ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-153/2017 от 27.01.2017 Ленинскогого районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Дело № 2-153/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 января 2017 года г.Саранск, Республика Мордовия

Ленинский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе: председательствующего судьи - Куликовой И.В.,

при секретаре судебного заседания Карпушкиной Я.Н.,

с участием в деле:

истца – ФИО3,

представителя истца – ФИО4, действующего на основании доверенности от 10 августа 2016 года, сроком действия три года,

ответчика – Администрации городского округа Саранск, в лице представителя ФИО5, действующего на основании доверенности № 102-д от 27 сентября 2016 года, сроком действия один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации городского округа Саранск о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным отказом в согласовании публичного мероприятия,

установил:

ФИО4, действующий в интересах ФИО3 на основании доверенности, обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным отказом в согласовании публичного мероприятия.

В обоснование требований истец указал, что при реализации права на свободу мирных собраний им совместно с организатором публичного мероприятия 14 октября 2016 года в 12 часов 35 минут в Администрацию городского округа Саранск Республики Мордовия было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга и собрания 25 октября 2016 года с 15 часов 00 минут до 17 часов 30 минут на Советской площади г. Саранска Республики Мордовия на площади, прилегающей к памятнику В.И.Ленину.

В уведомлении указав, что целю публичного мероприятия является: формирование политической воли граждан в целях защиты идеи социальной справедливости и всеобщего объединения для этого протестного движения для освободительной борьбы от системной коррупции, как следствие породившей тиранию и узурпацию власти политическими партиями под лозунгом - мы за мир, долой тиранию, нет налогам без представительства народа во власти, отречемся от старого мира и стряхнем его прах с наших ног, мир народу, война партиям, долой тирана и узурпатора ФИО6 и партии - пень КПСС, защита свободы мирных собраний, и тесно связанных с нею свободы слова и свободы выражения своего мнения и формирования в обществе убеждения, что проблемы с публичной властью следует обсуждать не где-то за углом, а публично, открыто и гласно на площади и распространение таким способом информации, что протестные акции на Советской площади Саранска это не отдельные и разрозненные акции, а составная общего протестного движения имеющая целью объединение протестного движения и проведение протестных акций, в том числе и на Красной площади Москвы; распространение идеи всеобщего мира и добра, обращение внимания всех людей доброй воли, всех людей мира для побуждения выражения своей озабоченности войной на Украине и уничтожением мирного населения военными преступниками, и как следствие дляустановления всеобщего мира и международной безопасности к выражению требования скорейшего Международного уголовного правосудия над военными преступниками по Украине; защита идеи социальной справедливости (которая под влиянием ФИО6 дискредитирована) в противовес «треснувшему по швам» агрессивному и враждебному антинародному режиму коррупции, произвола, зла и насилия, а также в противовес имперским амбициям международной коррупции, пробуждению к выражению требования реальной ответственности за коррупцию, формирование общественного мнения о нетерпимости коррупции и необходимости всеобщего объединения для борьбы против системной коррупции, выражающееся в продаже мандатов депутатов Госдумы РФ, что характерно выразилось в попытке продажи мандатов депутата Госдумы РФ за 7,5 мл евро депутатом Госдумы РФ от КПРФ ФИО7 осужденным за это приговором суда к лишению свободы (сам факт, что депутат от КПРФ ФИО7 продавал мандат не от списка «своей КПРФ», а от партии, декларированной как идейного противника КПРФ - от «Единой России», наглядное тому подтверждение - коррупция не имеет ни какой идеи кроме наживы любыми способами, в том числе торговлей публичными должностными во власти), и это не только ни как не было осуждено возглавляющим КПРФ ФИО6, но и нашло его поддержку, и следовательно не только не порицает такое явление, а напротив, всячески поддерживая формирует тому условия, выражающаяся в коррупции в судебной системе, проявляющейся в частности в замещении должностей прокуроров за подкуп, а соответственно в формировании судебной системы исключительно под запросы коррупции, напрочь лишающего возможности конкуренции при подборе кадров и продвижение по службе в судебной системе по деловым качествам, как то проявилось в уголовном деле кадровика прокуратуры Мордовии ФИО8, который к тому же, пользуясь своей должностью как инструментом влияния, оказывал покровительство за подкуп по другим делам, и во взаимосвязи в выявившейся причастностью Генпрокуратуры к организованной преступности, что наглядно подтверждает формирование кадров судебной системы под нужды коррупции, и в свою очередь неопровержимо подтверждает невозможность в рамках существующей судебной системы противостоять коррупции, что соответственно лишает права граждан на состязательность в процессе, а значит права на судебную защиту, представляет угрозу национальной безопасности, угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества, это в особенности проявляется в незаконных преследованиях коррупционной системой посредством административного, судебного и полицейского произвола выступающих против коррупции, что противоречит «Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999), и не может быть терпимо, о нетерпимости международной коррупции, которая к тому же является потенциальным пособником терроризма, нетерпимости произвола и насилия со стороны публичных властей; общественное порицание коррупции ФИО9, проявившегося в «Панамских бумагах» где на имя его друзей спрятаны 2 миллиарда долларов, а также в деле «испанской» банды коррупционеров связанных с ближним окружением ФИО9, в части фигурантов которых судом Испании выдан ордер на арест, и требования отрешения ФИО9 от должности президента за причастность к коррупции под лозунгом - ФИО9 импичмент! «испанскую» банду на нары, ФИО9 под суд; побуждение к объединению для борьбы в целях устранения всех форм социального неравенства - (непомерные налоги и поборы, непомерные коммунальные платежи, а также неуклонный рост цен на нефтепродукты и газ в период резкого снижения мировых цен на нефть есть не что иное как форма социального неравенства и угнетения), побуждение к выражению требования отмены непомерных налогов и поборов без представительства трудового народа во власти, а также непомерных коммунальных платежей; организация протестного движения и побуждение и побуждение к объединению для противодействия коррупции совместно с общественным объединением Мордовского регионального общественного движения «Коммунистическое движение Революционный Фронт»; решение вопроса объединения в целях установления подлинных причин возникновения госдолга Мордовии на более чем 30 миллиардов рублей, и который продолжает стремительно расти по причине отсутствия представительства трудового народа во власти, а также изобличения допинга в мордовском спорте как разновидности коррупции; формирование убеждения в обществе, что замена одного коррупционера не приведет к устранению коррупции (где система одного коррупционера поменяет лишь на другого, еще худшего для общества, но нового и пока что малоизвестного как представителя коррупционного режима), что необходимо не только изобличать, что по вине ФИО9 произвол и коррупция, но и устранить основу коррупции через конституционную реформу в целях освобождения от главного нашего общего врага - от тирании и узурпации коррупцией политической власти и всей политический системы, через «диванные политические партии», что наглядно проявляется в устранении от выборов в Госдуму РФ и Госсобрание РМ посредством административного фильтра в виде сбора подписей для регистрации кандидатом для неугодных при одновременной регистрации кандидатами по факту пребывания в депутатах для угодных пребывающим во власти, что является способом воспрепятствования свободе в выборе законодательной власти и пресечения коррупции посредством свободных выборов органов законодательной власти, а соответственно побуждение к защите своих прав посредством изменения политической системы и избирательного законодательства, «заточенного» под прочно связанных с коррупцией партиями олигархов и бюрократов неудачников, и изменения политической системы и государственного устройства для пресечения коррупции и защиты интересов человека труда; побуждение к объединению в целях эффективного противодействия международной коррупции (которая в Украине разожгла войну) под лозунгом - ФИО9 импичмент; нет налогам без представительства, налоги без представительства тирания, отречемся от старого мира - долой тоталитаризм, а ФИО9 с ФИО6 под суд международного трибунала! Во время публичного мероприятия будут использованы плакаты: Януковича на нары, ФИО9 под суд!, Долой тиранию! Нет налогам без представительства народа во власти!, Долой обокравших Россию оффшорных аферистов, мы не рабы ворью, ФИО9 импичмент!. Форма публичного мероприятия: митинг, собрания. Публичное мероприятие будет проводиться 25 октября 2016 года с 15 часов 00 минут до 17 часов 30 минут с количеством участников до 20 человек.

Тем не менее, требования Конституции Российской Федерации и норм международного права администрацией городского округа Саранск Республики Мордовия не исполнены, и публичное мероприятие не законно не согласовано, в установленный законом срок каких-либо обоснованных предложений об изменении времени или места планируемых публичных мероприятий не поступало. Этим для него создавало непреодолимое препятствие в реализации своего права на свободу мирных собраний, что фактически является запретом на осуществление его права на свободу мирных собраний.

В то же время, 18 октября 2016 года как организатором публичного мероприятия в 12 часов 56 минут, то есть по истечении установленного законом срока на внесение обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона, было представлено заявление об информировании о результатах рассмотрения уведомления о проведении публичных мероприятий. Тем не менее, 18 октября 2016 года каких либо уведомлений об этом не поступало, что лишало их в организации планируемых публичных мероприятий. Мало того, 19 октября 2016 года, то есть по истечении установленного законом срока на внесение обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона, административным ответчиком было представлено решение об отказе в согласовании публичного мероприятия и одновременно вносилось ни чем не обоснованное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия. Причем, из этого предложения следует что на заявленном месте проведение публичных мероприятий не желательно, поскольку каких-либо убедительных и веских доводов, свидетельствующих о невозможности его проведения в заявленном месте не приведено. Данное решение, фактически принятое 19 октября 2016 года, а датированное от 18 октября 2016 года и значащаяся под регистрационным номером 7162-исх приобретает характер запрета публичной критики деятельности публичной власти.

Кроме того, на Советской площади г. Саранска административным ответчикам систематически согласовываются публичные мероприятия в зависимости от принадлежности к политическим партиям и органам публичной власти. Так, главой республики 1 мая 2016 на этой площадке проводилось публичное мероприятие с участием представителя церкви, а также согласовывался митинг для КПРФ ФИО6, проводились публичные мероприятия 12 июня 2016 года. Мало того, 14 октября 2016 года на этой площади административным ответчиком согласовывалось публичное мероприятие КПРФ ФИО6.

Администрацией городского округа Саранск Республики Мордовия без какого- либо законного основания было внесено предложение об изменении места проведении публичного мероприятия. В то же время, административным ответчиком не приводятся убедительные и веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия в заявленном месте не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей. В силу чего не согласование публичного мероприятия является необоснованным и неоправданным вмешательством в свободу мирных собраний, гарантированных ст. 11 Конвенции о защиту прав человека и основных свобод, и ст. 31 Конституции Российской Федерации, а соответственно нарушением указанного права. В то же время, исходя из решения администрации об отказе в согласовании планируемого публичного мероприятия само по себе предложение об изменении места проведения публичных мероприятий является требованием о согласовании публичного мероприятия, что обосновывает обращение в суд о незаконности не согласования публичного мероприятия.

В судебном заседании каких-либо доказательств обоснованности отказа согласования планируемых публичных мероприятий со стороны Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия не представлено.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска от 25 октября 2016 года его административные исковые требования к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск в части не доведения до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и времени проведения публичного мероприятия, о признании незаконным не согласования публичного мероприятия в форме митинга и собрания 25 октября 2016 г. с 15 часов 00 минут до 17 часов 30 минут на Советской площади г. Саранска Республики Мордовия на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину удовлетворены.

Признано незаконными действия Администрации городского округа Саранск в части не доведения до сведения организатора публичного мероприятия ФИО4, ФИО3, ФИО1 в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и времени проведения публичного мероприятия.

Признано незаконными действия Администрации городского округа Саранск, изложенные в письме от 18 октября 2016 г. № 7162 по отказу ФИО4, ФИО3, ФИО1 в согласовании публичного мероприятия в форме митинга и собрания 25 октября 2016 г. с 15 часов 00 минут до 17 часов 30 минут на Советской площади г. Саранска Республики Мордовия на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину. На ответчика судом возложена обязанность согласовать с ФИО4, ФИО3, ФИО1 публичное мероприятие в форме митинга и собрания 25 октября 2016 г. с 15 часов 00 минут до 17 часов 30 минут на Советской площади г. Саранска Республики Мордовия на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину.

Решение суда обращено к немедленному исполнению.

Тем не менее, по вине ответчика было создано непреодолимое препятствие и в реализации права на свободу мирных собраний и по решению суда, которое до окончания времени планируемых публичных мероприятий не согласовано. Это лишило возможности его проведения чем было создано препятствие в их проведении и провести их не представилось возможным. Мало того, по надуманным предлогам ответчик всячески уклонялся от исполнения решения суда и пытался выдворить из административного здания ответчика с применением сил полиции организатора публичных мероприятий ФИО4, который обратился с просьбой исполнить решение суда.

Таким способом посредством несогласования публичного мероприятия нарушено его право на свободу мирных собраний, гарантированного статьей 31 Конституции Российской Федерации, согласно которой граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, и частью 1 статьи И Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими. Тем самым, по вине ответчика было унижено их достоинство как организаторов планируемых публичных мероприятий, что причинило ему чувство страха, тревоги и собственной неполноценности от непризнания его прав, чем ему причинены нравственные страдания от чувства унижения и досады и тем самым причинен моральный вред, который по совокупности с незаконным несогласованием планируемых публичных мероприятий и невозможностью их проведения, оценивает в 12 000 евро. Обоснованность причинения морального вреда в виде чувства унижения, досады, страха, тревоги и собственной неполноценности подтверждается и тем обстоятельством, что по этой причине публичного мероприятия не проводилось.

Моральный вред с учетом нарушения основополагающего права в демократическом обществе оценивает в 824 282 рубля 40 копеек, исходя из расчета 12000 (двенадцати тысяч) евро в качестве компенсации морального вреда, которые были взысканы Постановлением Европейского суда "Дело "Махмудов (Makhmudov) против Российской Федерации" (Жалоба N 35082/04) за аналогичные нарушения и курса евро на 7 декабря 2016 года согласно данных Центрального банка Российской Федерации составляет 68,6902 рубля. (68,6902x12000=824 282.40)

На основании изложенного, просил суд взыскать с ответчика Администрации городского округа Саранск Республики Мордовия 824 282 рубля 40 копеек в его пользу денежную компенсацию причиненного морального вреда причиненного незаконным бездействием Администрации городского округа Саранск в части не доведения до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и времени проведения публичного мероприятия, и незаконным не согласованием публичного мероприятия в форме митинга и собрания 25 октября 2016 г. с 15 часов 00 минут до 17 часов 30 минут на Советской площади г. Саранска Республики Мордовия на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину, а также незаконными действия Администрации городского округа Саранск, изложенные в письме от 18 октября 2016 г. № 7162 по отказу ФИО3 в согласовании публичного мероприятия в форме митинга и собрания 25 октября 2016 г. с 15 часов 00 минут до 17 часов 30 минут на Советской площади г. Саранска Республики Мордовия на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину, а также неисполнения обращенного к немедленному исполнению решения суда до момента начала времени планируемых публичных мероприятий так и до момента окончания времени планируемых публичных мероприятий возложенной судом обязанности согласовать публичное мероприятие в и собрания 25 октября 2016 г. с 15 часов 00 минут до 17 часов 30 минут на Советской площади г. Саранска Республики Мордовия на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину, и возврат уплаченной государственной пошлины 300 рублей.

22 декабря 2016 года представитель истца ФИО3 представил суду заявление об уточнении исковых требований.

В судебное заседания истец ФИО3 не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом, при этом в исковом заявлении истец указал, что просил рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие, с участием представителя ФИО4.

В судебном заседании представитель истца ФИО4 исковые требования поддержал, по основаниям изложенным в исковом заявлении, и в заявлении об утонении исковых требований от 22 декабря 2016 года, просил их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск – ФИО5 относительно исковых требований возразил, просил суд в их удовлетворении отказать.

Суд в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца ФИО3

Выслушав участников процесса, допросив свидетеля ФИО2, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что ФИО4, ФИО3, ФИО1, за которого по доверенности действовал ФИО4, 14 октября 2016 г. в 12 часов 35 минут в Администрацию городского округа Саранск Республики Мордовия подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга и собрания 25 октября 2016 г. с 15 часов 00 минут до 17 часов 30 минут на Советской площади г. Саранска Республики Мордовия на площади, прилегающей к памятнику В.И.Ленину.

Согласно имеющемуся в материалах дела сообщению Администрации городского округа Саранск, адресованному ФИО4, от 18 октября 2016 г. № 7162-исх административным истцам предложено изменить место проведения публичного мероприятия и провести его на любом из предложенных (1. Театральная площадь г. Саранска (территория, непосредственно прилегающая к зданию Государственного русского драматического театра <...>, предельная численность лиц, участвующих в публичном мероприятии, до 900 человек (из расчета 1 кв.м. на чел.); 2. Площадка между музейно-историческим комплексом «Навеки с Россией», ул. Красная и водоемом стадиона «Старт», ул. Московская, 12, предельная численность лиц, участвующих в публичном мероприятии, до 10000 человек (из расчета 1 кв.м. на чел.); 3. Помещение дома культуры «Луч», ул. Веселовского, д. 40а, зал на 365 мест.) мест в удобное для них время в период с 7 часов до 22 часов. Вышеуказанные предлагаемые места позволяют полностью достичь заявленных целей при проведении публичного мероприятия.

Не согласившись с вышеуказанном ответом Администрации городского округа Саранск, ФИО4, ФИО3, ФИО1 обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск в части не доведения до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и времени проведения публичного мероприятия, о признании незаконным не согласования публичного мероприятия в форме митинга и собрания 25 октября 2016 г. с 15 часов 00 минут до 17 часов 30 минут на Советской площади г. Саранска Республики Мордовия на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска от 25 октября 2016 года, административные исковые требования ФИО4, ФИО3, ФИО1 к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск в части не доведения до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и времени проведения публичного мероприятия, о признании незаконным не согласования публичного мероприятия в форме митинга и собрания 25 октября 2016 г. с 15 часов 00 минут до 17 часов 30 минут на Советской площади г. Саранска Республики Мордовия на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину удовлетворены.

Признаны незаконными действия Администрации городского округа Саранск в части не доведения до сведения организатора публичного мероприятия ФИО4, ФИО3, ФИО1 в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и времени проведения публичного мероприятия.

Признаны незаконными действия Администрации городского округа Саранск, изложенные в письме от 18 октября 2016 г. № 7162 по отказу ФИО4, ФИО3, ФИО1 в согласовании публичного мероприятия в форме митинга и собрания 25 октября 2016 г. с 15 часов 00 минут до 17 часов 30 минут на Советской площади г. Саранска Республики Мордовия на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину.

На Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность согласовать с ФИО4, ФИО3, ФИО1 публичное мероприятие в форме митинга и собрания 25 октября 2016 г. с 15 часов 00 минут до 17 часов 30 минут на Советской площади г. Саранска Республики Мордовия на площади, прилегающей к памятнику В.И. Ленину.

Решение суда вступило в законную силу 29 ноября 2016 года.

В соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, суд исходит из доказанности факта нарушения Администрацией городского округа Саранск личного неимущественного права ФИО3, а именно: права собираться мирно, без оружия, права проводить митинги, предусмотренного статьей 31 Конституции Российской Федерации.

Как следует из показаний свидетеля ФИО2, 25 октября 2016 года в конце рабочего дня ФИО4 пришел с решением суда от 25 октября 2016 года в Администрацию городского округа Саранск. Ему было предложено придти за постановлениями на утро следующего дня, однако ФИО4 настаивал на вручении постановлений 25 октября 2016 года. Им, были изготовлены проекты постановлений и подписаны у руководителя. 19 часов 34 минуты вышеуказанные постановления были вручены ФИО4, о чем была сделана запись в Журнале выдачи заверенных копий.

ФИО3 заявлено требование о компенсации морального вреда ввиду нарушения Администрацией городского округа Саранск его личных неимущественных прав в размере 824282 рублей 40 копеек.

В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Из содержания данной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.

В соответствии с положениями статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В силу статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Учитывая приведенные нормы закона, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных ФИО3 исковых требований о компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходит из характера и объема, причиненных истцу нравственных страданий, учитывая степень вины ответчика, суд частично удовлетворяет исковые требования истца, и размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика, по внутреннему убеждению, с учетом требований разумности и справедливости в соответствии с требованиями статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет в пользу истца ФИО3 в размере 5000 рублей.

Именно такой размер компенсации в полной мере отвечает принципам разумности и справедливости, соразмерен последствиям неправомерного отказа органом местного самоуправления в проведении публичного мероприятия, определен с учетом невозможности истца реализовать, конституционное право на свободу проведения пикетирования. Данный размер компенсации определен с учетом характера нравственных страданий истца, фактических обстоятельств, при которых причинен моральный вред (не отвечающее требованиям закона предложение об изменении формы и места публичного мероприятия, невозможность реализации конституционного права на свободу проведения публичного мероприятия (пикетирования).

Факт нарушения прав истца в результате незаконного отказа в проведении публичного мероприятия установлен и подтвержден материалами дела. Незаконный отказ в проведении публичного мероприятия нарушил личные неимущественные права ФИО3, в частности установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст.31 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

В соответствии с Положением о Департаменте финансов Администрации городского округа Саранск, утвержденным решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 года №187, финансовым органом Администрации городского округа Саранск является Департамент финансов, который в соответствии Уставом городского округа Саранск и с указанным Положением, является структурным подразделением Администрации городского округа Саранск.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что сумма денежной компенсации морального вреда в размере 5000 рублей, подлежит взысканию в пользу ФИО3 с Администрации городского округа Саранска, за счет средств казны муниципального образования.

В соответствии со статьей 67 ГПК Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

В соответствии со статьей 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса.

Согласно статье 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Исковое заявление оплачено истцом государственной пошлиной в размере 300 рублей. При этом уплаченная государственная пошлина в указанном размере соответствует размеру государственной пошлины, предусмотренному подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с этим истцу за счет ответчика подлежат возмещению понесенные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Исходя из изложенного, оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленныхистцом требований и по указанным им основаниям, и руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО3 к Администрации городского округа Саранск о взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконным отказом в согласовании публичного мероприятия удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда, причиненного незаконным отказом в согласовании публичного мероприятия в размере 5000 (пять тысяч) рублей.

В остальной части исковые требования ФИО3, оставить без удовлетворения.

Взыскать с Администрации городского округа Саранск в пользу ФИО3 сумму уплаченной истцом государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.В.Куликова

Мотивированное решение составлено 31 января 2017 года.

Судья И.В.Куликова