Дело № 2-153/2020
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2020 года г. Углегорск
Углегорский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи – Манаевой М.А.,
при секретаре судебного заседания – Ли Е.В.,
с участием Углегорского городского прокурора – Лычкина К.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика – ООО «Порт Углегорский» – ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Углегорского городского суда гражданское дело по иску Сахалинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Порт Углегорский» о возложении обязанности получить заключение государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море,
У С Т А Н О В И Л:
20.02.2020 Сахалинский транспортный прокурор обратился в Углегорский городской суд Сахалинской области в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Порт Углегорский» (далее – ООО «Порт Углегорский») о возложении обязанности получить заключение государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море в течение 01 года со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что Сахалинской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании предприятиями, осуществляющими перегрузку угля в морских портах Сахалинской области, в результате которой установлено, что на основании бессрочной лицензии ответчик осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам в морских портах. В нарушение норм ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», ФЗ от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», деятельность, осуществляемая ООО «Порт Углегорский», не проходила оценку на соответствие требованиям природоохранного законодательства, которая реализуется через механизм проведения государственной экологической экспертизы, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, проживающих в Углегорском районе, на благоприятную окружающую среду.
В судебное заседание вызывалось и не явилось третье лицо – Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора, о дате и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщило, ходатайств об отложении не заявляли.
Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
В судебном заседании прокурор, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Порт Углегорский» ФИО1, действующий на основании доверенности, против удовлетворения искового требования не возражал, пояснил, что действительно у Общества на момент проверки отсутствовало заключение государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море, вместе с тем в настоящий момент все необходимые меры для ее получения принимаются. Срок, который в исковом заявлении указывает прокурор считает достаточным.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 4 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно ст.ст. 32, 33 Федерального закона № 7-ФЗ, оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
Обеспечение экологической безопасности при проведении работ во внутренних морских водах и в территориальном море, предотвращение загрязнения морской среды внутренних морских вод и территориального моря отнесены ст. 32.1 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 155-ФЗ) к основным принципам защиты и сохранения морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря.
Отношения в области экологической экспертизы регулируются Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ).
Статьей 1 Федерального закона № 174-ФЗ определено, что экологическая экспертиза – это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Конституционный Суд РФ в своем определении от 29.05.2012 N 1146-О указал, что Федеральный закон «Об экологической экспертизе» регулирует отношения в области экологической экспертизы и направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду. Государственная экологическая экспертиза является правовым средством обеспечения выполнения экологических требований, гарантирующих защиту и сохранение окружающей среды, способом реализации права каждого на благоприятную окружающую среду; она представляет собой источник экологически значимой информации и служит средством доказывания при разрешении споров в сфере охраны окружающей среды. Федеральный законодатель при регулировании отношений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности обладает дискрецией в выборе объектов экологической экспертизы. Целью экологической экспертизы является не только предотвращение негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду, но и предупреждение связанных с нею социальных, экономических последствий реализации объекта экологической экспертизы, которые способны снижать уровень жизни людей.
Экологическая экспертиза как установление соответствия документов, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную деятельность, экологическим требованиям проводится в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду; она основывается на презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной, иной деятельности и обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы (статьи 1 и 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе»).
Согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 34 Федерального закона № 155-ФЗ государственная экологическая экспертиза во внутренних морских водах и в территориальном море является обязательной мерой по защите морской среды и сохранению природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря; организуется и проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об экологической экспертизе.
Государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Объектами государственной экологической экспертизы являются проекты федеральных программ, другие документы и (или) документация, имеющие отношение к региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, рыболовству, созданию, эксплуатации, использованию искусственных островов, установок, сооружений, прокладке подводных кабелей, трубопроводов, проведению буровых работ, захоронению грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ, во внутренних морских водах и в территориальном море, а также обосновывающие другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море.
Федеральный закон № 174-ФЗ устанавливает перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня, который закреплен в ст. 11 данного Федерального закона.
Как следует из пункта 7 ст. 11 Федерального закона № 174-ФЗ к ним отнесены объекты государственной экологической экспертизы, указанные, в том числе, в Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (ч. 3 ст. 34 Федерального закона № 155-ФЗ).
Таким образом, в силу вышеуказанных императивных предписаний осуществление любой хозяйственной деятельности во внутренних морских водах, территориальном море (реализация объекта экологической экспертизы) без положительного заключения государственной экологической экспертизы является нарушением названных выше положений федеральных законов.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 03.06.2020 года, Устава, ООО «Порт Углегорский» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является деятельность морского пассажирского транспорта, к дополнительным видам деятельности, в том числе, относятся: деятельность морского грузового транспорта; деятельность вспомогательная, связанная с водным транспортом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ООО «Порт Углегорский» имеет бессрочные лицензии МР-1 № от ДД.ММ.ГГГГ и МР-4 № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов; на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах соответственно.
Как видно из приложения № к лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Порт Углегорский» при осуществлении лицензируемого вида деятельности (перевозка морским транспортом опасных грузов) использует следующие суда: <данные изъяты>
Согласно приложению № к лицензии от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Порт Углегорский» при осуществлении лицензируемого вида деятельности эксплуатируются производственные объекты: причалы №№, 7, 3, 2 терминала Углегорск морского порта Шахтерск на основании договоров аренды №/ДО-11 от ДД.ММ.ГГГГ, №/ДО-11 от ДД.ММ.ГГГГ, №/ДО-10 от ДД.ММ.ГГГГ, №/ДО от ДД.ММ.ГГГГ соответственно, класс опасных грузов, допущенных к перегрузке, 4 подкласс 4.2. При этом, ООО «Порт Углегорский» используются указанные в приложении № 6 к данной лицензии суда.
Как следует из договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Порт Углегорский» арендует у ФГУП «Росморпорт» земельные участки оснащённые в том числе причалами, слипами, производственными зданиями в границах г. Углегорска, относительно ориентира Северный порт.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, на основании установленных данных суд приходит к выводу, что ООО «Порт Углегорский» при осуществлении своей деятельности по выполнению работ по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад; по перевозке морским транспортом опасных грузов, обязано иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Вместе с тем, осуществляемая ООО «Порт Углегорский» деятельность не проходила оценку на соответствие требованиям природоохранного законодательства, которая реализуется посредствам проведения государственной экологической экспертизы.
Данное обстоятельство в судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось.
Вышеуказанные нарушения требований действующего природоохранного законодательства влекут за собой нарушение конституционного права неопределенного круга лиц, проживающих в Углегорском районе, на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах, когда ответчиком не исполнена обязанность по получению заключения государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море, требование Сахалинского транспортного прокурора суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Как следует из смысла ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Сахалинским транспортным прокурором заявлено требование о возложении на ответчика обязанности в течение 01 года с момента вступления решения суда в законную силу получить заключение государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море. Данный срок, по мнению суда, является разумным и достаточным для выполнения указанных требований. Обстоятельств, позволяющих суду установить для ответчика больший срок для выполнения возложенной обязанности, суду не приведено.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные последним судебные расходы, пропорционально удовлетворенным требованиям. Согласно ч.2 ст.88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
В силу подпункта 3 пункта 1 ст.333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина уплачивается для физических лиц в размере 300 рублей, для организаций – 6 000 рублей.
На основании части 1 статьи 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождается прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Поскольку прокурором предъявлен неимущественный иск, исковое требование удовлетворено судом в полном объеме, требование предъявлено в интересах неопределенного круга лиц, суд считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое требование Сахалинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Порт Углегорский» о возложении обязанности получить заключение государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море, – удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Порт Углегорский» в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу получить заключение государственной экологической экспертизы на осуществление хозяйственной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Порт Углегорский» государственную пошлину в бюджет Углегорского городского округа в размере 300 (триста) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором представление, в Сахалинский областной суд через Углегорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий М.А. Манаева