собственника жилого помещения ФИО2 составили акт на предмет обследования подключения жилого дома к центральному водопроводу, наличия и срока поверки счетчика, наличия пломбы по адресу: <адрес>. В результате обследования было выявлено, что прибор учета установлен в кухне под раковиной. Вода в кране есть. Подключение к центральному водопроводу произведено в подполье, прибор учета установлен только на подключение трубы в кухню. Ванная комната и все сантехнические изделия находятся в безучетном потреблении холодной воды, что влечет за собой нарушения.

Акт, представленный представителем МУП «Заречное», содержит подписи напротив фамилий Б., П., Ж., а также собственника ФИО2

Главным бухгалтером МУП «Заречное» Ж. произведен расчет объема и стоимости потребленных коммунальных услуг (холодного водоснабжения) в жилом помещении потребителя ФИО2 по формуле согласно приложению № 6 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации за шесть месяцев с учетом установленного тарифа и диаметра трубы 32 мм в размере 600010 рублей 32 копейки. Истцом ответчикам определена к взысканию сумма задолженности 50 % - в размере 300005 рублей (приложение № 1 к акту от 06.08.2020).

Ответчиками ФИО2, ФИО3 в материалы дела представлен экземпляр акта обследования от 06.08.2020, полученного ФИО2 после проведения обследования, в котором проставлены подписи Б. и Ж.; подпись главного инженера МУП «Заречное» П. в акте обследования от 06.08.2020 отсутствует.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Ж. пояснила, что с августа 2016 года по гражданскому договору, а с января 2017 года – по трудовому договору работает главным бухгалтером в МУП «Заречное». МУП «Заречное» было установлено, что в жилом помещении ответчиков В-вых закончился срок поверки прибора учета, в связи с чем было назначено время для его осмотра. 06.08.2020 она выезжала по адресу ответчиков совместно с директором МУП «Заречное» Б., сантехником Ж. Главный инженер П. был включен в состав комиссии, при обследовании 06.08.2020 отсутствовал. Акт обследования от 06.08.2020 был подписан на месте, когда данный акт подписывал П., ей неизвестно. 06.08.2020 в жилом помещении находился ФИО2 и его супруга ФИО3 Акт был вручен ФИО2 Ответчики показали счетчик, который находился под раковиной в кухне, были зафиксированы показания счетчика. На вопрос относительно низких показаний прибора учета холодной воды В-вы пояснили, что у них есть скважина. Осмотр прибора учета, находящегося в подвале квартиры, сверху производился ФИО2 и Ж. В подвал (подполье) спускалась только она (Ж.), результат осмотра фиксировала на фотоаппарат. В подполье было три трубы: горячего водоснабжения, холодного водоснабжения в ванную комнату и холодного водоснабжения к соседям. Счетчик находился под раковиной в кухне, на других трубах счетчики отсутствовали. «Безучетная» труба подходила к ванной комнате, вторая проходила через водонагреватель. В ванной комнате установлены: джакузи, раковина, стиральная машина. Согласно показаниям прибора учета с 2014 года было использовано 34 куб/м воды семьей из четырех человек. Счетчик, установленный в 2014 году, проходил поверку. В 2017 году сотрудником МУП «Заречное» К. осуществлялся выезд, снимались показания прибора учета. Расчет взыскиваемой задолженности произведен ею за полгода по действующему до даты проверки тарифу согласно приказу Департамента тарифного регулирования. Диаметр трубы определялся предположительно. Ее супруг Ж., присутствовавший при осмотре, сказал, что труба большая на 32 мм. На 15 мм трубы не устанавливаются, будет плохое давление воды. Специального технического образования она не имеет. Акт от 06.08.2010 составлен Б. Свою подпись в акте обследования от 06.08.2020 напротив фамилии Ж. поставила она (Ж.), при этом сам Ж. в акте не расписывался. При осмотре прибора учета пломба была целой.

Свидетель Ж. в судебном заседании пояснил, что с июля 2017 года работает в МУП «Заречное». 06.08.2020 он входил в состав комиссии, при обследовании присутствовал лично. Кроме него присутствовали: Ж. и Б. Главный инженер П. при осмотре не присутствовал, входил ли он в состав комиссии и подписывал ли акт, ему неизвестно. При осмотре В. открыл подполье, показал, что две трубы подходят к ванной и две трубы в кухню. Диаметр трубы около 3 см. Где находится счетчик холодного водоснабжения, ему неизвестно, поскольку он осуществлял осмотр только в подполе. В акте от 06.08.2020 напротив его фамилии стоит подпись его супруги Ж. Ему неизвестно кем был составлен акт, итоговый акт он не видел.

Таким образом, в нарушение требований п. 85(1) Правил № 354 в акте обследования от 06.08.2020 не указано время составления акта; указан недостоверный состав лиц, участвовавших в проверке; не проставлены подписи лиц, участвовавших в проверке.

Представленный в материалы дела акт обследования от 06.08.2020 фактически подписан лишь одним членом комиссии директором МУП «Заречное» Б., поскольку как следует из пояснений ответчиков и показаний свидетелей главный инженер МУП «Заречное» П. при осмотре систем водоснабжения 06.08.2020 в квартире ответчиков не присутствовал, непосредственно после обследования акт не подписывал. Оператор котельной Ж., указанный в составе комиссии, акт обследования от 06.08.2020 также не подписал, напротив его фамилии проставлена подпись Ж., которая в свою очередь, в составе комиссии не указана.

Также из вышеизложенного следует, что осмотр систем водоснабжения, приборов учета потребления холодной воды непосредственно осуществлялся лицом, не входившим в состав комиссии МУП «Заречное» - главным бухгалтером Ж., не имеющей специального образования.

В акте обследования от 06.08.2020 отсутствует указание на использование при обследовании систем водоснабжения специальных измерительных приборов. Ж. пояснила, что диаметр трубы 32 мм был определен ею предположительно, визуально. При этом в самом акте указание на диаметр трубы отсутствует, тогда как диаметр трубы (условного прохода) в 32 мм использован при расчете задолженности, заявленной истцом к взысканию с ответчиков.

Согласно акту обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> от 10.10.2020, проведенного и.о. администратора д. Черная Речка Администрации Заречного сельского поселения, централизованное водоснабжение в квартире подведено по трубе диаметром 15 мм, для бытовых нужд используется вода из скважины, которая подается при помощи насоса, накапливается и хранится в различных емкостях. Вода из скважины льется чистая, с хорошим напором, коммунальные платежи производятся своевременно.

Как следует из технического описания универсального крыльчатого счетчика питьевой воды «ITELMA», счетчик WFK20.D080 предусматривает диаметр условного прохода 15 мм.

На диаметр условного прохода 15 мм, трубопровод ввода холодной воды диаметром 20 мм, внутренний диаметр 15 мм указано также в акте обследования холодного водоснабжения от 16.01.2021, составленного И. - инженером тепловой инспекции и энергоаудита (ИНТЕР РАО Томск РТС, удостоверение ФО № 28).

При этом ссылка представителя истца на ответ представителя ИНТЕР РАО Томск РТС от 11.02.2021 № ТРТС/18/56 не опровергает тот факт, что И., являющийся инженером тепловой инспекции и энергоаудита имел, возможность как специалист определить диаметр трубы (условного прохода), тогда как стороной истца данные о диаметре трубы 32 мм специалистом не определены и основаны на предположениях лица, не имеющего специального образования – главного бухгалтера МУП «Заречное» Ж.

Согласно свидетельству о поверке № 0624/203 от 14.08.2020 средство измерений счетчик холодной воды крыльчатый WFK20, № 54418-13, заводской (серийный) номер 14-354774 признан пригодным к применению. Свидетельство о поверке действительно до 13.08.2026.

Таким образом, на основании изложенного суд приходит к выводу о том, что акт обследования от 06.08.2020, на который МУП «Заречное» ссылается в обоснование своих требований, составлен с существенными нарушениями, сама проверка (осмотр) систем водоснабжения, приборов учета потребления холодной воды произведена лицом, не входившим в состав комиссии МУП «Заречное» - главным бухгалтером Ж., которая более того, не имеет специального образования. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что акт обследования от 06.08.2020, не является надлежащим и достоверным доказательством, подтверждающим безучетное потребление холодной воды ответчиками, самовольного использования ответчиками централизованного холодного водоснабжения, а также объема потребления коммунальной услуги холодного водоснабжения.

Довод стороны истца о занижении показаний прибора учета при потреблении холодного водоснабжения объективными доказательствами не подтвержден. При этом объяснения ответчиков, данные в ходе обследования 06.08.2020 об использовании для бытовых нужд воды из скважины надлежащим образом МУП «Заречное» не проверены. Данные факты также не нашли своего отражения в акте от 06.08.2020, тогда как согласно акту обследования от 10.10.2020, приведенному выше, ответчиками для бытовых нужд используется вода из скважины, которая подается при помощи насоса, накапливается и хранится в различных емкостях; вода из скважины льется чистая, с хорошим напором.

Само по себе наличие акта в данном случае без иных достоверных фактических данных, не может достаточным образом свидетельствовать об обоснованности начисления ответчикам платы за безучетное потребление холодной воды.

Кроме того, как следует из Приложения № 1 к акту от 06.08.2020, расчет истца произведен согласно приложению 6 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утративших силу с 01.07.2020.

При разрешении настоящего дела, суд также принимает во внимание следующее.

Согласно п. 81 Правил № 354 оснащение помещения приборами учета, ввод установленных счетчиков в эксплуатацию, надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником помещения. Между тем, ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, обследование индивидуальных приборов учета, а также уведомление собственника помещения о необходимости проведения проверки прибора учета должен осуществлять исполнитель коммунальных услуг.

Как следует из акта допуска в эксплуатацию счетчика холодной воды по адресу: <адрес> представителем муниципальной организации главным инженером Г. произведен технический осмотр счетчика холодной воды, проверена комплектность необходимой технической документации и допущен в эксплуатацию с 17.07.2014 и опломбирован прибор учета холодной воды WFK20.D080, № 354774, место установки и наличие пломбы МУП «Заречное» 8049346, дата следующей поверки - 17.07.2020.

Изложенное свидетельствует о том, что прибор учета холодной воды был допущен в эксплуатацию, опломбирован и проверен представителем МУП «Заречное» - главным инженером Г. При проверке прибора учета потребления холодной воды 15.02.2017 представителем МУП «Заречное» - главным инженером К. никаких нарушений в работе прибора учета не обнаружено, сняты показания счетчика, установлено наличие пломбы, указано, что напор холодной воды соответствует требованиям (акт от 15.02.2017).

Таким образом, прибор учета потребления холодной воды по адресу: <адрес> допущен в эксплуатацию и опломбирован сотрудником МУП «Заречное», впоследствии при проверке прибора учета никаких нарушений не установлено. Ответчики как потребители услуги по холодному водоснабжению, не имеющие специального образования, добросовестно полагались на профессиональные знания представителей МУП «Заречное», правильную установку, опломбировку, последующую проверку приборов учета потребления холодной воды.

Кроме того, МУП «Заречное» необоснованно предъявлены требования к ФИО4, ФИО5

В соответствии с положениями ч.ч. 1, 3 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Согласно п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (ч. 3 ст. 31 и ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При возникновении спора о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг с собственника и членов его семьи, между которыми имеется соглашение, определяющее порядок и размер участия членов семьи в расходах по внесению платы за коммунальные услуги, такая задолженность определяется судом с учетом данного соглашения.

Обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несет только собственник жилого помещения (ст.ст. 30, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из вышеприведенных норм действующего законодательства, а также разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» следует, что оплата за содержание жилого помещения и капитальный ремонт возлагается только на собственника, тогда как по оплате за коммунальные услуги собственник и лица, совместно с ним проживающие (не собственники) несут солидарную ответственность.

Согласно адресным справкам отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД России по Томской области от 10.11.2020 по адресу: <адрес> состоят на регистрационном учете: ФИО3 по месту пребывания с 08.05.2014 по 08.05.2034, ФИО2 по месту жительства с 23.10.2012, ФИО4 по месту жительства с 12.04.2005, ФИО5 по месту пребывания с 08.05.2014 по 08.05.2034, по месту жительства с 29.09.2000 по адресу: <адрес>

Из акта обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> от 10.10.2020, справки о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении по состоянию на 14.10.2020 следует, что в указанном жилом помещении проживают и состоят на регистрационном учете ФИО2, ФИО3

Согласно акту обследования социально бытовых условий от 18.10.2019 ФИО5 проживает по адресу: <адрес>, осуществляет оплату водоснабжения по указанному адресу.

В соответствии с договором найма жилого помещения от 28.10.2019 ФИО4 является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Условиями указанного договора предусмотрено, что вместе с арендной платой наниматель оплачивает согласно данным приборов учета потребленные электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, подогрев воды (п. 2.1 договора).

Оплата холодного водоснабжения ФИО4, ФИО5 по адресу фактического места жительства подтверждается представленными квитанциями.

Таким образом, учитывая, что ФИО4, ФИО5 по адресу: <адрес>, д. Черная Речка, <адрес> не проживали в спорный период, осуществляют оплату коммунальной услуги по холодному водоснабжению по адресу фактического места проживания МУП «Заречное» необоснованно предъявлены требования к указанным лицам.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (п. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Принимая во внимание, что в удовлетворении исковых требований МУП «Заречное» отказано, оснований для взыскания с ответчиков расходов по оплате государственной пошлины не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

решил:

в удовлетворении искового заявления Муниципального унитарного предприятия Заречного сельского поселения «Заречное» к ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги в размере 300005 рублей, а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 6200 рублей 05 копеек отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий /подписано/ М.О. Осмольская

Копия верна

УИД 70RS0005-01-2020-004353-27

Подлинный документ подшит в гражданском деле № 2-244/2021

Судья М.О. Осмольская

Секретарь К.В. Гапонович