ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-153/2013 от 04.02.2013 Дубовского районного суда (Волгоградская область)

 Дело № 2-153/2013

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 04 февраля 2013 года г. Дубовка Волгоградской области

 Дубовский районный суд Волгоградской области в составе:

 председательствующего судьи Калинина С.С.

 при секретаре Макаровой Н.В.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грешнова Андрея Петровича к Совету депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, муниципальному образованию Лозновское сельское поселение в лице главы Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, о взыскании денежного содержания, денежных средств в счёт оплаты отпуска, дополнительных выплат, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов, встречному иску Совета депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> к Грешнову Андрею Петровичу о взыскании выплаченной заработной платы,

 УСТАНОВИЛ:

 Истец Грешнов А.П. обратился в Дубовский районный суд <адрес> с иском к ответчикам Совету депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, муниципальному образованию Лозновское сельское поселение в лице главы Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, о взыскании денежного содержания, денежных средств в счёт оплаты отпуска, дополнительных выплат, компенсации морального вреда, в обоснование иска указывая, что на муниципальных выборах ДД.ММ.ГГГГ он был избран депутатом Совета депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>. Решением Совета депутатов Лозновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ был избран председателем Совета депутатов Лозновского сельского поселения. Уставом Лозновского сельского поселения, Регламентом Совета депутатов Лозновского сельского поселения, законодательством <адрес> и федеральным законодательством гарантировано выборному должностному лицу местного самоуправления, замещающему должность на постоянной основе, своевременное и в полном объеме получение денежного вознаграждения, размер которого устанавливается органами местного самоуправления. Председатель Совета депутатов избирается на первом заседании Совета депутатов из числа депутатов тайным голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов на постоянной основе, на срок полномочий Совета депутатов и исполняет свои обязанности до момента начала работы Совета депутатов нового созыва. Истцу, как Председателю Совета депутатов, работающему на постоянной основе, было установлено ежемесячное денежное содержание в размере, устанавливаемом решениями Совета депутатов Лозновского сельского поселения. ДД.ММ.ГГГГ полномочия Совета депутатов Лозновского сельского поселения были досрочно прекращены в связи с вступлением в законную силу решения Волгоградского областного суда о неправомочности данного состава Совета депутатов. В связи с тем, что после ДД.ММ.ГГГГ Совет депутатов стал неправомочным, заседания Совета не проводились, на ДД.ММ.ГГГГ были назначены досрочные выборы депутатов Совета депутатов Лозновского сельского поселения. Однако фактически он продолжал исполнять предусмотренные статьей 5 Регламента обязанности председателя Совета депутатов - являлся на работу, руководил аппаратом Совета депутатов, представлял Совет депутатов во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами, участвовал в судебных заседаниях в качестве представителя Совета депутатов, фактически исполнял обязанности председателя Совета депутатов с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Однако денежное содержание за указанный период ему было выплачено не в полном объеме, а именно - не выплачено за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Просит суд, согласно представленного расчёта, взыскать с Совета депутатов Лозновского сельского поселения за счет средств казны Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> ответчика в его пользу денежное содержание за сентябрь 2012 г. в сумме <данные изъяты> коп.; денежное содержание за октябрь 2012 г. в сумме <данные изъяты> коп.; денежные средства в счет оплаты отпуска в сумме <данные изъяты> коп. ; дополнительную единовременную выплату к отпуску в сумме <данные изъяты> коп.; дополнительную выплату в виде материальной помощи в сумме <данные изъяты> руб.; компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.

 Впоследствии истец дополнил свои исковые требования требованием о возмещении судебных расходов на услуги представителя в размере <данные изъяты> руб., согласно квитанции, приобщённой к материалам гражданского дела.

 Председатель Совета депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> Дегтярёв В.В., не согласившись с заявленными Грешновым А.П. исковыми требованиями, обратился в суд с встречным иском к Грешнову А.П. о взыскании выплаченной ответчику заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

 Впоследствии истцом по встречному иску, исковые требования уточнены, просит взыскать с Грешнова А.П. выплаченную заработную плату за период с июня по август (включительно) 2011 г. в сумме <данные изъяты> коп.

 В судебном заседании истец (ответчик по встречному иску) Грешнов А.П. заявленные исковые требования поддерживает, просит удовлетворить в заявленном размере, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Против удовлетворения встречного иска Совета депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> к Грешнову Андрею Петровичу о взыскании выплаченной заработной платы, возражает.

 Представитель истца (ответчика по встречному иску) Грешнова А.П. – Фастова Т.А., действующая в процессе на основании ордера адвоката № от ДД.ММ.ГГГГ, полагает исковые требования истца подлежащими удовлетворению, по основаниям искового заявления. Встречный иск Совета депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> к Грешнову Андрею Петровичу о взыскании выплаченной заработной платы полагает необоснованным, в удовлетворении просит отказать, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на встречный иск.

 Представители ответчика (истца по встречному иску) - Совета депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, председатель Совета депутатов Дегтярёв В.В., Сивцев В.И., действующий в процессе на основании доверенности, против удовлетворения основного иска Грешнова Андрея Петровича к Совету депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, муниципальному образованию Лозновское сельское поселение в лице главы Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, о взыскании денежного содержания, денежных средств в счёт оплаты отпуска, дополнительных выплат, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов, просили отказать, на удовлетворении встречных исковых требований настаивали.

 Представитель ответчика муниципального образования - Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, и.о. главы Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> Дудкин И.П. при разрешении иска Грешнова Андрея Петровича к Совету депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, муниципальному образованию Лозновское сельское поселение в лице главы Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, о взыскании денежного содержания, денежных средств в счёт оплаты отпуска, дополнительных выплат, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов, встречного иска Совета депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> к Грешнову Андрею Петровичу о взыскании выплаченной заработной платы, полагается на усмотрение суда.

 Суд, выслушав мнение участвующих в деле лиц, допросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, находит иск Грешнова Андрея Петровича к Совету депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, муниципальному образованию Лозновское сельское поселение в лице главы Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, о взыскании денежного содержания, денежных средств в счёт оплаты отпуска, дополнительных выплат, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов, встречный иск Совета депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> к Грешнову Андрею Петровичу о взыскании выплаченной заработной платы, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно ч. 3 ст. 34 Федерального закона № 131-Ф3 от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон №1 131-Ф3), порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

 Согласно ст. 22 Устава Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> (далее по тексту Устав), структуру органов местного самоуправления Лозновского сельского поселения составляют: глава Лозновского сельского поселения, Совет депутатов Лозновского сельского поселения, администрация Лозновского сельского поселения, контрольно-счетная комиссия Лозновского сельского поселения.

 Согласно ч. 5 ст. 23 Устава, Совет депутатов принимает Регламент, регулирующий вопросы организации и деятельности Совета депутатов Лозновского сельского поселения.

 Судом установлено.

 ДД.ММ.ГГГГ на муниципальных выборах сформирован состав представительного органа - Совета депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, в количестве 11 депутатов.

 Решением Совета депутатов Лозновского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Грешнов А.П. избран председателем Совета депутатов Лозновского сельского поселения.

 Уставом Лозновского сельского поселения, ДД.ММ.ГГГГ решением 16/326 Совета депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> досрочно прекращены полномочия депутата Дегтярёва С.В.

 ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заявили о досрочном сложении полномочий депутаты ФИО5, ФИО6, Дегтярёв В.В.

 Решением Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, состав Совета депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> признан неправомочным.

 Оценивая доводы стороны истца Грешнова А.П. о взыскании денежного вознаграждения за исполнение обязанностей председателя Совета депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> за сентябрь 2012 г. в сумме <данные изъяты> коп.; за октябрь 2012 г. в сумме <данные изъяты> коп.; денежных средств в счет оплаты отпуска в сумме <данные изъяты> руб. 05 коп. ; дополнительной единовременной выплаты к отпуску в сумме <данные изъяты> коп.; дополнительной выплаты в виде материальной помощи в сумме <данные изъяты> руб., возражения ответчика – Совета депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, против удолетворения исковых требований Грешнова А.П., суд исходит из следующего.

 Статья 34 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (в редакции ФЗ от 10.07.2012 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливает, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

 Представительный орган муниципального образования, согласно ст. 35 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (в редакции ФЗ от 10.07.2012 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца. Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее: 7 человек - при численности населения менее 1000 человек; 10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек; 15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек; 20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек; 25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек; 35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; 6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; 10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку. Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 настоящего Федерального закона. Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются: 1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования; 2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий; 3) в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4 - 7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования; 4) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом; 5) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом. Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

 Положения указанных норм продублированы в Уставе Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>.

 Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления (часть 2 статьи 1, статьи 70 - 72). Одной из форм ответственности и элементом статуса депутата является предусмотренное названным Федеральным законом досрочное прекращение их полномочий в случае отставки по собственному желанию (пункт 2 части 10 статьи 40). Это мера публично-правовой ответственности, которая применяется на основании данного Федерального закона и в порядке, определенном уставом муниципального образования.

 Прекращение полномочий представительного органа муниципального образования досрочно в случае вступления в силу решения Верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, предусмотрено пунктом 2 части 16 статьи 35 Федерального Закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 Решение Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ о признании состава Совета депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> неправомочным, вступило в законную силу 30 мая 2012 г., согласно апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ

 Таким образом, именно с 30 мая 2012 г., то есть с даты вступления в законную силу решения Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, установлена неправомочность состава Совета депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>.

 Поскольку 30.05.2012 г. представительный орган муниципального образования - Совет депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, досрочно прекратил полномочия, распоряжение о возложении на Грешнова А.П. исполнения обязанностей председателя Совета депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, не издавалось, суд считает, что с 30.05.2012 г. выплата вознаграждения председателю Совета депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> Грешнову А.П. производиться на должна.

 При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Грешнова Андрея Петровича к Совету депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, муниципальному образованию Лозновское сельское поселение в лице главы Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, о взыскании денежного содержания, денежных средств в счёт оплаты отпуска, дополнительных выплат.

 Поскольку судом отказано в удовлетворении основных исковых требований Грешнова Андрея Петровича к Совету депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, муниципальному образованию Лозновское сельское поселение в лице главы Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, о взыскании денежного содержания, денежных средств в счёт оплаты отпуска, дополнительных выплат, суд отказывает и в удовлетворении производных исковых требований Грешнова Андрея Петровича к Совету депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, муниципальному образованию Лозновское сельское поселение в лице главы Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> о компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов.

 Доводы стороны истца об исполнении председателем Совета депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> Грешновым А.П. обязанностей до избрания нового председателя Совета депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, что предусмотрено Уставом Лозновского сельского поселения, Регламентом Совета депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, основаны на неверном толковании закона, поскольку отнесены к деятельности законного состава представительного органа муниципального образования, и не регламентируют его деятельности в случае досрочного прекращения полномочий совета депутатов, а потому не могут быть приняты судом во внимание, служить основанием к удовлетворению иска.

 Оценивая доводы встречного иска Совета депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> к Грешнову Андрею Петровичу о взыскании выплаченной заработной платы, возражения Грешнова А.П. и его представителя Фастовой Т.А. против удовлетворения встречного иска, суд исходит из следующего.

 Отношения в области оплаты труда депутатов представительного органа муниципального образования, избранных на постоянной основе, регулируются нормами Трудового Кодекса РФ.

 Как следует из показаний свидетеля ФИО9, Грешнову А.П. заработная плата за исполнение обязанностей председателя Совета депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> выплачена по ДД.ММ.ГГГГ Полный расчёт по состоянию на октябрь 2012 г., в том числе отпускные, материальная помощь, начислен, но Грешнову А.П. не выплачен.

 Статья 137 ТК РФ предусматривает, что удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться: для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы; для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях; для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса); при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 или пунктами 1, 2 или 4 части первой статьи 81, пунктах 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 83 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных абзацами вторым, третьим и четвертым части второй настоящей статьи, работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания. Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса); если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

 Оснований, предусмотренных законом, для взыскания с Грешнова А.П. излишне выплаченной заработной платы за июнь, июль, август 2012 г., в соответствии со ст. 137 ТК РФ, судом не установлено.

 При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении встречного иска Совета депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> к Грешнову Андрею Петровичу о взыскании выплаченной заработной платы.

 Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Иск Грешнова Андрея Петровича к Совету депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, муниципальному образованию Лозновское сельское поселение в лице главы Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес>, о взыскании денежного содержания, денежных средств в счёт оплаты отпуска, дополнительных выплат, компенсации морального вреда, возмещении судебных расходов - оставить без удовлетворения.

 Встречный иск Совета депутатов Лозновского сельского поселения Дубовского муниципального района <адрес> к Грешнову Андрею Петровичу о взыскании выплаченной заработной платы - оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд Волгоградской области в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

 Судья            подпись С.С. Калинин

 СПРАВКА: Мотивированный текст решения изготовлен 08.02.2013 г.

 Судья подпись С.С. Калинин

 Копия верна:

 Судья