ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1539/20 от 03.08.2020 Октябрьского районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 2-1539/2020

УИД 22RS0067-01-2020-001778-40

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 августа 2020 года г. Барнаул

Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Черемисиной О.С.

при секретаре Юркиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Каменский» о возложении обязанности засчитать в стаж периоды службы,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту – ГУ МВД России по Алтайскому краю) о возложении обязанности засчитать в стаж периоды службы.

Впоследствии исковые требования ФИО1 предъявила также к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Каменский» (далее по тексту – МО МВД России «Каменский»).

Заявленные исковые требования мотивированы истцом тем, что она проходит службу в должности инспектора отделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отделения полиции по Тюменцевскому району МО МВД России «Каменский», что подтверждается контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации от 28 июня 2012 года. Контракт заключен с ГУ МВД России по Алтайскому краю.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она была назначена на должность федеральной государственной гражданской службы категории «специалисты» старшей группы должностей, ведущим специалистом в <адрес>.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была назначена на должность федеральной государственной гражданской службы категории «специалисты» старшей группы должностей, главным специалистом в <адрес>.

Указанные периоды государственной гражданской службы занесены в ее трудовую книжку.

Она неоднократно обращалась к ответчикам с требованиями засчитать указанные периоды в общий стаж службы в органах внутренних дел Российской Федерации. Посредством телефонной связи ей было сообщено об отказе обоими ответчиками, письменные разъяснения по причинам отказа не предоставлялись.

Полагает отказ засчитать ее стаж работы в <адрес> в общий стаж работы (службы) в органах внутренних дел Российской Федерации неправомерным, нарушающим ее права на пенсионное обеспечение.

Считает, что поскольку государственная гражданская служба и военная служба являются разновидностями федеральной государственной службы, то применительно к толкованию положений ст. 2 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» стаж (общая продолжительность) государственной службы одного вида подлежит включению в продолжительность государственной службы другого вида. В связи с чем стаж замещения ею должности государственного гражданского служащего подлежит включению в стаж службы в органах внутренних дел.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения ст.ст. 2, 4, 5, 9, 14 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», ст. 10 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. 6 ч. 2 ст. 38 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ФИО1 просит обязать надлежащего ответчика засчитать в стаж ее службы в органах внутренних дел Российской Федерации периоды работы в <адрес>, а именно: период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности федеральной государственной гражданской службы категории «специалисты» старшей группы должностей, ведущего специалиста; период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности федеральной государственной гражданской службы категории «специалисты» старшей группы должностей, главного специалиста.

В судебном заседании истец ФИО1, представитель истца ФИО2 участия не принимали, извещены в установленном порядке.

В ранее состоявшемся судебном заседании представитель истца ФИО2, поддержав исковые требования, пояснил о том, что истец в результате невключения спорных периодов государственной гражданской службы в выслугу лет (общий стаж) в органах внутренних дел Российской Федерации полагает нарушенным право на пенсионное обеспечение как сотрудника органов внутренних дел, данное обстоятельство не позволяет истцу своевременно выйти на пенсию по выслуге лет.

Представитель ответчика ГУ МВД России по Алтайскому краю ФИО3 против предъявленных к ГУ МВД России по Алтайскому краю исковых требований возражала по тем основаниям, что Главное управление не является надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям, поскольку ФИО1 службу в Главном управлении не проходит; также пояснила о том, что спорные периоды государственной гражданской службы не могут быть включены в выслугу лет в органах внутренних дел, поскольку замещаемые истцом должности в Тюменцевском районном суде Алтайского края не входят в перечень государственных должностей, стаж работы по которым может быть включен в выслугу лет в соответствии с ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации».

Ответчик МО МВД России «Каменский», третье лицо Отделение полиции по Тюменцевскому району МО МВД России «Каменский» извещены о судебном заседании в установленном порядке, представители участия не принимали.

Суд с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено, истец ФИО1 проходит службу в должности инспектора (по делам несовершеннолетних) отделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отделения полиции по Тюменцевскому району МО МВД России «Каменский».

Служебные отношения урегулированы контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел, заключенным между ГУ МВД России по Алтайскому краю и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ.

Обращаясь в суд с иском, ФИО1 полагает нарушенными свои права как сотрудника органов внутренних дел в связи с невключением в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел периодов прохождения государственной службы в должностях ведущего специалиста, главного специалиста в Тюменцевском районном суде Алтайского края, которые, по мнению истца, подлежат включению в выслугу лет на основании п. 6 ч. 2 ст. 38 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно сведениям трудовой книжки ФИО1, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещала должность федеральной государственной гражданской службы категории «специалисты» старшей группы должностей ведущего специалиста <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в связи с организационно-штатными мероприятии освобождена от должности ведущего специалиста и назначена на должность федеральной государственной гражданской службы категории «специалисты» старшей группы должностей главного специалиста <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец уволена с государственной гражданской службы на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» по инициативе гражданского служащего.

Согласно представленным в материалы дела письменной справке, а также предварительному расчету, составленных МО МВД России «Каменский», выслуга лет для назначения пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (на день рассмотрения дела судом) капитана полиции ФИО1 составляет 14 лет 11 месяцев 27 дней; в расчет выслуги лет были включены только периоды службы в органах внутренних дел, иные периоды трудовой деятельности, в том числе в <адрес>, не засчитаны.

Разрешая вопрос о правомерности невключения периода замещения ФИО1 должностей государственной гражданской службы, суд исходит из следующего.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ). Вопросы прохождения службы сотрудниками полиции также регулируются нормами Федерального закона от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ «О полиции».

Согласно статье 34 ФЗ «О полиции» служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Должности в органах внутренних дел - должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах.

В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.

Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ «О полиции» сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона.

Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном статьей 38 Федерального закона от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ.

В соответствии с положениям части 1, пункта 1 части 4 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия (часть 1).

В стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, а также периоды, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей (в календарном или льготном исчислении) (пункт 1 части 4).

В силу пункта 6 части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации.

Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» (в последней редакции от 21 января 2020г.).

Должности ведущего специалиста, главного специалиста в аппаратах районных судов в указанном Сводном перечне отсутствуют.

Должности ведущего специалиста, главного специалиста в аппаратах районных судов (должности категории «специалисты», старшей группы должностей) являются должностями государственной гражданской службы, предусмотрены Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005г. № 1574 во исполнение положений Федерального закона от 27 июля 2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Вопросы прохождения государственной службы в должностях аппаратов районных судов регулируются ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно положениям части 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 1 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают: государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности) - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» определено понятие государственной службы Российской Федерации. Это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий, в том числе, федеральных государственных органов и лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации).

При этом деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, указанным Федеральным законом не регулируется.

Поэтому ни Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», ни Указ Президента Российской Федерации № 1574 от 31 декабря 2005 года «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» отношения по замещению гражданами государственных должностей Российской Федерации не регулирует.

Учитывая вышеизложенное, должности главного специалиста, ведущего специалиста аппаратов районных судов не относятся к государственным должностям Российской Федерации.

Поскольку истец поступила на государственную гражданскую службу в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, Федеральный закон № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят 30 ноября 2011г., суд также учитывает следующее.

Применение Федерального закона от 30 ноября 2011г. № 342-ФЗ к правоотношениям, возникшим до дня вступления его в силу (01 января 2012г.), регламентировано ст. 96 названного Федерального закона. Частью 1 указанной статьи установлено, что в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в соответствии с указанным Федеральным законом засчитываются периоды службы (работы), которые были ранее включены (подлежали включению) в установленном порядке в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел, а также периоды службы (работы) на должностях в этих органах в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», включение в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы периодов замещения должностей в аппаратах районных судов не предусмотрено.

Таким образом, поскольку на основании приведенных выше норм законодательства должности ведущего специалиста, главного специалиста аппаратов районных судов в сводном перечне государственных должностей Российской Федерации не значатся и в связи с этим государственными должностями Российской Федерации не являются, рассматриваемые должности являются должностями федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации, то период службы истца в указанных должностях включению в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с выслугой лет в органах внутренних дел, не подлежит. Изложенные нормы не дают оснований для включения периодов государственной гражданской службы ФИО1 в выслугу лет в льготном исчислении.

Доводы истца о тождественности должностей федеральной государственной гражданской службы и государственных должностей Российской Федерации, предполагающих прохождение государственной службы Российской Федерации, не основаны на нормах действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Каменский» о возложении обязанности засчитать в стаж периоды службы отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.С. Черемисина