ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-153/2014 от 04.04.2014 Кольского районного суда (Мурманская область)

 Дело 2-153/2014

 Мотивированное решение составлено 4 апреля 2014 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 1 апреля 2014 года город Заозерск Мурманской области.

 Кольский районный суд Мурманской области (постоянное судебное присутствие в ЗАТО гор. Заозерске Мурманской области) в составе:

 председательствующего судьи Ивашко Г.В.,

 при секретаре Шабуровой Е.А.,

 при участии помощника Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах ФИО2

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 о признании недействующим нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

 Советом депутатов ЗАТО гор. Заозерск Мурманской области ДД.ММ.ГГГГ принято решение № «О принятии Положения «О порядке формирования кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы в ЗАТО город Заозерск».

 В соответствии с п. 15 ст. 8 Устава ЗАТО город Заозерск указанное решение опубликовано в газете «Западная лица» 22.11.2013 и 29.11.2013.

 ФИО3 обратилась в суд с заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерск от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии Положения «О порядке формирования кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы в ЗАТО город Заозерск», ссылаясь (с дополнениями) на то, что оспариваемое решение не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: Конституции Российской Федерации; Гражданскому кодексу РФ, Трудовому кодексу РФ, Федеральному закону от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ « О муниципальной службе в Российской Федерации», Закону Мурманской области от 29.06.2007 № 860-01-ЗМО «О муниципальной службе в Мурманской области».

 Кроме того, оспариваемое решение нарушает ее права, так как ДД.ММ.ГГГГ на основании действовавшего ранее аналогичного Положения от ДД.ММ.ГГГГ № она была включена в кадровый резерв для замещения вакантной должности <данные изъяты> аппарата Совета депутатов; эта должность стала вакантной ДД.ММ.ГГГГ, у нее возникло право поступить на муниципальную службу, она являлась единственным кандидатом на данную должность, но вакантная должность работодателем ей предложена не была, а в согласно новому Положению от ДД.ММ.ГГГГ в кадровый резерв может быть включено неограниченное количество кандидатов.

 Считает, что оспариваемым Положением «О порядке формирования кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы в ЗАТО гор. Заозерск», в котором отсутствует норма о том, что лица, включенные в кадровый резерв на замещение вакантных должностей муниципальной службы, при прочих равных условиях с другими претендентами, не включенными в кадровый резерв, обладают преимущественным правом замещения вакантной должности, нарушено ее право на равный доступ граждан к муниципальной службе, предусмотренное Законом Мурманской области « О муниципальной службе в Мурманской области» от 29.06.2007 № 860-01-ЗМО.

 Просила признать оспариваемое решение Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерск № от ДД.ММ.ГГГГ недействующим и обязать Совет депутатов ЗАТО гор. Заозерск внести изменение в решение Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерск от ДД.ММ.ГГГГ №, устанавливающее, что лица, включенные в кадровый резерв на замещение вакантных должностей муниципальной службы, при прочих равных условиях с другими претендентами, не включенными в кадровый резерв, будут обладать преимущественным правом замещения вакантной должности.

 В судебном заседании ФИО3 поддержала заявленные требования.

 Представитель Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерск глава муниципального образования ЗАТО гор. Заозерск ФИО1 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что оспариваемым решением № от ДД.ММ.ГГГГ закрепляется равный доступ граждан к муниципальной службе.

 Выслушав объяснения ФИО3 и представителя Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерск ФИО1, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

 Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" устанавливает, что правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, названный Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.

 В числе прочих основных принципов муниципальной службы в статье 4 названного Федерального закона назван равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

 Кадровая работа в муниципальном образовании включает в себя (в том числе) формирование кадрового состава для замещения должностей муниципальной службы (статья 28 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ), при этом одним из приоритетных направлений формирования кадрового состава муниципальной службы является создание кадрового резерва и его эффективное использование (ст. 32 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ).

 В муниципальных образованиях в соответствии с муниципальными правовыми актами может создаваться кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы (ст. 33 ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ).

 Как видно из приведенных положений Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", названным Федеральным законом не установлены какие – либо преимущества при поступлении на муниципальную службу для лиц, включенных в кадровый резерв.

 Напротив, по смыслу таких положений статьи 32 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", как назначение на должности муниципальной службы высококвалифицированных специалистов с учетом их профессиональных качеств и компетентности; содействие продвижению по службе муниципальных служащих; применение современных технологий подбора кадров при поступлении граждан на муниципальную службу и работы с кадрами при ее прохождении), критерием для назначения на муниципальную должность муниципальной службы является не включение в кадровый резерв, а профессиональные качества и компетентность претендента.

 Аналогичные положения закреплены в Законе Мурманской области от 29.06.2007 N 860-01-ЗМО "О муниципальной службе в Мурманской области".

 Решением Совета депутатов ЗАТО город Заозерск от ДД.ММ.ГГГГ № принято Положение "О порядке формирования кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы в ЗАТО город Заозерск".

 Согласно пунктам 1.4, 1.5, 2.7.6., 2.7.7. оспариваемого Положения формирование кадрового резерва осуществляется в целях совершенствования деятельности по подбору и расстановке кадров для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления ЗАТО город Заозерск (обособленных структурных подразделениях); содействия должностному росту муниципальных служащих; своевременного удовлетворения потребности в кадрах на основе преемственности и непрерывности системы муниципального управления; сокращения периода адаптации муниципальных служащих при вступлении в должность; повышения уровня мотивации муниципальных служащих к профессиональному росту; улучшения качественного состава муниципальных служащих; привлечения на муниципальную службу высококвалифицированных специалистов.

 Принципами формирования кадрового резерва являются объективность оценки профессиональных и личностных качеств, результатов профессиональной деятельности лиц, претендующих на включение в кадровый резерв; гласность, систематическое информирование о формировании кадрового резерва; единство основных требований, предъявляемых к кандидатам для включения в кадровый резерв.

 При этом муниципальный служащий (гражданин) может состоять в кадровом резерве на замещение нескольких должностей муниципальной службы, а на одну должность муниципальной службы в кадровый резерв может быть включено неограниченное количество кандидатов.

 В решениях Конституционного Суда Российской Федерации, касающихся трудовых и социальных прав граждан, неоднократно подчеркивалось, что соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении.

 Оспариваемое ФИО3 решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № соответствует как Федеральному закону от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Закону Мурманской области от 29.06.2007 N 860-01-ЗМО "О муниципальной службе в Мурманской области", а также изложенным правовым позициям Конституционного Суда РФ.

 Кроме того, оспаривая решение Совета депутатов № «О принятии Положения «О порядке формирования кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы в ЗАТО город Заозерск», ФИО3 фактически предлагает внести целесообразные, с ее точки зрения, дополнения в оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ №, предусматривающие предоставление гражданину, включенному в кадровый резерв на замещение муниципальной должности, дополнительной гарантии в виде преимущества при назначении на муниципальную службу для граждан, включенных в кадровый резерв.

 Между тем, согласно статье 47 Устава ЗАТО гор. Заозерск правовые основы муниципальной службы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации", другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Мурманской области, Закон Мурманской области "О муниципальной службе в Мурманской области", иные нормативные правовые акты Мурманской области, настоящий Устав и иные муниципальные правовые акты.

 Для замещения должностей муниципальной службы предъявляются лишь квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

 Иные требования ни в законодательстве, ни в Уставе ЗАТО гор. Заозерск для поступления на муниципальную службу не названы.

 Следовательно, установление преимуществ при поступлении на муниципальную службу является прерогативой законодателя и не входит в полномочия суда.

 Поскольку при рассмотрении заявления установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует названным выше федеральному закону, закону Мурманской области и Уставу ЗАТО гор. Заозерск, имеющим большую юридическую силу, доводы заявителя о необходимости установления преимуществ для определенной категории лиц не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

 Каких-либо неясностей решение Совета депутатов ЗАТО гор. Заозерск Мурманской области ДД.ММ.ГГГГ № « О принятии Положения « О порядке формирования кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы в ЗАТО город Заозерск» не содержит.

 Порядок процедуры принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюдены, нормативный правовой акт представительного органа муниципального образования принят на заседании этого органа, правомочного в соответствии с федеральным законом и Уставом ЗАТО гор. Заозерск; содержание оспариваемого акта является определенным и не допускает неоднозначного толкования.

 В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

 Руководствуясь ст. 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

 Заявление ФИО3 о признании недействующим решения Совета депутатов ЗАТО город Заозерск от ДД.ММ.ГГГГ № «О принятии Положения «О порядке формирования кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы в ЗАТО город Заозерск» оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области (постоянное судебное присутствие в ЗАТО гор. Заозерске) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Председательствующий -