ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-153/2014 от 21.05.2014 Очерского районного суда (Пермский край)

  Дело №2-153/2014

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 21 мая 2014 года г.Очер

 Очерский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи А.В.Троянова,

 при секретаре Н.Ф.Носковой,

 с участием истца – помощника прокурора Очерского района И.Н.Бартова,

 представителя ответчика – администрации Очерского муниципального района ФИО5,

 представителя третьего лица – ФИО6,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Очерского района к Правительству Пермского края, министерству социального развития Пермского края, администрации Очерского муниципального района об обязании выплатить задолженность по ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 в размере <данные изъяты> руб., ФИО2 в размере <данные изъяты> руб., ФИО3 в размере <данные изъяты> руб.,

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор обратился в суд с указанными выше исковыми требованиями, которые обосновывает тем, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 являются получателями ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг в соответствии с Законом Пермского края «О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» от 01.06.2010 №628-ПК. Как полагает прокурор, по вине ответчиков, по причине недостаточного финансирования соответствующих статей расходов из бюджета Пермского края в ДД.ММ.ГГГГ году, нарушено право педагогических работников на ежемесячное получение мер социальной поддержки за ДД.ММ.ГГГГ года в указанных выше суммах. Исходя из этого, прокурор просит обязать ответчиков выплатить задолженность по ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам в указанных суммах, то есть обязать их перечислить детскому саду средства для производства соответствующих выплат.

 На исковых требованиях прокурор настоял в судебном заседании в полном объеме.

 ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о месте и времени рассмотрения дела извещены, в судебное заседание не явились.

 В судебном заседании представитель ответчика – администрации Очерского муниципального района ФИО5 исковые требования прокурора не признал и пояснил, что они адресованы ненадлежащему ответчику. Наличие и размер задолженности по компенсационным выплатам перед педагогическими работниками администрация района не оспаривает. В то же время указывает, что в соответствии с Законом Пермского края «О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках) по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» от 01.06.2010 №628-ПК, выплату ежемесячной денежной компенсации за жилье и коммунальные услуги педагогическим работникам, проживающим в сельской местности и поселках городского типа (в том числе пенсионерам) должны производить муниципальные образовательные учреждения, которые и являются надлежащими ответчиками по искам о взыскании начисленных, но не выплаченных ежемесячных компенсаций. Ни на Правительство края, ни на Министерство социального развития, ни на администрацию Очерского района законом обязанность по производству данных выплат не возложена. Указанные органы лишь доводят предусмотренные в бюджете края денежные средства до муниципальных учреждений. Также представитель ответчика пояснил, что ежегодно между Минсоцразвития и администрацией района заключается соответствующее соглашение о предоставлении субвенций из регионального фонда компенсаций, в котором указывается сумма субвенций на текущий финансовый год, рассчитанная на основании утвержденной методики планирования бюджетных ассигнований. В ДД.ММ.ГГГГ году по Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ Минсоцразвития края перечислило Очерскому району субвенции на выплату ежемесячных компенсаций педагогическим работникам в полном объеме. В свою очередь, администрация района довела все поступившие денежные средства до получателя – образовательного учреждения. Однако запланированной суммы оказалось недостаточно для оплаты фактически понесенных расходов. Вследствие этого в Очерском районе образовалась задолженность в сумме <данные изъяты> руб., которая была показана в отчете за ДД.ММ.ГГГГ год как кредиторская. Из-за этой задолженности, которая до сих пор бюджетом Пермского края не погашена, имеется задолженность перед педагогическими работниками за ДД.ММ.ГГГГ года.

 Аналогичные возражения на иск были поданы ответчиками – Министерством социального развития Пермского края и Правительством Пермского края, которые просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей. В возражениях указанных ответчиков на иск указано, что в ДД.ММ.ГГГГ году субвенции из бюджета Пермского края, предусмотренные Соглашением с Очерским районом для выплаты ежемесячной компенсации за жилье и коммунальные услуги педагогическим работникам были перечислены району в полном объеме. В ДД.ММ.ГГГГ году финансирование производится также на основании Соглашения, в соответствии с поквартальным распределением расходов на ДД.ММ.ГГГГ год. Имеется кредиторская задолженность за ДД.ММ.ГГГГ год перед педагогическими работниками по выплате ежемесячных компенсаций в сумме <данные изъяты>. руб. Данные средства в соответствии с бюджетным процессом будут перечислены в Очерский район в течение <данные изъяты> со дня сдачи отчета о реализации Закона Пермского края от 01.06.2010 №628-ПК за <данные изъяты>, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

 Представитель третьего лица – МБДОУ «<данные изъяты>» поддержала требования прокурора. Признает наличие задолженности МБДОУ перед педагогическими работниками, однако ссылается на то, что учреждению не поступали денежные средства из бюджета для выплаты компенсаций.

 Заслушав объяснения сторон и исследовав представленные ими доказательства, суд пришел к следующему.

 В соответствии со ст.ст. 1, 2 Закона Пермского края "О социальной поддержке педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" от 01.06.2010 N 628-ПК, предусматривается мера социальной защиты в виде ежемесячных денежных компенсаций на оплату:

 жилого помещения (наем жилого помещения, содержание и ремонт (текущий) жилого помещения);

 отдельных видов коммунальных услуг: электроснабжения (освещения и отопления жилого помещения); отопления (теплоснабжения); твердого топлива; газоснабжения (отопления жилого помещения от газовых приборов),

 для педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), вышедших на пенсию, если общий стаж работы этих работников в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), составляет не менее 10 лет, а также если при выходе на пенсию они пользовались соответствующей мерой социальной поддержки по оплате жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг с учетом проживающих совместно с ними членов их семей.

 В соответствии со ст.3 названного Закона, финансирование указанных мер социальной поддержки производится за счет средств, предусмотренных в бюджете Пермского края и производится в порядке, установленном Правительством Пермского края.

 В соответствии с п.2.1 "Порядка предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг" (Порядок) утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 08.06.2010 N 293-п, выплату ежемесячной денежной компенсации педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений осуществляют муниципальные образовательные учреждения.

 Пунктом 3 названного Порядка определено, что объем расходов бюджета Пермского края на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяется согласно Методике планирования бюджетных ассигнований Пермского края, утвержденной в соответствии с действующим законодательством. Средства на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений передаются из бюджета Пермского края в бюджеты муниципальных образований районов и городских округов Пермского края в виде субвенций из регионального фонда компенсаций в соответствии с Законом Пермской области от 14 ноября 2005 года N2621-580 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан". Субвенции предоставляются на основании Соглашения о предоставлении субвенции из регионального фонда компенсаций на предоставление мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Соглашение), заключенного между уполномоченным органом и органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пермского края.

 Судом установлено, что нарушенным правом, в защиту которого обратился прокурор, является право педагогических работников на ежемесячное получение компенсационных выплат в возмещение понесенных расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.

 Исходя из вышеприведенных норм законодательства, а именно п.2.1 Порядка, участниками правоотношений по предоставлению гражданам мер социальной поддержки являются с одной стороны – педагогические работники, имеющие право на получение компенсационных выплат, с другой стороны – муниципальные образовательные учреждения, которые в силу закона обязаны начислять и выплачивать предусмотренные законом компенсационные выплаты.

 Наличие и размер задолженности МБДОУ «<данные изъяты>» за ДД.ММ.ГГГГ года перед ФИО1 в размере <данные изъяты> руб., ФИО2 в размере <данные изъяты> руб., ФИО3 в размере <данные изъяты> руб. подтвержден документально и никем не оспаривается. Администрация учреждения признает, что именно она осуществляет сбор и обработку необходимых для осуществления выплат документов, производит начисление и выплату компенсаций педагогическим работникам, в том числе находящимся на пенсии. Как пояснила заведующая детским садом, для этих целей поступают денежные средства из бюджета на счет детского сада. Распоряжается ими администрация образовательного учреждения самостоятельно в соответствии с целевым назначением.

 Правительство Пермского края, Министерство социального развития Пермского края и администрация Очерского района участниками указанных выше правоотношений по производству социальных выплат гражданам не являются, поскольку выступают субъектами совершенно иных – межбюджетных правоотношений, участниками которых физические лица, за защитой нарушенных прав которых обратился в суд прокурор, не являются (ст.ст.1, 6 Бюджетного кодекса РФ).

 Поскольку прокурор обратился в суд в защиту нарушенных прав конкретных граждан, которые, как указывалось выше, не являются участниками межбюджетных правоотношений, суд не видит необходимости рассматривать в настоящем судебном заседании вопрос о том, были ли выделены органами государственной власти Пермского края достаточные средства для реализации и государственных полномочий по оказанию мер социальной поддержки педагогическим работникам. Разрешение этих вопросов в предмет спорных правоотношений не входит. Суд исходит из того, что для разрешения вопросов полноты бюджетного финансирования социальных расходов прокурор должен был обращаться в суд не в защиту интересов педагогических работников, а в защиту интересов муниципального образовательного учреждения, являющегося получателем бюджетных средств и не способного исполнять свои обязательства перед работниками ввиду недостаточного бюджетного финансирования. Однако таких требований в настоящем иске прокурора не имеется.

 Как следует из анализа вышеприведенных норм законодательства, требование о выплате задолженности по ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам может быть предъявлено только к образовательному учреждению, на которое возложены обязанности по производству данной выплаты. Поскольку ни Правительство Пермского края, ни Министерство социального развития Пермского края, ни администрация Очерского муниципального района данные выплаты не производят и в силу закона не должны этого делать, они не могут являться надлежащими ответчиками по заявленному иску в интересах граждан. Между тем, право определять ответчика принадлежит только истцу, что вытекает из положений ст.41 ГПК РФ. В судебном заседании прокурору предлагалось заменить ненадлежащих ответчиков надлежащим – МБДОУ «<данные изъяты>». Однако он отказался это сделать.

 С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что, предъявляя настоящий иск, прокурор не разобрался в характере возникших правоотношений, вследствие чего неправильно определил ответчика и, как следствие, избрал ненадлежащий способ защиты нарушенного права граждан, что влечет отказ в удовлетворении исковых требований.

 На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.198, 199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 В удовлетворении иска прокурора Очерского района к Правительству Пермского края, министерству социального развития Пермского края, администрации Очерского муниципального района об обязании выплатить задолженность по ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и отдельных видов коммунальных услуг за ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 в размере <данные изъяты> руб., ФИО2 в размере <данные изъяты> руб., ФИО3 в размере <данные изъяты> руб. – отказать.

 Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Очерский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

 Судья А.В.Троянов