дело № 2-153/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Чугуевка 21 февраля 2017 года
Чугуевский районный суд Приморского края
в составе: председательствующего судьи Бурцевой И.М.,
с участием помощника прокурора Чугуевского района Думчикова А.В.,
при секретаре судебного заседания Довженко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1, ФИО4, ФИО10 к администрации <адрес> муниципального района о возложении обязанности,
установил:
Прокурор <адрес>, выступая в защиту прав и законных интересов ФИО1, ФИО4, ФИО10, обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании права на получение материальной помощи и возложении обязанности ее выплаты.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки по обращению ФИО1 о несогласии с решением органов местного самоуправления по вопросу возмещения ущерба, установлено, что длительное время ФИО1, ФИО4, ФИО10 проживают по адресу: <адрес>. Администрацией <адрес> муниципального района отказано ФИО1, ФИО4, ФИО10 во включении в списки граждан на оказание финансовой помощи, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории <адрес>, поскольку они не зарегистрированы по месту жительства (пребывания) в пострадавшем от паводка районе. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местом постоянного жительства ФИО1, ФИО4, ФИО10 является дом, расположенный по адресу: <адрес>. За время проживания истцов по данному адресу необходимость регистрации по месту жительства отсутствовала. Согласно актам обследования заявитель признан пострадавшим, т.к. в результате паводков утрачен урожай, пострадал жилой дом, утрачено имущество первой необходимости. Однако, заявители не включены в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера. Таким образом, Администрацией <адрес> муниципального района отказано во включении в списки на оказание финансовой помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, поскольку заявителями не представлены документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства в пострадавшем жилом доме, что является незаконным. Просит признать ФИО1, ФИО4, ФИО10 пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты>. Установить факт проживания ФИО1, ФИО4, ФИО10 по адресу: <адрес> в период чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты>. Признать за ФИО1 право на получение выплат за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций в размере 100 000 рублей на человека - финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости. Признать за ФИО4, ФИО10 право на получение выплат за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций в размере 10 000 рублей на человека в качестве единовременной материальной помощи; в размере 100 000 рублей на человека – финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости. Возложить обязанность на администрацию <адрес> муниципального района <адрес> включить ФИО1 в список на получение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций в размере 100 000 рублей на человека - финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости. Возложить обязанность на администрацию <адрес> муниципального района <адрес> включить ФИО2, ФИО3 в список на получение на получение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций в размере 10 000 рублей на человека в качестве единовременной материальной помощи; в размере 100 000 рублей на человека – финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости. Обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес>ФИО5 настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в иске.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные требования, утверждала, что проживает по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года вместе с гражданским мужем ФИО6, сыном ФИО4, дочерью ФИО10, двумя детьми мужа ФИО18 свекровью ФИО7. Не зарегистрированы, т.к. не было возможности зарегистрироваться по данному адресу, у собственника не все документы были в порядке на дом. При этом она временно зарегистрирована по <адрес>, по данному адресу получала выплаты в размере 10 000 рублей, дети выплат не получали. Постоянная регистрация у нее с детьми по <адрес>. Данное жилье «малосемейка», принадлежит ей и ее детям, площадью 24 кв.м., куплена под материнский капитал.
Представитель ответчика - администрации <адрес> муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал против удовлетворения заявленных требований. Указал, что в ДД.ММ.ГГГГ года поступило заявление ФИО11, проживающей по <адрес>, на оказание единовременной материальной (финансовой) помощи в связи с наводнением, вызванным тайфуном <данные изъяты> на территории <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, в котором она включила в члены своей семьи ФИО4 и ФИО10. В свое заявление ФИО7 не включала в члены своей семьи ФИО1. ФИО4 и ФИО10 не зарегистрированы по адресу: <адрес>, администрацией Чугуевского муниципального района был дан отказ о включении их в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи. Истец в обосновании своих исковых требований указывает, что у них отсутствовала необходимость регистрации по месту жительства, согласно актам обследования домовладение пострадало, урожай утрачен, имущество первой необходимости утрачено, но в списки пострадавших граждан в результате чрезвычайной ситуации природного характера их не внесли. ФИО1 включена в список пострадавших граждан по адресу: <адрес>, на получение из федерального бюджета 10 000 рублей – единовременной материальной помощи. Таким образом, законных оснований для включения в список и выплаты денежной помощи ФИО1, ФИО4, ФИО10 нет.
Представитель Департамента труда и социального развития <адрес> - ФИО8, действующий по доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Утверждал, что согласно п.п. 1.1, п. 1 постановления №-па «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ года за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов» (далее – Постановление №-па) на выплаты имеют право граждане Российской Федерации, местом жительства которых в ДД.ММ.ГГГГ года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся на первых этажах многоквартирных домов, расположенные на территориях <адрес> муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты> на территории <адрес>). Выплаты производятся департаментом труда и социального развития <адрес> в соответствии со списками пострадавших граждан, представленными соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, и на основании решения Администрации <адрес> (п.п. 1.2 п.1 постановления №-па). В соответствии с п.п. 2.2. пункта 2 постановления №-па формирование списков пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи и единовременной материальной помощи, осуществляются на основании заявлений пострадавших граждан, документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства, актов обследования утраченного урожая, актов обследования жилых домов, квартир, находящихся на первых этажах многоквартирных домов и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>. Наличие регистрации пострадавшего гражданина по месту жительства в жилых домах, квартирах, имеющих придомовые земельные участки, является необходимым условием для получения выплат. Поскольку ФИО1, ФИО4, ФИО10 не имеют регистрации по месту жительства, оснований для оказания им единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, не имеется. Согласно п. 1.3 постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па выплата единовременной и финансовой помощи производится департаментом в соответствии со списками пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, представленными соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и на основании решений администрации <адрес>. В настоящее время в списках, представленных органом местного самоуправления в департамент, ФИО1, ФИО4, ФИО10 отсутствуют, в связи с этим администрацией <адрес> не принято соответствующее решение. Кроме того, ФИО1 работает учителем, получает льготы, по временной регистрации по адресу <адрес>.
Выслушав участников судебного заседания, допросив свидетелей, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан РФ на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В соответствии с №№ «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины, определения, основные понятия», введенным в действие Постановлением Госстандарта РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, пострадавшими от чрезвычайной ситуации являются граждане, получившие поражение, либо понесшие убытки в результате чрезвычайной ситуации.
При этом порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых пострадавшим гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ года за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов», предусмотрено, что граждане Российской Федерации, местом жительства которых в ДД.ММ.ГГГГ года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся на первых этажах многоквартирных домов, расположенные на территориях <адрес> муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты> на территории <адрес>, имеют право на выплаты:
разовой материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Администрации <адрес>, в целях частичного покрытия расходов:
в размере 25,0 тыс. рублей - на восстановление поврежденного жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома (сумма выплачивается на один поврежденный жилой дом или квартиру);
в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке;
единовременную материальную и финансовую помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размерах и в случаях, установленных подпунктами «г», «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Пунктом 2.1 указанного Постановления №-па предусмотрено, что выплата материальной помощи проводится на основании списков пострадавших граждан, которые формируются органом местного самоуправления, при этом, в соответствии с п. 2.2 Постановления включение в список пострадавших граждан производится на основании: - заявлений пострадавших граждан; - документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан в жилых домах, квартирах, указанных в п. 1.1 Постановления; - правоустанавливающих документов на земельные участки, предоставленные и (или) приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, правоустанавливающие документы на садовые, огородные земельные участки, а также на дачные земельные участки, предоставленные без права возведения жилого дома с правом регистрации, проживания в нем, расположенные на территории муниципальных образований <адрес>, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления; - актов обследования утраченного урожая в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления; - актов обследования жилых домов, квартир, находящихся при первых этажах многоквартирных домов и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, указанных в подпункте 1.1. пункт 1 настоящего постановления.
Таким образом, право на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес> признается за гражданами, которые на момент возникновения чрезвычайной ситуации были зарегистрированы в жилых домах, имеющих придомовые земельные участки, в квартирах, находящихся на первых этажах многоквартирных домов и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации.
Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> находилось в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты> на территории <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании свидетели ФИО9, ФИО7 подтвердили факт проживания ФИО1, ФИО4, ФИО10 по вышеуказанному адресу, а также факт полной утраты имущества, находящегося по адресу: <адрес>.
Согласно штампа в паспорте ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>, где также зарегистрированы ее дети ФИО4, ФИО10
Из сообщения администрации <адрес> муниципального района следует, что ФИО1, ФИО4, ФИО10 не включены в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании материальной (финансовой) помощи, поскольку не имеют регистрации по месту жительства.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 временно зарегистрирована по месту пребывания по адресу <адрес>. Согласно информации Департамента труда и социального развития <адрес>, в лице отдела по <адрес> муниципальному району, ФИО1 включена в список пострадавших от наводнения по месту регистрации: <адрес>, и получила 10 000 рублей в качестве единовременной материальной помощи.
Исходя из п. 3.2 Постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па регламентировано обеспечение целевого использования выделяемых средств, в соответствии с размерами разовой материальной помощи.
Таким образом, исковые требования ФИО1 ФИО4, ФИО10 о признании пострадавшими и включении в списки для получения материальной помощи удовлетворению не подлежат.
Доводы ФИО1 о том, что фактическим местом ее и детей жительства является дом по адресу: <адрес>, и они имеют право на получение компенсационных выплат, не могут быть приняты судом, поскольку постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па предусмотрено право на компенсационные выплаты пострадавшим, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации за гражданами, которые на момент возникновения чрезвычайной ситуации были зарегистрированы по месту жительства в жилых домах, имеющих придомовые земельные участки, и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации.
Руководствуясь 194-198 ГПК РФ, -
решил:
В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> в интересах ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, установлении факта проживания по адресу: <адрес>; признании за ФИО1 права на получение выплат за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в размере 100 000 рублей - финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости; признании за ФИО4, ФИО10 права на получение выплат за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в размере 10 000 рублей на человека в качестве единовременной материальной помощи; в размере 100 000 рублей на человека – финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости; возложении обязанности на администрацию Чугуевского муниципального района <адрес> включить ФИО1 ФИО4, ФИО10 в список на получение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуации - финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости – отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес> краевой суд через <адрес> районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.М. Бурцева