Дело № 2-153/2021
УИД 19RS0008-01-2021-000278-95
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Копьёво 23 августа 2021 года
Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия
в составе судьи Южаковой М.Н.,
при секретаре судебного заседания Горбацевич Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «... СОШ-И» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения действующего законодательства об окружающей среды,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Орджоникидзевского района Республики Хакасия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «... СОШ-И» о возложении обязанности устранить допущенные нарушения в сфере исполнения законодательства об охране окружающей среды. В обоснование требований указал, что прокуратурой была проведена проверка, в ходе которой установлено, что котельная в МБОУ «... СОШ - И» по адресу: ..., на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не поставлена. Кроме того, в настоящее время в ходе осуществлении своей деятельности, нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух не утверждались, производственный и лабораторный контроль загрязняющих веществ атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны не организован, учет выбросов загрязняющих веществ на не ведется, газопылеулавливающее и газоочистное оборудование в котельной не установлено. По фактам выявленных нарушений прокуратурой района в адрес Управления образования администрации Орджоникидзевского района ../../.. внесено представления о необходимости устранения выявленных нарушений. ../../.. на указанное представления дан ответ, согласно которому выявленные нарушения не устранены ввиду отсутствия денежных средств. Просит суд обязать МБОУ «... СОШ-И» поставить котельную, расположенную по адресу: ..., на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, утвердить нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, организовать проведение производственного и лабораторного контроля загрязняющих веществ атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны, обеспечить ведение учета выбросов загрязняющих веществ, установить на котельной газопылеулавливающее и газоочистное оборудование.
В судебном заседании помощник прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия Янькова Ю.А. настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в иске, а также просила установить срок для исполнения решения не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представители ответчика МБОУ «... СОШ-И», третьего лица Администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия, третьего лица Управления образования администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.
На основании ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Заслушав мнение помощника прокурора, исследовав приобщенные к делу документы, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 32 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (далее ФЗ №7) оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может-оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии со ст. 69.2 названного закона объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Частью 1 ст. 69 названного закона установлено, что государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
Согласно ч. 1 ст. 30 названного Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:
- обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;- планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
- осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;
- осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования;
- обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;
- соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ../../.. в адрес руководителя Управления образования администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия внесено представление №.. по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды.
../../.. в прокуратуру района поступил ответ на указанное представление согласно которому выявленные в ходе проведения проверки нарушения фактически не устранены, так как на данные мероприятия отсутствуют денежные средства.
Кроме того прокуратурой Орджоникидзевского района Республики Хакасия ../../.. в адрес руководителя Управления образования администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия было направлено требование в порядке ст. 6 и 22 ФЗ о ../../..№.. «О прокуратуре Российской Федерации» в срок не позднее ../../.. представить информацию с приложением копий подтверждающих документов в отношении образовательных учреждений МБОУ «... ССОШ», МБОУ «... СОШ-И», МБОУ «... СОШ», МБОУ «... СОШ», МБОУ «... СОШ»:
- сведения об утверждении нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух котельной (с обязательным приложением копий подтверждающих документов);
- сведения об учете выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (с обязательным приложением копий подтверждающих документов);
- сведения об организации производственного и лабораторного контроля загрязняющих веществ на границе санитарно-защитной зоны.
На данное требование руководителем Управления образования администрации Орджоникидзевского района Республики Хакасия был дан ответ, что в связи с дефицитом бюджета выполнить мероприятия по охране окружающей среды, о природопользовании и промышленной безопасности не представляется возможным в 2021 году. В совет депутатов будет вынесено предложение при принятии бюджета на 2022 год включить расходы по охране окружающей среды.
По делу достоверно установлено, что МБОУ «... СОШ - И» не исполнены требования законодательства об охране окружающей среды, а именно: о постановке котельной, расположенной по адресу: ..., на государственный учет, в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; утверждении нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух; организации проведения производственного и лабораторного контроля загрязняющих веществ атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны; обеспечении ведения учета выбросов загрязняющих веществ, установлении на котельной газопылеулавливающего и газоочистного оборудования.
Указанные нарушения являются недопустимыми и влекут за собой загрязнение атмосферного воздуха, причинение вреда здоровью работающих и обучающихся в указанном образовательном учреждении граждан.
На основании ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчиком не предоставлено доказательств, опровергающих доводы, указанные истцом.
С учетом всех обстоятельств дела, суд считает срок 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу достаточным для устранения ответчиком выявленных нарушений.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что заявленные прокурором требования подлежали удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Орджоникидзевского района Республики Хакасия удовлетворить.
Обязать МБОУ «... СОШ-И» в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу поставить котельную, расположенную по адресу: ..., на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; утвердить нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух; организовать проведение производственного и лабораторного контроля загрязняющих веществ атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны; обеспечить ведение учета выбросов загрязняющих веществ; установить на котельной газопылеулавливающее и газоочистное оборудование.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Орджоникидзевский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 30 августа 2021 года.
Судья М.Н. Южакова
.