ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1539/2016 от 05.05.2016 Кировского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 мая 2016 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Алферьевской С.А.,

при секретаре Титовец В.Ю.,

с участием истца ФИО1 ча,

представителя истца ФИО1ФИО2, действующего на основании доверенности,

представителя ответчика Главного управления МЧС России по <адрес>ФИО3, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску ФИО1 ча к Главному управлению МЧС России по <адрес> о признании незаконным и отмене приказа от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к дисциплинарной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО8 обратился в суд с исковым заявлением к начальнику Главного управления МЧС России по <адрес>, требуя признать приказ начальника Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О привлечении к дисциплинарной ответственности» о применении к ведущему <данные изъяты> Главного управления МЧС России по <адрес>ФИО1 чу дисциплинарного взыскания «выговор», незаконным; обязать начальника Главного управления МЧС России по <адрес> отменить приказ от ДД.ММ.ГГГГ «О привлечении к дисциплинарной ответственности». В обоснование исковых требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в должности <данные изъяты> Главного управления МЧС России по <адрес>. Служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации с представителем нанимателя в лице начальника Главного управления МЧС России по <адрес> заключен ДД.ММ.ГГГГ. Приказом начальника Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ он привлечен к дисциплинарной ответственности, ему объявлено дисциплинарное взыскание «выговор» за нарушение п.п. 3, п. 3.1, п.п. 23, 24 п. 3.11 должностного регламента, а именно - не выполнение ДД.ММ.ГГГГ поручения начальника отделения кадровой, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления подполковника внутренней службы ФИО9, отданного ДД.ММ.ГГГГ в пределах его полномочий, по заступлению в состав оперативного штаба Главного управления с 25 по ДД.ММ.ГГГГ и не прибытию ДД.ММ.ГГГГ для участия в работе оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций. С применением дисциплинарного взыскания не согласен, считает, что оно применено незаконно и необоснованно, дисциплинарного проступка не совершал. Основаниями для привлечения его к дисциплинарной ответственности послужили следующие обстоятельства: ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела кадровой, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления МЧС России по <адрес>ФИО9 сообщил ему о необходимости в период с 25 января по ДД.ММ.ГГГГ заступить в состав нештатного органа управления Главного управления - оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций Главного управления, ознакомил под роспись с графиком дежурства личного состава в указанном штабе (круглосуточный, посменный в 2 смены, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ). При ознакомлении с вышеуказанным графиком дежурства личного состава в оперативном штабе Главного управления он сообщил, что отказывается от заступления на дежурство в оперативном штабе, так как это является привлечением к сверхурочной работе, с чем он не согласен, кроме того, дежурство в данном нештатном формировании не входит в его должностные обязанности. Несмотря на это, после того как он не прибыл ДД.ММ.ГГГГ в расположение оперативного штаба для тренировки личного состава оперативного штаба и отработки вводных в ходе тренировки, за неприбытие на тренировку он привлечен к дисциплинарной ответственности и ему объявлен «выговор». Считает, что дисциплинарное взыскание применено незаконно, необоснованно, при отсутствии вины. В соответствии с частью 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе. Согласно ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для гражданских служащих установлена нормальная продолжительность служебного времени не превышающая 40 часов в неделю, а также пятидневная служебная неделя. Служебное время - время, в течение которого гражданский служащий в соответствии со служебным распорядком государственного органа или с графиком службы либо условиями служебного контракта должен исполнять свои должностные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами относятся к служебному времени (ч. 1 ст. 45 названного Федерального закона). В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом. Согласно требований ст. 99 ТК РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия и лишь в определенных случаях. Частью 3 ст. 99 ТК РФ предусмотрено также, что привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия допускается в следующих случаях: при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия; при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем газоснабжения, теплоснабжения, освещения, транспорта, связи; при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. Указанных обстоятельств, допускающих привлечение работника к сверхурочной работе без его согласия, при ознакомлении его с графиком дежурства личного состава в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в составе нештатного органа управления Главного управления - оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций Главного управления, не имелось. Согласно Положению об оперативном штабе ликвидации чрезвычайных ситуаций Главного управления МЧС России по <адрес>, утвержденному приказом Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оперативный штаб является нештатным органом управления (п. 1.1 Положения об оперативном штабе). Согласно п. 1.8 Положения об оперативном штабе дежурство личного состава личного состава оперативного штаба организуется в две смены, график двух смен оперативного штаба утверждается на неделю. Согласно п. 5.9 Положения об оперативном штабе работа оперативного штаба организуется круглосуточно, посменно в соответствии с графиком и алгоритмом работы, функциональными обязанностями специалистов. Пунктом 1.14 Положения об оперативном штабе предусмотрено, что время готовности оперативного штаба к выполнению задач не должно превышать: в рабочее время - тридцать минут, в нерабочее время - два часа. Таким образом, организация работы в оперативном штабе безусловно предусматривает привлечение работника к сверхурочной работе, в том числе в нерабочее время (вечернее и ночное), в выходные дни (30 и ДД.ММ.ГГГГ, указанные в графике дежурства - суббота и воскресенье соответственно). Исходя из изложенного, считает, что его отказ от заступления на дежурство в период с 25 января по ДД.ММ.ГГГГ в состав оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций Главного управления не является неисполнением или ненадлежащим исполнением служебных обязанностей, то есть не образует состава дисциплинарного проступка. В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом. Согласно пункту 7 статьи 24 Федерального закона от 27.07.2014 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом. Дежурство в оперативном штабе ликвидации чрезвычайных ситуаций Главного управления МЧС России по <адрес>, согласно организации его работы, в две смены, круглосуточно, посменно, с исполнением обязанностей в нерабочее время (вечернее и ночное), в выходные и праздничные дни, не входит в его должностные обязанности, согласно заключенного служебного контракта и должностного регламента. Не является привлечение к дежурству в составе оперативного штаба Главного управления в период с 25 по ДД.ММ.ГГГГ и работой в режиме ненормированного рабочего дня. Считает, что в его действиях отсутствует состав дисциплинарного проступка, и применение к нему ДД.ММ.ГГГГ дисциплинарного взыскания «выговор» является незаконным, необоснованным и нарушающим его права и интересы.

Определением суда о подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве ответчика привлечено Главное управление МЧС России по <адрес>.

В судебном заседании истец ФИО1, его представитель ФИО2 заявленные исковые требования к Главному управлению МЧС России по <адрес> поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в основном и уточненном исковых заявлениях, настаивали на их удовлетворении. От исковых требований к ответчику начальнику Главного управления МЧС России по <адрес> отказались, определением суда производство по делу в этой части прекращено.

Представитель ответчика Главного управления МЧС России по <адрес> ФИО3 требования ФИО1 не признал, в удовлетворении иска просил отказать по доводам, указанным в письменных возражениях на исковое заявление.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии со ст. 74 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 1 ст. 56 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

В соответствии со ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Порядок применения дисциплинарного взыскания установлен ст. 58 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которой до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Порядок проведения служебной проверки в отношении гражданского служащего урегулирован ст. 59 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Так, в силу ч. 1 ст. 59 Закона служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что при проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

1) факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;

2) вина гражданского служащего;

3) причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;

4) характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;

5) обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

В силу ч. 4 ст. 59 Закона проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

В соответствии с ч. 6 ст. 59 Закона служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

Частями 9, 10 ст. 59 Закона предусмотрено, что в письменном заключении по результатам служебной проверки указываются:

1) факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки;

2) предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

В судебном заседании установлено, что приказом Главного управления МЧС России по <адрес>-К от ДД.ММ.ГГГГФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ принят на федеральную государственную гражданскую службу и назначен на должность федеральной государственной гражданской службы - <данные изъяты> Главного управления МЧС России по <адрес>, временно, на период замещения отсутствующего федерального государственного гражданского служащего ФИО5, находящейся в отпуске по уходу за ребенком.

ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком и ФИО1 заключен служебный контракт , согласно которому ФИО1 проходит государственную гражданскую службу Российской Федерации и исполняет должностные обязанности по должности <данные изъяты> Главного управления.

Согласно п. 2 служебного контракта ФИО1 обязался исполнять должностные обязанности по должности ведущего специалиста-эксперта отдела кадров, воспитательной работы и психологического обеспечения учрежденной в целях обеспечения исполнения полномочий Главного управления в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего Российской Федерации, и соблюдать правила внутреннего распорядка Главного управления.

Приказом Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к <данные изъяты> Главного управления ФИО1 применено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Из содержания приказа Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением Сибирского регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке к комплексной тренировке с органами управления и силами МЧС России по реагированию на чрезвычайные ситуации за рубежом» для Главного управления и подчиненных подразделений была объявлена «<данные изъяты>», согласно которой личный состав оперативного штаба в течение 30 минут (к 11:41 ирк.) обязан был прибыть в расположение оперативного штаба для отработки вводных по тренировке. Несмотря на поручение начальника отдела кадровой, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления подполковника внутренней службы ФИО9, отданного в пределах его полномочий, о необходимости заступления в состав оперативного штаба Главного управления с 25 по ДД.ММ.ГГГГ, ведущий специалист-эксперт отдела кадровой, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления ФИО1 для участия в работе оперативного штаба не прибыл.

В основание приказа о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности положено заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием для проведения в отношении ФИО1 служебной проверки послужила докладная записка начальника отдела кадровой, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления МЧС России по <адрес>ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ.

Так, ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела кадровой, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления МЧС России по <адрес>ФИО9 обратился на имя начальника Главного управления МЧС России по <адрес> с докладной запиской, в которой указал, что ДД.ММ.ГГГГ им было отдано поручение ведущему специалисту-эксперту отдела кадровой, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления ФИО1 о заступлении в состав оперативного штаба Главного управления с 25 по ДД.ММ.ГГГГ, после чего ФИО1 ознакомился с графиком дежурства личного состава оперативного штаба (с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ) под роспись. ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказался принимать участие в работе оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций в ходе проведения комплексной тренировки, тем сам не прибыв к месту сбора личного состава оперативного штаба по сигналу оповещения «<данные изъяты>». В целях установления причин и обстоятельств неисполнения ФИО1 возложенных на него служебных обязанностей просил назначить служебную проверку.

Такая проверка в отношении ФИО1 проведена и заключение слудебной проверки утверждено врио начальника Главного управления МЧС России по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проведения служебной проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела кадровой, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления ФИО9 отдал поручение ведущему специалисту-эксперту отдела кадровой, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления ФИО1 о заступлении в состав оперативного штаба Главного управления с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, после чего ФИО1 ознакомился с графиком дежурства личного состава оперативного штаба (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) под роспись. В соответствии с данным графиком ФИО1 должен был заступить на дежурство в состав оперативного штаба и в случае возникновения чрезвычайной ситуации или проведения учений (тренировок) обязан был приступить к выполнению обязанностей начальника группы кадров и психологического обеспечения, отвечающего за своевременную и качественную подготовку отчетных документов по кадровой работе. ДД.ММ.ГГГГ в 11:11 по иркутскому времени, в соответствии с распоряжением Сибирского регионального центра МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке к комплексной тренировке с органами управления и силами МЧС России по реагированию на чрезвычайные ситуации за рубежом» для Главного управления и подчиненных подразделений была объявлена «Команда - 123», согласно которой личный состав оперативного штаба в течение 30 минут (к 11:41) обязан прибыть в расположение оперативного штаба для отработки вводных в ходе тренировки. Вместе с тем, ФИО1 для участия в работе оперативного штаба не прибыл.

По результатам служебной проверки комиссия пришла к выводам о том, что факт неисполнения ведущим специалистом-экспертом отдела кадровой, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления ФИО1 по его вине возложенных на него служебных обязанностей, выразившихся в нарушении подпункта 3 пункта 3.1, подпунктов 23, 24 пункта 3.11 должностного регламента, а именно - не выполнение ДД.ММ.ГГГГ поручения начальника отдела кадровой, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления ФИО9, отданного ДД.ММ.ГГГГ в пределах его полномочий, по заступлению в состав оперативного штаба Главного управления с 25 по ДД.ММ.ГГГГ и не прибытию ДД.ММ.ГГГГ для участия в работе оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций, имел место. ФИО1 предложено привлечь к дисциплинарной ответственности.

Оценивая обстоятельства, изложенные в заключении о результатах служебной проверки, доказательства, представленные стороной ответчика в подтверждение законности принятого решения о применении дисциплинарного взыскания, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1

Изложенные в приказе Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности обстоятельства о нарушении истцом должностного регламента нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Порядок установления и несения дежурства в оперативном штабе ликвидации чрезвычайных ситуаций Главного управления МЧС России по <адрес> регламентирован Положением об оперативном штабе ликвидации чрезвычайных ситуаций Главного управления МЧС России по <адрес>, утвержденным приказом Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1.1 названного Положения оперативный штаб ликвидации чрезвычайных ситуаций Главного управления МЧС России по <адрес> является нештатным органом управления Главного управления, предназначенным для организации и обеспечения устойчивого управления подчиненными силами, организации и поддержания взаимодействия с органами управления и силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, координации действий сил РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также всестороннего обеспечения работ по ликвидации ЧС на территории <адрес>.

Согласно п. 1.3 Положения работа ОШ ЛЧС Главного управления организуется при введении в Главном управлении режима функционирования повышенной готовности для полного состава сил или чрезвычайной ситуации, на основании приказа Главного управления в готовность к применению по предназначению в мирное время. В исключительных случаях, по решению начальника Главного управления, может осуществляться сбор руководящего состава и ОШ ЛЧС Главного управления без введения режимов функционирования повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В состав ОШ ЛЧС Главного управления назначается личный состав структурных подразделений Главного управления, ЦУКС Главного управления, ОГКУ «Центр ГО и ЧС», ОГКУ «Противопожарная служба <адрес>» и ОГБУ «АСС <адрес>» (п. 1.5 Положения).

В соответствии с п. 1.8 Положения график дежурства ОШ ЛЧС Главного управления (на текущую неделю) доводится до личного состава Главного управления отделом оперативного планирования заблаговременно еженедельно, по пятницам в 16.00 (ирк) в ситуационном зале ЦУКС Главного управления (1 - этаж) и проводится инструктаж заступающих смен ОШ ЛЧС Главного управления.

Дежурство личного состава ОШ ЛЧС Главного управления организуется в две смены, график двух смен ОШ ЛЧС утверждается на неделю.

Ежедневно, в 08.30 (ирк) проводится построение двух смен ОШ ЛЧС Главного управления в холе второго этажа здания Главного управления, на котором осуществляется проверка личного состава ОШ ЛЧС Главного управления и доводятся параметры оперативной обстановки.

При организации работы ОШ ЛЧС Главного управления очередная смена заступающая на сутки отдается приказом по Главному управлению.

Пунктом 1.9 Положения определено, что ежедневно, в 08.00 (ирк) оперативный дежурный по оповещению и информированию населения (АРМ ) ЦУКС Главного управления, по команде старшего оперативного дежурного ЦУКС Главного управления, осуществляет проверку связи (в телефонном режиме) с личным составом двух смен ОШ ЛЧС Главного управления.

О результатах специалист по оповещению и информированию населения докладывает старшему оперативному дежурному ЦУКС Главного управления.

Старший оперативный дежурный ЦУКС Главного управления доводит информацию о результатах проверки связи, до заместителя начальника оперативного штаба – начальника группы управления и взаимодействия ОШ ЛЧС Главного управления.

В соответствии с п. 5.9 Положения работа ОШ ЛЧС Главного управления организуется круглосуточно, посменно в соответствии с графиком и алгоритмом работы, функциональными обязанностями специалистов.

Смена личного состава осуществляется в соответствии с графиком, утверждаемым заместителем начальника Главного управления (п. 5.12 Положения).

В состав оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций Главного управления МЧС России по <адрес> в соответствии с приложением к приказу Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в качестве комплектующего подразделения включен, в том числе отдел кадровой, воспитательной, профессиональной подготовки и психологического обеспечения.

Как следует из распоряжения Сибирского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке к комплексной тренировке с органами управления и силами МЧС России по реагированию на чрезвычайные ситуации за рубежом», по решению первого заместителя Министра МЧС России ДД.ММ.ГГГГ запланирована комплексная тренировка по теме: «Организация реагирования органов управления и сил МЧС России на чрезвычайные ситуации за рубежом».

В целях качественной подготовки к тренировке начальникам ГУ МЧС России по субъектам РФ СФО, спасательных воинских и поисково-спасательных формирований МЧС России предложено организовать работу ОШ ЛЧС (рабочих групп) и ОГ согласно получаемым вводным в ходе тренировки.

Во исполнение названного распоряжения заместителем начальника Главного управления МЧС России по <адрес> (по защите, мониторингу, предупреждению ЧС) утвержден график дежурства личного состава оперативной группы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно графику дежурства личного состава оперативного штаба с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 включен в график дежурства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Данный график дежурства доведен до ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует его роспись в тексте графика, где истец собственноручно указал «Доведен, не согласен».

ДД.ММ.ГГГГ в 11.31 час. ФИО1 оповещен о наличии команды явиться к месту сбора личного состава оперативного штаба

Вместе с тем, как установлено судом и не оспорено стороной истца, истец ФИО1 к месту сбора личного состава оперативного штаба по сигналу оповещения ДД.ММ.ГГГГ не прибыл.

В подтверждение надлежащего оповещения ФИО1 о необходимости прибыть в оперативный штаб ДД.ММ.ГГГГ, а также неисполнения им этой обязанности по ходатайству ответчика судом в качестве свидетелей допрошены ФИО10, ФИО11, ФИО12

Так, свидетель ФИО10 суду показал, что является заместителем начальника отдела оперативного планирования ГУ МЧС России по <адрес>. В соответствии с приказом ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Методическими рекомендациями по организации деятельности оперативных штабов ликвидации ЧС и оперативных групп территориальных органов МЧС России создается оперативный штаб, составляется график дежурства на неделю в составе двух смен. В случае наступления ЧС или повышенной готовности по решению начальника ГУ МЧС России по <адрес>, на основании его же приказа, сотрудники приглашаются в штаб для работы в ЧС или ликвидации последствий ЧС. В повседневной деятельности люди находятся дома, либо на рабочих местах. Приказ о привлечении сотрудников к сверхурочной работе издается только в случае ЧС. Для оперативного дежурства составляется график дежурств и сменность привлекаемых людей. ФИО1 не привлекался к дежурствам в ночное время и в выходные дни, согласно графику с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 должен был принимать участие в работе оперативного штаба, что в мирное время включает в себя построение, занятия, тренировки. Построение оперативного штаба осуществляется ежедневно. По вторникам проходят занятия. По четвергам в соответствии с приказом с 10-00 час. до 12-00 час. проходят тренировки. ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не прибывал на построения для инструктажа, а также не прибывал на тренировку.

Свидетель ФИО13 суду показала, что является заместителем начальника отдела кадровой, воспитательной работы ГУ МЧС России по <адрес>. В конце января 2016 года начальник отдела кадровой, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления ФИО9 собрал сотрудников и довел до их сведения, в том числе и до ФИО1, что ДД.ММ.ГГГГ необходимо явиться в оперативный штаб и заступить на дежурство. ФИО1 на дежурство должен был заступить в первую смену, однако заступить отказался, в связи с чем, за него на дежурство заступила ФИО12 Причины отказа ФИО1 дежурить ей не известны.

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО12 показала суду, что является инспектором отдела кадровой, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения ГУ МЧС России по <адрес>. На основании распоряжения начальника отдела кадровой, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления ФИО9ДД.ММ.ГГГГ дежурила во второй смене в оперативном штабе ЛЧС Главного управления, ей известно, что ФИО1 согласно графику дежурств должен был заступить на дежурство ДД.ММ.ГГГГ в первую смену. Однако на дежурство ФИО1 не явился, в связи с чем, ей пришлось заступить на дежурство вместо него. О необходимости прибыть на дежурство в оперативный штаб ЛЧС Главного управления всех сотрудников оповещают посредством сотовой связи, а также знакомят с графиком дежурств.

Оснований сомневаться в достоверности показаний свидетелей у суда не имеется, они стабильны, последовательны, согласуются с иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.

В своих объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ по факту неприбытия для участия в работе оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций ФИО1 указал, что должностным регламентом не предусмотрена его обязанность участвовать в работе оперативного штаба в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Приказом Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО1 вменено неисполнение п.п. 3 п. 3.1, п.п. 23, 24 п. 3.11 должностного регламента, выразившееся в невыполнении ДД.ММ.ГГГГ поручения начальника отдела кадровой, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления, отданного ДД.ММ.ГГГГ, по заступлению в состав оперативного штаба Главного управления с 25 по ДД.ММ.ГГГГ и не прибытию ДД.ММ.ГГГГ для участия в работе оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п.п. 2, 3 части 1 ст. 15 ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 47 ФЗ РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

В должностной регламент в числе прочего включаются должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы (пункт 2 части 2 статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ).

Согласно п. 6 служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГФИО1 обязан знать и исполнять регламенты МЧС России, правила внутреннего трудового распорядка, порядок работы со служебной информацией. Исполнять должностные обязанности, закрепленные в должностном регламенте, добросовестно, на высоком профессиональном уровне.

Пунктом 1.4 должностного регламента определено, что ведущий специалист-эксперт отдела кадровой, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления МЧС России по <адрес>ФИО1 подчиняется непосредственно начальнику отдела кадров.

Согласно п. 2.3 должностного регламента ведущий специалист-эксперт отдела кадров должен знать: организационную структуру, полномочия, функции и порядок деятельности органов управления и подразделений МЧС России, законодательных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти <адрес>, требования законодательных и иных нормативных правовых актов по защите государственной <данные изъяты> и обеспечению безопасности информации, современные формы и методы управления персоналом и воспитательной работы.

В соответствии с п.п. 2, 3 п. 3.1 должностного регламента истец обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 23, 24 п. 3.11 должностного регламента ФИО1 обязан принимать участие в оперативном реагировании на чрезвычайные ситуации и происшествия, происшедшие в <адрес>, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, выполнять другие распоряжения (указания) начальника отдела кадров, касающиеся служебной деятельности.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 ознакомлен под роспись с должностным регламентом ведущего специалиста-эксперта отдела кадровой, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления МЧС России по <адрес>.

Однако в нарушение распоряжения Сибирского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке к комплексной тренировке с органами управления и силами МЧС России по реагированию на чрезвычайные ситуации за рубежом», в нарушение утвержденного начальником Главного управления МЧС России по <адрес> (по защите, мониторингу, предупреждению ЧС) графика дежурства личного состава оперативной группы, распоряжения начальника отдела кадровой, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления МЧС России по <адрес>, в нарушение пп. 23, 24 п. 3.11 должностного регламента ФИО1ДД.ММ.ГГГГ не прибыл к месту сбора личного состава оперативного штаба по сигналу оповещения, в то время как выполнение поручений руководителя, а также принятие участия в оперативном реагировании на чрезвычайные ситуации и происшествия, происшедшие в <адрес>, прямо входит в должностные обязанности ФИО1

Таким образом, факт ненадлежащего исполнения ФИО1ДД.ММ.ГГГГ своих должностных обязанностей суд находит установленным.

В силу пп. 23, 24 п. 3.11 должностного регламента, Положения об оперативном штабе ликвидации чрезвычайных ситуаций Главного управления МЧС России по <адрес> истец обязан принимать участие в оперативном реагировании на чрезвычайные ситуации и происшествия, происшедшие в <адрес>, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, выполнять другие распоряжения (указания) начальника отдела кадров, касающиеся служебной деятельности, в том числе прибыть в распоряжение оперативного штаба для отработки вводных в ходе тренировок по распоряжению руководителя.

Однако данные обязанности ДД.ММ.ГГГГ истцом исполнены не были.

Доводы стороны истца о том, что возложение обязанности по заступлению ДД.ММ.ГГГГ на дежурство в оперативном штабе является привлечением к сверхурочной работе, суд также находит несостоятельными.

В соответствии с Положением об оперативном штабе ликвидации чрезвычайных ситуаций Главного управления МЧС России по <адрес>, утвержденным приказом Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, дежурство личного состава ОШ ЛЧС Главного управления организуется в две смены. График двух смен утверждается на неделю (п. 1.8).

В соответствии с п. 1.12 Положения сверхурочное время привлечения личного состава военнослужащих, сотрудников ФПС ГПС и федеральных государственных гражданских служащих к дежурству в составе ОШ ЛЧС Главного управления, а также в выходные и нерабочие праздничные дни фиксируется в журнале учета сверхурочного времени привлечения личного состава, ежесуточно, с момента начала работы ОШ ЛЧС Главного управления. Журнал учета сверхурочного времени привлечения личного состава Главного управления, заполняется и ведется начальником группы управления и взаимодействия ОШ ЛЧС Главного управления. Журнал учета прошивается, скрепляется печатью и регистрируется в общем отделе Главного управления, далее хранится в папке с документацией начальника группы управления и взаимодействия.

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГФИО1 к сверхурочной работе не привлекался, команда явиться к месту сбора личного состава оперативного штаба поступила ДД.ММ.ГГГГ в рабочее время, в первой половине рабочего дня.

Не исполнив распоряжение начальника отдела кадровой, воспитательной работы, профессиональной подготовки и психологического обеспечения Главного управления, не заступив ДД.ММ.ГГГГ в состав оперативного штаба Главного управления, не явившись по сигналу оповещения для участия в работе оперативного штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций, по мнению суда, ФИО1 не исполнил возложенные на него должностные обязанности, что наделяло ответчика правом применить к ФИО1 предусмотренное ст. 57 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Каких-либо нарушений ответчиком срока и порядка привлечения истца к дисциплинарной ответственности в ходе судебного разбирательства не установлено.

В силу ч. 4 ст. 57 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Срок привлечения истца к дисциплинарной ответственности ответчиком соблюден. Начальнику Главного управления МЧС России по <адрес> о совершении ФИО1 дисциплинарного проступка стало известно ДД.ММ.ГГГГ, приказ о привлечении истца к дисциплинарной ответственности издан ДД.ММ.ГГГГ, то есть в сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 57 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

По распоряжению начальника Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по факту совершения ФИО1 дисциплинарного проступка в соответствии с ч. 2 ст. 58 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» проведена служебная проверка, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ утверждено заключение.

До применения дисциплинарного взыскания в соответствии с ч. 1 ст. 58 ФЗ РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» у ФИО1 затребовано письменное объяснение. Такое объяснение истцом дано ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что факт неисполнения ФИО1 без уважительных причин должностных обязанностей нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, требования истца о признании незаконными и отмене приказа о применении дисциплинарного взыскания от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 ча к Главному управлению МЧС России по <адрес> о признании незаконным и отмене приказа от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к дисциплинарной ответственности оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.