РЕШЕНИЕ Дело № 2-153/2014
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ с.<адрес>
Судья Сунженского районного суда Республики Ингушетия Умаев Х.А.,
при секретаре ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО4 и ФИО2 об оспаривании действий Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия и Управления Федеральной миграционной службы ФИО3 по <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Заявители обратились в суд, с заявлением оспаривая действия Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ и ФИО3 по РИ, о принуждении Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ включить их семью в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище на 2011-2015 года» в той же последовательности и под тем же порядковым номером, что и до исключения из указанного списка.
В судебном заседании ФИО1 поддержал заявление по основаниям, изложенным в заявлении, и пояснил, что в результате военных действий в Чеченской Республике в 1995 году его семье пришлось покинуть место постоянного проживания в <адрес> и переехать в Ингушетию, где их признали вынужденными переселенцами и выдали удостоверения подтверждающий статус. Для продления срока действия статуса вынужденного переселенца они с 1995 года систематически проходили переучет в Миграционной службе Республики Ингушетия. В настоящее время статус продлен до ДД.ММ.ГГГГ. Он и члены его семьи состоят в органах местного самоуправления на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и внесены в сводные списки вынужденных переселенцев. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации известило его о том, что его семья исключены из сводного списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище на 2011-2015 года», в связи с тем, что их семье выплачена компенсация за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике. Компенсация в размере 120000 рублей полученная ими в 2003 году за утраченное жилье могла бы служить основанием к снятию их с учета в том случае, если бы выплаченная компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания с учетом установленных норм. Предусмотренная компенсация за утраченное жилье не предполагает полного возмещения его стоимости, следовательно, они лишены возможности обеспечить себя жилым помещением по установленным нормам на полученную сумму компенсации. Полученные деньги они потратили на оплату задолженности за съемное жилье, в котором они проживают с 1994 года. В настоящее время их семья жилищно не обустроена, собственного жилья не имеет, временно проживает на съемной квартире.
ФИО3 Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ, ФИО8, представивший доверенность от ДД.ММ.ГГГГ требования не признал и пояснил, что ФИО1 получена компенсационная выплата за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, в связи с этим семья ФИО1 исключена Управлением ФМС ФИО3 по РИ из сводного списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище на 2011-2015 годы» на 2014 год.
ФИО3 по РИ ФИО9, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., в ходе судебного заседания требования заявителей не признал и пояснил, что ФМС ФИО3 по РИ заявителям своевременно продлевался статус вынужденного переселенца. Из сводного списка участников указанной подпрограммы ФИО10 исключены Министерством по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ и заявителями оспаривается решение Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ об исключении из сводного списка. Со стороны Управлением ФМС ФИО3 по РИ отсутствуют какие-либо нарушения прав заявителей, таким образом, требования заявителей к ФИО3 по РИ безосновательны.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает требования заявителей подлежащими удовлетворению.
Как следует из письма Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО1 исключена Управлением ФМС ФИО3 по РИ из сводного списка граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище на 2011-2015 годы» на 2014 год, в связи с тем, что ФИО1 получена компенсационная выплата за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике. (л.д.15)
Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О вынужденных переселенцах» определен статус вынужденных переселенцев, установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с Законом РФ от 19.02.93г. «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется с целью защиты его конституционных прав и, в том числе для обеспечения его прав на жилье (ст. 27 Конституции РФ).
Согласно Административному регламенту Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ№ срок действия статуса вынужденного переселенца не может быть продлен при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца.
Жилищная необустроенность вынужденного переселенца является одним из оснований для продления статуса вынужденного переселенца.
Как следует из имеющихся в деле светокопий удостоверений вынужденных переселенцев - ФИО4, ФИО1 и ФИО2 (л.д.7-9) заявители состоят на учете в ФИО3 по РИ как вынужденные переселенцы из ЧР и статус вынужденного переселенца продлен им до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает наличие обстоятельств, препятствующих их обустройству на новом месте жительства.
В ходе судебного заседания установлено, что заявители признаны вынужденными переселенцами, покинула место постоянного проживания безвозвратно, социальное жилье или государственную помощь на восстановление (приобретение) жилья семья заявителей не получала, проживают на съемной квартире, нуждаются в жилищном обустройстве.
Утверждение ФИО3 заявителя о том, что они не обустроены на новом месте жительства и имеются препятствия для их жилищного обустройства, ФИО3 заинтересованных лиц не опровергнуто.
Согласно п. 8 ч. 2 Порядка ведения территориальными органами Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), и предоставления им указанного жилья (утв. приказом Минфедерации РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 31) вынужденные переселенцы включаются в сводные списки исходя из даты принятия их органом местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье).
В составе семьи вынужденного переселенца, включаемой в сводные списки, учитываются лица, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и их несовершеннолетние дети».
В соответствии с Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 845, учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), осуществляется путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье). Жилье предоставляется также в порядке очередности, исходя из даты принятия на учет. Территориальный орган Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ на основании сведений органов местного самоуправления о постановке вынужденных переселенцев на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), в порядке, определяемом Министерством, участвует в финансировании строительства (приобретения) жилья для постоянного проживания вынужденных переселенцев.
Как следует из ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ).
В соответствии со ст.51 ЖК РФ, право состоять на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, в случаях установленных ст. 56 ЖК РФ.
Решением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, п.19 Порядка выплаты компенсаций за утраченное жилье и (или) имущество гражданам, пострадавшим в результате кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно», утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №510, признан незаконным и недействующим.
В соответствии с данным решением суда получение гражданами компенсации за утраченное жилье могло бы служить основанием к снятию заявителей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий только в случае, если бы такая компенсация соответствовала стоимости утраченного жилья и давала бы возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания с учетом установленных в данном регионе норм.
Кроме того, из содержания вступившего в законную силу решения Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу ГКПИ2000 -1224, компенсация за утраченное жилье не предполагает полного возмещения его стоимости. Таким образом, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ компенсационные выплаты лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской республике, являются дополнительной социальной льготой и не предусматривают полного возмещения стоимости утраченного жилья и (или) имущества. Следовательно, заявители лишены возможности обеспечить себя жилыми помещениями по установленным нормам на полученную сумму компенсации.
При таких обстоятельствах суд находит несостоятельными доводы Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия о том, что заявители утратили право состоять в сводных списках граждан-участников, подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище на 2011-2015 года», в связи с получением компенсации за утраченное жилье и имущество, поскольку указанная сумма в силу своей незначительности не могла решить вопрос жилищного обустройства семьи вынужденного переселенца.
Кроме того, заявителями не представлены данные о нарушении их прав и законных интересов со стороны Управления ФМС ФИО3 по РИ выразившихся в исключении их из сводных списков вынужденных переселенцев, состоящих на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Как установлено в ходе судебного заседания составлением указанных списков ФИО3 по РИ не занимается, и ведение сводных списков вынужденных переселенцев нуждающихся в улучшении жилищных условий входит в компетенцию Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ.
Поэтому, требования заявителей в этой части также следует оставить без удовлетворения.
В соответствии с п.1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти и их законности, возлагаются на орган, принявший оспариваемое решение или совершивший оспариваемые действия (бездействие).
С учетом изложенных обстоятельств суд считает требование заявителей о включении их в сводный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище на 2011-2015 года» в той же последовательности и под тем же порядковым номером, что и до исключения из списка обоснованным и подлежащим удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1, ФИО4 и ФИО2 удовлетворить частично.
Обязать Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации Республики Ингушетия восстановить ФИО1, ФИО4 и ФИО5 в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы в той же очередности и под тем же порядковым номером, что и до исключения из указанного списка.
В остальной части требования заявителей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца.
Копия верна
Федеральный судья
Сунженского райсуда РИ Х.А. Умаев
Поступило | ДД.ММ.ГГГГ г. |
Принято к производству | ДД.ММ.ГГГГ г. |
Назначено | ДД.ММ.ГГГГ г. |
Начато рассмотрение | ДД.ММ.ГГГГ г. |
Рассмотрено | ДД.ММ.ГГГГ г. |
Срок рассмотрения | 18 дней |
Строка стат. отчета | 63 |