РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 августа 2016 года с. Мужи
Шурышкарский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Пустового А.В., при секретаре Куртямовой Э.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-153/2016 г. по иску ФИО3 к администрации муниципального образования Шурышкарский район о признании права на получение жилищной субсидии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Шурышкарский район (с привлечением в качестве третьего лица – ФИО4) о признании права на получение жилищной субсидии, обосновывая свои требования тем, что являясь участником федеральной целевой программы по улучшению жилищных условий «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» не имел намерений ухудшать свои жилищные условия путем отчуждения квартиры, а лишь способствовал оформлению ранее заключенной сделки купли-продажи недвижимости.
Судом к участию в данном деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Департамент агропромышленного комплекса, торговли и продовольствия Ямало-Ненецкого автономного округа (Департамент АПК).
В судебное заседание не явился извещенный надлежащим образом представитель третьего лица – Департамента АПК, ходатайствующий о рассмотрении дела в его отсутствие. С учетом мнения участников процесса, суд находит возможным рассмотрение данного дела в отсутствие неявившегося лица.
В судебном заседании истец ФИО3 настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме, пояснив при этом следующее: в 1988 году руководством совхоза «Горковский» истцу, являющемуся сотрудником данного предприятия, была предоставлена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Позднее, а именно в 1995 году данная квартира была передана в собственность истца, при этом был оформлен договор передачи жилого помещения в собственность. В 1998 году истец совместно с членами своей семьи выехал из указанного выше помещения в <адрес>, где и проживает сейчас, являясь собственником дома. Ранее занимаемое жильё продал ФИО5, однако не оформил надлежащим образом состоявшуюся сделку. С 1998 года истец и его семья не проживают в <адрес>. В 2012 году ФИО5 скончался и его наследники обратились к истцу с просьбой оформить надлежащим образом переход права собственности на указанный выше объект. В связи с чем, заключив с супругой умершего ФИО5 – ФИО4 договор купли-продажи <адрес>, ФИО3 в феврале 2016 года подал соответствующий пакет документов в регистрирующий орган, где и был оформлен переход права собственности от ФИО3 к ФИО4 С мая 2014 года истец является участником федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», занимаемый им дом в 2012 году признан непригодным для проживания. В мае 2016 года истцом было получено письмо, в котором ответчик сообщил, что на момент предоставления социальной выплаты её размер будет рассчитан за вычетом общей площади квартиры, отчужденной ФИО6. С указанным решением ответчика истец не согласен и просит суд признать за ним право на получение жилищной субсидии в полном объеме из расчета предоставления на состав семьи из 5 человек, без вычета общей площади отчужденного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Представитель ответчика – ФИО7, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, не оспаривая указанные в обоснование исковых требований обстоятельства, пояснила, что согласно п. 29 Положения, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 08.05.2015 года № 415-П, отчуждение занимаемого жилого помещения в пользу третьих лиц, совершенное с момента подачи заявления на участие в программных мероприятиях до подачи заявления на выдачу свидетельства на получение социальной выплаты, является основанием для расчета социальной выплаты с вычетом отчужденного жилого помещения.
Третье лицо – ФИО4 не возражала против удовлетворения исковых требований ФИО3, сообщив суду, что действительно в 1998 году она вместе с супругом – ФИО5 и детьми переехала в приобретенное супругом у ФИО3 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Поскольку письменно договор купли-продажи недвижимости в 1998 году между сторонами не был заключен, то она не смогла оформить своих прав на занимаемую квартиру и поэтому была вынуждена обратиться к истцу с просьбой об оформлении перехода права. В марте 2016 года данный переход прав на недвижимость от ФИО3 к ФИО4 был оформлен на основании договора купли-продажи.
Выслушав участников процесса, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему:
Статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, причем это право - одно из основных конституционных прав. Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны создавать условия для осуществления права на жилище.
Согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (ч.3 ст. 55 Конституции РФ).
Статьей 1 ЖК РФ установлено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения гражданами права на жилище.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 года № 598 утверждена Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа № 415-П от 08.05.2015 года утверждено Положение о социальных выплатах на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» (далее Положение о предоставлении социальных выплат).
Согласно п. 6 Положения о предоставлении социальных выплат право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: а) постоянное проживание в сельской местности; б) работа по трудовому договору в сельской местности в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. д) гражданство Российской Федерации заявителя и тех членов семьи, которым подлежит предоставлению социальная выплата.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в администрацию муниципального образования Шурышкарский район с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (<данные изъяты>).
Позднее, а именно ДД.ММ.ГГГГ в состав семьи ФИО3, кроме его супруги – ФИО8, были включены дочь – ФИО9 и внуки – ФИО1, ФИО2 Таким образом, состав семьи истца составляет 5 человек.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца администрацией муниципального образования Шурышкарский район было направлено извещение о том, что на момент предоставления социальной выплаты её размер будет рассчитан за вычетом общей площади <адрес><данные изъяты>).
Согласно п.29 Положения о предоставлении социальных выплат граждане, имеющие закрепленные за ними жилые помещения, занимаемые по договорам социального найма либо принадлежащие им или членам их семей на праве собственности, вправе освободить (передать) жилые помещения органам местного самоуправления в автономном округе по месту постоянного жительства в соответствии с действующим законодательством в период времени с момента подачи заявления на участие в программных мероприятиях до подачи заявления на выдачу свидетельства на получение социальной выплаты.
Гражданам, не желающим передавать жилые помещения, размер социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья рассчитывается исходя из общей площади жилья, установленной для семей разной численности, за вычетом общей площади жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо находящегося в собственности граждан в период времени с момента подачи заявления на участие в программных мероприятиях до подачи заявления на выдачу свидетельства на получение социальной выплаты.
Отчуждение занимаемого жилого помещения в указанный период времени не в пользу органов местного самоуправления в автономном округе, а в пользу третьих лиц не является основанием для расчета социальной выплаты без вычета занимаемого жилого помещения.
Согласно выписок из похозяйственных книг (<данные изъяты>) ФИО3 и члены его семьи проживали в <адрес> в период с 1990 года до 1996 года. Из этих же выписок следует, что в связи с переездом истец и его семья с 1996 года числятся проживающими по адресу: <адрес>, имея регистрацию по тому же адресу (<данные изъяты>). Кроме того, истец является собственником указанного выше жилого помещения (<данные изъяты>).
Как следует из пояснений истца и третьего лица ФИО4 в 1998 году ФИО3 продал ФИО5 <адрес>. О том, что данная сделка имела место быть, свидетельствуют имеющиеся в деле доказательства: расписка и согласие (<данные изъяты>).
Из справок филиала АО «Ямалкоммунэнерго» в Шурышкарском районе и Единого расчетно-информационного центра ЯНАО следует, что плательщиком жилищно-коммунальных услуг, оказываемых по адресу: <адрес> является ФИО4 <данные изъяты>).
Из указанных выше выписок следует, что фактически с 1996 года по настоящее время в <адрес> числятся проживающими семья Коневых.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что в 1998 году между ФИО3 и ФИО5 был заключен договор купли-продажи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не оформленный надлежащим образом.
Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО4 обратились в ГУ ЯНАО «МФЦ Шурышкарский район, с. Мужи» для регистрации перехода права на указанное выше жилое помещение от ФИО3 к ФИО4 (<данные изъяты>).
Из выписки из ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ право собственности ФИО4 было зарегистрировано на основании договора купли продажи (<данные изъяты>).
Анализируя изложенное, учитывая пояснения истца и третьего лица, суд приходит к выводу о том, что целью отчуждения ФИО3 ранее занимаемой квартиры явилось лишь оформление ранее заключенного и исполненного договора купли-продажи жилого помещения.
Согласно представленных суду доказательств, права собственника, а именно владение и пользование жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, с 1996 года фактически осуществлялись семьей ФИО5 и ФИО4, которые также несли бремя содержания указанного имущества.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено.
Кроме того, суд принимает во внимание тот факт, что на момент обращения истца с заявлением о включении его в список участников федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» ФИО3 были предоставлены документы, свидетельствующие о фактическом проживании по адресу: <адрес>, а именно данные похозяйственного учета, технический паспорт, копия свидетельства о регистрации права (<данные изъяты>).
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении иска ФИО3
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО3 – удовлетворить.
Признать за ФИО3 право на получение жилищной субсидии в рамках мероприятий по реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» из расчета нормы предоставления на семью из 5 человек, без учета площади отчужденного жилого помещения, расположенного по адресу: ЯНАО, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Шурышкарский районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий А.В. Пустовой