КОПИЯ
Дело № 2-153/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Беловский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Л.Н. Орловой
при секретаре Синдеевой И.П.
с участием истца Ефремовой Дианы Вадимовны,
представителя истца Оспищевой Ольги Николаевны,
представителя ответчика Агалаковой Галины Владимировны,
представителя МБУ «Служба заказчика ЖКХ» Гордеева Василия Викторовича
рассмотрев в городе Белово Кемеровской области
28 февраля 2018 года
гражданское дело по иску Ефремовой Д.В. к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения взамен аварийного,
УСТАНОВИЛ:
Ефремова Д.В. обратилась в суд с иском к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения взамен аварийного, свои требования мотивирует тем, она является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, указанная квартира принадлежит ей на праве собственности, на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ за №, договора дарения 4/5 доли жилой квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.
Квартира находится в многоквартирном жилом доме, который в декабре 2015 года признан аварийным и подлежащий сносу, о чем свидетельствует акт обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ.
Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> не включен в адресную программу переселения из аварийного фонда.
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу в адресную программу, жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
До настоящего времени Администрацией Беловского городского округа не предприняты попытки переселения граждан из аварийного жилья, не представлено временное жилье.
Решением Беловского городского суда по делу №а-1291 от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным бездействия администрации Беловского городского округа в части установленного законодательством порядка изъятия жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>5, признанного непригодным для проживания и подлежащего сносу.
В соответствии с п.4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано не пригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» выделяет основания для признания жилого помещения непригодным для проживания, так, согласно п.п.10, 11 вышеуказанного Положения, несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещенийв многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещин и стойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надёжности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.
Однако до настоящего времени квартира истцу не предоставлена, хотя в силу ст. 57 ЖК РФ истец имеет право на предоставление другого благоустроенного жилья по договору социального найма вне очереди
Статьёй 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением другое жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населённого пункта.
Из норм действующего законодательства (статья 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации) следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Согласно части 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Иными словами, общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади, являющейся жилой, и площади определённых вспомогательных помещений. Таким образом, поскольку жилищные условия граждан, переселяемых из жилых домов, подлежащих сносу, не могут быть ухудшены и именно размером жилой площади помещения определяются в первую очередь его потребительские свойства, постольку предоставление гражданам в порядка статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений не предполагает предоставление квартиры, размер жилой площади которой меньше размера жилой площади ранее занимаемого помещения.
Кроме того, в силу части 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом.
Закреплённый в указанной норме принцип равноправия означает одинаковый подход при решении вопроса о правах, предоставляемых гражданам отраслевым и, в частности, жилищным законодательством.
В этой связи ограничительное толкование положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающее сохранение того же количества комнат только в случаях предоставления жилого помещения в коммунальной квартире и тем самым позволяющее ухудшать жилищные условия нанимателей, переселяемых из отдельных квартир, по сравнению с нанимателями, переселяемыми из коммунальных квартир, является нарушением обязанности обеспечивать конституционное истолкование подлежащих применению норм и ведёт к фундаментальному нарушению прав граждан.
Закреплённый в указанной норме принцип равноправия означает, в частности, одинаковый подход при решении вопроса о правах, предоставляемых нанимателям жилых помещений при переселении, вне зависимости от того, в какой квартире, коммунальной или отдельной, они проживают.
Статья 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, в самом общем виде определяя критерии, которым должны соответствовать вновь предоставляемые жилые помещения, не содержит запрета на предоставление того же количества комнат при переселении граждан из коммунальных квартир в отдельные.
Таким образом, предоставление гражданам в порядке статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений предполагает равнозначность количества комнат с ранее имевшимся.
С учетом уточнения исковых требований просит обязать Администрацию Беловского городского округа предоставить Ефремовой Д.В. благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, в черте Беловского городского округа, имеющее две комнаты, общей площадью не менее 37,3 кв.м.
В судебном заседание истица Ефремова Д.В.исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель истца по доверенности Оспищева О.Н. исковые требования поддержала в полном объеме, подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика- Администрации Беловского городского округапо доверенности Агалакова Г. В. в судебном заседании исковые требования не признала, считает в удовлетворении исковых требований необходимо отказать, пояснила, что согласно заключению межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ дом по <адрес> был признан аварийными подлежащим сносу. На основании вынесенного заключения Администрация Беловского городского округа вынесла постановление №-п от 30.12.2015г. в котором установила срок для переселения собственников (нанимателей) и членов их семей по вышеуказанному жилому помещению в другие благоустроенные жилые помещения до ДД.ММ.ГГГГ. В данном постановлении поручено директору МБУ «Службы заказчика ЖКХ» выполнить комплекс мероприятий по поддерживающему ремонту, обеспечивающему безопасные условия для проживания в многоквартирном доме. Постановление Администрации Беловского городского округа №-п от 30.12.2015г. о назначении срока переселения жильцов является действующим и никем не оспорено.
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности. Дом по <адрес> - здание 1932 года постройки, эксплуатировался 83 года до признания его аварийным. Согласно Заключению ГП КО «Облстройпроект» критерием оценки здания в целом и его конструктивных элементов являлся физический износ. Поэтому при наружном обследовании определялось общее состояние конструктивных элементов, доступных для визуального обследования, наличие в них разрушений, трещин и других деформаций. Детального обследования не было. Поэтому все заключения о техническом состоянии строительных конструкций делались на основании ведомственных строительных нормах (ВСН 58-88(р)) т.е. нормативная эксплуатация рубленных стен 30 лет до капитального ремонта, фундаменты бутовые ленточные 50 лет до капитального ремонта и.т.д. Общий нормативный срок данного дома, относящихся к IV группе капитальности составляет 50 лет. В Беловском городском округе сборно-щитовые обследованные дома со сроком службы 25 лет, уже стоят по 4 срока и отсутствует аварийность. Аварийным же признают дом, в котором больше половины здания, а также несущие конструкции повреждены и создают угрозу обрушения. Обычно такую опасность можно выявить сразу визуально, поскольку здание существенно деформируется. Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда - п. 2.4.3. Дома в которых проведение капитального ремонта нецелесообразно и подлежащим сносу: допускается обеспечивать безопасные и санитарные условия для проживания в них на оставшийся срок ( в течении 10 лет). Согласно ВСН 58-88(р)- п.31, 3.2, 3.3,п.3.4, п.3.7, производить общие осмотры, т.е. вести мониторинг данного дома, что и делается в настоящее время: осматривания места общего пользования на наличие неисправностей и нарушений.
В соответствии с региональной адресной программой «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, денежные средства выделяются на переселение из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу до ДД.ММ.ГГГГ. На территории Беловского городского округа реализация данной программы завершена в 2015 году. Дом Ефремовой Д.В. по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в IV квартале 2015 года. Согласно программным мероприятиям, указанной региональной программы, сроки переселения граждан из таких домов предусмотрены как минимум в пятилетний срок.
На территории Беловского городского округа в целях мониторинга технического состояния аварийного жилищного фонда создана комиссия по обследованию технического состояния жилых домов и помещений, признанных аварийными. Состав и порядок работы комиссии утвержден распоряжением Администрации Беловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении и работе комиссии по обследованию технического состояния жилых домов и помещений, признанных аварийными». Информация по результатам обследования направляется в Государственную жилищную инспекцию <адрес>. В случае, если будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, Администрацией Беловского городского округа будут приняты безотлагательные меры по отселению граждан в другие благоустроенные жилые помещения. На сегодняшний день, по результатам проведенных обследований, потеря пространственной жесткости и устойчивости, а также угрозы обрушения основных строительных конструкций не выявлено.
Апелляционным определением Кемеровского областного суда от 23.08.2017г. по делу №А-8773 было отказано в удовлетворении требований Ефремовой Д.В. об обязании ответчика принять решение об изъятии жилого помещения по <адрес>5, <адрес>, принадлежащего истице, путем его выкупа или предоставлении другого жилого помещения.
В настоящее время Ефремова Д.В. на учете в Администрации Беловского городского округа в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит, доказательств того, что истица является малоимущей не представлено.
Просит суд учесть то обстоятельство, что 4/5 доли вышеуказанной квартиры Ефремовой Д.В. были получены в дар ДД.ММ.ГГГГ, т.е Ефремова Д.В. приняла в дар квартиру которая в тот момент уже была признана аварийной.
На основании вышеизложенного, просит в исковых требованиях отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица МБУ «Служба заказчика ЖКХ» Гордеев В. В. в судебном заседание пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с обследованием квартир, в <адрес>, которая принадлежит истице никто не проживает, квартира не отапливается. В целом состояние жилого дома удовлетворительное, несмотря на то, что дом признан аварийным, опасности внезапного обрушения не имеется, опасности для граждан в нем проживающих нет, все протоколы обследования подписаны комиссией.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела приходит к следующему.
Статьей 32 ЖК РФ установлен порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения в доме признанного аварийным и подлежащим сносу, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения, а именно - жилое помещение может быть, изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, дня государственных или муниципальных нужд.
Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещений осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной :власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской. Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В судебном заседании установлено, чтоЕфремова Д.В. согласно договору на передачу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ за № (л.д.5), договору дарения 4/5 доли жилой квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6), является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, (л.д.5), что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
Согласно техническому паспорту на жилое помещение – квартиру по адресу: <адрес>, год постройки здания 1932, общая площадь 36,3 кв.м., жилая 22,5 кв.м., собственником является, в том числе,Ефремова (Мишагина) Д. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.9-11), что также подтверждаетсявыпиской из единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37).
ДД.ММ.ГГГГ решением Беловского городского суда по административному делу по административному исковому заявлению Ефремовой Д.В. к Администрации Беловского городского округа о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления и возложении обязанности по совершению действий постановлено: « Административное исковое заявлениеЕфремовой Д.В. к Администрации Беловского городского округа о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления и возложении обязанности по совершению действий, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействия администрации Беловского городского округа в части установленного законодательством порядка изъятия жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, ул. Железнодорожная <адрес> признанного непригодным для проживания и подлежащего сносу.
Обязать администрацию Беловского городского округа принять решение об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего по праву собственности Ефремовой Д.В., путем его выкупа или предоставления другого жилого помещения взамен изымаемого при достижении соответствующего соглашения между администрацией Беловского городского округа иЕфремовой Д.В..
В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать» (л.д.16-19).
ДД.ММ.ГГГГ апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда решение Беловского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части обязания администрации Беловского городского округа принять решение об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего по праву собственности Ефремовой Д.В., путем его выкупа или предоставления другого жилого помещения взамен изымаемого при достижении соответствующего соглашения между администрацией Беловского городского округа и Ефремовой Д.В..
В отмененной части принято новое решение, которым в удовлетворении требования Ефремовой Д. В. к Администрации Беловского городского округа об обязании администрации Беловского городского округа принять решение об изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего по праву собственности Ефремовой Д.В., путем его выкупа или предоставления другого жилого помещения взамен изымаемого при достижении соответствующего соглашения между администрацией Беловского городского округа и Ефремовой Д.В. – отказать.
В остальной части решение суда оставлено без изменений (л.д. 20-23).
Согласно акту обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес> комиссией, назначенной Постановлением Администрации Беловского городского округа дом по <адрес>, не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям (высокий уровень физического износа - 78%, отсутствие капитального ремонта, Заключение ГП КО «ОБЛСТРОЙПРОЕКТ» от 06.10.2015г.), выявлены основания для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (л.д.12-13), что также соответствует Заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-15).
Из сообщения Администрации Беловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Ефремова Д.В., проживающая по адресу: <адрес>, 13-5, по состоянию на 10.11.2017год, на учете при Администрации Беловского городского округа в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит (л.д.27).
Постановлением Администрации Беловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок переселения собственников (нанимателей) и членов их семей зарегистрированных и проживающих в данном многоквартирном доме, в другие благоустроенные жилые помещения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34).
Во исполнение распоряжения Администрации Беловского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ№-р утвержден состав комиссии по обследованию технического состояния жилых домов и помещений, признанных аварийными на территории Беловского городского округа; разработан график ежеквартального обследования технического состояния жилых домов и помещений, признанных аварийными на территории Беловского городского округа; ежеквартально согласно разработанному графику, проводится обследование технического состояния жилых домов и помещений, признанных аварийными.
Согласно заключению Государственного предприятия <адрес> «Облстройпроект» от 2015 года по результатам обследования технического состояния многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, обследуемый объект находится в стадии эксплуатации (однако половина квартир не заселены). Общее техническое состояние объекта обследования в соответствии ГОСТ 31937-2011 оценивается как аварийное состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими оисчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.
Межведомственной комиссии рекомендуется признать обследуемый жилой <адрес> в <адрес> аварийным, не пригодным дли проживания - подлежащим сносу и принять решение о расселение проживающих.
Допрошенная в судебном заседание эксперт Селина Т. А. суду пояснила, угроза обрушения дома есть, дом признан аварийным. При признании дома аварийным значит, что он согласно нормативным документам исчерпал свою работоспособность несущих конструкций дома, никто не может сказать сколько еще простоит дом и когда произойдет обрушение несущих конструкций. Нормативами предусмотрено несколько вариантов признании: работоспособными, ограничено работоспособными и аварийными несущих конструкций. При признании аварийным необходимо срочно расселять жильцов. Здание без фундамента. На основании ГОСТа при признании экспертизой жилого помещения аварийным не допускается мониторинг, мониторинг могут проводить, но жильцы должны быть выселены из дома. В данном жилом доме имеется угроза внезапного обрушения. Критерий аварийности говорит об исчерпании несущих конструкций, потеря конструкциями устойчивости объекта.
Свидетель Турова В. М. суду показала, что работает в Администрации Беловского городского округа в отделе по строительству и текущему ремонту. Администрацией Беловского городского округа создана комиссия по исследованию домов признанных аварийными, в нее входят заместитель Главы по ЖКХ, специалист по муниципальному жилищному контролю, представитель МЧС, заместитель директора МБУ «Служба заказчика». Комиссия прослеживает как «ведут» себя несущие конструкции, есть ли трещины, увеличиваются ли трещины, все сведения передаются в <адрес>. Угрозы обрушения дома по <адрес> нет. Жильцы имеют право, если в квартире возникла угроза обрушения обратиться в МБУ «Служба заказчика». Поскольку срок службы деревянного дома исчерпан его признают аварийным. По факту нет угрозы обрушения, дом включен в перечень, люди будут расселены.
Истец Ефремова Д. В., заявляя исковые требования о предоставлении ей жилого помещения (квартиры) по норме предоставления с учетом жилых помещений находящихся в собственности ссылается на ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, которой установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Вместе с тем, суд полагает, что доводы истца и ссылка на указанную норму несостоятельна. Так согласно разъяснениям, данным в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07,2009 г. № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Ф.» по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое по основаниям, предусмотренным ст. 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования данного жилого помещения по назначению (дом, вкотором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи превысит норму предоставления (ст, 50 ЖК РФ) судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст.89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее.из того же числа комнат в коммунальной квартире.
В силу абз. 4 п. 37 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что судам необходимо иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, а ч. 5 ст. 57, 58 ЖК РФ) учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете к качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение» сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ),
Таким образом, из указанного следует, что внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма (ч.2 ст.57 ЖК РФ) возможно в случае, если гражданин имеет жилое помещение на основании договора социального найма, находящееся в доме признанном в установленном порядке аварийным и внеочередное предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, то есть предоставление равнозначного жилого помещения без учета улучшений.
Истец имеет в доме, признанном в установленном порядке аварийным жилое помещение на праве собственности,
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно части 10 данной статьи признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 -3,5- 9 данной статьи. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства. В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № 483-ФЗ) региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после ДД.ММ.ГГГГ, она утверждается на период до завершения срока деятельности Фонда. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
Из материалов дела усматривается, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> не включен в региональную адресную программу, поэтому суд приходит к выводу о том, что у истца не возникло право требовать взамен выкупа спорной квартиры предоставления ему другого жилого помещения, поскольку органом местного самоуправления не принято решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, и между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении жилого помещения.
Сторонами не оспаривается тот факт, что такое соглашение междуЕфремовой Д. В. и Администрацией Беловского городского округа не заключено.Истица не обращалась к ответчику с требованием о заключении соответствующего соглашения и о предоставлении ей жилого помещения из маневренного фонда.
Кроме того, ст.89 ЖК РФ установлено, что предоставление жилого помещения по нормам предоставления возможно только в случаях предусмотренных федеральным законом и только гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете. В данном случае, законом не установлено предоставление жилого помещения по нормам предоставления в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания. Обратное привело бы к нарушению жилищных прав иных лиц, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того истица не состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
С учетом изложенного, суд считает, что исковые требованияЕфремовой Д. В.к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения взамен аварийного, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Ефремовой Д.В. к Администрации Беловского городского округа о предоставлении жилого помещения взамен аварийного, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья (подпись) Л. Н. Орлова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.