Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Видновский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Гоморевой Е.А., при секретаре Федоровой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Муниципального казенного учреждения Ленинского городского округа Московской области «Уполномоченный орган в сфере погребения и похоронного дела» к ФИО1 об обязании обустройства места захоронения посредством демонтажа незаконно установленного надмогильного сооружения,
У С Т А Н О В И Л:
Муниципального казенного учреждения Ленинского городского округа Московской области «Уполномоченный орган в сфере погребения и похоронного дела» (далее МКУ УО СППД») обратилось в суд с заявлением об обязании ответчика обустроить место захоронения посредством демонтажа незаконно установленного надмогильного сооружения.
В обоснование требований указано, что МКУ УО СППД осуществляет функции уполномоченного органа местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела на территории Ленинского городского округа московской области на основании Постановления Администрации Ленинского муниципального района Московской области от 23.10.2017 № 3723 «О возложении обязанности по реализации полномочий Уполномоченного органа местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела в Ленинском муниципальном районе и внесении изменений в Положение об уполномоченном органе местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела Ленинском муниципальном районе». В соответствии с Уставом, учреждение наделено функциями по ведению учета кладбищ и захоронений, расположенных на территории Ленинского городского округа Московской области, рамках которого учреждением осуществляется мониторинг и осмотр мест захоронений на предмет их соответствия нормам действующего законодательства о погребении и похоронном деле.
В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ осмотра мест захоронений, расположенных на территории находящегося в ведении учреждения Видновского кладбища было выявлено, что на месте захоронения ФИО7 (уч,№, дата захоронения ДД.ММ.ГГГГ) установлено незаконное незарегистрированное) надмогильное сооружение: бетонный цоколь размером 2,1 х 2,9 м.
Земельный участок на территории Видновского кладбища для захоронения ФИО8 был выдан ФИО1 на основании заявления о предоставлении нового места для создания родственного захоронения, размер места родственного захоронения составляет 2,0 х 2,0 м. и определен исходя из положений Постановления Администрации муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области от 18.05. 2018 № 1483 «Об организации похоронного дела в Ленинском муниципальном районе Московской области».
ФИО1 в МКУ за получением разрешения на установку надмогильного сооружения (бетонного цоколя) на могиле ФИО9 не обращалась, разрешение на установку указанного надмогильного сооружения учреждением Ответчику не выдавалось.
Кроме того, в соответствии с п.п. 55-56 Порядка, установка надмогильных сооружений надгробий), ограждений допускается только в границах предоставленных мест захоронения. Устанавливаемые надмогильные сооружения (надгробия), ограждения не должны иметь частей, выступающих за границы предоставленного места захоронения или нависающих над ним.
Вместе с тем, установленное ФИО1 на месте захоронения ФИО10 надмогильное сооружение (бетонный цоколь) превышает границы предоставленного для осуществления захоронения земельного участка и выступает за его пределы.
Во исполнение указанных положений Порядка, МКУ в адрес Ответчика ДД.ММ.ГГГГ направлено письменное уведомление (Исх.№), содержащее требование о приведении надмогильного сооружения в соответствие действующему законодательству со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Одновременно на месте захоронения сотрудниками учреждением ДД.ММ.ГГГГ выставлен трафарет, содержащий аналогичные требования.
Однако, законные требования учреждения Ответчиком проигнорированы и до настоящего времени не исполнены.
Представитель МКУ УО СППД в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Ответчица ФИО1 в судебном заседании исковые требования признала.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению.
Истец осуществляет функции уполномоченного органа местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела на территории Ленинского городского округа московской области на основании Постановления Администрации Ленинского муниципального района Московской области от 23.10.2017 № 3723 «О возложении обязанности по реализации полномочий Уполномоченного органа местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела в Ленинском муниципальном районе и внесении изменений в Положение об уполномоченном органе местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела Ленинском муниципальном районе».
В соответствии с Уставом, учреждение наделено функциями по ведению учета кладбищ и захоронений, расположенных на территории Ленинского городского округа Московской области, рамках которого учреждением осуществляется мониторинг и осмотр мест захоронений на предмет их соответствия нормам действующего законодательства о погребении и похоронном деле.
В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ осмотра мест захоронений, расположенных на территории находящегося в ведении учреждения Видновского кладбища было выявлено, что на месте захоронения ФИО11 (уч,№, дата захоронения ДД.ММ.ГГГГ) установлено незаконное незарегистрированное) надмогильное сооружение: бетонный цоколь размером 2,1 х 2,9 м.
Земельный участок на территории Видновского кладбища для захоронения ФИО12 был выдан ФИО1 на основании заявления о предоставлении нового места для создания родственного захоронения, размер места родственного захоронения составляет 2,0 х 2,0 м. и определен исходя из положений Постановления Администрации муниципального образования Ленинский муниципальный район Московской области от 18.05.2018 № 1483 «Об организации похоронного дела в Ленинском муниципальном районе Московской области».
В соответствии с п. 54 Порядка деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 № 1178/52 (далее - Порядок) все работы на общественных кладбищах, связанные с установкой или заменой надмогильных сооружений (надгробий), ограждений мест захоронений, производятся на основании разрешения уполномоченного органа местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела, в ведении которого находятся данные Шественные кладбища. Выдача разрешения на установку или замену надмогильных сооружений надгробий), ограждений мест захоронений и регистрация установки или замены надмогильного сооружения (надгробия) осуществляются с соблюдением требований Закона Московской области № 115/2007-03 «О погребении и похоронном деле в Московской области» (далее - Закон).
Согласно п. 6.1 ст. 18.1 Закона, выдача разрешения на установку или замену надмогильных сооружений (надгробий), ограждений мест захоронений осуществляется на безвозмездной основе уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела в день представления лицом, на имя которого зарегистрировано место захоронения, или его представителем установленных Законом документов.
ФИО1 в МКУ за получением разрешения на установку надмогильного сооружения (бетонного цоколя) на могиле ФИО13 не обращалась, разрешение на установку указанного надмогильного сооружения учреждением Ответчику не выдавалось.
Кроме того, в соответствии с п.п. 55-56 Порядка, установка надмогильных сооружений надгробий), ограждений допускается только в границах предоставленных мест захоронения. Устанавливаемые надмогильные сооружения (надгробия), ограждения не должны иметь частей, выступающих за границы предоставленного места захоронения или нависающих над ним.
Вместе с тем, установленное ФИО1 на месте захоронения ФИО14 надмогильное сооружение (бетонный цоколь) превышает границы предоставленного для осуществления захоронения земельного участка и выступает за его пределы.
В соответствии с п. 62 Порядка, надмогильные сооружения (надгробия) и ограждения, установленные с нарушением требований пунктов 54, 55, 56, 61 настоящего Порядка, подлежат демонтажу. Лицам, на имя которых зарегистрированы места захоронений, нарушившим требования Порядка, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся общественные кладбища, направляется уведомление заказным письмом с уведомлением о вручении, с указанием допущенного нарушения и срока выполнения работ по устранению данного нарушения, который не может превышать двух месяцев со дня направления уведомления. Одновременно на месте захоронения выставляется трафарет с предупреждением о необходимости приведения установки надмогильного сооружения (надгробия) или ограждения в соответствие с требованиями настоящего
Во исполнение указанных положений Порядка, МКУ в адрес Ответчика ДД.ММ.ГГГГ направлено письменное уведомление (Исх.№), содержащее требование о приведении надмогильного сооружения в соответствие действующему законодательству со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Одновременно на месте захоронения сотрудниками учреждением ДД.ММ.ГГГГ выставлен трафарет, содержащий аналогичные требования.
Однако, законные требования учреждения Ответчиком проигнорированы и до настоящего времени не исполнены.
Согласно п. 62 Порядка, в случае невыполнения в установленный срок требования по устранению допущенного нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся общественные кладбища, в судебном порядке осуществляется принудительный демонтаж соответствующего надмогильного сооружения (надгробия).
Определением Видновского городского суда МО от ДД.ММ.ГГГГ в рамках дела была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено АНО «Практика».
Согласно выводам заключения ДД.ММ.ГГГГ размеры бетонного цоколя, установленного на месте захоронения составляет 2,92х2,11м. Расстояние между захоронением ФИО15 и соседними захоронениями (с северной и южной сторон) не соответствует требованиям, установленными законом и муниципальным нормативным актом, действующим на момент установки бетонного цоколя, а размере указанного места захоронения превышает установленный размер родственного захоронения, а также размер предоставленного ответчику участка для захоронения.
В силу положений ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный или третейский суд.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, одними из способов защиты гражданских прав является /становления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
На основании ст. 305 ГК РФ, права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Учитывая изложенное, суд полагает исковые требования удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 173 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования – удовлетворить.
Обязать ФИО2 за свой счет обустроить место захоронения, расположенное на Видновском кладбище (уч. №) в соответствии с правилами содержания мест погребения путем демонтажа незаконно установленного надмогильного сооружения размером 2,92х2,11м в течении одного календарного месяца в период с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение одного месяца через Видновский городской суд.
Судья Е.А.Гоморева