Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2018 года г.Оренбург
Дзержинский районный суд г.Оренбурга в составе судьи Е.М. Черномырдиной, при секретаре Горбуновой Н.А.,
с участием: истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ТСЖ № 68 и Акционерному обществу «Оренбургская финансово Информационная система «Город» о признании незаконным договора о сотрудничестве и признании незаконным сбор, хранение, обработку, передачу третьим лицам персональных данных,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась с заявлением к ТСЖ № 68 и Акционерному обществу «Оренбургская финансово информационная система «Город» (далее по тексту АО «Система город») с исковым заявлением о признании незаконным договора о сотрудничестве и признании незаконным сбор, хранение, обработку, передачу третьим лицам персональных данных, в котором указала, что <Дата обезличена> в ходе проведения судебного заседания по иску <данные изъяты> с исковым требованием о взыскании суммы задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг ей стало известно о том, что согласно копии отчета правления ТСЖ <Номер обезличен><Дата обезличена> год, в 2017 году был подписан договор о сотрудничестве с АО «Система Город» по работе с должниками.
Её персональные данные были переданы АО «Система Город», однако законных оснований для передачи её персональных данных в АО «Система город» у ТСЖ № 68 отсутствовали.
В реестре Операторов персональных данных Роспотребнадзора ТСЖ № 68, как и АО «Система Город» не зарегистрированы.
Она не предоставляла свои персональные данные в ТСЖ № 68 и АО «Система Город». Не предоставляла документы подтверждающие право собственности на квартиру, соответственно не давала согласие на сбор, хранение и обработку персональных данных. Считает. что ТСЖ № 68 незаконно поручает обработку персональных данных должников (субъектов персональных данных) с целью взыскания задолженности за ЖКУ другому лицу по договору цессии в отсутствие согласия должников.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ участником АО «Система Город» является комитет по управлению имуществом г.Оренбурга, что является нарушением законодательства.
Считает, что договор, заключенный между ТСЖ № 68 АО «Система Город» противоречит законодательству и нарушает её права. Просит суд признать незаконным договора о сотрудничестве между ТСЖ № 68 и АО «Система Город» по работе с должниками и признании незаконным сбор, хранение, обработку, передачу третьим лицам персональных данных ТСЖ № 68 и АО «Система Город».
В судебном заседании истец ФИО1, поддержала свои требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнительно указав на то, что по её мнению устав АО «Системы Город» является недействительным, так как не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в ред. от 07.03.2018) «Об акционерных обществах» в Уставе АО нет сведений об использовании в отношении общества специального права на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении указанным обществом ("золотая акция"). Считает, что данная редакция Устава не может быть законной. В связи с этим обстоятельством и деятельность АО «Система город» незаконна.
В судебном заседании представители ответчиков ТСЖ № 68 и АО «Система Город» не присутствуют, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель Третьего лица ООО «Оренбург Водоканал», в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени третье лицо извещено надлежащим образом. В представленном возражении на исковое заявлении, указали, что многоквартирный жилой дом по адресу: <...> находится в управлении ТСЖ № 68, являющимся исполнителем коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения. Между ООО «Оренбург Водоканал» и ТСЖ № 68 заключен договор <Номер обезличен> на обеспечение питьевой водой и прием сточных вод от <Дата обезличена>, в соответствии с которым ресурс снабжающая организация обязуется обеспечить объекты абонента. Водой и осуществить водоотведение, а абонент обязуется оплатить, в установленный договором сроки и размерах, поставленную воду и водоотведение. Договорные отношения между ООО «Оренбург Водоканал» и гражданкой ФИО1 отсутствует.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Федеральный закон "О персональных данных", принятый, как указывается в его статье 2, в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, в главе 2 устанавливает принципы и условия обработки персональных данных, под которой понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3 статьи 3).
В соответствии с пунктами 1, 2, 5 и 7 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением, в частности, правил, предусмотренных данным Федеральным законом, и допускается в случаях, если она осуществляется с согласия субъекта персональных данных, необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по такому договору, для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем, а также в случае, если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей, и при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
Частями 1, 2 и 3 статьи 9 данного Федерального закона, в частности, предусматривается, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе; согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным; согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом; согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных; в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных, в частности, в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6 данного Федерального закона; обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных или доказательство наличия оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 данного Федерального закона, возлагается на оператора.
В силу приведенных законоположений управляющая организация, с тем чтобы иметь возможность осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом, обязана получить у собственников и нанимателей жилых помещений согласие на обработку персональных данных, в том числе на их передачу третьим лицам, причем данное согласие может быть включено в качестве условия в договор управления многоквартирным домом. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвердившее приказом от 31 июля 2014 года N 411/пр Примерные условия договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, также рекомендовало включать в такие договоры условие о порядке информационного взаимодействия между управляющей организацией и собственниками или пользователями помещений в многоквартирном доме, в том числе состав, порядок, случаи и сроки предоставления информации, связанной с порядком обработки персональных данных собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме (подпункт "д" пункта 12), а в приложение к договору - включать порядок обработки персональных данных граждан, в том числе собственников помещений в многоквартирном доме и пользователей помещений в многоквартирном доме, для целей исполнения договора управления (подпункт "з" пункта 25).
Как следует из материалов дела между АО «Система «Город» и ТСЖ №68 заключен договор присоединения к Правилам оказания услуг ведения претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги от 27.02.2017.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. В соответствии с п.п. «ж» п. 4 раздела II Постановления Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
-организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:
-начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
-оформление платежных документов и направление их собственникам использователям помещений в многоквартирном доме;
-осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещении в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида;
-ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, привлечение сторонних организаций для ведения претензионно исковой работы не является нарушением пп. "ж" п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.2013 № 416.
Как установлено в судебном заседании по условиям предмета вышеуказанного договора АО «Система «Город» действует от имени и за счет поставщика.
В соответствии со ст. 971 ГК РФ права и обязанности возникают непосредственно у контрагента Общества. Самостоятельно Общество в каких-либо договорных отношениях с гражданами, проживающими в жилом фонде, не состоит.
Обработка персональных данных осуществляется АО «Система «Город» на основании агентских договоров с организациями, осуществляющими предоставление жилищно-коммунальных услуг (ТСЖ, ЖСК, УК, УКЖФ и т.д.). Таким образом, АО «Система «Город» является не оператором, а третьим лицом, обрабатывающим персональные данные по поручению оператора.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона оператор вправе осуществлять обработку персональных данных для осуществления и выполнения, возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей. Для ТСЖ № 68 и АО «Система Город» и других операторов, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ - это Жилищный кодекс Российской Федерации, нормами которого установлены функции, полномочия и обязанности таких организаций, предусматривающие обработку персональных данных.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора.
АО «Система «Город» является платежным агентом и операторы, осуществляющие деятельность в сфере ЖКХ (в том числе ТСЖ № 68), на основании агентских договоров с АО «Система Город», поручают обработку персональных данных собственников жилых помещений и потребителей жилищно-коммунальных услуг в целях начисления платы, формирования и доставки им платежных документов.
При привлечении лицами, указанными в ч. 15 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, представителей для осуществления расчетов с собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.
Таким образом, оператор - ТСЖ № 68 вправе поручать обработку персональных данных собственников жилых помещений (в том числе гр. ФИО1) для осуществления расчетов с собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги без согласия субъектов персональных данных.
Согласно ч. 4 ст. 6 Закона лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Таким образом, АО «Система Город» вправе осуществлять обработку персональных данных по поручению оператора (в том числе ТСЖ № 68) без получения согласия субъекта персональных данных.
В соответствии с п. 15 ст. 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с ЖК РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В соответствии с п. 16 ст. 155 ЖК РФ при привлечении лицами, указанными в части 15 указанной статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.
АО «Система Город» обработка персональных данных граждан ведется на основании: Жилищного кодекса Российской Федерации; Федерального закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных"; агентских договоров между поставщиками жилищно-коммунальных услуг и АО "Система "Город" и в соответствии с п. 16 ст. 155 ЖК РФ и подл. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных" согласия субъекта персональных данных не требует.
Таким образом, довод истца о том, что сбор, хранение, обработка, передача третьим лицам персональных данных является незаконным, суд считает необоснованным.
И приходит к выводу об отказе в удовлетворении искового заявления ФИО1 к ТСЖ № 68 и Акционерному обществу «Оренбургская финансово Информационная система «Город» о признании незаконным договора о сотрудничестве и признании незаконным сбор, хранение, обработку, передачу третьим лицам персональных данных.
Доводы истца ФИО1 о признании устава АО «Система Город» недействительным, не являются предметом рассмотрения настоящего искового заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении искового заявления ФИО1 к ТСЖ № 68 и Акционерному обществу «Оренбургская финансово Информационная система «Город» о признании незаконным договора о сотрудничестве и признании незаконным сбор, хранение, обработку, передачу третьим лицам персональных данных - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Дзержинский районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Е.М.Черномырдина
Решение в окончательной форме изготовлено 28.04.2018