ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1539/21 от 09.11.2021 Волжского городского суда (Республика Марий Эл)

Дело №2-1539/21

УИД 12RS0001-01-2021-002598-83

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Волжск 09 ноября 2021 года

Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Тукмановой Л.И., при секретаре судебного заседания Шайхутдиновой Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулагина А. А.овича, Кулагиной Л. В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Кулагина Я. А., к Акционерному обществу «Авиакомпания «РОЯЛ ФЛАЙТ» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Кулагин А.А., Кулагина Л.В. действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Кулагина Я.А., обратились в суд с вышеназванным иском, указывая, что 05 мая 2021 года Кулагиным А.А. в кассе продажи билетов г.Певек Чукотского автономного округа был куплены авиабилеты на авиарейс авиакомпании Акционерного общества «Авиа компания «РОЯЛ ФЛАЙТ» из г.Казани в г.Сочи на себя, Кулагину Л.В. и ребенка Кулагина Я.А.

Одновременно были куплены авиабилеты на обратный рейс, этой же компании RL214 из г.Сочи в г.Казань на 11 июля 2021 года на 19 часов 15 минут на троих.

Стоимость билетов для взрослых была разной 9385 рублей, 8185 рублей, а для ребенка 6610 рублей. Всего общая стоимость составила 24180 рублей.

Возвращаясь обратно с отдыха, по прибытию в аэропорт г.Сочи, на табло не оказалось рейса истцов. В справочной аэропорта сообщили, что время рейса было изменено и самолет вылетел раньше. По какой причине так произошло, истцам никто не пояснил. на требование предоставить документ, что самолет улетел раньше, истцам отказали, предложив обратиться в авиакомпанию, которая выполняла рейс. Обменивать авиабилеты отказались. Истцам пришлось на последние деньги покупать билеты, искать питание и ночлег.

Вернувшись домой в адрес ответчика была направлена претензия о возмещении стоимости билетов и компенсации морального вреда. Ответом от 06.09.2021 за авиаперевозчик согласился выплатить стоимость билетов, но отказался возмещать моральный вред. Позднее стоимость билетов была истцам выплачена, но в меньшем размере.

Кулагин А.А., Кулагина Л.В. действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Кулагина Я.А., просят суд взыскать с Акционерного общества «Авиакомпания «РОЯЛ ФЛАЙТ» компенсацию морального вреда в пользу Кулагина А. А.овича в размере 100000 рублей, в пользу Кулагиной Л. В. в размере 100000 рублей, в пользу Кулагина Я. А. в размере 100000 рублей. Взыскать штраф за неисполнение требований потребителей в добровольном порядке в пользу каждого истца по делу.

Истец Кулагина Л.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Кулагина Я.А. (2014 года рождения), в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что вылет должен был быть 11.0.2021 Акционерного общества «Авиакомпания «РОЯЛ ФЛАЙТ», а улетели 12.07.2021 самолетом другой авиакомпании. В аэропорту г.Сочи им сказали, что нет представителя от Акционерного общества «Авиакомпания «РОЯЛ ФЛАЙТ». Нашли через интернет номер телефона Акционерного общества «Авиакомпания «РОЯЛ ФЛАЙТ» и позвонили на горячую линию. Оператор пояснил мужу, что в данной ситуации ничем помочь не могут. Единственное - это купить билеты на ближайший рейс. Деньги, потраченные на билеты ответчик вернул, после получения претензии. Компенсацию морального вреда отказался выплачивать. Кроме них еще была семейная пара, которая тоже не смогла вылететь тем же рейсом. Должны были прилететь в г.Казань 11.07.2021, так как на 12.07.2021 ребенок был записан на прием в Чебоксарский филиал ФГАУ «НМИЦ «МНТК» Микрохирургия глаза» им.акад.С.Н.Федорова, ребенок стоит на учете в данном учреждении. Получилось так, что 12.07.2021 не смогли приехать, перенесли запись на 16.07.2021, а уже на 20.07.2021 назначили операцию.

Ребенок тоже переживал очень, хотел домой, он знал, что 12.07.2021 ему нужно ехать в клинику. На последние деньги купили в аэропорту ребенку порцию пельменей за 400 рублей. Спали сидя, так как в комнате матери и ребенка было очень много с грудными детьми, стоял плач и сын сразу сказал, что спать здесь невыносимо.

В интернете на официальной странице компании Акционерного общества «Авиакомпания «РОЯЛ ФЛАЙТ» нет таких номеров, с которого поступали звонки 05.07.2021на телефон мужу.

Представитель истца Кулагиной Л.В.Купцов А.М. суду пояснил аналогичное изложенному в иске.

Истец Кулагин А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Акционерного общества «Авиакомпания «РОЯЛ ФЛАЙТ» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Представил отзыв на исковое заявление в котором просил в иске отказать в полном объеме. Указал, что следуя требованиям п.74 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", перевозчик заблаговременно (за 6 дней до вылета) должным образом произвел уведомление истцов об изменении времени вылета рейса RL-214 с 19ч.15 мин. 11.07.2021 на 06ч.50мин. 11.07.2021. Поскольку при оформлении заказа истцами не был указан адрес электронной почты, оповещение об изменении времени вылета рейса производилось 05.07.2021 по телефону 7(924)668-10-49. Учитывая, что звонок абонентом принят не был, оператором было отправлено голосовое сообщение. Сумма компенсации морального вреда носит чрезмерный характер, не соответствующий требованиям разумности и справедливости и не соответствует обстоятельствам дела.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В соответствии с п.1, 2 ст.786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Установлено, что 05 мая 2021 года истцы приобрели авиабилеты на авиарейс N RL-214 авиакомпании Акционерного общества «Авиакомпания «РОЯЛ ФЛАЙТ» из г.Сочи в г.Казань на 11 июля 2021 года на рейс в 19 часов 15 минут на троих.

Стоимость билетов для взрослых была разной 9385 рублей и 8185 рублей, а для ребенка 6610 рублей. Всего общая стоимость составила 24180 рублей.

Возвращаясь обратно с отдыха, по прибытию в аэропорт г.Сочи, истцы не увидели на табло сведения о рейсе, которым они должны были лететь из г.Сочи в г.Казань. В справочной аэропорта истцам сообщили, что время рейса было изменено и самолет вылетел раньше. Истцам пришлось на последние деньги, покупать билеты, искать питание и ночлег.

Истцами были приобретены билеты на авиарейс компании «Нордвин» на 12 июля 2021 года на 10ч. 05 мин.

Вернувшись домой, истцы в адрес ответчика направили претензию о возмещении стоимости билетов и компенсации морального вреда.

Письмом от 06.09.2021 за АО «Авиакомпания «РОЯЛ ФЛАЙТ» авиаперевозчик согласился выплатить стоимость билетов, но отказался возмещать моральный вред.

Истица Кулагина Л.В. в судебном заседании подтвердила, что стоимость билетов ответчиком была возмещена, но в меньшем размере.

Истцами представлена детализация оказанных услуг абонентскому номеру 924-668-10-49 за период с 04.07.2021 по 07.07.2021, из которой следует, что 05.07.2021 на указанный номер поступало несколько звонков с разных регионов Российской Федерации. Какой именно звонок поступил от АО «Авиакомпания «РОЯЛ ФЛАЙТ» не ясно, так как авиабилеты не содержат сведения о телефонах авиакомпании, а на официальном сайте ответчика указан номер, с которого звонки и сообщения истцам не поступали.

Таким образом, доказательств своевременного информирования истца об изменении времени вылета рейса №RL-214 ответчиком не представлено.

В п.74. Приказа Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 15.09.2020) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" указано, что в случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, грузоотправителей, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом.

В пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Согласно ст.103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.

В ст.116 Воздушного кодекса Российской Федерации указано, что перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

Установив факты нарушения ООО "Авиакомпания "ВИМ-АВИА" прав потребителя М.Е. в результате нарушения обязательств по заключенным с истцом договорам воздушной перевозки, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.

При таком положении, принимая во внимание существо допущенных ответчиком нарушений прав потребителя, повлекших переживания истцов, с учетом объема и характера нравственных страданий и переживаний, причиненных истцу изменением времени рейса на более раннее, чем указано в билете АО «Авиакомпания «РОЯЛ ФЛАЙТ», учитывая положения статей 151 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, требования разумности и справедливости, размер денежной компенсации морального вреда следует определить в сумме 10000 рублей на каждого истца.

Согласно ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В связи с изложенным требование истцов о взыскании компенсации морального вреда подлежат частичному удовлетворению. С ответчика в пользу каждого истца следует взыскать компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей в пользу каждого.

Согласно п.6 ст.13 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В соответствии с требованиями действующего законодательства суд, исходя из того, что ответчиком своевременно не удовлетворены требования потребителя в добровольном порядке, приходит к выводу о взыскании с ответчика штрафа. Размер штрафа составляет в размере 15000 руб. из расчета (10000 +10000 +10000) х50%).

Таким образом, с ответчика в пользу каждого истца подлежит взысканию штраф в размере 5000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кулагина А. А.овича, Кулагиной Л. В. действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Кулагина Я. А. к Акционерному обществу «Авиакомпания «РОЯЛ ФЛАЙТ» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Акционерного общества «Авиакомпания «РОЯЛ ФЛАЙТ» в пользу Кулагина А. А.овича в счет компенсации морального вреда 10000 рублей, штраф в размере 5000 рублей.

Взыскать с Акционерного общества «Авиакомпания «РОЯЛ ФЛАЙТ» в пользу Кулагиной Л. В. в счет компенсации морального вреда 10000 рублей, штраф в размере 5000 рублей.

Взыскать с Акционерного общества «Авиакомпания «РОЯЛ ФЛАЙТ» в пользу Кулагиной Л. В., действующей в интересах несовершеннолетнего Кулагина Я. А., в счет компенсации морального вреда 10000 рублей, штраф в размере 5000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Тукманова Л.И.

В окончательной форме решение изготовлено 16 ноября 2021 года.