Дело № 2-153/2020
УИД 88RS0002-01-2020-000249-20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 декабря 2020 года с. Байкит
Байкитский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Навгиновой В.В.,
при секретаре Иванченко Н.А.,
с участием представителе административных истцов по доверенности – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2, Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Таимба» (Кузница), Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (Взывающий), Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Мадра» (Чуткая) о признании незаконным бездействия Эвенкийского районного Совета депутатов четвертого созыва, выразившееся в не рассмотрении обращений по вопросу образования территории традиционного природопользования Кроенных малочисленных народов Севера Российской Федерации, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, местного значения, и устранении нарушений,
у с т а н о в и л:
ФИО2 и др. обратились в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что в августе 2020 года они обратились в действующий Эвенкийский районный Совет депутатов (далее- ЭРСД) с заявлениями об образовании территорий традиционного пользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, местного значения, на основании Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных нардов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее-Закон о ТТП) и статьи 10 Закона Красноярского края от 25.11.2010 № 11-5343 «О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Красноярского края» (далее – Закон № 11-5343). «Таимба» подала заявление (вх.№ 345 от 26.08.2020 г.) об образовании указанной территории, площадью <данные изъяты> га, расположенной в Ошаровском участковом лесничестве КГБУ «Байкитское лесничество» Эвенкийского муниципального района Красноярского края. «Кунноир» обратилась с аналогичным заявлением (вх. № 346 от 26.08.2020г.) на территорию, площадью <данные изъяты> га, расположенной в Байкитском и Ошаровском участковых лесничествах; «Мадра» (вх. № 344 от 26.08.2020 г.)- на территорию, площадью <данные изъяты> га, расположенной в Ошаровском и Байкитском участковых лесничествах; ФИО2 – представитель коренного малочисленного народа Севера – кето: 28.08.2020 г. (вх. № 358 от и при01.09.2020г.) на территорию <данные изъяты> га, расположенной в Суломайском участковом лесничестве. К каждому заявлению они приложили документы, необходимые для образования указанных территорий: документы, подтверждающие правоспособность заявителей, карты-схемы планируемых к образованию территорий, описания границ, координат поворотных точек границ планируемых территорий, сопроводительные письма ООО «Красохота», выполнившего подготовку документов. В их поддержку и в целях оказания содействия местная общественная организация «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера «Арун» (Возрождение) также направила в ЭРСД обращение 31.08.2020г. № А-195 (вх. № 359 от 01.09.2020 г.). В данном обращении «Арун» предложила включить в повестку дня очередной (сентябрь2020 г.) сессии вопрос об образовании указанных территорий. При этом Ассоциация приложила проект положения ТТП и проект решения. В ответ на свои обращения административные истцы каждый получили письма за подписью исполняющего полномочия председателя Совета ФИО3 идентичного содержания. В данном письме указано, что для разработки нормативно-правового акта об образовании территории традиционного природопользования КМНС, проживающих на территории района, местного значения, направлено Главе Эвенкийского муниципального района. В 20-х числах сентября т.г. состоялась очередная сессия ЭРСД. Однако в повестку дня разрешение вопроса о рассмотрении их обращений не было включено. После завершения сессии в дополнение к ранее направленным ответам председатель ЭРСД ФИО4 направил им письма идентичного содержания, из которых следует, что на ХХ очередной сессии ЭРСД их обращения рассмотрены не были. Также в этих письмах указано, что на постоянной комиссии по делам коренных малочисленных народов Севера и сельскому хозяйству ЭРСД в рамках работы указанной сессии было рассмотрено обращение Ассоциации «Арун». Приложенное к письмам решение Комиссии от 22.09.2020 № 89 также подтверждает факт отсутствия рассмотрения их обращений на сессии. Кроме того в данном решении идет речь о разработке некоего «порядка» (положения) образования ТТП местного значения, что не соответствует полномочиям и противоречит Федеральному закону от 07.05.2001 № 49-ФЗ о ТТП, статья 8 которого прямо регулирует порядок образования таких территорий. Обращение «Арун» само по себе не являлось собственно заявлением об образовании указанных территорий, а направлено на защиту их прав и интересов. Ссылаясь на положения указанного Федерального закона о ТТП, Устав Эвенкийского муниципального района Красноярского края, считает, что принятие решения о создании на территории района территории традиционного природопользования местного значения входит в компетенцию ЭРСД, который уполномочен разрешить данный вопрос в период сессии коллегиально. Данное также подтверждается Кассационным определением Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.01.2020 г. по делу № 88А-291/2020. Это решение судом принято по аналогичному иску ФИО2 об оспаривании ответа председателя ЭРСД на его заявление об образовании ТТП. Данный ответ кассационным судом признан незаконным. Однако до настоящего времени ни на одной сессии ЭРСД заявление ФИО2 не рассмотрено, в нарушение кассационного определения вопрос по существу не разрешен. Просили признать незаконным бездействие Эвенкийского районного Совета депутатов IV созыва, выразившееся в не рассмотрении обращений ФИО2, Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Таимба» (Кузница), Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (Взывающий), Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Мадра» (Чуткая) по вопросу образования территории традиционного природопользования Кроенных малочисленных народов Севера Российской Федерации, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, местного значения, и обязать ЭРСД рассмотреть их обращения и принять по существу поставленных в данных обращениях вопросов решение на ближайшей сессии по вступлению решения суда в законную силу в соответствии с нормативными правовыми актами, регулировавшими порядок образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера местного значения, действовавшими на момент подачи указанных обращений (заявлений) в ЭРСД.
Административные истцы в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административных истцов – ФИО1 требования поддержал, пояснив, что административные истцы хотят получить коллегиальный ответ – решение на их обращения, которое будет принято после коллегиального рассмотрения на сессии ЭРСД. Тем самым административные истцы хотят, чтобы Совет депутатов, как коллегиальный орган, отреагировал на их обращения, положительно или отрицательно. Также пояснил, что ссылка административного ответчика на разработку какого-либо порядка (положения) также создает угрозу нарушения прав и законных интересов административных истцов, поскольку тоже может привести к затягиванию рассмотрения их обращений и принятия решения. К тому же после принятия такого порядка может потребоваться подготовка новых документов, которые также приведут к затягиванию процесса принятия решения. Административные истцы обратились в ЭРСД не в рамках правотворческой инициативы, а в соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона о ТТП, который прямо указывает, что образование ТТП осуществляется на основании обращений граждан, относящихся к малочисленным народам Севера, и общин малочисленных народов. То есть административный ответчик неправильно определил правовую природу обращений административных истцов.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, представив письменные возражения на административное исковое заявление, в котором также просил рассмотреть дело без его участия.
В своих возражениях, представитель административного ответчика указал, что в соответствии со ст. 44 Регламента ЭРСД, вносимый в Совет проект решения должен быть изложен в виде правовых предписаний. Проекты решений Совета депутатов представляются к рассмотрению вместе с пояснительной запиской. В соответствии с п. 2.9 Порядка принятия решений ЭРСД при внесении проекта в Совет депутатов субъектом права правотворческой инициативы вместе с текстом проекта должны представлены и другие документы. Заявления административных истцов не соответствовали предъявляемым требованиям. Одновременно с данными заявлениями поступило обращение другой местной общественной организации Ассоциация «Арун» с приложением проекта решения. С целью разобраться в сложившейся ситуации ЭРСД принято решение рассмотреть обращение «Арун» в рамках работы 20 сессии на заседании постоянной комиссии по делам КМНС. В связи с этим утверждение заявителей о незаконном бездействии со стороны ЭРСД является неверным. Заявления не являлись проектом решения ЭРСД и принятия отдельного решения Совета депутатов по ним не требовалось. Заявления были рассмотрены по существу и заявителям направлены ответы. Для образования ТТП местного значения необходим порядок (положение) образования таких территорий, что и поручено разработать Комиссии по делам КМНС. Дальнейшим результатом рассмотрения заявлений административных истцов стало внесение проекта Решения «Об утверждении Положения о порядке образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района, местного значения и перечня документов, необходимых для принятия решения об образовании территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района, местного значения». Требования о рассмотрении обращений в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими на момент обращения, не является уместным, поскольку ни федеральным, ни региональным законодательством порядок образования ТТП не определен. Данный вопрос будет урегулирован после принятия ЭРСД соответствующего решения, проект которого будет рассмотрен на ближайшей сессии Совета депутатов с 14 по 21 декабря 2020 года. В том числе будет решено, какой пакет документов должен представить заявитель и документы заявителей, соответственно, будут рассмотрено только в соответствии с новым порядком.
Выслушав представителя административных истцов, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" образование территорий традиционного природопользования местного значения осуществляется решениями органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.
В судебном заседании установлено и не опровергнуто административным ответчиком, что административные истцы относятся к лицам, имеющим право на обращение об образовании территорий традиционного природопользования местного значения.
Как следует из материалов дела, СРКОМНС «Таимба» (Кузница) обратилась в Эвенкийский районный Совет депутатов IV созыва с заявлением об образовании территории традиционного природопользования местного значения от 25.08.2020 г. Заявление зарегистрировано в ЭРСД за вх. № 343 от 26.08.2020 г.
СРОКМНС «Кунноир» (Взывающий) обратился с аналогичным заявлением от 25.08.2020 г., зарегистрировано за вх.№ 346 от 26.08.2020 г.
СРОКМНС «Мадра» (Чуткая) обратилась с заявлением от 25.08.2020 г., зарегистрировано за вх. № 344 от 26.08.2020 г.
ФИО2 обратился с заявлением от 28.08.2020 г., зарегистрировано за вх.№ 358 от 01.09.2020 г.
К данным обращениям административные истцы приложили документы, обосновывающие их доводы.
На обращения административным истцам каждому направлен ответ от 28.08.2020 г. за подписью исполняющей полномочия Председателя ФИО5 ФИО3 одного и того же содержания.
В частности, в ответах указано, что для разработки нормативно-правового акта об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, местного значения направлено Главе Эвенкийского муниципального района.
Из решения ЭРСД от 25 сентября 2020 года следует, что в повестку дня 20й сессии Совета депутатов рассмотрение обращений административных истцов не включено.
09 октября 2020 года за подписью Председателя ЭРСД административным истцам разослано письмо, из которого следует, что на постоянной комиссии по делам коренных малочисленных народов Севера и сельскому хозяйству Эвенкийского районного Совета депутатов в рамках работы 20 сессии ЭРСД рассмотрено обращение местной общественной организации ассоциация «Арун» (Возрождение) коренных малочисленных народов Севера об образовании территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, местного значения. В результате работы Комиссии принято решение от 22.09.2020 г. № 89 «Об обращении местной общественной организации Ассоциация «Арун» (Возрождение) коренных малочисленных народов Севера «Об образовании территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, местного значения», которым поручено Комиссии подготовить проект решения ЭРСД «О порядке (Положении) образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, местного значения. Копи решения приложена.
Согласно данному решению, кроме поручения подготовить проект вышеуказанного решения, также поручено провести публичные слушания по проекту решения. Председателю Комиссии поручено уведомить заявителей о принятии настоящего Решения. Рассмотреть данный вопрос на очередной декабрьской сессии ЭРСД.
К своим возражениям представитель ЭРСД приложил нормативно правовые акты, регулирующие порядок деятельности ЭРСД.
Согласно Регламенту ЭРСД (ст. 43) предусмотрено, проекты решений в Совет депутатов могут вноситься инициативной группой граждан в порядке правотворческой инициативы.
Согласно Уставу ЭМР Красноярского края (п. 15.2 ч. 1 ст. 16) основными полномочиями Районного Совета депутатов, кроме прочих, является принятие решения об образовании на территории муниципального района территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Таким образом, в силу вышеизложенных положений, именно Эвенкийский районный Совет депутатов наделен полномочиями по принятию решения об образовании на территории муниципального района территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Между тем обращения административных истцов не являются правотворческой инициативой, в значении придаваемым нормативно правовыми актами, регулирующими деятельность ЭРСД.
Обращаясь в ЭРСД, административные истцы реализовали свое право, гарантированное им Федеральным законом от 07.05.2001 № 49-ФЗ, в статье 8 которой, прямо указано именно об обращении, и об обязанности органов местного управления на принятие решения.
Следовательно, доводы ФИО1 о том, что административным ответчиком неправильно определена правовая природа обращений административных истцов, являются обоснованными.
Более того, кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15.01.2020 года рассмотрена кассационная жалоба ФИО2 Поводом обращения в суд первой инстанции явился ответ ЭРСД на его заявление от 19 марта 2019 года, который рассмотрен единолично Председателем ЭРСД.
Кассационный суд указал, что принятие решение о создании на территории муниципального района территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов местного значения входит в компетенцию Эвенкийского районного Совета депутатов, который уполномочен разрешить данный вопрос в период сессии коллегиально.
В связи с этим суд пришел к выводу о том, что оспариваемый ответ, из которого следует, что заявление ФИО2 рассмотрено Председателем Совета депутатов единолично в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», с нарушением компетенции и установленного порядка разрешения поставленного в заявлении вопроса, что послужило основанием для признания письма от 2 апреля 2019 года № 137 незаконным.
Исходя из того, что вновь рассматриваемые спорные отношения имеют одно и то же основание, суд считает, что вышеуказанное кассационное определение имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего административного дела.
Следовательно, обращения административных истцов, рассмотрены исполняющей полномочия Председателя ЭРСД единолично вновь с нарушением компетенции и установленного порядка разрешения поставленного в заявлении вопроса.
И как следствие, бездействие Эвенкийского районного Совета депутатов IV созыва, выразившееся в не рассмотрении коллегиально обращений административных истцов, также является незаконным.
При таких обстоятельствах административные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, требования административных истцов о возложении на административного ответчика обязанности принять решение по существу поставленных в их обращениях вопросов в соответствии с нормативными правовыми актами, регулировавшими порядок образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера местного значения, действовавшими на момент подачи указанных обращений (заявлений) в ЭРСД, суд считает излишне заявленными и необоснованными.
Как следует из вышеприведенного кассационного определения, суд кассационной инстанции установил, что нормативный правовой акт, регламентирующий порядок образования территорий традиционного природопользования местного значения на территории Эвенкийского муниципального района, отсутствует.
Проводя аналогию, в соответствии с названным Федеральным законом от 07.05.2001 № 49-ФЗ Правительство Красноярского края Постановлением от 18 июня 2017 г. № 421-п утвердило Порядок образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края, краевого (регионального) значения и перечня документов, необходимых для принятия решения об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Красноярского края, краевого (регионального) значения, который регулирует сходные со спорными, правоотношения.
Учитывая объем работы, необходимой для принятия решения об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов РФ, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, местного значения, суд считает, что принятию решения должна предшествовать определенная подготовительная работа, в связи с чем ЭРСД вправе установить и закрепить нормативно процедуру, предшествующую принятию решения об образовании территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории ЭМР Красноярского края, местного значения.
В связи с отсутствием такой нормативно закрепленной процедуры (порядка) суд не считает возможным и необходимым возлагать на административного ответчика обязанность принять решение именно в соответствии с нормативными правовыми актами, регулировавшими порядок образования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера местного значения, действовавшими на момент подачи указанных обращений (заявлений) в ЭРСД, ввиду отсутствия такого порядка.
Доводы ФИО1 о том, что статья 8 Федерального закона от 07.05.2001 г. № 49-ФЗ, озаглавленная как Порядок образования ТТП, уже дает прямое указание на принятие решения, суд считает неправильным толкование данной нормы закона.
Действительно, данная норма, указывая на порядок принятия решений об образовании ТТП местного значения, имеет в виду, в какой форме и какому органу необходимо разрешать вопросы образования таких территорий, но не сам процесс (процедуру) принятия решения.
Кроме того требования в вышеуказанной части сформулированы не четко, носят общий характер, что может привести к затруднениям при исполнении решения суда.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении.
Поскольку по существу факт нарушения прав административных истцов в ходе судебного разбирательства установлен, в связи с чем административные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск ФИО2, Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Таимба» (Кузница), Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (Взывающий), Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Мадра» (Чуткая) о признании незаконным бездействия Эвенкийского районного Совета депутатов четвертого созыва, выразившееся в не рассмотрении обращений по вопросу образования территории традиционного природопользования Кроенных малочисленных народов Севера Российской Федерации, проживающих на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края, местного значения, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Эвенкийского районного Совета депутатов четвертого созыва, выразившееся в не рассмотрении обращений ФИО2 от 28.08.2020 года вх.№ 358, Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Таимба» (Кузница) от 25.08.2020 г. вх. № 343, Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (Взывающий) от 25.08.2020 г. вх. № 346, Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Мадра» (Чуткая) от 25.08.2020 г. № 344.
Обязать Эвенкийский районный Совет депутатов четвертого созыва рассмотреть обращения ФИО2 от 28.08.2020 года вх.№ 358, Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Таимба» (Кузница) от 25.08.2020 г. вх. № 343, Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Кунноир» (Взывающий) от 25.08.2020 г. вх. № 346, Семейной (родовой) общины коренных малочисленных народов Севера «Мадра» (Чуткая) от 25.08.2020 г. № 344 и принять решение по существу поставленных в данных обращениях вопросов на ближайшей сессии по вступлению настоящего решения в законную силу.
Об исполнении настоящего решения административному ответчику необходимо сообщить административному истцу и суду в течение десяти дней со дня исполнения настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца через Байкитский районный суд.
Председательствующий В. В. Навгинова