ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1538/2025-2019 от 05.03.2019 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело № 2 – 1538/25 – 2019 г.

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

05 марта 2019 г. г. Курск

Ленинский районный суд г. Курска в составе председательствующего судьи Гармашова А.А., при секретаре Грицай И.Е., с участием:

истца – ФИО1;

представителя ответчика – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Курска гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению – Курскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о признании отказа в постановке на очередь на получение ортопедической обуви незаконным, выдаче ортопедической обуви и постановке на учет на получение ортопедической обуви,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к государственному учреждению – Курскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о признании отказа в постановке на очередь на получение ортопедической обуви незаконным, выдаче ортопедической обуви и постановке на учет на получение ортопедической обуви.

Свои требования ФИО3 мотивировала тем, что ответчик незаконно отказал ей в постановке на очередь на получение ортопедической обуви и не выдал ей сложную ортопедическую обувь на утепленной и без утепленной подкладке в 2018 году.

В судебном заседании ФИО1 поддержала исковые требования. Просила:

- признать незаконным действия ответчика в отказе в постановке ее на очередь на получение сложной ортопедической обуви только через год после получения ранее;

- обязать ответчика выдать ей те ортопедические пары на утепленной и без утепленной подкладке, которые ей не были выданы в 2018 году;

- обязать ответчика ставить ее на очередь на получение сложной ортопедической обуви без утепленной и на утепленной подкладке через каждые 6 месяцев после получения данной обуви.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, считая их не обоснованными, просил в их удовлетворении отказать.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Обеспечение техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 года № 240 (далее - Правила). В его развития принят Приказ Минтруда России от 23.09.2014 года № 657н об утверждении административного регламента.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг. При этом предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами (ч. 1 ст. 12 закона).

В соответствии с п. 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В соответствии с п. 5 Правил Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган:

высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление);

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в п. 4 настоящих Правил.

В соответствии с п. 10 Правил, замена технического средства (изделия) осуществляется по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления:

- по истечении установленного срока пользования;

- при невозможности осуществления ремонта или необходимости досрочной замены, что подтверждено заключением медико-технической экспертизы.

Замена технических средств (изделий) осуществляется в порядке, установленном настоящими Правилами для их получения.

Таким образом, каждый раз по истечении установленных сроков пользования инвалид должен подавать заявление о предоставлении необходимого средства реабилитации. Обязанности периодически предоставлять средства реабилитации законодательство не содержит.

В соответствии с п. 9 «Ортопедическая обувь» Приказа Минтруда России от 13.02.2018 года № 85н «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» определен 6-месячный срок пользования, как для ортопедической обуви на утепленной подкладке, так и без нее.

ФИО1 является инвалидом 2 группы. Согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида ФИО1 имеет право на получение сложной ортопедической обуви: 1 пару без утепленной подкладки и 1 пару на утепленной подкладке.

С момента передачи отделению Фонда осуществления полномочий по обеспечению средствами реабилитации с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обеспечивается обувью в соответствии с п. 10 Правил по истечении сроков замены. Ни одного заявления о досрочной замене обуви в силу ее непригодности либо о проведении медико-технической экспертизы предоставленной обуви ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время не подавала.

Так, ОКУ «Центр медико-социальных услуг», подведомственный Комитету социального обеспечения Курской области, ранее осуществлявший вышеуказанные полномочия, обеспечил ФИО1 в следующие даты:

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получила сложную ортопедическую обувь без утепленной подкладки;

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 получила сложную ортопедическую обувь на утепленной подкладке.

До ДД.ММ.ГГГГ в отделение Фонда какие-либо заявления от ФИО1 об обеспечении средствами реабилитации не поступали.

ДД.ММ.ГГГГ в отделение Фонда ФИО1 было подано 1 заявление об обеспечении ортопедической обувью на утепленной подкладке и 1 заявление об обеспечении ортопедической обувью без утепленной подкладки.

По указанным заявлениям в адрес ФИО1 было направлено уведомление о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями от ДД.ММ.ГГГГ. Было принято решение поставить на учет по обеспечению обувью без утепленной подкладки: в постановке на учет по обеспечению обувью на утепленной подкладке было принято решение отказать в связи с не истекшим сроком пользования ранее выданной аналогичной обуви.

Ортопедической обувью без утепленной подкладки ФИО1 по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ была обеспечена ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует акт от ДД.ММ.ГГГГ приема-передачи изделия к государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в отделение Фонда ФИО1 было подано 1 заявление об обеспечении ортопедической обувью на утепленной подкладке.

По указанному заявлению в адрес ФИО1 было направлено уведомление о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями от ДД.ММ.ГГГГ. Было принято решение о постановке на учет по обеспечению ортопедической обувью на утепленной подкладке.

Ортопедической обувью на утепленной подкладке ФИО1 по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ была обеспечена ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует акт от ДД.ММ.ГГГГ приема-передачи изделия к государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ.

Каких-либо доказательств того, что представленная ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обувь пришла в негодность, истцом не представлено. При этом заявление о проведении медико-технической экспертизы в отделение Фонда не подавалось.

Требование Истца обязать отделение Фонда ставить ее на учет по обеспечению ортопедической обувью в дальнейшем через какие-либо промежутки времени не только противоречит вышеуказанному заявительному порядку обеспечения техническими средствами реабилитации, но и не может выступать судебным способом и средством защиты прав, так как не соответствует задачам гражданского процесса, закрепленным в статьях 2 и 3 Гражданского процессуального кодекса РФ.

На момент рассмотрения дела какие-либо права истца не нарушены, истец ортопедической обувью обеспечена, в соответствии с действующим законодательством, сроки пользования этой обувью не истекли.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями лиц, участвующих в деле, и исследованными в судебном заседании доказательствами.

Учитывая вышеприведенные правовые нормы и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования истца являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ,

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к государственному учреждению – Курскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о признании отказа в постановке на очередь на получение ортопедической обуви незаконным, выдаче ортопедической обуви и постановке на учет на получение ортопедической обуви отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи жалобы в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.А. Гармашов